УИД 14RS0035-01-2017-012150-66
Материал №13-2582/2023 (2-8701/2017) Дело № 33-192/2024 (33-4279/2023)
Судья Холмогорова Л.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 22 января 2024 года
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Ткачев В.Г. при секретаре Семеновой Л.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якутского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Теплоэнергосервис» об устранении нарушений природоохранных требований по частной жалобе представителя заявителя по доверенности Латыновой О.А. на определение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2023 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, судья
установил:
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2017 года на акционерное общество «Теплоэнергосервис» (далее АО «Теплоэнергосервис») возложена обязанность прекратить сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод на рельеф местности, обеспечить очистку и обезвреживание сточных вод, отводимых через канализационные сети поселка Нижний Куранах Алданского района Республики Саха (Якутия) до нормативных требований в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 15 января 2018 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2017 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2018 года АО «Теплоэнергосервис» предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда до 30 января 2019 года.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2020 года в удовлетворении заявления АО «Теплоэнергосервис» о предоставлении отсрочки исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2017 года отказано.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2021 года в удовлетворении заявления АО «Теплоэнергосервис» о предоставлении отсрочки исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2017 года отказано.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 04 августа 2021 года определение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2021 года оставлено без изменения, частная жалоба без удовлетворения.
Определением Якутского городского суда от 24 сентября 2021 года в удовлетворении заявления АО «Теплоэнергосервис» о предоставлении отсрочки исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2017 года отказано.
01 ноября 2023 года АО «Теплоэнергосервис» обратилось в суд с заявлением в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2017 года, указывая, что у АО «Теплоэнергосервис» на сегодняшний день отсутствует необходимая сумма для исполнения судебного акта, имущественное положение общества не позволяет исполнить судебный акт без несоразмерного ущерба надежности (бесперебойности) энергоснабжения Республики Саха (Якутия) (Оймяконский, Усть-Янский, Усть-Майский, Алданский, Вилюйский районы Республики Саха (Якутия) и Охотский район Хабаровского края. Ориентировочная стоимость строительства очистных сооружений в поселке Нижний Куранах Алданского района Республики Саха (Якутия) составляет не менее 800 миллионов рублей. Указанные расходы не предусмотрены ни тарифом, устанавливаемым уполномоченными органами для общества, ни инвестиционной программой общества. Поскольку очистные сооружения поселка Нижний Куранах Алданского района Республики Саха (Якутия) не включены в перечень объектов, подлежащих созданию/реконструкции в соответствии с действующей редакцией концессионного соглашения от 01 мая 2012 года (далее - Концессионное соглашение), у общества на сегодняшний день отсутствуют правовые основания для компенсации соответствующих затрат путем их включения в тариф (включение в инвестиционную программу). Собственных денежных средства для исполнения решения суда у общества также не имеется, что подтверждается данными бухгалтерского баланса. Кредитование общества в целях исполнения решения суда также не представляется возможным как по причине высокой ставки банковского процента, так и ввиду отсутствия источника для покрытия кредитных платежей. Признание общества несостоятельным (банкротом), в свою очередь, поставит под угрозу энергоснабжение значительной части территории Республики Саха (Якутия) и Хабаровского края, что в существующих климатических условиях недопустимо и повлечет причинение ущерба, несоразмерного ущербу, причиняемому выпуском неочищенных стоков в поселке Нижний Куранах Алданского района Республики Саха (Якутия). Строительство очистных сооружений поселка Нижний Куранах Алданского района Республики Саха (Якутия) планируется за счет бюджетных средств. На сегодняшний день ввиду нахождения в аварийном состоянии и несоответствия требованиям промышленной, пожарной и экологической безопасности данные сооружения фактически выведены из эксплуатации (письмо исполняющего обязанности главы муниципального образования «Нижний Куранах» от 25 ноября 2021 года), в связи с чем при продлении Концессионного соглашения на очередной срок они не включены в перечень объектов, подлежащих созданию/реконструкции Обществом как концессионером. При этом указывает, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2022 года № 2549 «О развитии Алданского района Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года», Правительству Республики Саха (Якутия) совместно с администрацией муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) поручено построить канализационно-очистные сооружения, в том числе в поселке Нижний Куранах, строительство канализационно-очистных сооружений в поселке Нижний Куранах запланировано на 2027 год, источники финансирования будут определены в концессионном соглашении по Алданскому району, муниципальному району «Алданский район» Республики Саха (Якутия) совместно с главами поселений, входящих в состав муниципального района рекомендовано обеспечить актуализацию программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и схем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований до конца 2022 года. Рассматривается возможность строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения в Алданском районе Республики Саха (Якутия) за счет привлечения финансовых средств бюджетов целевых программ «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса», «Чистая вода» и «Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В соответствии с поступившими запросами от Министерства жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) по формированию программ и с целью включения мероприятия по строительству канализационно-очистных сооружений в поселке Нижний Куранах», обществом подготовлены и направлены предложения для включения в региональные программы/планы мероприятий с финансированием за счет средств федеральных и региональных. В соответствии с письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2023 года № ... мероприятие по строительству коммунальных очистных сооружений в поселке Нижний Куранах производительностью 2500 м3/сут включено в комплексный план строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) на 2023 - 2030 годы. Комплексный план направлен в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для рассмотрения и включения в комплексный план модернизации коммунальной инфраструктуры Российской Федерации до 2030 года. В изложенной ситуации предоставление отсрочки исполнения судебного акта на срок, необходимый для прохождения процедуры согласования бюджетных расходов, будет способствовать правовой определенности в вопросе источников финансирования строительства очистных сооружений поселка Нижний Куранах и позволит избежать необоснованного возложения соответствующих затрат (имеющих по сути публично-правовой характер) на общество как частную коммерческую организацию. Просит предоставить отсрочку исполнения решения суда до 31 декабря 2027 года.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2023 года в удовлетворении заявления АО «Теплоэнергосервис» о предоставлении отсрочки исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2017 года отказано.
Не согласившись с данным определением суда, представитель ответчика по доверенности Латынова О.А. обратилась с частной жалобой, в которой просит определение суда отменить, в обоснование жалобы указано на то, что судом не оценены доводы ответчика, как исключительные основания для предоставления отсрочки решения суда, а именно суд не учел, что предоставление отсрочки исполнения судебного акта на срок, необходимый для прохождения процедуры согласования бюджетных расходов, будет способствовать правовой определенности в вопросе источников финансирования строительства очистных сооружений поселка Нижний Куранах и позволит избежать необоснованного возложения соответствующих затрат на общество как частную коммерческую организацию.
Частная жалоба рассмотрена в порядке частей 3 и 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судьей единолично без извещения участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, возражения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда.
В силу статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
В соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении указанных заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2003 года № 467-О установлено, что Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле.
Предоставление рассрочки (отсрочки) исполнения судебного акта является исключительной мерой, применяемой судом при наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, указанные заявителем обстоятельства, которые суд может положить в основу для удовлетворения требований о рассрочке исполнения решения суда, должны носить исключительный характер и свидетельствовать о серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий в связи с тем, что рассрочка или отсрочка исполнения решения суда фактически отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя.
Разрешая заявление АО «Теплоэнергосервис», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем не представлены доказательства того, что имеются исключительные обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению судебного акта. С момента вынесения решения суда у ответчика имелось достаточно времени на принятие мер к его исполнению. При этом суд указал, что само по себе тяжелое материальное положение, возникшее у ответчика, не может служить основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку эти обстоятельства не носят исключительный характер.
Суд апелляционной инстанции с выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку при разрешении поставленного вопроса суд первой инстанции учитывал конкретные обстоятельства дела.
Решением суда на заявителя была возложена обязанность прекратить сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод на рельеф местности, обеспечить очистку и обезвреживание сточных вод, отводимых через канализационные сети поселка Нижний Куранах Алданского района Республики Саха (Якутия) до нормативных требований.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, указанные АО «Теплоэнергосервис» обстоятельства не являются безусловным основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного постановления, поскольку данные обстоятельства не могут служить достаточным основанием для неисполнения решения суда.
Согласно пункту 1 Концессионного соглашения «О создании, реконструкции ремонте и эксплуатации в отношении системы коммунальной инфраструктуры, объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод теплоснабжения Республики Саха (Якутия), находящийся на территории муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) от 01 мая 2012 года (далее - концессионное соглашение) концессионер - АО «Теплоэнергосервис» обязуется за свой счет ремонтировать, создать, реконструировать и эксплуатировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего соглашения. В соответствии с пунктом 2 концессионного соглашения объектом соглашения является, комплекс имущества, состоящий из объектов недвижимости и движимого имущества системы коммунальной инфраструктуры, объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, принадлежащий на праве собственности Республике Саха (Якутия), расположенный на территории муниципального образования «Алданский район». В пункте 11 концессионного соглашения указано, что концессионер обязан за свой счет создавать, реконструировать объекты соглашения. В соответствии с пунктом 26 концессионного соглашения завершение концессионером работ по модернизации устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, осуществлению мероприятий по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств имущества, объектов, входящих в состав имущества, оформляется подписываемым сторонами документом.
Согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2016 года исх. № ... в перечень объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водоотведения, очистки сточных вод, теплоснабжения республики, переданных концессионеру, включены: здание под бактерицидную установку, комплекс очистных сооружений, канализационный коллектор, канализационные сети, здание канализационной насосной станции в поселок Нижний Куранах (порядковые номера в соглашении № ..., № ..., № ..., № ..., № ... инвентарные номера № ..., № ..., № ..., № ..., № ...). Таким образом, объекты водоотведения, расположенные в поселке Нижний Куранах переданы АО «Теплоэнергосервис» как концессионеру по соглашению от 01 мая 2012 года.
Следовательно, обязанность содержания обществом в технически исправном состоянии здания под бактерицидную установку, комплекса очистных сооружений, канализационного коллектора, канализационных сетей и здания канализационной насосной станции поселка Нижний Куранах напрямую следует из обязанностей концессионера по концессионному соглашению и обязанностей АО «Теплоэнергосервис» как организации осуществляющей услуги по водоотведению в районе.
Доводы частной жалобы по своей сути повторяют доводы, изложенные в заявлении об отсрочке исполнения судебного решения, и не содержат фактов, которые могли бы являться основанием для отмены определения суда.
Письмом исполняющего обязанности главы муниципального образования «Нижний Куранах» от 25 ноября 2021 года № ..., на которое ссылается представитель заявителя, согласован вывод из эксплуатации комплекс очистных сооружений поселка Нижний Куранах Алданского района Республики Саха (Якутия). При этом такое согласование вывода из эксплуатации не может освободить должника от возложенной на него судом обязанности по обеспечению очистки и обезвреживание сточных вод, отводимых через канализационные сети поселка Нижний Куранах Алданского района Республики Саха (Якутия) до нормативных требований.
Доводы заявителя о том, что строительство канализационно-очистных сооружений включены в комплексный план строительства, за счет средств республиканского и муниципального бюджета; строительство сооружений на счет собственных средств приведет к еще большим социальным последствиям и несоразмерному ущербу надежности многих районов, не влекут отмену вынесенного определения, поскольку в силу пункта 2 Концессионного соглашения, спорные объекты, поименованные в приложении 1, должны были быть реконструированы в срок до 01 мая 2025 года.
Более того, заявителем не предоставлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что исполнение возложенной на него обязанности по обеспечению очистки и обезвреживания сточных вод возможно только путем строительства новых объектов водоотведения и очистки сточных вод, при этом невозможно с применением иных средств и методов, не связанных со строительством новых объектов.
Доводы АО «Теплоэнергосервис», изложенные в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, фактически свидетельствуют о несогласии заявителя с судебным постановлением, которым на АО «Теплоэнергосервис» возложена соответствующая обязанность, так как, по мнению заявителя, соответствующие мероприятия должны быть проведены иными лицами и за счет таких лиц.
Между тем несогласие ответчика с вступившим в законную силу решением суда не может явиться основанием для предоставления отсрочки такого решения.
Таким образом, учитывая социальную значимость вопроса и принимая во внимание, что предоставление отсрочки исполнения решения суда снизит эффективность судебного постановления, приведет к нарушению прав взыскателя и требований о разумности срока исполнения решения суда, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене оспариваемого определения суда первой инстанции.
Выводы суда мотивированы в определении суда, с которыми соглашается суд апелляционной инстанции. Нарушений норм права при вынесении обжалуемого определения не допущено, оснований к его отмене или изменению по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
Определение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2023 года по данному делу оставить без изменения, частную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) В.Г. Ткачев