Председательствующий по делу Дело № 33-1928/2018
судья Аксаненко Р.Т.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Ревенко Т.М.
и судей Процкой Т.В., Кардаша В.В.,
при секретаре Епифанцеве И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 15 мая 2018 года гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Дровяная в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о понуждении к действиям
по апелляционной жалобе представителя ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ ФИО1
на решение Центрального районного суда г. Читы от 21 ноября 2017 года, которым постановлено:
иск военного прокурора гарнизона Дровяная в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о понуждении к действиям удовлетворить частично;
обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести в котельных №№ 8, 19 и 94, расположенных по адресу: <адрес>, военный городок №, необходимые капитальные работы, направленные на подготовку к проведению отопительного сезона 2017-2018 г.г. и последующих отопительных сезонов, а именно:
- произвести капитальный ремонт крыши котельных № 19 и 94, и здания котельной № 8;
- установить контур молниезащиты и заземления в котельных №№ 8, 19 и 94;
- установить оборудование для химической водоочистки котельных №№ 8, 19 и 94;
- осуществить на котельной № 8 замену водогрейных котлов КВТ-75ВМ №№ 3, 4 (1997 г.в.), на котельной № 19 – замену водогрейных котлов КВТ-75БМ №№ 1, 2, 3 (1997 г.в.), КВТ-75БМ № 6 (1998 г.в.), на котельной № 94 – замену 4 водогрейных котлов КВТ-75БМ (1998 г.в.) и 3 паровых котлов Е-1/9М (2002, 2002 и 2004 г.в.);
- произвести капитальный ремонт золоулавливающих установок, расположенных на котельных №№ 8, 19 и 94;
- установить предохранительные клапана на подающий трубопровод водогрейных котлов котельной № 19;
- установить резервный дымосос в котельную № 19;
возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по текущему обслуживанию и обеспечению деятельности котельных №№ 8, 19 и 94, расположенных по адресу: Забайкальский край, г. Чита, пос. Песчанка, военный городок № 215, а именно по:
- проведению проверки манометров в котельных №№ 8, 19 и 94;
- установке 3-х ходовых кранов на манометрах в котельных №№ 8, 19, 94;
- оформлению паспортов на котлы КВТ-75БМ (1998 г.в.), на котел КВТ-75 с пароперегревателем (2014 г.в.) котельной № 8; на котёл КВТ-75БМ (2015 г.в.) котельной № 19;
- проведению настройки предохранительных клапанов котельных №№ 8, 94, а также предохранительного клапана котла КВ-1,0 котельной № 19;
- проведению аттестации ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котельной №19 в комиссии Ростехнадзора;
- принятию мер по защите от механических повреждений кабельной линии 0,4 кВ от стены здания;
в удовлетворении иска к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ отказать.
Заслушав доклад судьи Ревенко Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
военный прокурор гарнизона Дровяная обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. Прокуратурой совместно со специалистами Ростехнадзора проведена проверка готовности объектов теплоснабжения к отопительному сезону 2017-2018 гг. и последующим отопительным сезонам. Котельные № 8, 19 и 94, расположенные по адресу: <адрес>, военный городок №, принадлежат на праве собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ и закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ). В ходе проверки установлено, что техническое состояние указанных котельных и оборудования не соответствует нормативным требованиям. Ненадлежащее исполнение владельцами обязанностей по содержанию имущества влечет нарушение жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в военном городке, создает предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций, к замораживанию объектов Минобороны России.
Прокурор просил обязать Минобороны РФ, ФГКУ «СибТУИО» МО РФ произвести в котельных № 8, 19 и 94 необходимые капитальные работы, направленные на подготовку к проведению отопительного сезона 2017-2018 гг. и последующих отопительных сезонов, а именно:
- произвести капитальный ремонт крыши котельных № 19 и 94, и здания котельной №8;
- установить контур молниезащиты и заземления в котельных; оборудование для химической водоочистки котельных; осуществить на котельной №8 замену водогрейных котлов КВТ-75БМ №3, 4 (1997 г.в.), на котельной №19 – замену водогрейных котлов КВТ-75БМ №1, 2, 3 (1997 г.в.), КВТ-75БМ №6 (1998 г.в.), на котельной №94 – замену 4 водогрейных котлов КВТ -75БМ (1998 г.в.) и 3 паровых котлов Е-1/9М (2002,2002 и 2004 г.в.);
- произвести капитальный ремонт золоулавливающих установок, расположенных на котельных № 8, 19 и 94;
- установить предохранительные клапана на подающий трубопровод водогрейных котлов котельной №19;
- установить резервный дымосос в котельную № 19;
возложить на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обязанности по текущему обслуживанию и обеспечению деятельности котельных № 8, 19 и 94, а именно по:
- установке аварийного освещения в котельных № 8, 19 и 94;
- обеспечению персонала котельных № 8, 19 и 94 необходимой спецодеждой и средствами индивидуальной защиты;
- проведению проверки манометров в котельных № 8, 19 и 94;
- установке 3-х ходовых кранов на манометрах в котельных № 8, 19 и 94;
- проведению технического освидетельствования котла КВР-1,16 (2007 г.в.) котельной №19; 4 водогрейных котлов марки КВТ-75БМ (1998 г.в.), 4 котлов марки КВТ-75БМ (1999 г.в.) котельной №94;
- оформлению паспортов на котлы КВТ-75БМ (1998 г.в.), КВр-1, ОБК (2016 г.в.), на котел КВТ-75 с пароперегревателем (2014 г.в.) котельной №8, на котлы КВР-1,16 (2007 г.в.), на котел КВТ-75БМ (2015 г.в.) котельной №19; на 2 водогрейных котла марки КВТ-75БМ (2015 г.в.), на котел КВр-1,25 (2016 г.в.) котельной №94;
- оформлению паспорта на предохранительный клапан котла КВр-1,0 котельной №19;
- проведению настройки предохранительных клапанов котельных №№8, 94, а также предохранительного клапана котла КВр-1,0 котельной №19;
- проведению аттестации ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котельной №19 в комиссии Ростехнадзора;
- принятию мер по защите от механических повреждений кабельной линии 0,4 кВ от стены здания (т.1, л.д. 1-8).
Судом постановлено указанное выше решение (т. 3, л.д. 29-35).
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ФИО1 просит решение суда отменить, принять в части требований к ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ новое решение об отказе в их удовлетворении. Ссылается на то, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ и его филиалы и структурные подразделения осуществляют свою деятельность по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ и в рамках государственного задания. Полагает, что капитальный и текущий ремонт к проводимому ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ эксплуатационному обслуживанию указанных объектов не относится. Указывает, что круг лиц, в интересах которых прокурором подан иск, можно индивидуализировать. Указывает, что необходимость текущего ремонта здания не является очевидной и нуждается в доказывании, при этом истцом не представлены сведения о видах и объеме работ, не представлено соответствующее заключение, подтверждающее факт необходимости проведения текущего содержания в заявленном объеме. Стороной истца не изложены расширенные формулировки, не указано, какие конкретно работы должны быть выполнены и какие документы должны быть переданы ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, отсутствует перечень мероприятий, их объем и последовательность, не представлено доказательств, что желаемый результат будет достигнут предложенным способом, не указана и не доказана необходимость проведения тех или иных мероприятий для достижения цели, что не исключает наличие иного механизма, который ответчик определит самостоятельно. Ссылаясь на то, что собственником здания является Минобороны РФ, полагает его надлежащим ответчиком (т. 3 л.д. 39-41).
В возражениях на апелляционную жалобу помощник военного прокурора гарнизона Дровяная ФИО2 просит решение суда оставить без изменения (т. 3 л.д. 83-86).
В судебное заседание Министерство обороны РФ своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие указанного представителя.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, военного прокурора Ульвачева А.И., представителя ФГКУ «СибТУИО» ФИО4, полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из материалов дела следует, что котельные № 8, 19, 94, находящиеся по адресу: <адрес>, военный городок №, находятся в собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ.
На основании передаточного акта № от 12 апреля 2017 г. указанные котельные переданы в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (том 1, л.д. 39-42).
Обслуживание указанных котельных осуществляет филиал ФГБУ «ЦЖКУ» по Восточному военному округу.
В ходе проведенной военной прокуратурой совместно со специалистами Ростехнадзора проверки готовности объектов теплоснабжения к отопительному сезону 2017-2018 гг. и последующим отопительным сезонам было установлено, что техническое состояние указанных котельных и оборудования не соответствует нормативным требованиям, что подтверждается актом проверки от 11 сентября 2017 г. (т. 1, л.д. 36-38).
Так, в котельной № 8 выявлены следующие нарушения: в нарушение п. 2.8.1 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее – ПТЭ ТЭ) отсутствуют паспорта на основное и вспомогательное оборудование, в нарушение п. 2.12.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее – ПТЭ ЭП) отсутствует аварийное освещение; в нарушение п. 3.2.1 ПТЭ ТЭ отсутствует контур молниезащиты и заземления: в нарушение п. 2.9.1, 2.9.11 ПТЭ ТЭ установленные манометры в котельной не проверены, 3-х ходовые краны на манометрах отсутствуют; в нарушение п. 12.1, 12.4 ПТЭ ТЭ химическая водоочистка котельной отсутствует, эксплуатация котлов производится без докотловой обработки воды; в нарушение п. 5.3.25 ПТЭ ТЭ установленные предохранительные клапана не имеют паспортов, настройка клапанов не производилась; в нарушение п. 4.3.4 ПТЭ ТЭ золоулавливающая установка в котельной находится в нерабочем состоянии; в нарушение п. 56 приказа № 997н от 09.12.2014, ст. 212 ТК РФ персонал котельной не обеспечен спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Кроме этого, согласно акту осмотра системы теплоснабжения 2017 года № 9 на котельной № 8 водогрейные котлы КВТ-75БМ №№ 3, 4 (1997 г.в.) требуют капитального ремонта, технические паспорта на котлы КВТ-75БМ (1998 г.в.), КВр-1,0БК (2016 г.в.), КВТ-75 с пароперегревателем (2014 г.в.) отсутствуют.
В котельной № 19 в нарушение п. 3.3.20 ПТЭ ТЭ крыша нуждается в ремонте, парапет частично разрушен; в нарушение п. 3.2.1 ПТЭ ТЭ отсутствует контур молниезащиты и заземления; в нарушение п. 5.3.25 ПТЭ ТЭ подающий трубопровод водогрейных котлов не имеет предохранительных клапанов, предохранительный клапан котла КВр-1,0 не имеет паспорта, его настройка не производилась: в нарушение п. 2.12.4 ПТЭ ЭП отсутствует аварийное освещение; в нарушение п. 12.1, 12.4 ПТЭ ТЭ химическая водоочистка котельной отсутствует, эксплуатация котлов производится без докотловой обработки воды; в нарушение п. 4.3.4 ПТЭ ТЭ золоулавливающая установка в котельной находится в нерабочем состоянии; в нарушение п. 2.9.1, 2.9.11 ПТЭ ТЭ установленные манометры в котельной не проверены, 3-х ходовые краны на манометрах отсутствуют; в нарушение п. 2.3.20 ПТЭ ТЭ ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котельной не прошел аттестацию в комиссии Ростехнадзора; в нарушение п. 56 приказа № 997н от 09.12.2014, ст. 212 ТК РФ персонал котельной не обеспечен спецодеждой и средствами индивидуальной защиты; кабельная линия 0,4 кВ к двигателю дымососа проложена открыто от стены здания, не имеет защиты от внешних повреждений в нарушение п. 2.3.15, 2.1.47 Правил устройства электроустановок; в нарушение п. 7.4, 7.6 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов, утвержденных приказом Минстроя РФ от 28.08.1992 № 205 в котельной отсутствует резервный дымосос. Кроме этого, согласно акту осмотра системы теплоснабжения 2017 года № 10 на котельной № 19 водогрейные котлы КВТ-75БМ №№ 1,2,3 (1997 г.в.), водогрейный котел КВТ-75БМ № 6 (1998 г.в.) требуют капитального ремонта, техническое освидетельствование КВР-1,16 (2007 г.в.) не проводилось, технические паспорта на котел КВР 1,16 (2007 г.в.), КВТ-75БМ (2015 г.в.) отсутствуют.
В котельной № 94 в нарушение п. 3.3.20 ПТЭ ТЭ крыша нуждается в ремонте, имеются значительные протечки в производственных помещениях; в нарушение п. 3.2.1 ПТЭ ТЭ отсутствует контур молниезащиты и заземления; в нарушение п. 2.12.4 ПТЭ ЭП отсутствует аварийное освещение; в нарушение п. 5.3.25 ПТЭ ТЭ предохранительные клапана не имеют паспортов, настройка клапанов не производилась; в нарушение п. 12.1, 12.4 ПТЭ ТЭ оборудование химподготовки находится в не рабочем состоянии, эксплуатация котлов производится без котловой обработки воды; в нарушение п. 2.9.1, 2.9.11 ПТЭ ТЭ установленные манометры в котельной не проверены, 3-х ходовые краны на манометрах отсутствуют; в нарушение п. 4.3.4 ПТЭ ТЭ золоулавливающая установка в котельной находится в нерабочем состоянии; в нарушение п. 56 приказа № 997н от 09.12.2014, ст. 212 ТК РФ персонал котельной не обеспечен спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Кроме этого, согласно акту осмотра системы теплоснабжения 2017 года № 11 на котельной № 94 4 водогрейных котла КВТ-75БМ (1998 г.в.). 3 паровых котла Е-1/9М (2002, 2002 и 2004 г.в.) требуют капитального ремонта, техническое освидетельствование 4 водогрейных котлов марки КВТ-75БМ (1998 г.в.) и 4 котлов марки КВТ-75БМ (1999 г.в.) не проведено, технические паспорта 2 водогрейных котлов марки КВТ-75БМ (2015 г.в.), КВр-1,25 (2016 г.в.) отсутствуют.
Ненадлежащее исполнение собственником имущества и лица, владеющего имуществом на законном основании, обязанностей по его содержанию, чем создаются предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций, обусловило предъявление прокурором иска в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязании провести необходимые капитальные работы, а также работы по текущему обслуживанию и обеспечению деятельности котельных, направленные на подготовку к проведению отопительных сезонов.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд, принимая во внимание доказанность необходимости устранения выявленных нарушений и обеспечения текущего обслуживания и деятельности котельных ответчиком ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, пришел к выводу о том, что требования к данному ответчику подлежат удовлетворению, за исключением требований о возложении обязанности по установке аварийного освещения, по обеспечению персонала котельных необходимой спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, проведению технического освидетельствования 4 водогрейных котлов марки КВТ-75БМ (1998 г.в.), 4 котлов марки КВТ-75БМ (1999 г.в.) котельной № 94; оформлению паспортов на котлы КВр-1,0 БК (2016 г.в.), на котел КВР-1,16 (2007 г.в.), на два водогрейных котла марки КВТ-75БМ (2015 г.в.), на котел КВр-1,25 (2016 г.в.), оформлению паспорта на предохранительный клапан котла КВр-1,0. Также суд пришел к выводу о необходимости возложения на Министерство обороны РФ обязанности по проведению капитального ремонта указанных котельных.
Решение суда в части возложения на Министерство обороны РФ обязанности по проведению капитального ремонта котельных не обжалуется, в связи с чем на основании ст. 327.1 ГПК РФ проверке судом апелляционной инстанции в данной части не подлежит.
Выводы суда в части возложения на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обязанности по проведению текущего ремонта котельных подробно мотивированы в судебном решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, в обязанности которого не входит проведение текущего ремонта имущества, подлежат отклонению.
Указанное учреждение создано приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации (т. 1, л.д. 11-14).
На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 12.04.2017 № 1141 для осуществления основных видов деятельности за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на праве оперативного управления закреплены котельные № 8, 19, 94.
Пунктом 25 Устава от 03.03.2017 № 607 предусмотрено, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных на праве оперативного управления объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Согласно п. 27 Устава учреждение обязано обеспечивать сохранность закрепленного за ним или предоставленного Учреждению в безвозмездное пользование имущества и использование его по назначению в соответствии с целями, определенными Уставом (т. 1, л.д. 22).
Котельные № 8, 19 и 94 обеспечивают тепловой энергией объекты инфраструктуры военного городка №, в том числе, общежитие военнослужащих и членов их семей, казармы, в которых проживают военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
Непосредственное обслуживание котельных № 8, 19 и 94 осуществляется филиалом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» по Восточному военному округу.
Реализация прав владения и пользования имуществом также предполагает и исполнение обязанностей по содержанию данного имущества.
Учитывая, что котельные переданы в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, в связи с чем последнее, согласно целям его создания и выполнения им возложенных на него обязанностей и в силу ст. ст. 210 и 216 ГК РФ в их взаимосвязи, несет ответственность за содержание вышеуказанных котельных, в том числе за надлежащую организацию исполнения работ по их текущему содержанию и ремонту.
При изложенных выше обстоятельствах надлежащим ответчиком по исковым требования военного прокурора в части текущего содержания котельных является названное учреждение, которое обязано содержать данное имущество в надлежащем состоянии.
Ссылка в жалобе о том, что истцом не доказана необходимость проведения текущего ремонта здания во внимание судебной коллегии не принимается, поскольку необходимость проведения текущего ремонта подтверждается актом проверки Ростехнадзора от 11.09.2017, справкой 964 отдела государственного технического надзора от 12.09.2017 № 81/286. Доказательств того, что проведение текущего ремонта не требуется ответчиком ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Довод жалобы о том, что истцом не указано, какие конкретно работы должны быть выполнены, подлежит отклонению. В исковом заявлении, а также в резолютивной части решения указаны конкретные виды работ, которые должно провести ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что прокурор обратился в суд в нарушение положений ст. 45 ГПК РФ.
В целях защиты прав неопределенного круга лиц прокурор в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ наделен правом обращения в суд с заявлением, в том числе, о возложении на ответчика обязанности по совершению определенных действий.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту, проживающие в общежитии и казармах, гражданский персонал, осуществляющий трудовую деятельность на объектах, отапливаемых указанными котельными, могут рассматриваться как неопределенный круг лиц, поскольку он не является постоянным.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Читы от 21 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна. Судья Т.М.Ревенко