ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1931/2020ГОД от 08.10.2020 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Земба М.Г.

УИД 19RS0001-02-2020-002971-81

Дело № 33-1931/2020 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Шалгинова С.Н.,

судей Морозовой В.Н., Хлыстак Е.В.,

при секретаре – помощнике судьи Коноплевой Ю.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26 июня 2020 года, которым удовлетворено исковое заявление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия к ФИО1 о взыскании бюджетных средств.

Заслушав доклад председательствующего, выслушав объяснения ФИО1, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее – Министерство сельского хозяйства) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании бюджетных средств. Требования мотивированы тем, что 16 июля 2018 года главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 Министерством сельского хозяйства из республиканского бюджета Республики Хакасия была предоставлена субсидия на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства в размере 62895 рублей. В качестве одного из условий предоставления субсидии предусмотрено, что получатель субсидии обязуется осуществлять сельскохозяйственную деятельность в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее трех лет с момента предоставления субсидии. Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является ответчик, прекратило свою деятельность 8 ноября 2019 года, в связи с чем Министерство сельского хозяйства просило взыскать с ответчика сумму предоставленной субсидии.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, поддержал исковые требования.

Ответчик ФИО1 исковые требования не признала, пояснила, что в дополнительном соглашении указано на получение ею субсидии на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, однако соглашение на приобретение новой техники и технологического оборудования она не заключала. По этой субсидии в 2014-2016 годах ей уже производились выплаты. По составленному реестру она подавала графики гашения по кредиту, полученному на приобретение трактора <данные изъяты>, плуга, бороны, опрыскивателя. Кредит был выплачен собственными средствами 3 октября 2015 года. Ответчик полагала, что в представленных истцом документах указаны неверные данные, в 2016 году без объяснения причин были прекращены выплаты по данной субсидии, выплачена она была только в 2018 году.

Суд постановил вышеприведённое решение, которым удовлетворил исковые требования. Взыскал с ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства денежные средства в размере предоставленной субсидии 62895 рублей, в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 2086 рублей.

С решением не согласна ФИО1 В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, она просит решение суда отменить. Полагает, что принятые ею по соглашению обязательства – в течение не менее трех лет осуществлять сельскохозяйственную деятельность выполнены, поскольку в 2011 году она получила кредит в банке для приобретения сельскохозяйственной техники, полностью погасила задолженность по кредиту в 2015 году за счет собственных средств. В 2016 году она обратилась к истцу для получения субсидии, которая была выплачена ей только в 2018 году. Дополнительные соглашения заключены сторонами в 2017 и 2018 годах в связи с ненадлежащим исполнением истцом обязательств по предоставлению субсидии.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного постановления исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Обращаясь в суд, Министерство сельского хозяйства в обоснование исковых требований о возврате суммы предоставленной ФИО1 субсидии указывало на несоблюдение получателем субсидии условий, определенных соглашением о предоставлении субсидии и действующим законодательством.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу, что ФИО1 нарушены условия, установленные при предоставлении субсидии, а именно нарушено обязательство осуществлять сельскохозяйственную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (крестьянского (фермерского) хозяйства) в течение не менее трех лет с момента предоставления субсидии, в связи с чем удовлетворил исковые требования Министерства сельского хозяйства.

Судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 13 апреля 2016 года между Министерством сельского хозяйства и индивидуальным предпринимателем (крестьянским (фермерским) хозяйством) ФИО1 заключено соглашение о предоставлении субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия из республиканского бюджета в 2016 году (л.д. 4-16).

Предметом соглашения являлось предоставление ФИО1 из республиканского бюджета Республики Хакасия субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия, а именно субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (л.д. 4, 13).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подано заявление о предоставлении субсидии на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства из республиканского бюджета Республики Хакасия на 2016 год и на плановый период 2017 и 208 годов (л.д. 114-117).

На основании данного заявления ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства и индивидуальным предпринимателем (крестьянским (фермерским) хозяйством) ФИО1 заключено дополнительное соглашение к соглашению от 13 апреля 2016 года, которым виды предоставляемых субсидий дополнены субсидией на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства (л.д. 20-23).

Дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению от 13 апреля 2016 года стороны установили, что субсидия на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства предоставляется в 2018 году (л.д. 24-29).

17 июля 2018 года субсидия на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства в сумме 62895 рублей перечислена Министерством сельского хозяйства на счет ФИО1 (л.д. 32).

8 ноября 2019 года деятельность индивидуального предпринимателя (крестьянского (фермерского) хозяйства) ФИО1 была прекращена по ее решению (л.д. 82-88).

17 февраля 2020 года Министерством сельского хозяйства направлено в адрес ФИО1 уведомление о возврате субсидии в связи с нарушением условий, предусмотренных при ее предоставлении, а именно осуществлять сельскохозяйственную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (крестьянского (фермерского) хозяйства), в течение не менее трех лет с момента предоставления субсидии (л.д. 33-37).

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Хакасия от 2 февраля 2016 года № 25 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки в виде субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия в 2016 году.

Порядок определяет категории и критерии отбора получателей государственной поддержки в виде субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия (далее - субсидии) из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет), в том числе за счет средств федерального бюджета, поступивших в порядке софинансирования, цели и условия предоставления субсидий в 2016 году, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и порядок возврата остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.

Субсидии предоставляются в рамках реализации государственной программы Республики Хакасия «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 19 ноября 2012 года № 781 (с последующими изменениями) (далее - Государственная программа), с учетом государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 (с последующими изменениями) (пункт 1.3 Порядка).

Подразделом 7.1 Порядка предусмотрены субсидии на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства.

Субсидии на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства предоставляются за счет средств республиканского бюджета по следующим направлениям:

исполнение обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий в 2015 году на приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования (далее - соответственно техника, оборудование);

возмещение части затрат на оплату обязательных платежей согласно графику гашения кредита (лизинга) по кредитным договорам (договорам лизинга) на покупку техники и (или) оборудования (далее - возмещение части затрат на оплату обязательных платежей согласно графику гашения кредита (лизинга).

Получатель субсидии обязуется осуществлять сельскохозяйственную деятельность в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (крестьянского (фермерского) хозяйства), которому предоставлена субсидия, в течение 2016 года, а для субсидий, предусмотренных: подразделом 7.1 настоящего Порядка, - в течение не менее трех лет с момента предоставления субсидии (пункт 3.3.4 Порядка).

В случае установления факта несоблюдения получателем субсидии условий, определенных настоящим Порядком при их предоставлении, а также в случае установления факта представления получателем субсидии недостоверных сведений, содержащихся в документах, суммы субсидии, неправомерно полученные из республиканского бюджета, подлежат возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 6.2 Порядка).

В соглашении от 13 апреля 2016 года содержатся указанные условия об обязательстве получателя субсидии на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства осуществлять сельскохозяйственную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (крестьянского (фермерского) хозяйства) в течение не менее трех лет с момента предоставления субсидии (подпункт «в» пункта 2.1), а также об обязательстве возвратить полученные субсидии в случае несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2.1 Соглашения (пункт 3.2.5, раздел 6).

Порядком предоставления в 2018 году субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 19 марта 2018 года № 99, предусмотрена возможность получения субсидий на возмещение части затрат в связи с исполнением обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий на 2016, 2017 годы (пункт 3.2.1), в том числе субсидий на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства (пункт 6.1.1).

Из приведенного правового регулирования спорных правоотношений следует, что лицо, имеющее право на получение субсидии на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства и реализовавшее такое право, обязано исполнить корреспондирующую такому праву юридическую обязанность - осуществлять сельскохозяйственную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (крестьянского (фермерского) хозяйства) в течение не менее трех лет с момента предоставления субсидии; в случае неисполнения указанной обязанности субсидия подлежит возврату.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В данном случае гражданские права и обязанности, связанные с предоставлением спорной субсидии, возникли у сторон из заключенных соглашения о предоставлении субсидий на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия из республиканского бюджета от 13 апреля 2016 года, дополнительных соглашений к нему в соответствии с указанными выше нормативными актами.

Как следует из материалов дела, в соответствии с заключенным соглашением ФИО1 17 июля 2018 года получена субсидия техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства в размере 62895 рублей, в то время как 8 ноября 2019 года ею нарушены условия, установленные при предоставлении субсидии, - прекращена по ее решению деятельность индивидуального предпринимателя (крестьянского (фермерского) хозяйства), что является основанием для возврата полученной субсидии.

Доводы апелляционной жалобы, ранее изложенные в возражениях относительно исковых требований, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств, не опровергают выводы суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения.

Суд первой инстанции, правильно применив к правоотношениям материальный закон, оценив имеющиеся в деле доказательства, установив факт предоставления субсидии на условиях заключенных соглашения о предоставлении субсидии и дополнительных соглашений к нему, нарушения получателем условий ее предоставления, обоснованно отклонил доводы ответчика о полном погашении кредита на приобретение сельскохозяйственной техники в 2015 году, о получении в 2018 году субсидии, полагающейся ей в 2016 году.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 26 июня 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Шалгинов С.Н.

Морозова В.Н.

Хлыстак Е.В.