ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1940 от 24.07.2014 Тульского областного суда (Тульская область)

 Стр. 26

 дело № 33-1940 судья Свиридова О.С.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 24 июля 2014 года город Тула

 Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

 председательствующего Бобковой С.А.,

 судей Чернецовой Н.А., Полосухиной Н.А.,

 при секретаре Горобец З.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Тулы от 27 мая 2014 года по гражданскому делу по заявлению ФИО1 о признании сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество незаконным, возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности.

 Заслушав доклад судьи Чернецовой Н.А., судебная коллегия

 установила:

 ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество незаконным, возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности.

 В обоснование заявления указала, что на основании вступившего в законную силу решения Центрального районного суда г. Тулы от 02.08.2012 она и П. являются собственниками нежилого помещения – подвала лит. под Г2, расположенного по <адрес>

 Представитель заявителя ФИО1 по доверенности ФИО2 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с заявлением о государственной регистрации права долевой собственности на указанное помещение, однако в государственной регистрации было отказано по причине того, что представленное на регистрацию нежилое помещение не стоит на кадастровом учете.

 Считала данный отказ незаконным, поскольку принадлежащий ей объект недвижимости лит. под Г 2 состоял на техническом учете в 2003, 2006 годах, что отражено в соответствующих технических паспортах, при этом, согласно письму ФГУП «Ростехинвентаризация» от 24.02.2012 в 2006 году была произведена перелитеровка строения лит. П на под Г 2.

 Просила признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в государственной регистрации ее права собственности на 1/2 долю и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области провести государственную регистрацию права собственности.

 Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, в письменном возражении просила рассмотреть заявление в ее отсутствие.

 Представитель заявителя ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании доводы заявления подержал, просил его удовлетворить. Пояснил, что спорный объект недвижимого имущества является учтенным, поскольку ранее состоял на техническом учете. Кроме того, для постановки объекта недвижимости на кадастровый учет необходимо представить технический план, стоимость работ по составлению которого составляет <данные изъяты> рублей, что понесет для ФИО1, являющейся пенсионеркой, лишние материальные затраты.

 Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании доводы заявления не признал, полагая, что оспариваемое заявителем решение соответствует требованиям действующего законодательства.

 Решением Советского районного суда г. Тулы от 27.05.2014 года в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.

 В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

 В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

 Заявитель ФИО1 на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

 Согласно ст. 327 ГПК РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заявителя ФИО1

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителя заявителя ФИО1 по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности ФИО3, поддержавшего доводы возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

 Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

 Условия и порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяется Федеральным законом от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

 Судом установлено и подтверждено материалами дела, что вступившим в законную силу 04.09.2012 года решением Центрального районного суда г. Тулы от 02.08.2012 года ФИО1 и ФИО4 выделена изолированная часть жилого дома, расположенного по <адрес> а также вспомогательные помещения, в том числе, подвал под лит. Г 2.

 30.10.2013 года представитель. ФИО1 и ФИО4 по доверенности ФИО2 обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности на нежилое помещение общей площадью 3,5 кв.м, этаж подвал, лит. под Г2, расположенное по <адрес>, на основании указанного решения суда. К заявлению не приложен кадастровый паспорт на указанный объект недвижимости.

 Однако государственная регистрация была приостановлена на основании п. 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закона о регистрации) на основании заявления представителя заявителя.

 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тульской области был направлен запрос, на который получен ответ от 11.11.2013 года № об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте капитального строительства, являющегося предметом государственной регистрации.

 Так как на данный объект недвижимости имеется технический паспорт, составленный 01.06.2006 года, в котором содержится описание объекта, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области направило в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тульской области повторный запрос с просьбой сообщить, передавались ли сведения об объекте недвижимого имущества из ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ».

 Согласно письму филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тульской области от 10.02.2014 № в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения на объект недвижимости, расположенный по <адрес> По данным фотообразцов технического паспорта домовладения от 01.06.2006 года, лит. под Г 2 не входит в состав объекта домовладения, как обособленное помещение не выделялось и на техническом учете не состоит.

 28.02.2014 года регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.

 Оспаривая данное решение регистрирующего органа, заявитель указывает на то, что указанный объект ранее стоял на техническом учете, что подтверждается техническими паспортами 2003 года, 2006 года, а в 2013 году на основании данных технического паспорта она зарегистрировала свое право собственности на другой объект -1/2 долю сарая лит. Г4, расположенный по указанному адресу.

 Суд, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о законности решения регистрирующего органа об отказе ФИО1 в регистрации права собственности на спорный объект, об отсутствии оснований для удовлетворения заявления ФИО5

 Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.

 В соответствии с п.2 ст. 16, п. 1 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения; документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также содержать описание недвижимого имущества и надлежащие подписи сторон.

 Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 (далее - Правила), ЕГРП состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества.

 В соответствии с п. 23 Правил подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимого имущества и заполняется на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа.

 Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее также - Закон о кадастре) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Федеральным законом порядке документов.

 Приказом Росреестра от 11 марта 2010 года N п/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" утвержден План-график наделения федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, представлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

 В соответствии с указанным Планом-графиком 15 сентября 2010 года Управление Росреестра передало полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, представлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тульской области.

 Приказом Министерства экономического развития РФ от 13 сентября 2011 года N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" "Земельная кадастровая палата" по Тульской области реорганизована в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра") с сохранением основных целей деятельности.

 Статьей 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) установлено, что 1 января 2013 года закончился переходный период, в течение которого не применялись положения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

 В силу п. 11 ст. 33 Закона о регистрации после 1 января 2013 года кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества, только в случае, если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.

 Технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости (п.12).

 Пункты 11 и 12 Закона о регистрации утратили силу с 1 октября 2013 года (Федеральный закон от 23.07.2013 N 250-ФЗ).

 В силу абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

 Согласно п. 1.2 ст. 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

 Суд первой инстанции, учитывая, что к заявлению от 30.10.2013 года о проведении государственной регистрации права собственности на спорный объект заявителем не представлен кадастровый паспорт, сведения о ранее учтенных правах на данный объект недвижимости в Тульском филиале кадастровой палаты отсутствуют, пришел к правильному выводу о правомерности действий государственного регистратора, связанных с приостановлением (п. 1 ст. 19 Закона о регистрации) и последующим отказом в государственной регистрации права собственности на дом (абз.4 п.1 ст. 20 Закона о регистрации), поскольку государственная регистрация прав возможна в отношении только той недвижимости, которая прошла государственный кадастровый учет в соответствии с Законом о кадастре.

 Доводы жалобы о том, что суд не учел требования ст. 45 Закона о кадастре не могут быть приняты во внимание.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 названного Закона государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

 Вместе с тем, согласно ч.3 указанной статьи сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

 Положения п. 11 той же статьи, согласно которому отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости; при этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации, обоснованно не были применены судом первой инстанции, так как утратили силу на момент разрешения спора судом (утратили силу с 01.10. 2013 года. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 250-ФЗ).

 Доводы заявителя о том, что представленный на регистрацию объект недвижимого имущества – подвал лит. под Г 2 является ранее учтенным объектом, поскольку отражен в технических паспортах по состоянию на 2003, 2006 годы, правильно признан судом несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права, поскольку на момент подачи заявления о государственной регистрации права собственности (30.10.2013 года) на нежилое помещение общей площадью 3,5 кв.м, этаж подвал, лит. под Г 2, расположенное по <адрес> действующее законодательство требовало обязательной постановки объекта недвижимого имущества на кадастровый учет, если он не состоял на нем ранее, а технические паспорта перестали иметь равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости. Из материалов дела следует, что в государственном кадастре недвижимости сведения на спорный объект недвижимости, отсутствуют, лит. Г 2 не входит в состав объекта домовладения, как обособленное помещение не выделялось и на техническом учете не состоит.

 Не свидетельствует о незаконности обжалуемых действий заинтересованного лица и тот факт, что ранее Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области на основании данных технического паспорта зарегистрировало за заявителем право собственности на сарай лит. Г 4, расположенный по <адрес> тогда как при регистрации права собственности на подвал лит. под Г 2 регистрирующий орган требует представить кадастровый паспорт.

 Из материалов дела следует, что на момент государственной регистрации права собственности заявителя на 1/2 долю сарая лит. Г 4 (09.07.2013 года) действовал п. 12 ст.33 Закона о регистрации, согласно которому технические паспорта, выданные в установленном законом порядке до 01.03.2008 года, имели равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

 Согласно Федеральному закону от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости", данный пункт утратил силу с 01.10.2013 года, в связи с чем, обращаясь 30.10.2013 года в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на подвал лит. под Г 2, заявитель обязана была представить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области кадастровый паспорт объекта недвижимости.

 Представленное представителем заявителя в суд апелляционной инстанции свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО1 на весь сарай, лит. Г4, расположенный по <адрес>, также не свидетельствует о незаконности отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ФИО1 в регистрации права собственности на нежилое помещение – подвал, лит. под Г2, расположенное по <адрес> поскольку ранее за ней было зарегистрировано право собственности на 1/2 долю указанного объекта.

 Ссылка в апелляционной жалобе на то, что заявитель является пенсионеркой и у нее нет лишних денег, чтобы оплатить стоимость технического плана, также не свидетельствует о незаконности отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.

 В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 Суд, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, рассмотрев дело в рамках заявленных требований, постановил законное решение.

 Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено. Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного судебного решения, поскольку по существу данные доводы сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств, но не опровергают выводы суда, изложенные в решении. Все представленные сторонами доказательства проверены и оценены судом первой инстанции в их совокупности и в соответствии с требованиями ст.ст.59, 60, 67 ГПК РФ.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Советского районного суда г. Тулы по доводам апелляционной жалобы ФИО1

 Руководствуясь ст. ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 решение Советского районного суда г. Тулы от 27 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

 Председательствующий <->

 Судьи <->

 <->

 <->