Судья Второва Н.Н. Дело № 33-1935 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 09 июля 2019 года город Орёл Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе: председательствующего судьи Забелиной О.А., судей Букаловой Е.А., Герасимовой Л.Н., при секретаре Поздняковой С.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) об установлении тождества выполняемой работы и о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости по апелляционной жалобе Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) на решение Заводского районного суда г.Орла от 25 апреля 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано. Заслушав доклад судьи областного суда Букаловой Е.А., объяснения истца ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших апелляционную жалобу, возражения на жалобу представителя ответчика ФИО3, изучив доводы жалобы и материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда установила: ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе, пенсионный орган) об установлении тождества выполняемой работы и о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указывал, что решением пенсионного органа ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, так как в его специальный стаж не был зачтен период его работы с <дата> по <дата> в должности приемосдатчика груза и багажа в поездах вокзала станции <адрес> железной дороги. Не согласившись с данным отказом, просил суд с учетом уточнения исковых требований установить тождество работы приемосдатчика груза и багажа работе кондуктора грузовых поездов; включить период его работы с <дата> по <дата> в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; обязать пенсионный орган назначить и выплачивать ему страховую пенсию по старости с <дата>. Судом постановлено указанное выше решение. В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и вынести новое об удовлетворении заявленных им исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что, работая приемосдатчиком груза и багажа в спорный период, когда указанная должность не была внесена в даже в Единый тарификационный справочник (далее – ЕТКС), он выполнял трудовые обязанности, аналогичные обязанностям кондуктора грузовых поездов, должность которого предполагает льготное пенсионное обеспечение. Обращает внимание на то, что с <дата> должность приемосдатчика груза и багажа была включена законодателем в ЕТКС. Полагает, что судом не учтены положения Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ранее действовавшего пенсионного законодательства, предусматривающие возможность снижения общеустановленного возраста выхода на пенсию при выработке не менее половины стажа на соответствующих видах работ в тяжелых условиях, в связи с чем он имеет право выйти на пенсию в <...> Считает необоснованным непринятие судом во внимание показаний свидетелей и специалиста Управления труда и занятости по <адрес>ФИО11, фактически подтвердивших однотипность профессий кондуктора грузовых поездов и приемосдатчика груза и багажа. Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015 (далее – Закон о страховых пенсиях, Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ). В соответствии с ч.1 ст.8 Закона о страховых пенсиях (ред. от 27.12.2018) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам. Пунктом 5 части 1 указанной статьи предусмотрено, что ранее достижения общеустановленного возраста пенсия также назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Закона о страховых пенсиях). В силу ч.ч. 3,4 ст.30 Закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). Аналогичные положения содержались в п.п. 2,5 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п.п. «б», «д» ст. 12 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». В соответствии с подпунктом «б» указанного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список №2 1991 года); Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 (далее – Список №2 1956 года). Подпунктом «г» данного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 №272 «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее – Список №272). В Списке №2 1956 года в подразделе «Железнодорожный транспорт и метрополитен» раздела ХХХ «Транспорт» предусмотрен ряд должностей, в том числе, кондукторы грузовых поездов, в Списке №2 1991 года подраздел «Железнодорожный транспорт» раздела XXVIII «Транспорт» поименована должность приемосдатчики груза и багажа, занятые в пунктах налива и слива сернистой нефти и едких веществ. Списком №272 предусмотрена должность кондуктора грузовых поездов. Должность приемосдатчика груза и багажа грузового поезда указанными Списками не предусмотрена. Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФИО1, <дата> года рождения, с <дата> по <дата> работал приемосдатчиком груза и багажа в поездах на станции <адрес> железной дороги. Полагая, что указанная работа дает ему право на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию, достигнув <...>, он обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном пенсионном обеспечении, в чем ему было отказано, так как период его работы в должности приемосдатчика груза и багажа в поездах вокзала станции <адрес> железной дороги не подлежит зачету в специальный стаж. Факт работы истца в указанной должности подтвержден записями в его трудовой книжке; копией карточки формы Т-2; справками объединенного архива Московской железной дороги. Допрошенный судом первой инстанции главный специалист охраны труда Управления труда и занятости <адрес>ФИО11 не подтвердил установления тождественности вышеуказанных должностей, обратив внимание на то, что такое право предоставлено Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации. Свидетель ФИО12, работавший в спорный период в аналогичной с истцом должности, давая показания районному суду, также подтвердил различность их должностных обязанностей и должностных обязанностей кондукторов грузовых поездов. Обращаясь в суд с вышеуказанным иском и поддерживая свою позицию в ходе рассмотрения дела, ФИО1 ссылался на тождественность осуществляемой им трудовой функции в качестве приемосдатчика груза и багажа в поездах работе кондуктора грузового поезда. Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что должности кондуктора грузовых поездов и приемосдатчика груза и багажа в поездах являются различными, а надлежащих и достаточных доказательств фактического выполнения истцом работы кондуктора грузовых поездов в спорный период не представлено. Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона №173?ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается. В соответствии с п. 3 Постановления Минтруда РФ от 01.04.2003 № 15 «Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272. Таким образом, лицам, выработавшими специальный трудовой стаж по тем профессиям, которые при пересмотре соответствующих выпусков ЕТКС без изменения характера работы были унифицированы в профессии с другими наименованиями, предусмотренными действующими списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, было сохранено указанное право. В §7 ЕТКС работ и профессий рабочих (выпуск 56), утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 № 283/24082 предусмотрена должность кондуктора грузовых поездов, для которой предусмотрена следующая характеристика работ: обслуживание сборных, вывозных, передаточных и хозяйственных поездов на путях магистрального железнодорожного транспорта. Прием и сдача перевозочных документов на вагоны и ознакомление машиниста с составом отправляемого поезда по натурному листу. Прием, сдача и обслуживание поездов и вагонов на путях промышленных предприятий. Проверка правильности формирования поезда и погрузки грузов на открытом подвижном составе. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда. Обеспечение сохранности грузов, перевозимых в вагонах и контейнерах. Ограждение поезда и закрепление его тормозными башмаками и ручными тормозами при остановке на перегоне. Выполнение маневровой работы и руководство действиями всех работников, участвующих в маневрах с обслуживаемыми сборными, вывозными и передаточными поездами на промежуточных станциях. Обеспечение безопасности движения сопровождаемых поездов и при производстве маневровых работ. Разгрузка на подъездных путях думпкаров всех типов, табольтов, хоппер-дозаторов. С учетом внесенных Постановлением Минтруда России от 28.05.1997 №26 в указанный ЕТКС изменений (параграф 53 «а») в справочнике поименована должность приемосдатчика груза и багажа в поездах, предусматривающая выполнение следующих работ: прием, погрузка, подгруппировка грузов и багажа в пути следования поезда, выгрузка и сдача их на станциях. Обеспечение рационального размещения грузов и багажа в вагоне в соответствии с сетевым планом формирования, сопровождение и обеспечение сохранности грузов и багажа в пути следования. Оформление сопроводительных документов при приеме грузов и багажа к перевозке в поездах внутреннего и международного сообщения и сдаче их на станциях назначения. Уведомление телеграммой или по телефону станции о необходимости принятия ими багажа и грузобагажа, общий вес которого составляет более 500 кг, или неделимого места, вес которого более 80 кг. Обеспечение погрузочно-разгрузочных работ во время стоянки поезда на станциях. Учет принятых в перевозке и выданных в пути следования грузов и багажа; обеспечение отопления, влажной и сухой уборки в вагоне; наблюдение за техническим состоянием вагона в пути следования. Учитывая приведенные выше нормы права и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия находит правильным вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца. Вопреки доводам апелляционной жалобы, фактическая тождественность выполняемой истцом в спорный период работы работе кондуктора грузовых поездов ничем не подтверждена, законодателем данная должность дифференцирована относительно должности приемосдатчика груза и багажа и их тождественность не устанавливалась. Ссылка ФИО1 в жалобе на то, что с <дата> должность приемосдатчика груза и багажа в поездах включена в ЕТКС в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку ни ранее действующим законодательством, ни настоящим указанная должность не предполагала для лиц ее замещавших льготное пенсионное обеспечение. Утверждение истца о том, что он имеет право на снижение возраста выхода на пенсию по иным основаниям также ничем не подтверждено. При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не установлено. Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда определила: решение Заводского районного суда г.Орла от 25 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) - без удовлетворения. Председательствующий Судьи |