Судья: Зимина А.Е. Дело № 33-19491/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мизюлина Е.В.,
судей Гулиной Е.М., Сеурко М.В.,
при секретаре Кузнецовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июня 2019 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Пушкинского городского суда Московской области от 03 апреля 2019 года по делу
по иску Ф.А.В. к Министерству социального развития Московской области о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, обязании производить выплаты компенсации по оплате жилого помещения по месту фактического проживания,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
Ф.А.В. обратился суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании отказа Пушкинского управления социальной защиты населения в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, обязании предоставить меры социальной поддержки.
Свои требования мотивировал тем, что истец является военнослужащим ( по контракту), зарегистрирован по месту жительства по адресу расположения воинской части: <данные изъяты> Для фактического проживания ему предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <данные изъяты> которое истец занимает на основании договора найма служебного жилого помещения. 19.01.2019 г. истец обратился в Пушкинское управление соцзащиты населения о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья в порядке п.5 ч.1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ, решением ответчика истцу отказано в связи с регистрацией по месту жительства в г. Москве. С решением об отказе истец не согласен, поскольку фактически проживает в Московской области.
Решением суда отказ Пушкинского управления социальной защиты населения от 22.01.2019 г. в предоставлении Ф.А.В. мер социальной поддержки признан незаконным. На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность по предоставлению Ф.А.В. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения по месту фактического жительства.
Представитель Министерства социального развития Московской области обратился с апелляционной жалобой на указанное судебное постановление, просил решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен (л.д.74, 75).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав истца, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, исходя из следующего.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наём и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Судом установлено, что Ф.А.В. проходит военную службу по контракту в войсковой части 3600, является ветераном боевых действий.
По договору найма служебного жилого помещения от 29.07.2013 года истцу и членам его семьи в пользование за плату предоставлено жилое помещение, находящееся в государственной собственности для временного проживания по адресу: <данные изъяты>
19.01.2019 г. истец обратился в Пушкинское управление социальной защиты населения о предоставлении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг.
Решением ответчика от 22.01.2019 г. в предоставлении указанных мер социальной поддержки отказано по причине несоответствия категории заявителя кругу лиц, имеющих право на получение государственной услуги.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о предоставлении Ф.А.В. мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства установлено, что истец с семьей проживает и производит оплату за жилье и коммунальные услуги по вышеуказанному адресу, что подтверждается договором найма служебного жилого помещений, квитанциями.
Судебная коллегия считает правильными выводы суда о том, что в силу п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» истцу, как ветерану боевых действий, ответчиком должны предоставляться меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов по адресу фактического проживания в <данные изъяты>, по следующим основаниям.
Меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах»).
В соответствии с положениями ст. 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области определяются Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства МО от 19.12.2017 N 1082/46.
Согласно п.5 указанного порядка, при обращении за назначением компенсации получателем (представителем) необходимо представить, в том числе, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность получателя в соответствии с законодательством Российской Федерации; документ, подтверждающий место жительства получателя в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность.
Как следует из материалов дела истец и члены его семьи зарегистрированы по адресу: <данные изъяты>
В соответствии с п. 5 договора найма служебного жилого помещения от 29.07.2013 года предусмотрена, что указанная квартира предоставляется истцу без права регистрации по месту жительства.
В судебном заседании истец пояснил, что он и члены его семьи зарегистрированы по адресу: <данные изъяты> в воинской части, однако фактически по данному адресу не проживают.
Истцом для подтверждения проживания на территории Московской области представлены в материалы дела представлены квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг по квартире по адресу: <данные изъяты>, а также справка № 170 от 26.03.2019 г. о том, что регистрация по месту жительства в служебных помещениях, находящихся на территории закрытого военного городка запрещена.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Регистрация истца и членов его семьи по адресу воинской части обусловлена прохождением военной службы по контракту и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих, п. 106 Административного регламента, и в силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Поскольку материалами дела подтверждается, что истец и члены его семьи фактически проживают в предоставленном им служебном помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты>, а по адресу регистрации в войсковой части не проживают, то судом сделан правильный вывод о предоставлении вышеуказанных мер социальной поддержке по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства по указанному адресу.
Вместе с тем, суд первой инстанции, возлагая на ответчика обязанность предоставить истцу меры социальной поддержки, не применил Постановление Правительства МО от 19.12.2017 N 1082/46, предусматривающее, что компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
Согласно п.19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства МО от 19.12.2017 г. №1082/46, компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
С учетом изложенного, поскольку истец с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки обратился 19.01.2019 года, то в силу п.19 вышеуказанного Порядка компенсация по оплате за указанное жилое помещение должна быть предоставлена истцу 01.01.2019 года.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что абзац второй резолютивной части решения суда необходимо изложить в следующей редакции: на Министерство социального развития Московской области возложить обязанность предоставить Федосееву А.В. с 01.01.2019 года в соответствии с положениями подп. 5 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наём и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пушкинского городского суда Московской области от 03 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Изложить второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции: обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Ф.А.В. с 01.01.2019 года в соответствии с положениями подп. 5 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наём и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими.
Председательствующий
Судьи