ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1941/2017 от 05.06.2017 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Москалёва И.В. Дело № 33-1941/2017

Докладчик Торговченкова О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

председательствующего Нагайцевой Л.А.,

судей Торговченковой О.В., Берман Н.В.,

при секретаре Тиньковой И.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истицы Боярских Т.П, на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 13 марта 2017 года, которым постановлено:

«Боярских Т.П. в удовлетворении исковых требований к УМВД России по Липецкой области, УФМС России по Липецкой области в лице ликвидационной комиссии, МВД РФ о признании незаконным приказа об увольнении и взыскании компенсации морального вреда отказать.».

Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Боярских Т.П. обратилась в суд с иском к УМВД России по Липецкой области, УФМС России по Липецкой области в лице ликвидационной комиссии, МВД России о признании незаконным приказа об увольнении. В обоснование требований указывала, что проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации, будучи прикомандированной для прохождения службы к УФМС России по Липецкой области, где замещала должность <данные изъяты>. Приказом УФМС России по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ года № ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет ДД.ММ.ГГГГ года.13 июля 2016 года истица ознакомлена с приказом ликвидационной комиссии ФМС России по Липецкой области№ ДД.ММ.ГГГГ года о зачислении в распоряжение ликвидационной комиссии УФМС России по Липецкой области на период с07 июля 2016 годапо07 сентября 2016 года. В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком ликвидационной комиссией УФМС России по Липецкой областибыл издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым контракт с Боярских Т.П. расторгнут в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, установлена дата увольнения - с 30 ноября 2016 года. Большинство сотрудников органов внутренних дел, ранее прикомандированных к ФМС России, в связи с упразднением Федеральной миграционной службы были переведены в органы МВД России и назначены на должности по вопросам миграции. Истице не было предложено ни одной должности в органах внутренних дел, несмотря на ее обращение с соответствующим заявлением. С учетом увеличения исковых требований Боярских Т.П. просила признать незаконным приказ МВД России об увольнении ее из органов внутренних дел Российской Федерации, обязать МВД России отменить приказ об увольнении Боярских Т.П. из органов внутренних дел Российской Федерации, признать незаконным приказ ликвидационной комиссии УФМС России по Липецкой области об увольнении Боярских Т.П. из органов внутренних дел Российской Федерации, обязать ликвидационную комиссию УФМС России по Липецкой области отменить приказ об увольнении Боярских Т.П. из органов внутренних дел Российской Федерации, обязать УМВД России по Липецкой области предоставить Боярских Т.П. должность в УВМ УМВД России по Липецкой области, взыскать с ответчиков компенсацию морального вредав размере <данные изъяты>.

Представитель ответчика УМВД России по Липецкой области – Курченко М.Ю. иск не признала, указав, что Федеральная миграционная служба Российской Федерации не входила в систему МВД России, в связи с чем, при ликвидации федерального органа исполнительной власти (ФМС России) у МВД России отсутствовали основания для зачисления сотрудников ФМС России и его территориальных органов в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов. Кроме того, в Указе Президента Российской Федерации №156 от 05 апреля 2016 года «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», которым упразднена Федеральная миграционная служба, отсутствует указание об обязательном назначении сотрудников ФМС России на должности в органах внутренних дел Российской Федерации.

Представитель ответчика УФМС России по Липецкой области в лице ликвидационной комиссии – Дуплищева Г.А. иск не признала, сославшись на то, что основанием для увольнения истицы из УФМС России по Липецкой области послужил приказ МВД России о сокращении штата, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для перевода Боярских Т.П. в УМВД России по Липецкой области.

Представитель ответчика МВД России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе истица Боярских Т.П. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Выслушав истицу Боярских Т.П. и ее представителя – Шмелева А.Ю., поддержавших апелляционную жалобу, представителя ответчика УМВД России по Липецкой области – Курченко М.Ю., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 27 приведенного Закона назначение на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О полиции» и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Частью 2 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ предусмотрено, что при реорганизации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения либо изменении их структуры правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальном органе или подразделении, могут быть прекращены в случае сокращения должности в органах внутренних дел.

В соответствии с ч. 9 ст. 36 Федерального закона от 30 ноября 2011года № 342-ФЗ для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.

Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со ст. 82 настоящего Федерального закона (ч. 18 ст. 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).

Пунктом 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ предусмотрено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.

Из приведенных положений закона следует, что при проведении организационно-штатных мероприятий в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделении сотрудник органов внутренних дел подлежит зачислению в распоряжение органа внутренних дел, такой сотрудник считается продолжающим службу в органах внутренних дел. При этом сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в связи с сокращением его должности в органах внутренних дел, вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел либо о расторжении с ним контракта решается руководителем федерального органа исполнительной власти или уполномоченным руководителем.

Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная миграционная служба, которой из ведения Министерства внутренних дел Российской Федерации переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции (п. 13).

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года № 248, Федеральная миграционная служба была подведомственна МВД России, которое осуществляло в отношении данной службы координацию и контроль деятельности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Боярских Т.П. проходила службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты>, <данные изъяты>, приказом УВД Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ года, изданного на основании приказа МВД РФ № 727 л/с от 05 июня 2006 года, истица с ДД.ММ.ГГГГ года откомандирована в распоряжение Управления ФМС России по Липецкой области с оставлением в кадрах органов внутренних дел, ДД.ММ.ГГГГ года УФМС России по Липецкой области с ней заключен контракт о службе в органах внутренних дел Российской Федерации на время отпуска по уходу за ребенком основного сотрудника Разинковой С.Г., на основании приказа УФМС России по Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ года истица с ДД.ММ.ГГГГ года назначена на должность инспектора отдела оформления виз, разрешений, приглашений и регистрации иностранных граждан на время отпуска по уходу за ребенком основного сотрудника Штырковой Ю.В., в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ года заключен контракт о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, приказом УФМС России по Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ года Боярских Т.П. назначена на должность <данные изъяты>, а приказом УФМС России по Липецкой области № с от ДД.ММ.ГГГГ года – на должность <данные изъяты>

Приказом УФМС России по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ года№ Боярских Т.П. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет ДД.ММ.ГГГГ года.

ДД.ММ.ГГГГ года истица уведомлена о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.

Приказом УФМС России по Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ года Боярских Т.П. была зачислена в распоряжение ликвидационной комиссии УФМС России по Липецкой области с 13 июля 2016 года.

Из материалов дела следует, что 11 августа 2016 года истица обращалась с рапортом на имя начальника УМВД России по Липецкой области о согласии проходить дальнейшую службу в органах внутренних дел Липецкой области в должности о/у ОУР отдела полиции № 8 г.Липецка, а также с рапортом о переводе ее на указанную должность.

В числе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации УФМС России по Липецкой области, прикомандированных к ФМС России, которые прошли согласование с ОРЧ собственной безопасности УМВД России по Липецкой области и подлежали переводу для дальнейшего прохождения службы в УМВД России по Липецкой области, Боярских Т.П. не значится.

Проверочные мероприятия проводились на основании Указаний первого заместителя министра внутренних дел России от 24 июня 2016 года № 1/5987, приказа МВД России от 31 июля 2015 года № 808 ДСП «Вопросы обеспечения собственной безопасности в системе МВД России», в соответствии с которыми разработаны методические рекомендации по реализации Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156, предусматривающие, что назначение на должности в органах внутренних дел сотрудников, прикомандированных к УФМС России, производится с учетом рекомендаций подразделений собственной безопасности.

Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации № 1100 л/с от 28 сентября 2016 года с капитаном внутренней службы Боярских Т.П., прикомандированной к Федеральной миграционной службе (УФМС России по Липецкой области), расторгнут контракт, и она уволена со службы в органах внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ. Истица ознакомлена с указанным приказом30 сентября 2016 года, о чем имеется ее подпись.

Приказом ликвидационной комиссии УФМС России по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ года№ с Боярских Т.П. расторгнут контракт и установлена дата ДД.ММ.ГГГГ года.

Разрешая спор и приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Боярских Т.П., суд верно исходил из того обстоятельства, что ФМС России не входила в систему МВД России, а являлась самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, в результате ликвидации которого вопрос о дальнейшем прохождении службы сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к ФМС России, подлежал разрешению с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами Федеральной миграционной службы, согласованными с Министерством внутренних дел Российской Федерации, и предусматривающими в случае ликвидации ФМС России увольнение такой категории сотрудников без учета гарантий, предусмотренных ч. 4 ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ФМС России была выведена из подчинения МВД России, руководство деятельностью Федеральной миграционной службы возложено на Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» утверждено Положение о Федеральной миграционной службе, согласно которому ФМС России являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.

Согласно пункту 10.7 Положения, полномочия в отношении прикомандированных сотрудников внутренних дел осуществляет руководитель ФМС России.

Подпунктом «г» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2013 года № 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы» определялось, что нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, регулирующие правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, применяются к сотрудникам с учетом особенностей, устанавливаемых нормативными правовыми актами Федеральной миграционной службы, согласованными с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с приказом ФМС России от 15 апреля 2013 года № 199 порядок представления сотрудников органов внутренних дел к увольнению со службы в органах внутренних дел и оформления документов, связанных с расторжением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, увольнением со службы, утвержденный приказом МВД России от 30 ноября 2012 года № 1065, применяется в отношении сотрудников, прикомандированных к ФМС России, при представлении сотрудников органов внутренних дел и оформлении документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы.

Представление об увольнении направляется Министру внутренних дел Российской Федерации для принятия решения об увольнении. Расторжение контракта оформляется приказом ФМС России, территориального органа ФМС России.

Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», Федеральная миграционная служба упразднена.

В связи с упразднением ФМС России все имеющиеся в УФМС России по Липецкой области должности подлежали сокращению.

Согласно приведенным нормативным актам, Федеральная миграционная служба на момент ее упразднения являлась самостоятельным федеральным органом исполнительной власти и не входила в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, а нормативные правовые акты МВД России, связанные с прохождением службы, применялись к сотрудникам, прикомандированным к ФМС России, с учетом установленных особенностей.

Соответственно, при увольнении сотрудников, прикомандированных к УФМС России, на УМВД России по Липецкой области не возлагалась обязанность предлагать истице все вакантные должности, имеющиеся в УМВД России по Липецкой области, в соответствии с порядком, установленным при проведении организационно-штатных мероприятий в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделении.

При этом Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года № 156 МВД России передана штатная численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, сокращенная на 30%, но не предусмотрено обязательное назначение прикомандированных сотрудников УФМС России на вновь созданные должности в органах внутренних дел.

В связи с упразднением ФМС России истица на законном основании была уведомлена об увольнении за два месяца, зачислена в распоряжение территориальным органом ФМС России.

Учитывая, что на руководителей территориальных органов МВД России была возложена обязанность произвести комплектование должностей по новому штатному расписанию и, принимая во внимание представленные ОРЧ СБ рекомендации и проверочные мероприятия, Министр внутренних дел Российской Федерации правомерно принял решение об увольнении Боярских Т.П. со службы. Действия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел соответствуют положениям ст. 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, закрепляющей принципы формирования кадрового состава органов внутренних дел, основанные на обязательном профессиональном отборе, назначения сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств.

Довод апелляционной жалобы о том, что на спорные правоотношения распространяются положения Указа Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы», судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку указанный документ утратил силу с 15 января 2013 года в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2013 года № 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы».

Нахождение личного дела Боярских Т.П. в кадровом аппарате УМВД России по Липецкой области, внесение записи в трудовую книжку истицы о прохождении ею службы в органах внутренних дел вплоть до увольнения не опровергают выводы суда первой инстанции, поскольку не противоречат требованиям законодательства, регламентирующего вопросы прохождения службы сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к ФМС России.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие заключения о невозможности перевода истицы на другую должность, свидетельствующее о грубом нарушении закона, основана на ошибочном толковании стороной истицы норм материального права, поскольку исходя из анализа приведенного законодательства следует, что МВД России была передана только штатная численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, причем сокращенная на 30%, и не предусмотрено обязательное назначение прикомандированных сотрудников УФМС России на вновь созданные должности в органах внутренних дел, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии обязанности по предложению вакантных должностей. Назначение сотрудников на вновь созданные должности МВД России должно осуществляться в порядке, установленном Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ.

Довод апелляционной жалобы о том, что увольнение истицы состоялось в отсутствие представления на расторжение контракта, поскольку имеющееся в материалах дела представление датировано только 29 ноября 2016 года, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку дата «29 ноября 2016 года» является датой ознакомления Боярских Т.П. с представлением к увольнению из органов внутренних дел Российской Федерации, а не датой самого представления.

Довод о том, что истица на момент увольнения являлась аттестованным действующим сотрудником органов внутренних дел, а потому подлежала увольнению по сокращению только в порядке, установленном Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, судебная коллегия признает несостоятельным.

В связи с вступлением в силу с 01 марта 2011 года Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» и принятыми в его исполнение Указами Президента Российской Федерации в системе МВД России, в том числе в его территориальных органах на региональном уровне, проведены организационно-штатные мероприятия, в частности, по выводу всего личного состава в распоряжение, сокращению штатов и выбору наиболее подготовленных и соответствующих установленным требованиям сотрудников для дальнейшего прохождения службы, в рамках которых сотрудники милиции прошли обязательную процедуру внеочередной аттестации для решения вопроса о прохождении службы во вновь создаваемой структуре органов внутренних дел Российской Федерации - полиции. Таким образом, обязательным условием дальнейшего прохождения службы во вновь создаваемой структуре - полиции - являлось прохождение процедуры внеочередной аттестации. Истица, прикомандированная к УФМС России в 2006 году, имевшая специальное звание внутренней службы, сотрудником полиции не являлась.

Положения ч. 4 ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации о запрете увольнения по инициативе работодателя женщин, имеющих детей до 3-х лет, при увольнении Боярских Т.П. не нарушены, поскольку эта гарантия не распространяется на случаи ликвидации работодателя.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным приказа МВД России об увольнении Боярских Т.П. из органов внутренних дел Российской Федерации, возложении обязанности на МВД России по отмене приказа об увольнении истицы из органов внутренних дел Российской Федерации, признании незаконным приказа ликвидационной комиссии УФМС России по Липецкой области об увольнении Боярских Т.П. из органов внутренних дел Российской Федерации, возложении обязанности на ликвидационную комиссию УФМС России по Липецкой области по отмене приказа об увольнении истицы из органов внутренних дел Российской Федерации, возложении обязанности на УМВД России по Липецкой области предоставить Боярских Т.П. должность в УВМ УМВД России по Липецкой области и взыскания в её пользу компенсации морального вреда у суда не имелось.

Судебная коллегия соглашается с произведенной судом оценкой доказательств, выводы суда мотивированы, основаны на правильно установленных по делу обстоятельствах, соответствуют нормам закона, регулирующего правоотношения сторон.

Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 13 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Боярских Т.П. – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна: судья

секретарь