Судья С.Г.Скуратович Дело №33-1924/2014
Докладчик Г.К.Екония
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Г.К.Екония
судей В.А.Ганченковой
ФИО1
с участием секретаря судебного заседания Н.В.Сухойкиной
рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 октября 2014 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда города Саранска от 14 июля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Г.К.Екония, судебная коллегия
установила:
прокурор Октябрьского района города Саранска обратился в суд с исковыми требованиями в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации городского округа Саранск об оспаривании бездействия администрации городского округа, включении земельного участка в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск и принятии мер по надлежащему содержанию кладбища.
В обоснование исковых требований указал на то, что постановлением Администрации городского округа Саранск от 6 ноября 2013 года №2943 Казённому учреждению городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 26128 квадратных метров с кадастровым номером <№> для размещения кладбища по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, районный посёлок Ялга.
Земельный участок в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск не включён.
На территории кладбища отсутствуют: информационный стенд со схемой кладбища и обозначением секторов, дорожек, исторических и мемориальных могил, мест общественного пользования и ёмкостей с технической водой; ограждение кладбища.
Кладбище не разбито по секторам с присвоением отдельного номера или наименования, территория кладбища не подразделена на функциональные зоны.
Кладбище не отвечает требованиям пункта 2.3.2 Стандарта качества предоставления муниципальной услуги «Содержание мест захоронения», утверждённого постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2010 года №356.
Кроме этого, в нарушение требований пункта 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» территория кладбища не обвалована, не разделена на функциональные зоны, не имеет зелёной защиты по периметру кладбища.
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории городского округа Саранск относятся к вопросам местного значения городского округа и полномочиям администрации городского округа.
Надлежащих мер по организации похоронного дела на кладбище администрация городского округа не принимает, чем нарушаются права неопределённого круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.
Просил суд:
признать незаконным бездействие администрации городского округа, выразившееся в не включении земельного участка в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск и в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на кладбище;
обязать администрацию городского округа в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу включить земельный участок в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск;
обязать администрацию городского округа в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение и информационный стенд, определить зелёную зону территории кладбища.
В последующем требования уточнил и просил суд:
признать незаконным бездействие администрации городского округа, выразившееся в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на кладбище;
обязать администрацию городского округа в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение и информационный стенд, определить зелёную зону территории кладбища.
От требований о признании незаконным бездействия администрации городского округа, выразившегося в не включении земельного участка в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск, и включении земельного участка в Реестр муниципальной собственности городского округа Саранск отказался. Определением Ленинского районного суда города Саранска от 14 июля 2014 года принят отказ прокурора от этих требований и производство по делу в части этих требований прекращено.
Решением Ленинского районного суда города Саранска от 14 июля 2014 года исковые требования удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие администрации городского округа, выразившееся в непринятии надлежащих мер по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на кладбище.
Суд обязал администрацию городского округа в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по надлежащему содержанию кладбища, а именно: произвести обваловку территории кладбища, установить ограждение и информационный стенд, определить зелёную зону территории кладбища.
Представитель Администрации городского округа Саранск ФИО12 подал апелляционную жалобу на решение суда, ссылаясь на то, что свои обязанности администрация городского округа исполняет надлежащим образом. Полномочиями по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории городского округа Саранск наделено Казённое учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», и администрация городского округа является ненадлежащим ответчиком. Работы по содержанию кладбища ведутся и к настоящему времени информационный стенд на кладбище установлен. Стандарт качества предоставления муниципальной услуги «Содержание мест захоронения», утверждённый постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2010 года №356, не предусматривает обваловку территории кладбища. Кладбище организовано задолго до введения в действие СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» и его требования на кладбище не распространяются. Требование прокурора об обваловке территории кладбища не основано на законе. Обваловка и установка ограждения территории кладбища требуют значительных финансовых затрат, которых в бюджете городского округа Саранск на 2014 год в необходимых размерах не предусмотрено. Выполнить требование об обваловке и установке ограждения территории кладбища не представляется возможным. Требование прокурора и решение суда об определении зелёной зоны территории кладбища не основано на правовых нормах и не конкретизировано, возложение данной обязанности может привести к неясности и невозможности исполнения решения суда. Просил отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Старший помощник прокурора Октябрьского района города Саранска ФИО13 подала возражения на апелляционную жалобу, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель Администрации городского округа Саранск не явился. О времени и месте судебного заседания администрация городского округа надлежаще извещена, сведений о причинах неявки своего представителя не представила, и отложить разбирательство дела не просила.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя администрации городского округа.
В судебном заседании представитель Казённого учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» ФИО2 относительно апелляционной жалобы не возразил.
В судебном заседании прокурор ФИО8 относительно апелляционной жалобы возразила.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, на территории городского округа Саранск на земельном участке площадью 26128 квадратных метров с кадастровым номером <№>, с местоположением по адресу: Республика Мордовия, городской округ Саранск, районный посёлок Ялга, размещено кладбище.
Земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании Казённого учреждения городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства».
Территория кладбища не обвалована и не огорожена, не подразделена на функциональные зоны, отсутствует информационный стенд.
Кладбище не отвечает требованиям пункта 2.3.2 Стандарта качества предоставления муниципальной услуги «Содержание мест захоронения», утверждённого постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2010 года №356, и требованиям пункта 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
Администрация городского округа Саранск, обладающая на территории городского округа полномочиями по содержанию мест захоронения, надлежащих мер по содержанию кладбища не принимает, чем нарушаются права неопределённого круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно признал незаконным бездействие администрации городского округа, не принимающей надлежащие меры по содержанию кладбища, и обязал администрацию городского округа в установленный срок устранить допущенные нарушения санитарных требований к содержанию кладбища.
Так, в силу положений пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 23 части 1 статьи 9, пункта 12 статьи 35 Устава городского округа Саранск, утверждённого решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года №177, содержание мест захоронения на территории городского округа Саранск, включающее в себя обеспечение соблюдений санитарных правил, норм и гигиенических нормативов к содержанию мест захоронения, относится к вопросам местного значения городского округа и полномочиям администрации городского округа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
В данном случае кладбище расположено в границах городского округа Саранск, и содержание кладбища, в том числе обеспечение соблюдений санитарных правил, норм и гигиенических нормативов к содержанию кладбища, относится к вопросам местного значения городского округа и полномочиям администрации городского округа. При этом в силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» общественное кладбище находится в ведении администрации городского округа.
Исходя из этого, администрация городского округа обязана принять меры по устранению допущенных нарушений санитарных требований к содержанию кладбища.
Разрешая дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав надлежащую оценку доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация городского округа свои обязанности исполняет надлежащим образом, отклоняются как ненашедшие подтверждения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что полномочиями по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории городского округа Саранск наделено Казённое учреждение городского округа Саранск «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства», и администрация городского округа является ненадлежащим ответчиком, также отклоняются.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим спорные правоотношения, содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципальных образований, и органы местного самоуправления обязаны решать эти вопросы местного значения в пределах предоставленных им полномочий. При этом выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированной организации и прочее) не освобождает органы местного самоуправления от ответственности за неисполнение этих обязанностей.
К тому же в силу положений статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, на основе которого должна осуществляться деятельность органов местного самоуправления.
Поэтому в случае неисполнения обязанностей по надлежащему содержанию мест захоронения на соответствующий орган местного самоуправления может быть возложена обязанность принятия мер по устранению допущенных нарушений санитарных и экологических требований к содержанию мест захоронения, а исполнение этой обязанности может быть осуществлено третьими лицами.
Соответственно, администрация городского округа, обладающая на территории городского округа полномочиями по содержанию мест захоронения и не принимающая надлежащих мер по содержанию кладбища, является надлежащим ответчиком.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работы по содержанию кладбища ведутся и к настоящему времени информационный стенд на кладбище установлен, также отклоняются.
Доказательств тому, что допущенные нарушения санитарных требований к содержанию кладбища устранены, суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Стандарт качества предоставления муниципальной услуги «Содержание мест захоронения», утверждённый постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2010 года №356, не предусматривает обваловку территории кладбища, также отклоняются.
Отсутствие в указанном Стандарте такого требования к устройству кладбища не освобождает администрацию городского округа от обязанности принятия мер по обваловке территории кладбища.
Такое требование к устройству кладбища вытекает из положений пункта 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
Согласно требованиям настоящего пункта устройство кладбища осуществляется в соответствии с утверждённым в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть обваловку территории.
В силу положений пункта 1.1 настоящих СанПиН эти санитарные требования распространяются на все кладбища независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности, устанавливая санитарно-эпидемиологические требования к условиям их эксплуатации.
В силу положений пункта 1.2 настоящих СанПиН эти санитарные требования являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией кладбищ.
Отношения по содержанию кладбищ являются длящимися и эти санитарные требования, установленные в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, распространяются на все действующие кладбища вне зависимости от времени их организации.
Соответственно, доводы апелляционной жалобы о том, что кладбище организовано задолго до введения в действие настоящих СанПиН и его требования на кладбище не распространяются, как и доводы жалобы о том, что требование прокурора об обваловке территории кладбища не основано на законе, также отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обваловка и установка ограждения территории кладбища требуют значительных финансовых затрат, которых в бюджете городского округа Саранск на 2014 год в необходимых размерах не предусмотрено, также отклоняются.
Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по содержанию мест захоронения не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и не должно нарушать права и законные интересы неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и создавать угрозу экологической безопасности населения.
Соответственно, доводы апелляционной жалобы о том, что выполнить требование об обваловке и установке ограждения территории кладбища не представляется возможным, также отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требование прокурора и решение суда об определении зелёной зоны территории кладбища не основано на правовых нормах и не конкретизировано, возложение данной обязанности может привести к неясности и невозможности исполнения решения суда, также отклоняются.
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 2.3.2 Стандарта качества предоставления муниципальной услуги «Содержание мест захоронения», утверждённого постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 26 февраля 2010 года №356, территория кладбищ независимо от способа захоронения должна подразделяться на функциональные зоны: входную; ритуальную; административно-хозяйственную; захоронений; моральной (зелёной) защиты по периметру кладбища.
В данном случае моральная (зелёная) защита по периметру кладбища не определена и указанным требованиям настоящего Стандарта территория кладбища не отвечает.
В случае неясности решения суда об определении зелёной зоны территории кладбища администрация городского округа вправе обратиться в суд первой инстанции, принявший решение, за разъяснением решения суда по правилам статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Других доводов к отмене решения суда в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных абзацами вторым – шестым статьи 222 настоящего Кодекса, не усматривается.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
оставить решение Ленинского районного суда города Саранска от 14 июля 2014 года без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Саранск без удовлетворения.
Судья-председательствующий Г.К.Екония
Судьи В.А.Ганченкова
ФИО1