судья Самарина Е.А. | дело № 33-19241/2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09.11.2017 | г. Екатеринбург |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Волковой Я.Ю.,
судей Ивановой Т.С., Кокшарова Е.В.,
при секретаре Цыпиной Е.В.
в помещении суда рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению федеральной миграционной службы по Свердловской области в лице ликвидационной комиссии о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации
на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 31.08.2017.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.С., объяснения истца ФИО1, объяснения представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 31.08.2017 частично удовлетворены исковые требования ФИО1 к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению федеральной миграционной службы по Свердловской области в лице ликвидационной комиссии о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда:
- с ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу ФИО1 взыскана задолженность по денежному содержанию за период с 01.01.2017 по 30.04.2017 в размере 215455 руб. 68 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 60798 руб. 80 коп., единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь в размере 6978 руб. 00 коп., денежная компенсация за задержку выплат (ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации) в размере 21 707 руб. 72 коп., компенсация морального вреда в размере 2000 руб. 00 коп.
В остальной части в удовлетворении исковых требований к Министерству внутренних дел Российской Федерации отказано.
Производство по гражданскому делу в части требований истца к ответчику Управлению Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Свердловской области прекращено в связи с ликвидацией данного ответчика.
Истец решение суда не обжаловала.
С решением суда не согласился ответчик Министерство внутренних дел Российской Федерации. Представитель ответчика принес на решение суда апелляционную жалобу, в которой указал, что не согласен с решением суда в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильным применением норм материального права.
В апелляционной жалобе ответчиком Министерством внутренних дел Российской Федерации указывается, что Министерство внутренних дел Российской Федерации считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку члены ликвидационной комиссии ФМС России являлись прикомандированными к ФМС России сотрудниками органов внутренних дел и федеральными государственными гражданскими служащими. Распоряжением ФМС России утвержден состав ликвидационной комиссии УФМС России по Свердловской области, в состав которого входила истец ФИО1 В трудовых (служебных) отношениях ФИО1 с ответчиком Министерством внутренних дел Российской Федерации не состояла, в связи с чем обязанность по выплате ей заработной платы (денежного довольствия, денежного содержания, иного вознаграждения) у ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации отсутствовала. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий ФМС России и ФСКН России продлен до 01.07.2017, Министерство внутренних дел Российской Федерации определено ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России. Финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными указанным распоряжением, должно было быть произведено в пределах бюджетного финансирования и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации в федеральном бюджете. В 2017 году дополнительное финансирование из федерального бюджета на проведение ликвидационных мероприятий, в том числе на заработную плату (денежное довольствие, денежное содержание, иное вознаграждение) членам ликвидационной комиссии УФМС России по Свердловской области не поступало. До решения вопроса о выделении дополнительного финансирования в 2017 году ликвидационные мероприятия ответчику Министерству внутренних дел Российской Федерации необходимо было осуществлять в пределах выделенных бюджетных ассигнований, но только при оформлении с членами ликвидационных комиссий правоотношений путем заключения гражданско-правовых договоров либо путем заключения срочных трудовых договоров. Поскольку указанные договоры с истцом ФИО1 не заключались, то трудовые (служебные) отношения между истцом и Министерством внутренних дел Российской Федерации отсутствовали, в связи с чем основания для расчетов по оплате труда членам ликвидационной комиссии УФМС России по Свердловской области, в том числе, истцу, в 2017 году у ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации отсутствовали.
Доводов относительно незаконности решения суда первой инстанции в части установления судом факта надлежащего выполнения истцом обязанностей члена ликвидационной комиссии в период с 01.01.2017 по 30.04.2017 в полном объеме, без нарушений, в соответствии с представленными в материалы дела письменными доказательствами фактически отработанного времени; в части сроков обращения в суд и периодов взыскания; в части размеров (определенных судом, в том числе, на основании представленных третьим лицом (ФМС России) справок) и структуры взысканных судом первой инстанции сумм (задолженности по денежному содержанию за период с 01.01.2017 по 30.04.2017, компенсации за неиспользованный отпуск, единовременной выплаты, материальной помощи, компенсации за задержку выплат (ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации) и компенсации морального вреда), апелляционная жалоба ответчика не содержит.
По мнению представителя ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации, незаконность решения суда заключается в том, что надлежащим ответчиком по данному делу является не Министерство внутренних дел Российской Федерации, а ФМС России, приказом которой истец и была включена в состав ликвидационной комиссии для работы в период с 01.01.2017 по 30.04.2017 и в последующем уволена. С Министерством внутренних дел Российской Федерации истец в указанный период не имела никаких правоотношений.
В возражениях на апелляционную жалобу истец, ссылаясь на распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 2896-р «О продлении сроков ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России», полагает решение суда перовой инстанции законны и обоснованным и указывает на то, что ФМС России также находится в стадии ликвидации, срок завершения ликвидационных мероприятий определен до 01.10.2017.
В заседание суда апелляционной инстанции явились:
- истец ФИО1, возражавшая относительно доводов и требований апелляционной жалобы ответчика, поддержавшая ранее представленные в материалы дела письменные возражения на апелляционную жалобу ответчика;
- представитель ответчика ФИО2, поддержавшая апелляционную жалобу ответчика.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда - www.ekboblsud.ru), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке. Явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции истец и представитель ответчика не возражали против рассмотрения гражданского дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда, ввиду следующего.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод о частичном удовлетворении заявленных истцом требований.
Судом первой инстанции установлено, что до 30.04.2017 истец проходила государственную гражданскую службу Российской Федерации, замещала должность заместителя начальника финансового обеспечения - главного бухгалтера УФМС России по Свердловской области.
В период с 01.01.2017 по 30.04.2017 истец не получала денежное содержание.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба России упразднена и ее функции и полномочия переданы МВД России (пп. 1, 2).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 1025-р (п. 3) ликвидационные мероприятия по упразднению ФМС России, включая ее территориальные органы и загранаппарата, должны были быть завершены 31.12.2016.
Приказом ФМС России от 01.06.2016 № 229 «О ликвидации Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области» УФМС России по Свердловской области ликвидировано, о чем 28.08.2017 внесена запись в ЕГРЮЛ (л.д.152).
Распоряжением председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 26.082016 № НС-1/9-490 истец назначена заместителем председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Свердловской области.
В соответствии с указанием председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 14.12.2016 в целях завершения ликвидационных мероприятий, приказом УФМС России по Свердловской области от 15.12.2016 № 715 л/с «По личному составу» с истцом расторгнут служебный контракт, истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы 31.12.2016.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 2896-р «О продлении сроков ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России» срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России продлен до 01.07.2017.
Ответственным за завершение ликвидационных мероприятий, финансовое обеспечение расходов, связанных с их выполнением определено МВД России (пп. 2, 4).
В связи с продлением сроков завершения ликвидационных мероприятий, в соответствии с указанием председателя ликвидационной комиссии ФМС России № НС-1020 «Об отмене изданных приказов», приказ УФМС России от 15.12.2016 № 715л/с «По личному составу», в части расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения истца с государственной гражданской службы 31.12.2016 с согласия истца, отменен до его реализации (до увольнения истца, с согласия истца).
В период с 01.01.2017 по 30.04.2017 истец продолжила выполнять ликвидационные мероприятия, исполняла обязанности заместителя председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Свердловской области (данный факт ответчиками не оспаривался, не оспаривалось количество фактически отработанного истцом времени, факт выполнения истцом в указанный период служебных обязанностей в полном объеме без нарушения служебных обязанностей в пределах подтвержденного имеющимися в деле письменными доказательствами количества фактически отработанного истцом времени).
Судом первой инстанции установлено, что истец в указанный период сверяла расчеты с ГУ МВД России по Свердловской области по переданному в 2016 году имуществу, обязательствам и активам, сверяла суммы передачи остатков и оборотов по счетам балансового и забалансового учета перед составлением годового промежуточного ликвидационного баланса, готовила и сдавала в ФМС России годовую отчетность.
В период с 01.01.2017 по 30.04.2017 денежное содержание истцу не выплачивалось, несмотря на неоднократные обращения истца в ГУВД Свердловской области, МВД России, ФМС России с соответствующими письмами и запросами, которые представлены в материалы дела. Так, материалами дела подтверждается, что истец направляла в ГУ МВД России по Свердловской области документы для начисления денежного содержания членам ликвидационной комиссии (табели учета использования рабочего времени, сведения об установленных окладах денежного содержания и надбавок, копии листков нетрудоспособности, расчетные листки с перерасчетом за декабрь 2016 года, расчетные ведомости) от 29.03.2017 № 20/2114. В ответ истцом было получено письмо от 31.03.2017 № 16/576 о том, что у ГУ МВД России по Свердловской области отсутствуют правовые основания для производства выплат членам ликвидационной комиссии. Ликвидационной комиссией УФМС России по Свердловской области в адрес МВД России было направлено заявление истца от 26.04.2017 на имя Министра внутренних дел России о выплате денежного содержания (№ 20/2098 от 27.04.2017). Ликвидационной комиссией УФМС России по Свердловской области в адрес ФМС России направлено заявление истца от 26.04.2017 на имя председателя ликвидационной комиссии ФМС России о выплате денежного содержания (№ 20/2099 от 27.04.2017).
Приказом УФМС России по Свердловской области от 28.04.2017 № 7 л/с «По личному составу» служебный контракт с истцом расторгнут, истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы 30.04.2017. При увольнении окончательный расчет не произведен (данный факт ответчиками также не оспаривался).
Приходя к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований и взыскании задолженности по денежному содержанию за период с 01.01.2017 по 30.04.2017, компенсации за неиспользованный отпуск, единовременной выплаты, материальной помощи, компенсации за задержку выплат (ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации) и компенсации морального вреда с ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно учитывал:
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 2896-р «О продлении сроков ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России», в соответствии с которым срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России продлен до 01.07.2017; ответственным за завершение ликвидационных мероприятий, финансовое обеспечение расходов, связанных с их выполнением определено МВД России;
- письмо (поручение) заместителя Председателя Правительства Российской Федерации на имя Министра внутренних дел Российской Федерации от 06.04.2017 № РД-П4-2040, из которого следует, что правительством Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации указывается на необходимость «в срочном порядке обеспечить необходимые выплаты членам ликвидационных комиссий ФСКН России и ФМС России за счет перераспределения имеющихся бюджетных средств» (л.д. 112);
- письмо заместителя Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации на имя Министра внутренних дел Российской Федерации от 26.04.2017, из которого следует, что Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации обращает внимание Министра внутренних дел Российской Федерации на необходимость неукоснительного соблюдения поручения Правительства Российской Федерации от 06.04.2017 № РД-П4-2040 и необходимость Министру внутренних дел Российской Федерации обеспечить необходимые выплаты членам ликвидационных комиссий ФСКН России и ФМС России за счет перераспределения имеющихся бюджетных средств, а Министерству финансов Российской Федерации – предусмотреть компенсацию затраченных Министерством внутренних дел Российской Федерации бюджетных средств на указанные цели при корректировке федерального бюджета на соответствующий период; предлагается Министерству внутренних дел Российской Федерации обеспечить неукоснительное соблюдение указанного поручения Правительства Российской Федерации, направленного на завершение проводимых ликвидационных мероприятий, и осуществить соответствующие выплаты членам ликвидационных комиссий (л.д. 113);
- письмо заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации от 10.03.2017 № 1/2723 «О ликвидационных комиссиях ФСКН России и ФМС России», из которого следует, что денежное довольствие и заработная плата должна выплачиваться членам ликвидационных комиссий ФСКН России и ФМС России финансовыми службами подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по основному месту работы; формирование ликвидационных комиссий осуществлять преимущественно за счет бывших членов ликвидационных комиссий ФСКН России и ФМС России (л.д. 43-44).
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу указанных актов обязанность по содержанию ликвидационных комиссий ФМС России уже 29.12.2017 была возложена Правительством Российской Федерации на Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Производя расчет взыскиваемых сумм (который не оспаривался ответчиком как в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, так и не оспаривается в апелляционной жалобе), суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ответчиком Министерством внутренних дел Российской Федерации в материалы данного гражданского дела представлена справка от 14.08.2017 о размере денежного содержания члена ликвидационной комиссии УФМС по Свердловской области ФИО1 (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих»), согласно которой размер денежного содержания истца за четыре месяца 2017 года (с 01.01.2017 по 30.04.2017) составляет 95455 руб. 68 коп. В расчет не включен размер ежемесячной выплаты - 30000 руб. 00 коп. В то же время, согласно распоряжению ФМС России № НС-1/9-453 от 16.08.2017 заместителю председателя ликвидационной комиссии с 01.07.2016 установлена ежемесячная выплата в размере 30000 руб. 00 коп. В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно включил указанную выплату в расчет денежного содержания истца ФИО1 за указанный период и произвел необходимый расчет.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и нормами Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за неиспользованный отпуск, единовременной выплаты, материальной помощи. При этом суд первой инстанции учитывал представленный в материалы дела приказу по личному составу от 28.04.2017 № 7л/с и справку, выданную третьим лицом УФМС России по Свердловской области о том, что количество неиспользованного отпуска у истца ФИО1 составило 13,33 календарных дня, а также справку ответчика от 14.08.2017 о размере компенсации за неиспользованный отпуск. Доводов об отсутствии правовых оснований для взыскания указанных выплат апелляционная жалоба не содержит.
При взыскании с ответчика в пользу истца компенсации за задержку выплат, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации. Полный и подробный расчет приведен в решении суда и ответчиком в апелляционной жалобе не оспаривается.
Взыскивая с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2000 руб. 00 коп., суд первой инстанции обоснованно руководствовался ч. 16 ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации и исходил из следующего.
В соответствии с п. 4 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 2896-р «О продлении сроков ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России» финансовое обеспечение расходов, связанных с ликвидационными мероприятиями, производится именно Министерством внутренних дел Российской Федерации, т.е. уже с 29.12.2017 на ответчика была возложена обязанность по финансированию мероприятий по упразднению ФМС России.
Суд первой инстанции учитывал, что согласно п. 3 указания Министерства внутренних дел Российской Федерации от 10.03.2017 № 1/2723 руководителям территориальных МВД России поручено выплачивать денежное довольствие и заработную плату членам ликвидационных комиссий финансовыми службами подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по основному месту работы, что свидетельствует о том, что обязанность по содержанию ликвидационных комиссий ФМС России уже 29.12.2017 была возложена на Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Суд первой инстанции учитывал, что поручением Правительства Российской Федерации от 06.04.2017 № РД-П4-2040 предписано Министерству внутренних дел Российской Федерации обеспечить в срочном порядке необходимые выплаты членам ликвидационных комиссий ФМС России за счет перераспределения имеющихся бюджетных средств, а Министерству финансов России - предусмотреть компенсацию затраченных ответчиком бюджетных средств на указанные цели при корректировке федерального бюджета на соответствующий период. В связи с неисполнением Министерством внутренних дел Российской Федерации поручения Правительства Российской Федерации от 06.04.2017 № РД-П4-2040, заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации письмом от 26.04.2017 № 2835н-П4, в адрес Министра внутренних дел Российской Федерации дал указание о неукоснительном исполнении указанного поручения Правительства Российской Федерации, направленного на завершение проводимых ликвидационных мероприятий.
Судом первой инстанции также установлено, что, как следует из писем Федерального казначейства Российской Федерации от 20.01.2017 № 07-04-05/09-72, от 02.08.2017 № 07-04-05/09-635 по вопросу организации исполнения исполнительных документов в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником Федеральной миграционной службы по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, и денежные средства в порядке субсидиарной ответственности подлежат взысканию с Министерства внутренних дел Российской Федерации. В период с 01.01.2017 по 28.08.2017 года финансирование ликвидационных мероприятий ФМС России и ее территориальных органов, в том числе по выплатам денежного довольствия (заработной платы) членам ликвидационных комиссий, как Федеральной миграционной службы, так и УФМС России по Свердловской области не осуществлялось, лимиты бюджетных обязательств до УФМС России по Свердловской области и ФМС России в 2017 году не доводились, что подтвердили как истец, так и представитель ответчика при рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции.
Согласно ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части; оставить апелляционную жалобу без рассмотрения по существу, если жалоба подана по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.
В силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Судебная коллегия полагает, что, с учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика, с учетом положений ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Решение суда мотивировано, отвечает требованиям ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда, изложенные в вынесенном решении, подтверждаются материалами дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 31.08.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий судья Волкова Я.Ю.
Судьи Иванова Т.С.
Кокшаров Е.В.