АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33-1925/2015
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Воробьевой С.А.,
судей Терентьевой Н.А., Яковлева С.В.,
при секретаре Е.В. Делибожко,
при участии представителя заявителя адвоката Гончарова П.Ю. и представителя прокуратуры Республики Крым Костюченко Р.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 27.11.2014 г. по делу № 2-2607/2014 (судья Кит М.В.) по заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене представления Прокуратуры г. Керчи об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В., объяснения представителя заявителя Гончарова П.Ю. и представителя прокуратуры Республики Крым Костюченко Р.С., изучив пояснения Прокуратуры г. Керчи, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 (далее заявитель) в порядке ст.254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее ГПК РФ) обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить представления Прокуратуры г. Керчи (далее Прокуратуры) об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 11.07.2014 г. о принятии конкретных и исчерпывающих мер, направленных на устранение нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 27.11.2014 г. по делу № 2-2607/2014 отказано в удовлетворении заявления ФИО1.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель, считая его незаконным и необоснованным, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым удовлетворить заявление ФИО1 в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права при неправильной оценке обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель заявителя в судебное заседание, которое состоялось 02.03.2015г., настаивал на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, полагал, что решение Керченского городского суда Республики Крым от 27.11.2014 г. по делу № 2-2607/2014 постановлено с нарушением норм процессуального права и поэтому подлежит отмене.
Представитель прокуратуры возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу (исх.№ 8-4-2015 от 13.01.2015 г.).
Выслушав судью-докладчика, пояснения представителя заявителя Гончарова П.Ю. и представителя прокуратуры Республики Крым Костюченко Р.С., исследовав материалы дела, пояснения Прокуратуры, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым считает, что апелляционная жалоба Заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Ст.254 ГПК РФ устанавливает, что гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ст.258 ГПК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что Прокуратурой была проведена проверка деятельности КРУ «Керченский историко-культурный заповедник» в части соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. В ходе указанной проверки было установлено, что на территории Аджимушкайских каменоломней и Мемориального комплекса «Аджимушкай», отнесенных Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2001 г. №1761 к памятникам истории, при проведении Вахты Памяти «Аджимушкай-2014» производились раскопки захоронений солдат, погибших в районе Аджимушкая в годы Великой Отечественной войны, с последующим изъятием обнаруженных фрагментов оружия, личных предметов и документов. Однако, раскопки и изъятие обнаруженных фрагментов оружия, личных предметов и документов проводилось при отсутствии необходимого разрешения на изучение памятника, что противоречит требованиям Инструкции о порядке учета, обеспечения, содержания и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 г. №203. Кроме того, Прокуратурой также установлено, что предметы, найденные во время проведения поисковых работ в районе Аджимушкая в рамках международной Вахты Памяти-2014 г., в органы военного управления не передавались, что является нарушением требований Закона Российской Федерации от 14.01.1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». По результатом проведения проверки Прокуратурой 11.07.2014 г. было внесено представление №123-2207-14 об устранении выявленных нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которое направлено на имя Министра культуры Республики Крым.
По итогам рассмотрения представления Прокуратуры Министром культуры Республики Крым 29.08.2014 г. издан приказ № 11, в котором было строго указано ФИО1, директору КРУ «Керченский историко-культурный заповедник», на необходимость надлежащего выполнения своих должностных обязанностей, недопущение нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, указанных в представлении Прокуратуры г. Керчи от 11.07.2014 г. № 123-2207-14.
В соответствии со ст. 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон от 17.01. 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закон «О прокуратуре РФ»), в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (ст.1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями ст.2, 4, 15, 18 Конституции Российской Федерации.
Согласно Закону «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст.6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст. 21 данного Федерального закона (п. 3 ст. 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п. 1 ст. 24).
Анализ приведенных выше положений закона в совокупности с регламентированными им обязанностями и полномочиями прокурора свидетельствует о том, что принятие мер прокурорского реагирования по устранению нарушений закона являются правом, реализуемым по усмотрению прокурора исходя из конкретных обстоятельств и результатов проверки заявлений, жалоб и иных обращений, в связи с чем в силу указанных выше положений ст. 46 Конституции Российской Федерации законность принятия Прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ Представление об устранении выявленных нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации может быть предметом обжалования в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.
В силу изложенного, учитывая издание Министром культуры Республики Крым 29.08.2014 г. приказа № 11, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что Заявитель имел право оспаривать в судебном порядке законности указанного представления от 11.07.2014 г.
Такие выводы соотносятся с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 г. №84-О.
При таких обстоятельствах изложенные в возражениях на апелляционную жалобу утверждения Прокуратуры о том, что согласно положениям Закона «О прокуратуре РФ» представления прокурора не могут быть отменены не заслуживают внимания. Также не могут быть основанием для отмены решения суда первой инстанции доводы апелляционной жалобы о том, что основанием для принятия представления в соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» являются исключительно нарушение прав и свобод человека и гражданина.
Материалы дела подтверждают, что Аджимушкайские каменоломни и Мемориальный комплекс «Аджимушкай» отнесены к памятникам истории в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2001 г. №1761 «О внесении памятников истории, монументального искусства и археологии национального значения в Государственный реестр памяток недвижимости Украины».Этот статус в дальнейшем был подтвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 03.09.2009 г. № 928 «О внесении объектов культурного наследия национального значения в Государственный реестр памятников недвижимости Украины».
Заявителем, как директором КРУ «Керченский историко-культурный заповедник», 05.05.2014 г. был издан приказ № 49 «О проведении Вахты Памяти «Аджимушкай-2014», согласно которому с целью научного исследования памятника «Аджимушкайские каменоломни» и территории довоенного поселка Аджимушкай решено организовать и провести совместно с Региональной общественной организацией «Военно-патриотическое поисковое объединение «Столица» международную Вахту Памяти «Аджимушкай-2014» в период с 15.05.2014 г. по 29.05.2014 г.
Директором КРУ «Керченский историко-культурный заповедник» за исх. №5319/01-01 от 14.05.2014 г. было получено согласование заместителя председателя Совета министров Республики Крым на проведение «Международной Вахты Памяти – 2014» при соблюдении порядка, определенного законом Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. К объектам культурного наследия относятся, в т.ч., памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; отдельные захоронения и др.
Ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ определяет, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.
В соответствии со ст. 35 указанного Федерального закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 г. №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти. Ст. 9 указанного Закона устанавливает, что порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в части захоронения погибших - органами местного самоуправления в пределах своей компетенции. Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.
Согласно п. 59 Инструкции о порядке учета, обеспечения, содержания и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 г. №203, осуществление специальных работ по изучению памятников методами, которые могут нарушить их сохранное состояние – производство зондажей, шурфов, раскопов, инженерных физико-химических и других исследований, - допускается лишь при наличии разрешения на изучение памятника (форма №15). Разрешение на изучение памятника подлежит регистрации в государственных органах охраны памятников по месту нахождения памятника.
Судом первой инстанции установлено, что во исполнение приказа №49 от 05.05.2014 г. при проведении Вахты Памяти «Аджимушкай-2014» осуществлялись поиск и раскопки захоронений солдат, погибших в районе Аджимушкая в годы Великой Отечественной войны, с последующим изъятием обнаруженных фрагментов оружия, личных предметов и документов при отсутствии разрешения, обязательность получения которого установлена Инструкцией о порядке учета, обеспечения, содержания и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 г. №203.
Кроме того было выяснено, что при проведении 23.05.2014 г. Федеральной службой безопасности совместно с сотрудниками Прокуратуры г.Керчь, отдела Управления ФМС России по Республике Крым в г. Керчь и Управления МВД России по г. Керчь проверки деятельности военно-поисковой экспедиции «Аджимушкай-2014» были выявлены два ствола со ствольными коробками от винтовки «Мосина», большое количество гильз от стрелкового оружия, гильзы от артиллерийских снарядов времен войны, а также большое количество предметов указанного периода (армейская каска, саперные лопатки и т.д.). Также было установлено, что при проведении поисковых работ применялись металлодетекторы в местах боев.
В силу изложенного становится очевидной правильность выводов суда первой инстанции о нарушении указанных выше требований Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ, Закона Российской Федерации от 14.01.1993 г. № 4292-1 при организации и проведении на территории памятника «Аджимушкайские каменоломни» и территории довоенного поселка Аджимушкай совместно с Региональной общественной организацией «Военно-патриотическое поисковое объединение «Столица» международной Вахты Памяти «Аджимушкай-2014» в период с 15.05.2014 г. по 29.05.2014 г., правомерности направления Прокуратурой в адрес Министра культуры Республики Крым представление об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.
Факт изъятия 23.05.2014 г. сотрудниками ФСБ РФ совместно с сотрудниками 3-го отдела милиции г. Керчи в присутствии прокуратуры г. Керчи в рамках проверки законности деятельности поисковых отрядов на территории КРУ «Керченский историко-культурный заповедник» найденных при проведении международной Вахты Памяти «Аджимушкай-2014»предметов, включенных в полевую опись Вахты Памяти, не опровергает выводов суда первой инстанции о нарушении требований Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ, Закона Российской Федерации от 14.01.1993 г. № 4292-1.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что, исходя из доводов заявления, установленных обстоятельств дела и положений ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ФИО1 о признании незаконным и отмене представления Прокуратуры г. Керчи об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 11.07.2014 г.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности принятия судом во внимание даты вступления в силу Постановления Государственного Совета Республики Крым от 21.05.2014 г. судебной коллегией не принимаются во внимание в силу того, что указанным нормативным правовым актом подтверждался статус КРУ «Керченский историко-культурный заповедник», на территории которого расположены Аджимушкайские каменоломни и мемориальный ансамбль «Героям Аджимушкая», как объекта культурного наследия.
Учитывая все вышеизложенное в совокупности, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Правовая оценка, которую суд первой инстанции дал обстоятельствам дела, не противоречит требованиям материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы относительно их нарушения являются необоснованными и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы, изложенные в судебном решении.
Судебное решение является законным и обоснованным и не может быть отменено по основаниям, приведенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями199, 327-327.2, п.1 ч. 1 ст. 328, 329, 376 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 27.11.2014 г. по делу № 2-2607/2014 – оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ФИО3– оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий подпись С.А. Воробьёва
Судьи подпись Н.А. Терентьева
подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>