Судья Тукманова Л.И. дело № 33-1936/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 18 ноября 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Клюкиной О.В.,
при секретаре Вичужаниной Н.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 08 августа 2014 года, которым постановлено:
исковые требования ФИО1 к федеральному государственному казенному учреждению «2 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Марий Эл» о признании исключения его из списка очередников, нуждающихся в жилом помещении, с семьей в составе 4 человек как сотрудника федеральной противопожарной службы по состоянию на 15 июля 2003 года незаконным оставить без удовлетворения;
исковые требования ФИО1 к федеральному казенному учреждению «4 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)» о признании невключения его в список очередников, нуждающихся в жилом помещении, с семьей в составе 4 человек как сотрудника федеральной противопожарной службы по состоянию на 15 июля 2003 года незаконным оставить без удовлетворения;
исковые требования ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий» Приволжский филиал об обязании включить его с составом семьи из 4 человек в список очередников, нуждающихся в жилом помещении, с 10 января 1991 года оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению «2 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Марий Эл» (далее – ФГКУ «2 отряд ФПС по Республике Марий Эл»), федеральному казенному учреждению «4 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)» (далее – ФКУ «4 ОФПС ГПС по ЯНАО (договорной)»), федеральному казенному учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий» Приволжский филиал (далее – ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России»), в котором, с учетом изменения исковых требований в ходе рассмотрения дела, просил признать исключение его ФГКУ «2 отряд ФПС по Республике Марий Эл» из списка очередников, нуждающихся в жилом помещении, с семьей в составе 4 человек как сотрудника федеральной противопожарной службы по состоянию на 15 июля 2003 года незаконным; признать невключение его ФКУ «4 ОФПС ГПС по ЯНАО (договорной)» в список очередников, нуждающихся в жилом помещении, с семьей в составе 4 человек как сотрудника федеральной противопожарной службы по состоянию на 15 июля 2003 года незаконным; обязать ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» включить его с составом семьи из 4 человек в список очередников, нуждающихся в жилом помещении, с 10 января 1991 года.
В обоснование иска ФИО1 указал, что с 13 декабря 1990 года по 01 августа 2006 года проходил службу в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел МАССР (позднее Министерства внутренних дел Республики Марий Эл, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Республике Марий Эл), в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу. На 15 июля 2003 года стаж его службы в календарном исчислении составил 12 лет 07 месяцев 02 дня. В момент первоначального поступления на службу им был подан рапорт о предоставлении жилого помещения. В период прохождения им службы в пожарной части на основании ордера от 00.00.00 ему на семью из 4 человек было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: ..., в связи с тем, что в списке на получение жилплощади он стоял первым. Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 августа 2013 года установлено, что учетное дело в отношении ФИО1 не заводилось, на учете нуждающихся в получении жилого помещения он не состоял, в связи с чем он пришел к выводу, что без законных на то оснований он был исключен из списка нуждающихся в жилом помещении. Указанное препятствует ему как гражданину, уволенному со службы в Государственной противопожарной службе МЧС России, воспользоваться предусмотренным действующим законодательством правом на получение жилищного сертификата.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его требования. В жалобе указывает на несоответствие фактическим обстоятельствам дела вывода суда о том, что до 01 марта 2005 года ФИО1 не был поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения по месту службы.
В возражении на апелляционную жалобу ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения не находит.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 13 декабря 1990 года по 15 июля 2003 года ФИО1 проходил службу на различных должностях в территориальном подразделении Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел МАССР (позднее Министерства внутренних дел Республики Марий Эл, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Республике Марий Эл). С 15 июля 2003 года ФИО1 откомандирован для дальнейшего прохождения службы в УГПС МЧС России Ямало-Ненецкого автономного округа.
До 01 марта 2005 года порядок учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, был регламентирован Жилищным кодексом РСФСР (далее – ЖК РСФСР), а также принятым в соответствии с ним Порядком учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года № 335.
В силу части 2 статьи 30 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Согласно положениям статей 31, 32 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно Приказу МЧС России от 25 июля 2011 года № 398 «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» с 01 октября 2011 года на федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в настоящее время - ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России») возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.
В силу пункта 6 названного Приказа начальникам территориальных органов МЧС России, командирам спасательных воинских формирований МЧС России, руководителям учреждений и организаций центрального подчинения, секретарю жилищной комиссии МЧС России до 01 декабря 2011 года было поручено передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях федеральному государственному учреждению «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» и его филиалам по территориальной принадлежности.
Из письма ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 08 ноября 2013 года № 1637-2-5-5 (л.д. 16, т. I) следует, что в соответствии с актом приема-передачи учетных (жилищных) дел сотрудников МЧС России, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) от 01 декабря 2011 года, Приволжским региональным центром МЧС России были переданы учетные дела военнослужащих и сотрудников (бывших сотрудников), состоящих на учете Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), в Приволжский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Учетное (жилищное) дело ФИО1 в Приволжский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» не передавалось.
Из отзыва Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл (л.д. 76, т. I) следует, что в Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл документы о постановке ФИО1 на соответствующий учет не передавались.
Из отзыва Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл (л.д. 132) следует, что ФИО1 на соответствующем учете не состоял по тому основанию, что органы управления Государственной противопожарной службы и отряды Государственной противопожарной службы МВД России являлись самостоятельными юридическими лицами, в связи с чем самостоятельно вели учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ПЧ-12 ГУ «ОГПС МЧС России по Республике Марий Эл» (в которой истец проходил службу до момента командирования в Ямало-Ненецкий автономный округ в 2003 году) 21 сентября 2009 года снята с налогового учета (л.д. 215, т. I).
В ФГКУ «2 отряд ФПС по Республике Марий Эл», образованное в 2008 году (л.д. 216, т. I), какие-либо документы в отношении ФИО1 не передавались (л.д. 90, т. I).
Кроме того, решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 августа 2013 года по иску ФИО1 к Главному управлению МЧС России по Республике Марий Эл, Министерству регионального развития Российской Федерации, ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в лице Приволжского филиала о признании права на получение государственного жилищного сертификата установлено, что ФИО1 не был признан нуждающимся в жилых помещениях по месту работы до 01 марта 2005 года, учетное дело ФИО1 не заводилось. Рапорт о постановке его на учет по месту службы в качестве нуждающегося в получении жилого помещения им не писался.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд первой инстанции ввиду отсутствия каких-либо доказательств принятия ФИО1 по месту службы в период с 13 декабря 1990 года по 15 июля 2003 года на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, равно как и снятия с такого учета (рапорта истца, соответствующих решений жилищно-бытовой комиссии по месту службы, учетного дела), обоснованно пришел к выводу о том, что ФИО1 на соответствующем учете не состоял, и как следствие, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования истца об обязании ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» включить его с составом семьи из 4 человек в список очередников, нуждающихся в жилом помещении.
То обстоятельство, что в период прохождения службы в пожарной части на основании ордера от 00.00.00 ему на семью из 4 человек было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: ..., в связи с тем, что в списке на получение жилплощади он стоял первым, а также показания свидетеля <...>., данные в суде первой инстанции, вопреки доводам жалобы не являются достаточными доказательствами постановки истца на учет в установленном порядке в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении требования истца, предъявленного к ФГКУ «2 отряд ФПС по Республике Марий Эл», суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец в указанном учреждении службу не проходил, а правопреемником ПЧ-12 ГУ «ОГПС МЧС России по Республике Марий Эл» указанный ответчик не является.
С 15 июля 2003 года по 01 августа 2006 года ФИО1 проходил службу в 3 отряде ГПС УГПС МЧС России Ямало-Ненецкого автономного округа, которое с 01 августа 2009 года было переименовано в ГУ «4 отряд федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)», а в настоящий момент - ФКУ «4 ОФПС ГПС по ЯНАО (договорной)». В указанный период истец с заявлением (рапортом) о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по месту службы не обращался, что не отрицалось ФИО1 в ходе рассмотрения дела, соответственно оснований для включения в список нуждающихся по указанному месту службы у истца не имелось. Кроме того, ФИО1 проходил службу в указанный период вахтовым методом, что также исключало обеспечение истца постоянным жилым помещением.
В соответствии с положением статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
При этом согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса российской Федерации. Частью 1 последней установлено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
С учетом вышеприведенных правовых норм истечение срока исковой давности в случае возражения ответчика относительно пропуска истцом срока исковой давности для защиты своего права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд первой инстанции, учитывая вышеуказанное и приняв во внимание возражение ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» относительно пропуска ФИО1 срока исковой давности, также верно пришел к выводу о пропуске истцом предусмотренного законом срока для защиты своего права. При этом судебная коллегия отмечает, что в случае принятия истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по месту службы к моменту его откомандирования в Ямало-Ненецкий автономный округ, истец, проявив должную степень заботливости, мог и должен был узнать о снятии его с соответствующего учета в течение значительного периода, прошедшего с момента его откомандирования до подачи им вышеуказанного искового заявления.
Ссылки в апелляционной жалобе на положения Порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054, в обоснование своей позиции о неправомерности исключения его из списка нуждающихся в получении жилого помещения, не состоятельны ввиду отсутствия каких-либо доказательств постановки на соответствующий учет.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном понимании норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, по существу повторяют позицию, выраженную стороной истца в суде первой инстанции, и не опровергают выводов суда.
Решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 08 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Клюкина
Н.Г. Лелеков