Дело № 33-1939 судья Лыков Ю.А. 2013 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 мая 2013 года г. Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.
судей Буйнова Ю.К. и Яшиной И.В.
с участием прокурора Полещук Р.С.
при секретаре судебного заседания Рубан Н.Н.
по докладу судьи Буйнова Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном
дело по апелляционной жалобе администрации Обросовского сельского поселения Молоковского района Тверской области на решение Молоковского районного суда Тверской области от 19 марта 2013 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Молоковского района Тверской области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области по неразработке антинаркотического плана муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Молоковского района Тверской области отказать».
Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Молоковского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области по не разработке антинаркотического плана муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области и возложении обязанности разработать антинаркотический план муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной Прокуратурой Молоковского района проверки исполнения администрацией муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах, было установлено, что на территории муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района в нарушение ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.01.1998 №-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», п.п. 8,9, 11 и 46 Указа Президента РФ от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» отсутствует антинаркотический план. Администрацией муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области данный план не разрабатывался, в связи с чем мероприятия по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и пресечению их незаконного оборота на территории муниципального образования не проводились.
В целях устранения выявленных нарушений законов прокурором района 10.01.2013 года в адрес главы администрации муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области внесено представление с требованием принятия незамедлительных мер по разработке антинаркотического плана муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области.
На законные требования прокурора, изложенные в представлении от 10.01.2013 года, в прокуратуру района из администрации муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области 18.01.2013 года поступил ответ, согласно которому статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения не отнесены вопросы, касающиеся антинаркотической деятельности, в связи с чем администрацией муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района данные полномочия не могут исполняться.
До настоящего времени выявленные в ходе проведения прокуратурой района проверки нарушения законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах на территории муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора Молоковского района Тверской области Разделкина Е.В. заявленный прокурором иск поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.
Ответчик - представитель администрации муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований. При этом указывается, что суд в решении указал, что требования прокурора, касающиеся возложении обязанности на администрацию МО «Обросовское сельское поселение» по принятию антинаркотического плана удовлетворению не подлежат по тем основаниям, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить тот или иной нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Исходя из вышесказанного, принятие или непринятие антитеррористического плана является правом, а не обязанностью муниципального образования, в связи с чем непонятно, почему суд признал незаконным бездействие администрации МО «Обросовское сельское поселение» по не разработке антинаркотического плана.
В своём решении суд ссылается на разъяснения, изложенные в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решения, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). В данной ссылке речь идёт, опять же, об обязанности органов местного самоуправления, возложенной на них нормативными правовыми актами. А разработка или неразработка антинаркотического плана муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области это не обязанность а право органа местного самоуправления, закреплённые п.4.1. ст.20 ФЗ от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и п.2 ст.11 Устава муниципального образования «Обросовское сельское поселение Молоковского района Тверской области».
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Порлещук Р.С. возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались в связи с чем и в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения прокурора Полещук Р.С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности регулируются Федеральным законом от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах (ст.7).
На основании п.8, п.9 "Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2008 г. N 690" (далее по тексту Стратегия), органы местного самоуправления являются субъектами антинаркотической политики и наряду с иными органами осуществляют антинаркотическую деятельность по реализации государственной политики, в пределах своей компетенции организующие исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
Таким образом,администрации муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области является органом местного самоуправления, который в соответствии п.8, п.9 Стратегии является самостоятельным субъектом антинаркотической политики и наряду с иными органами осуществляют антинаркотическую деятельность по реализации государственной политики, в пределах своей компетенции организует исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
В соответствии с п.46 Стратегии, ее реализация на региональном и муниципальном уровнях осуществляется в форме антинаркотических программ субъектов Российской Федерации и антинаркотических планов органов местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, на территории муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области в целях реализации положений Федерального закона от 08.01.1998 года N 3-ФЗ "О наркотических веществах и психотропных веществах", и во исполнение Стратегии должен быть разработан перспективный план, подобный программе мероприятий, принятой администрацией муниципального образования, включающий в себя систему мероприятий по профилактике немедицинского потребления наркотический средств и психоактивных веществ и пресечению их незаконного оборота, осуществляемых органами местного самоуправления, общественными и иными организациями в целях реализации государственной антинаркотической политики на территории Обросовсого сельского поселения.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы о том, что разработка антинаркотического плана является правом, а не обязанностью администрации сельского поселения судебная коллегия считает несостоятельными.
В соответствии с положениями ст.10 Федерального закона от 06.10 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Положениями частей 1 и 2 ст. 19 того же Федерального закона от 06.10 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Федеральным законом от 06.10 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается в доводах апелляционной жалобы, что антинаркотический план администрация муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области не разработала и не внесла на рассмотрение представительного органа.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Следовательно, администрация муниципального образования «Обросовское сельское поселение» Молоковского района Тверской области проявила бездействие в области профилактики немедицинского потребления наркотический средств и психоактивных веществ и пресечения их незаконного оборота.
Учитывая, что доводы апелляционной жалобы, основанные на неверном толковании норм материального права не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения и, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Молоковского районного суда Тверской области от 19 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Обросовского сельского поселения Молоковского района Тверской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи