47RS0005-01-2019-005714-92
Дело №33-30/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 16 февраля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Матвеевой Н.Л.,
судей: Заплоховой И.Е.,Сирачук Е.С.,
при секретаре: Вагапове Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ФИО1, ТСЖ «Мира 3», некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 08 октября 2020 года по делу №2-598/2020 по иску ФИО1 к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области", Акционерному обществу «Выборгтеплоэнерго» о признании ремонта кровли некачественным, об обязании подготовить проектную документацию по ремонту кровли, выполнить ремонт и по иску третьего лица Товарищества собственников жилья «Мира 3» к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области", АО «Выборгтеплоэнерго» о признании ремонта кровли некачественным, об обязании подготовить проектную документацию по ремонту кровли, выполнить ремонт.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Матвеевой Н.Л., объяснения представителя НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» ФИО2, представителя ТСЖ «Мира 3» ФИО3, ФИО4, представителя Акционерного общества «Выборгтеплоэнерго» ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Истец ФИО1 обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области", Акционерному обществу «Выборгтеплоэнерго» просил признать организованный НКО «Фонд капитального ремонта Ленинградской области» и произведенный подрядной организацией АО «Выборгтеплоэнерго» - правопреемником ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» в 2018 году капитальный ремонт кровли многоквартирного дома по адресу: <адрес>, некачественным; обязать ответчика НКО «Фонд капитального ремонта Ленинградской области» подготовить проектную документацию на капитальный ремонт кровли многоквартирного дома по адресу: <адрес>, организовать (обеспечить) и провести не позднее 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда надлежащий капитальный ремонт кровли дома в соответствии с требованиями законодательства РФ и с учетом конструктивных особенностей кровли.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>. В 2018 году за счет средств собственников (в том числе и его денежных средств) ответчиком НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» был произведен капитальный ремонт кровли <адрес>. Работы по договору НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» выполнялись подрядчиком - ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области», правопреемником которого является в настоящее время АО «Выборгтеплоэнерго».
Работы по замене кровли были выполнены некачественно, без учета конструктивных особенностей многоквартирного дома, в результате недостатков в работе в осенне-зимний период 2018-2019гг. произошло залитие подъезда № многоквартирного жилого дома, в котором находится его квартира, т.е., общему имуществу <адрес> был причинен имущественный ущерб: наружная несущая стена многоквартирного дома промокла с 6-ого по 3-тий этажи, на стенах подъезда имеются (образовались) обрушения штукатурки, также имеются протечки в квартирах, расположенных в данном подъезде или прилегающих к данному подъезду.
11 марта 2019 года комиссией ТСЖ составлены акты осмотра подъезда № и квартир № по адресу: <адрес>. В результате осмотра установлены имеющиеся повреждения в общедомовых и жилых помещениях, требующих капитального ремонта.
14 июня 2019 года он обратился в ТСЖ «Мира 3», которое обслуживает общее имущество данного дома, с претензией об устранении протечек в подъезде № и <адрес>. В ответ на данную претензию 17 июня 2019 года комиссией ТСЖ были произведены осмотры подъезда № и квартир № по адресу: <адрес>, и составлены соответствующие акты. В результате визуального осмотра установлено ухудшение состояния общего имущества дома, несущих конструкций и жилых помещений.
ТСЖ «Мира 3», действуя в интересах всех собственников помещений в обслуживаемом им многоквартирном доме, обратилось в Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» с претензией по устранению выявленных нарушений капитального ремонта кровли дома. 31 июля 2019 года Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» в присутствии председателя правления ТСЖ «Мира 3» была произведена проверка капитального ремонта объекта капитального строительства «Ремонт кровли по адресу: <адрес>», произведенного подрядной организацией ОАО «УК по ЖКХ» (правопреемник - АО «Выборгтеплоэнерго»), о чем составлен соответствующий акт. Однако претензия не была удовлетворена, работы по устранению недостатков капитального ремонта кровли не проведены.
Капитальный ремонт кровли произведен подрядной организацией (ответчиком) на основании исполнительной сметы без составления проекта, что послужило причиной залития общедомовых и жилых помещений <адрес>. Стоимость произведенных работ по заказу ответчика подрядчиком по исполнительной смете составляла 4 944 823,90 рублей.
В связи с тем, что в досудебном порядке НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» и иные виновники не отреагировали на претензии об устранении нарушений произведенного капитального ремонта кровли, истец, являясь собственником, которому кроме квартиры, принадлежит также доля в праве на общее имущество в многоквартирном доме, вынужден обратиться в суд.
В ходе рассмотрения дела третье лицо ТСЖ «Мира 3» обратилось в суд с самостоятельным иском к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области", АО «Выборгтеплоэнерго» о признании ремонта кровли некачественным, об обязании подготовить проектную документацию по ремонту кровли, в котором просило признать организованный НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» и произведенный подрядной организацией АО «Выборгтеплоэнерго» - правопреемником ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» в 2018 году капитальный ремонт кровли многоквартирного дома по адресу: <адрес>, некачественным; обязать ответчика НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» подготовить проектную документацию на капитальный ремонт кровли многоквартирного дома по адресу: <адрес>, организовать (обеспечить) и провести не позднее 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда надлежащий капитальный ремонт кровли дома в соответствии с требованиями законодательства РФ и с учетом конструктивных особенностей кровли, взыскать расходы по уплате госпошлины в сумме 6 000 рублей, и оплаты экспертизы в сумме 30 000 рублей.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 08 октября 2020 года исковые требования ФИО1 и исковые требования третьего лица ТСЖ «Мира 3» удовлетворены частично.
Постановлено обязать НКО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" устранить недостатки проведенного АО «Выборгтеплоэнерго» капитального ремонта кровли многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, путем проведения подрядчиком АО «Выборгтеплоэнерго» гарантийного ремонта по договору № от 15 января 2018 года на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 и ТСЖ «Мира 3» отказано.
С ТСЖ «Мира 3» в пользу ООО «ПетроЭксперт» взысканы расходы на проведение экспертизы в сумме 90 000 рублей.
Кроме того, дополнительным решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 октября 2020 года в пользу ТСЖ «Мира 3» с НКО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" взысканы судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины в размере 6000 руб. и оплатой заключения эксперта в сумме 30000 руб., а всего взыскано 36000 руб.
В апелляционных жалобах истец ФИО1 и третье лицо ТСЖ «Мира 3» просят решение суда отменить, дополнительное судебное решение отставить без изменения. Удовлетворить исковые требования ФИО1 и самостоятельные исковые требования третьего лица ТСЖ «Мира 3» в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционных жалоб указано, что суд принял решение по исковым требованиям, которые ни истцом, ни третьим лицом не заявлялись, при этом не разрешил заявленные исковые требования. Суд не принял во внимание представленное в материалы дела экспертное заключение, которое подтверждает выполнение капитального ремонта кровли с нарушением требований, предъявляемых к таким видам работ. Также указывают, что решение суда является неисполнимым, поскольку для выполнения гарантийного ремонта необходимо подготовить проектную документацию на капитальный ремонт кровли, организовать и провести капительный ремонт кровли в соответствии с требованиями законодательства с учетом конструктивных особенностей кровли.
Представитель ответчика в апелляционной жалобе просит решение суда изменить в части обязания устранить недостатки проведенного АО «Выборгтеплоэнерго» капитального ремонта кровли многоквартирного жилого дома, путем проведения подрядчиком гарантийного ремонта.
В апелляционной жалобе указывает, что обязание ответчика осуществить капитальный ремонт кровли путем проведения гарантийного ремонта подрядчиком по договору от 15 января 2018 года ограничивает право заказчика выбора способа устранения недостатков, предусмотренного договором и ст. 723 ГК РФ. Ответчик также указывает, что решение суда является неисполнимым, поскольку с учетом необходимости привлечения подрядной организации, заключения договора, выполнения самих работ необходимо не менее 5 месяцев. Считает, что в решении необходимо указать конкретные действия, которые должен совершить каждый из ответчиков с указанием срока выполнения таких действий.
Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1, надлежащем образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в частности:
- создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора (пункт 3);
- утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (пункт 4);
- устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).
Таким образом, действующее правовое регулирование исходит из того, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не является частным делом собственников помещений в таком доме, его своевременное проведение отвечает интересам неопределенного круга лиц, обеспечивая, в частности, безопасность эксплуатации здания. С этим связаны нормы о государственной поддержке проведения капитального ремонта, обязательные требования к порядку разработки и к содержанию региональных программ капитального ремонта (ст. 168 ЖК РФ), а также нормы ст. 189 Кодекса о порядке принятия собственниками решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 Жилищного кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 этого Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащиеся в Постановлении от 12.04.2016 N 10-П в системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой в формально юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.
Согласно части 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, и иные перечисленные в этой статье платежи образуют фонд капитального ремонта, средства которого согласно части 1 ст. 174 Кодекса могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации и на иные указанные в этой статье цели, связанные с организацией ремонта.
На основании приведенной выше нормы пункта 3 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10 октября 2013 г. N 765 создана некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" и установлено, что целью участия Ленинградской области в Фонде является осуществление деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ленинградской области.
Согласно пункту 3 части 1 ст. 180 ЖК РФ к числу функций регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
В силу части 1 ст. 190 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Функции и обязанности регионального оператора определены ст. 180, 182 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст. 182 Жилищного кодекса РФ, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:
1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 Жилищного кодекса РФ, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе, установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации
5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.
Материалами дела установлено, что ФИО1 является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Собственники данного многоквартирного дома формируют фонд капитального ремонта на спец.счете регионального оператора НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области». В 2018 году за счет средств собственников (в том числе, и денежных средств истца) ответчиком - НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» был произведен капитальный ремонт кровли <адрес>.
Между Фондом и ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" правопреемником которого является АО «Выборгтеплоэнерго», заключен договор от 15 января 2018 г. № на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе, работ по капитальному ремонту крыши в МКД «Мира 3».
Согласно Договору, Фонд поручил, а Подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту крыши МКД «Мира 3». Выполненные работы приняты и оплачены Фондом на основании акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 17 июля 2018 г. и справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3) от 17 юиля 2018 г., которые подписаны, в том числе, представителем собственников МКД «Мира 3».
В дальнейшем в процессе эксплуатации обнаружены недостатки выполненной подрядчиком работы, которые зафиксированы в акте проверки объекта № от 8 июля 2019г. и акте осмотра объекта капитального строительства после проведения капитального ремонта от 31 июля 2019 г.
Наличие недостатков, (дефектов) в выполненных подрядчиком работах, также подтверждается и заключением судебной строительной экспертизы ООО «ЦНПЭ «ПетроЭксперт» № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункта 9.1. Договора, заключенного между сторонами, Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты) в выполненных работах, обнаруженных в пределах 60 месяцев гарантийного срока со дня подписания сторонами акта выполненных работ. В соответствии с п. 9.2. Договора Фондом в адрес подрядчика направлено требование от 29 января 2020г. г. № И-564/2020 г. об устранении выявленных недостатков с приложением актов осмотра объекта. Недостатки в выполненных работах Подрядчиком не устранены.
Порядок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентирован разделом IX Жилищного Кодекса РФ (ЖК РФ).
Пунктом 3 части 2 ст. 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ним и от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Пунктом 11 части 2 ст. 182 ЖК РФ предусмотрена ответственность регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Анализируя установленные по делу обстоятельства судом сделан вывод о том, что требования истцов об обязании ответчика - НКО «Фонд капитального ремонта Ленинградской области» подготовить проектную документацию на капитальный ремонт кровли квартирного дома по адресу: <адрес>, организовать (обеспечить) и провести не позднее 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда надлежащий капитальный ремонт кровли дома в соответствии с требованиями законодательства РФ и с учетом конструктивных особенностей кровли не подлежат удовлетворению, поскольку в случае обнаружения недостатков в выполненных работах по капитальному ремонту общего имущества в обязанности регионального оператора входит принятие мер по устранению выявленных нарушений в рамках гарантийных обязательств подрядной организации, выполнявшей соответствующие работы, а не повторное проведение капитального ремонта, как того требует истец и третье лицо.
При этом, поскольку НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» является региональным оператором Ленинградской области, созданным в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Областного закона Ленинградской области от 29 ноября 2013 года № 82-оз «Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области», распоряжением Правительства Ленинградской области от 25 сентября 2013 года № 434-р «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области».
Постановлением Правительства Ленинградской области от 26 декабря 2013 г. № 508утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014-2043 годы (далее - Региональная программа), в которую включен, в том числе, многоквартирный дом, собственником помещения которого является истец.
Одной из функций Фонда предусмотренной жилищным законодательством является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (ч.1 п. 3 ст. 180 ЖК РФ).
Поскольку недостатки выполненных работ по капитальному ремонту кровли МКД образовались в пределах гарантийного срока, судом сделан вывод о том, что требования истца ФИО1 и третьего лица ТСЖ «Мира 3» подлежат удовлетворению в части обязания НКО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" устранить недостатки проведенного АО «Выборгтеплоэнерго» капитального ремонта кровли МКД по адресу: <адрес>, путем проведения подрядчиком АО «Выборгтеплоэнерго» гарантийного ремонта по договору № от 15 января 2018г. на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Вместе с тем, требования истца и третьего лица в части обязания НКО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" подготовить проектную документацию на капитальный ремонт кровли квартирного дома по адресу: <адрес>, организовать (обеспечить) и провести не позднее 6 (шести) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда надлежащий капитальный ремонт кровли дома в соответствии с требованиями законодательства РФ и с учетом конструктивных особенностей кровли, также, по мнению суда, являются необоснованными поскольку в силу п.1 ст. 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 189 ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Согласно ч. 5 ст. 189 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: 1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса;3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в доме, расположенном по адресу: <адрес>, общим собранием собственников принято решение об утверждении перечня работ и (или) услуг по капитальному ремонту в соответствии с предложением регионального оператора (по вопросу №), и утверждению сметы расходов на капитальный ремонт крыши на сумму 4 944 823,90 руб. и осуществление строительного контроля на сумму 105 819,23 руб. (по вопросу 3). Данная смета составлена на основании дефектной ведомости, утвержденной председателем правления ТСЖ «Мира -3» ФИО3.
В связи с чем, Фондом во исполнение своей обязанности, предусмотренной п. 3 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ, заключен договор с ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области" ДД.ММ.ГГГГ г. № № на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе, работ по капитальному ремонту крыши в МКД «Мира 3» в объеме, утвержденном общим собранием собственников.
Судом сделан вывод о том, что подготовка проекта на капитальный ремонт кровли МКД «Мира 3» не была утверждена общим собранием собственников помещений <адрес>, в связи с чем, у Фонда не возникла обязанность по заключению договора на выполнение работ по подготовке проекта.
Кроме того, в силу ч.12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части, для проведения капитального ремонта в рассматриваемом случае достаточно сметы на капитальный ремонт.
С учетом изложенных обстоятельств судом сделан вывод о том, что требование истца и третьего лица об обязании подготовить проект на капитальный ремонт кровли МКД «Мира 3» также лишено правовой состоятельности.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения иска ввиду следующего.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
В соответствии с абз. 2 п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" суду апелляционной инстанции следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ).
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения и ходатайств сторон, судебной коллегией был вызван эксперт ФИО6, составивший заключение судебной экспертизы ООО «ПетроЭксперт» N 20-140-Р-2-598/2020 от 21 августа 2020 г.
Эксперт ФИО6, допрошенный судом апелляционной инстанции в настоящем судебном заседании, данное им заключение поддержал, показал, что для устранения дефектов, возникших при выполнении капитального ремонта кровли <адрес>, необходимо разработать проектную/ рабочую документацию по результатам проектного исследования и выполнить работы на основании проектной, рабочей документации. Причиной невозможности выполнения ремонта кровли без проектной документации является сложность объекта и то обстоятельство, что в процессе ремонта некоторые элементы претерпели конструктивные изменения. Смета является частью проектной документации. Последовательность проекта следующая: создание дефектной ведомости, изыскания и проектные работы, составление сметы на основании того, какие работы будет необходимо провести. При этом без проекта невозможно определить перечень уже проведенных работ.
На основании ходатайства ответчика, для определения перечня работ необходимых для выполнения работ по ремонту кровли, с учетом доводов ответчика о неисполнимости судебного решения без установления указанных обстоятельств судебной коллегией назначена строительно-техническая экспертиза проведение которой поручено экспертам ООО «Партнерство экспертом Северо-Запада».
Согласно заключению составленному ООО «Партнерство экспертом Северо-Запада» от ДД.ММ.ГГГГ№ основным дефектом, который повлек некачественное выполнение работ, послужило отсутствие проектной документации на капитальный ремонт, которая разрабатывается по результатам технического обследования. По результатам выполненного анализа эксперт пришел к выводу о том, что необходимо подготовить проектную документацию с предварительным техническим обследованием, при этом перечень необходимых работ может быть сформирован только после проведения работ по проектированию, поскольку при проведении работ по капитальному ремонту объекта исследования необходимо провести работы не только по замене кровли (верхняя часть крыши, которая образует водонепроницаемую поверхность), но и несущих конструкций крыши (стропильные ноги, мауэрлаты и т.д.), Кроме того, в работах имеются мероприятия по инженерным системам (канализационные трубопроводы) и работы по дымоходным и вентиляционным каналам (кладка, штукатурка).
Кроме того, эксперт поясняет, что проектная документация должна быть разработана в рамках договора № от ДД.ММ.ГГГГ
Допрошенный в судебном заседании 16 февраля 2022 г. на основании ходатайства ответчика эксперт ФИО7 поддержал ранее данное заключение.
Судебная коллегия не усматривает оснований не доверять показаниям эксперта и данному им заключению по результатам проведенной экспертизы, назначенной судом, так как экспертиза проводилась с соблюдением установленного порядка - экспертом, имеющим большой стаж экспертной работы, эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение судебной экспертизы с учетом показаний эксперта отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют, неясностей, исключающих однозначное толкование выводов эксперта, не установлено. Кроме того, заключение эксперта сторонами не оспорено, ходатайств о назначении по делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы суду первой и апелляционной инстанции не заявлено.
Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая, что в материалы дела представлены два заключения строительно-технической экспертизы подтверждающие то обстоятельство, что из за сложности объекта ремонта не представляется возможным произвести ремонтные работы кровли, определить перечень работ, а также учитывая то обстоятельство, что истцы требований о проведении гарантийного ремонта в суд не заявляли, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 к Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" о признании организованный НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» и произведенный подрядной организацией АО «Выборгтеплоэнерго» - правопреемником ОАО «Управляющая компания по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» в 2018 году капитальный ремонт кровли многоквартирного дома по адресу: <адрес>, некачественным и обязании ответчика НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» подготовить проектную документацию на капитальный ремонт кровли многоквартирного дома по адресу: <адрес>, организовать (обеспечить) и провести не позднее 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда надлежащий капитальный ремонт кровли дома в соответствии с требованиями законодательства РФ и с учетом конструктивных особенностей кровли подлежит удовлетворению.
При этом судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что ответчики НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области», АО «Выборгтеплоэнерго» не оспаривали при рассмотрении настоящего спора факт проведения ремонтных работ ненадлежащим образом. Из заключения эксперта, составленного ООО «Партнерство экспертом Северо-Запада» от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что у исполнителя отсутствует комплект исполнительной документации, что нарушает условия договора № от ДД.ММ.ГГГГ(п.4.2.12, п.6.1 Техническое задание Приложение №4 к договору) и требования нормативной документации п.6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно содержанию Протокола №1/2017 от 27 февраля 2017г. общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме был утвержден перечень работ, смета расходов на капитальный ремонт были предложены региональным оператором, в дальнейшем региональный оператор - НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» к истцам ТСЖ «Мира 3» по вопросу изменения перечня работ не обращался, принял работы без замечаний.
Материалами дела доказано, что действиями ответчиков в результате предоставления услуги ненадлежащего качества истцам причинен ущерб.
С учетом того обстоятельства, что решение Выборского городского суда Ленинградской области от 8 октября 2020 г. постановлено при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем в силу пункта 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оно подлежит отмене. По делу следует принять новое решение об удовлетворении исков.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 08 октября 2020 года отменить.
В иске к Акционерному обществу «Выборгтеплоэнерго» отказать.
Исковые требования ФИО1 к Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" удовлетворить, признать организованный НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» и произведенный подрядной организацией АО «Выборгтеплоэнерго» - правопреемником ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» в 2018 году капитальный ремонт кровли многоквартирного дома по адресу: <адрес>, некачественным; обязать ответчика НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области» подготовить проектную документацию на капитальный ремонт кровли квартирного дома по адресу: <адрес>, организовать (обеспечить) и провести не позднее 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда надлежащий капитальный ремонт кровли дома в соответствии с требованиями законодательства РФ и с учетом конструктивных особенностей кровли.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Вериго Н.Б.