ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1937 от 26.02.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья: Садовая С.А. дело № 33-1937

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 февраля 2019 года г.Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Чикаловой Е.Н. судей Соловьевой О.В., Воробьевой Н.В. при секретаре Чапиной Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района Приморского края в интересах Шляхова Виктора Александровича к администрации Вострецовского сельского поселения, департаменту труда и социального развития Приморского края отдел по Красноармейскому муниципальному району об установлении факта проживания и о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе департамента труда и социального развития Приморского края

на решение Красноармейского районного суда Приморского края от 07 ноября 2018, которым исковые требования удовлетворены: установлен факт проживания Шляхова Виктора Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес> на дату введения режима чрезвычайной ситуации регионального характера; гражданин Шляхов Виктор Александрович признан пострадавшим в результате ЧС, природного характера, возникшей в результате проливных дождей на территории Приморского края; за Шляховым Виктором Александровичем признано право на получение разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация за счет средств финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края в размере 10 000 рублей; на администрацию Вострецовского сельского поселения возложена обязанность включить Шляхова Виктора Александровича в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация; на департамент труда и социального развития Приморского края возложена обязанность произвести выплату Шляхову Виктору Александровичу разовой материальной помощи в размере 10 000 рублей в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла
чрезвычайная ситуация, за счет средств финансового резерва администрации Приморского края.

Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.

Выслушав пояснения представителя Департамента труда и социального развития Приморского края Кузнецовой О.В., прокурора Бекетовой В.А., судебная коллегия,

установила:

прокурор Красноармейского района обратился в суд в интересах Шляхова В.А. с вышеназванным иском.

В обоснование заявленных требований указал, что Шляхов В.А. проживает по адресу: <адрес>.

При обращении в администрацию Вострецовского сельского поселения с заявлением о выплате разовой материальной помощи, истцу было отказано, в связи с тем, что он не зарегистрирован по месту жительства (пребывания) в пострадавшем от паводка районе.

Местом постоянного жительства Шляхова В.А. является квартира по указанному адресу.

Согласно акту обследования утраченного урожая, Шляхов В.А. признан пострадавшим, однако в списки на выплату разовой материальной помощи не включен.

Просил установить факт проживания Шляхова В.А. по указанному адресу на дату введения режима чрезвычайной ситуации регионального характера с 07.09.2018; признать Шляхова В.А. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате проливных дождей на территории Приморского края в ноябре 2018; признать за Шляховым В.А. право на получение разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация за счет средств финансового резерва для ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Приморского края в размере 10 000 рублей; обязать администрацию Вострецовского сельского поселения включить истца в список пострадавших граждан нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация; возложить обязанность на Департамент труда и социального развития Приморского края произвести выплату разовой материальной помощи в размере 10 000 рублей.

Определением Красноармейского районного суда Приморского края от 22.10.2018 к участию в деле привлечен Департамент труда и социального развития Приморского края.

В судебном заседании прокурор Крутов С.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Шляхов В.А. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.

Представитель департамента труда и социального развития Приморского края отдел по Красноармейскому муниципальному району в судебном заседании возражала против исковых требований по доводам отзыва на иск.

Представитель администрации Вострецовского сельского поселения судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился представитель департамент труда и социального развития Приморского края, представителем подана апелляционная жалоба, ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения обязанности на департамент труда и социального развития Приморского края произвести Шляхову В.А. выплату в размере 10000 рублей в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация, за счет средств финансового резерва администрации Приморского края.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене судебного акта по доводам апелляционной жалобы.

В сентябре 2018 года в результате неблагоприятного воздействия на территорию Красноармейского муниципального района атмосферных фронтов, а также активной циклонической деятельности под действием тайфуна «JEBI», прохождением сильных и очень сильных ливневых осадков на территории Красноармейского муниципального района Приморского края сложилась чрезвычайная ситуация.

Постановлением Администрации Красноармейского муниципального района Приморского края от 07.09.2018 № 363, в связи с чрезвычайной ситуацией вследствие активной циклонической деятельности тайфуна «JEBI», на территории Красноармейского муниципального района Приморского края введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера. Определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ Красноармейского муниципального района.

Судом установлено, что Шляхов В.А. является собственником жилого помещения и земельного участка, расположенных в <адрес>.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации и был затоплен.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится, в том числе: принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии со ст. 18 названного закона граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. «г») оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 ООО рублей на человека; и (п. «д») оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 ООО рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 рублей на человека).

В силу п. 2 (1) указанного Постановления выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Постановлением администрации Приморского края от 15.05.2018 № 223-па «О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края» утверждено Положение о резервах финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края (далее Положение).

Согласно п. 6.1 Положения основанием для выделения средств из финансового резерва является правовой акт Администрации Приморского края, принятый в соответствии с решением Комиссии, в котором указываются размер ассигнований и их пообъектное распределение или размер средств, выделяемых для оказания разовой материальной помощи в разрезе муниципальных образований, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, и размер почтовых расходов, необходимых для доставки разовой материальной помощи пострадавшим гражданам, или размер разовой материальной помощи (финансовой помощи) пострадавшим гражданам на основании судебных решений, или размер почтовых расходов, необходимых для доставки единовременной материальной помощи, финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, единовременного пособия, в случае выделения средств Приморскому краю из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в том числе на основании судебных решений.

В соответствии с пп. «ж» п.6.2 Положения, средства финансового резерва выделяются для частичного покрытия расходов на финансирование и проведение следующих мероприятий, в том числе - оказание разовой материальной помощи пострадавшим гражданам Российской Федерации, местом жительства которых на дату введения режима чрезвычайных ситуаций межмуниципального или регионального характера являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований в границах зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе на основании судебных решений, в размере:

- 10000 руб. в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (сумма выплачивается на один земельный участок лицу, являющемуся его правообладателем);

- 10000 руб. - в связи с повреждением жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру);

- 50000 руб. - в связи с частичной утратой имущества первой необходимости (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру, находящуюся на первом этаже многоквартирного дома, в которых утрачено (повреждено) имущество первой необходимости, при условии наличия на дату введения режима чрезвычайной ситуации договора страхования движимого имущества от рисков утраты (повреждения) в результате стихийных бедствий);

- 100000 руб. - в связи с полной утратой имущества первой необходимости (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру, находящуюся на первом этаже многоквартирного дома, в которых утрачено (повреждено) имущество первой необходимости, при условии наличия на дату введения режима чрезвычайной ситуации договора страхования движимого имущества от рисков утраты (повреждения) в результате стихийных бедствий).

Актом обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации от 11.09.2018 по адресу: <адрес>, установлена утрата урожая. Акт составлен в присутствии Шляхова В.А., зарегистрированного по месту пребывания по указанному адресу, подписан членами комиссии.

Администрацией Вострецовского сельского поселения было отказано Шляхову В.А. во включении в списки пострадавших, в связи с тем, что он не зарегистрирован по месту жительства.

Согласно свидетельству № 192 от 20.06.2011 Шляхов В.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> 20.06.2011 по 20.06.2021.

На основании имеющихся в деле доказательств суд установил, что Шляхов В.А. проживает по указанному адресу, имея временную регистрацию по месту пребывания.

Согласно справке администрации Вострецовского сельского поселения Шляхов В.А. постоянно проживает в <адрес>, с 2013 года, имеет личное подсобное хозяйство, 15 соток земельного участка, на котором сажает овощи. Данный земельный участок и домовладение находились в зоне затопления.

Исходя из сведений, представленных департаментом труда и социального развития, Шляхов В.А. не пользуется мерами социальной поддержки, является получателем пенсии в Красноармейском районе.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями п. 1 1 ст. 20 ГК РФ, ст. 1, 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», суд пришел к верному выводу о том, что Шляхов В.А. постоянно проживает в <адрес>, а установление факта проживания является основанием для включения в списки пострадавших граждан на получение компенсации в результате наводнения.

Учитывая данные обстоятельства, а также факт установления утраты урожая на земельном участке Шляхова В.А. в результате наводнения, суд пришел к правильному выводу о том, что Шляхов В.А. имеет право на включение его в списки пострадавших граждан в результате чрезвычайной ситуации и на получение разовой материальной помощи за утрату урожая на земельном участке в размере 10 000 рублей.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что департамент труда и социального развития Приморского края считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. Однако такие доводы основаны на неверном толковании норм права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Право предъявления требований к тому или иному ответчику предоставлено законом истцу, в данном случае требования заявлены истцом к двум ответчикам (администрации Вострецовского сельского поселения, департаменту труда и социального развития Приморского края). Истцом ходатайство об исключении/замене ответчика не заявлялось, судом постановлено решение в соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса по заявленным истцом требованиям.

Вместе с тем, судебная коллегия принимает во внимание обстоятельства того, что департамент обязан осуществить истцу соответствующую выплату только после включения органом местного самоуправления Шляхова Виктора Александровича в соответствующий список пострадавших граждан; принятия Администрацией Приморского края распоряжения «О финансировании расходов из финансового резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края» (для оказания разовой материальной помощи); при условии наличия (поступления) денежных средств на лицевом счете департамента для осуществления соответствующей выплаты Шляхову В.А., судебная коллегия приходит к выводу о необходимости дополнения резолютивной части решения в части

Исходя из установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения, указав, что обязанность произвести соответствующие выплаты должна быть возложена на департамент труда и социального развития Приморского края «в порядке, установленном действующим законодательством».

Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красноармейского районного суда Приморского края от 07 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента труда и социального развития Приморского края без удовлетворения.

Дополнить абзац шестой резолютивной части решения суда фразой «в порядке, установленном действующим законодательством».

Изложить абзац шестой резолютивной части решения в следующем виде:

«Обязать департамент труда и социального развития Приморского края произвести выплату Шляхову Виктору Александровичу рублей разовой материальной помощи в размере 10 000 рублей в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация, за счет средств финансового резерва администрации Приморского края, в порядке, установленном действующим законодательством».

Председательствующий Судьи