судья Поникаровская С.А. № 33-194/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 января 2013 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего Ахметзяновой Л.Р.,
судей Воронина С.Н., Кульковой С.И.,
при секретаре Т,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С к муниципальному образованию «<данные изъяты>» о признании неправомерным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе С на решение Нефтеюганского районного суда от (дата), которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований С к Муниципальному образованию «<данные изъяты>» о признании неправомерным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, компенсации морального вреда – отказать, за необоснованностью».
Заслушав доклад судьи Кульковой С.И., объяснения истца С, его представителя Е, настаивавших на доводах апелляционной жалобы, представителя ответчика - МО г.(адрес) Г, возражавшего против апелляционной жалобы и просившего оставить решение без изменения, судебная коллегия
установила:
С обратился в суд с иском к Муниципальному образованию «<данные изъяты>» о признании неправомерным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что с (дата) по (дата) работал в администрации (адрес), с (дата) по (дата) в муниципальном учреждении «<данные изъяты>». Уволен по сокращению штата. Всего он проработал в Администрации 16 лет 7 месяцев. На день увольнения стаж муниципальной службы составлял 12 лет 3 месяца. (дата) обратился к ответчику с заявлением о зачислении в стаж муниципальной службы периодов работы с (дата) по (дата) в должности инженера службы ЖКХ и благоустройства администрации (адрес), с (дата) по (дата) в должности инженера службы ЖКХ и благоустройства муниципального учреждения Администрация г.(адрес). (дата) получен отказ в назначении пенсии за выслугу лет со ссылкой на отсутствие необходимого стажа муниципальной службы. Просит признать незаконным решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет, засчитать в стаж муниципальной службы вышеуказанные периоды работы, взыскать моральный вред в сумме <данные изъяты> рублей в связи с глубокими нравственными страданиями.
В возражениях на иск администрация г.(адрес) указывает, что согласно постановлению от 27.02.2002 года, утвержденному совместным постановлением Минтруда Российской Федерации № 17 и Пенсионным фондом Российской Федерации № 19пб «Об утверждении правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» граждане лично подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Оформление пенсии работнику может рассматриваться как право, а не обязанностью работодателя. Согласно ст. 18 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2007 года «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», для включения в муниципальный стаж периодов работы руководителей и специалистов предприятий требуется, чтобы опыт и знание работы в указанных должностях был необходим для замещения должности муниципального служащего. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Истец С в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика муниципального образования «<данные изъяты>» Г иск не признал, указав на то, что знание и опыт, полученные истцом в должности инженера ЖКХ и благоустройства не имеет ничего общего с должностными обязанностями работника сектора по ГО и ЧС.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе С просит решение отменить в связи с неправильным определением юридически значимых обстоятельств по делу и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, вынести новое в удовлетворении иска. Вывод суда об отсутствии обязанности работодателя по оформлению пенсии работнику противоречит п. 3 и 11 ст. 28 Федерального закона РФ от 02.03.2007 г. № 25-ФХ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Считает, что замещение должности инженера службы ЖКХ и благоустройства администрации пгт. Пойковский фактически указывает на выполнение им муниципальных функций в силу Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Исполнение должностных обязанностей инженера службы ЖКХ и благоустройства заключались в осуществлении контроля за содержанием и обслуживанием дорог, контроля по установке и обслуживанию дорожных знаков и дорожной разметке, контроля за работой светофорного хозяйства. Знания и опыт, приобретенные за время работы в указанной должности, стали необходимы при выполнении обязанностей по должности муниципальной службы – заведующего сектором гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Трудовые отношения между сторонами прекращены по инициативе работодателя. Суд не принял во внимание указанные обстоятельства, не дал им должной правовой оценки, сославшись лишь на отсутствие взаимосвязи должностных обязанностей инженера службы ЖКХ и благоустройства администрации пгт. Пойковский и заведующего сектором ГО и ЧС. Требование о компенсации морального вреда истец мотивировал ст. 62 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, по письменному заявлению работника работодатель обязан в течение трех рабочих дней безвозмездно выдать работнику испрашиваемые им копии документов, связанные с работой, оформленные надлежащим образом. Принимая решение, суд оставил без мотивирования и должной оценки заявленное требование.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность решения проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Судом установлено, что С был временно принят в качестве водителя в администрацию (адрес) - (дата); (дата) переведен водителем на постоянной основе; (дата) переведен на должность инженера ЖКХ и благоустройства; (дата) уволен в связи с переводом с (дата) в муниципальное учреждение <данные изъяты> на должность инженера службы ЖКХ и благоустройства; с (дата) переведен на должность ведущего специалиста по ГО и ЧС администрации г.(адрес) (служба в муниципальном органе); с (дата) назначен на должность заведующего сектором по ГО и ЧС (служба в муниципальном органе); (дата) трудовой договор расторгнут в связи с сокращением штата (распоряжение (номер) от (дата)).
(дата) С обратился в комиссию по назначению пенсии с заявлением о зачислении в стаж муниципальной службы периода работы в администрации г.(адрес) в должности инженера службы ЖКХ и благоустройства с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) в должности инженера службы ЖКХ и благоустройства МУ администрации г.(адрес). Протоколом заседания Комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО г.(адрес) (номер) от (дата) С отказано в назначении пенсии за выслугу лет по причине отсутствия необходимого стажа муниципальной службы.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за С права на назначение пенсии за выслугу лет, поскольку у истца отсутствуют необходимые 15 лет стажа муниципальной службы. Периоды работы истца в качестве инженера службы ЖКХ и благоустройства в администрации (адрес) с (дата) по (дата) и в этом же качестве в муниципальном учреждении «<данные изъяты>» с (дата) по (дата) не подлежат включению в стаж муниципальной службы ввиду того, что работа в должности инженера ЖКХ и благоустройства не может быть засчитана в стаж муниципальной службы.
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно постановлению от 27.02.2002 года, утвержденному совместным постановлением Минтруда Российской Федерации № 17 и Пенсионного фонда Российской Федерации № 19 пб «Об утверждении правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации граждане лично подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение порядка исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2007 г. «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в стаж муниципальной службы муниципального служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, получение ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, назначение пенсии за выслугу лет и других выплат в соответствии с федеральными законами, законами автономного округа и муниципальными правовыми актами, включается время работы на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы), муниципальных должностях, государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы), иных должностях в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 5 ст. 18 вышеуказанного закона предусмотрено, что иные периоды работы (службы), в совокупности не превышающие пяти лет, знания и опыт которых необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, в порядке исключения могут включаться в стаж муниципальной службы муниципального служащего автономного округа для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на основании решения руководителя органа местного самоуправления, для дополнительного пенсионного обеспечения - на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления.
Исходя из анализа вышеприведенных нормативных правовых актов, следует, что для включения в муниципальный стаж периодов работы руководителей и специалистов предприятий требуется соблюдение условия о том, что опыт и знания, приобретенные в указанных должностях, были необходимы для замещения должности муниципального служащего. При этом периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
В целях реализации ст. 23, 24, 25 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФХ «О муниципальной службе в Российской Федерации» Решением Совета депутатов городского поселения Пойковский от 10.07.2010 года № 167 принят Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Муниципальном образовании городского поселения Пойковский.
Лица, замещавшие должность муниципальной службы в муниципальном образовании городское поселение Пойковский, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с должности муниципальной службы по основаниям, перечисленными в п.п. 3.2 указанного Порядка.
Согласно п.п. 8.2 Порядка в стаж муниципальной службы лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования городское поселение Пойковский включаются периоды муниципальной службы и иные периоды замещения должностей, указанные в перечне периодов муниципальной (государственной, государственной гражданской) службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж муниципальной службы в соответствии с федеральными закона и законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Оценивая должностную инструкцию инженера ЖКХ и благоустройства в администрации пгт. Пойковский, суд первой инстанции справедливо указал, что период работы в указанной должности не может включаться в стаж муниципальной службы, поскольку должностные обязанности, исполняемые истцом в период работы в указанной должности, не связаны с функциональными обязанностями работника сектора по ГО и ЧС, имеют разное наименование и должностные регламенты.
Доводы о том, что опыт и полученные знания С в период работы в должности инженера ЖКХ и благоустройства, такие как знание географии населенного пункта, дорожных развязок и дорожных знаков в п.(адрес), были необходимы для выполнения работы в секторе ГО и ЧС, не нашли своего подтверждения, доказательств того, что истец осуществлял в секторе ГО и ЧС работу той же направленности, суду не представлено. Из должностной инструкции инженера ЖКХ и благоустройства и должностного регламента заведующего сектором ГО и ЧС следует, что указанные должности являются самостоятельными, функционально различными, направленными на выполнение разных задач в разных органах.
Таким образом, отказывая С в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что спорные периоды работы истцом в должностях инженера ЖКХ и благоустройства в администрации (адрес) с (дата) по (дата) и в Муниципальном учреждении (адрес) с (дата) по (дата) не являются периодами работы на муниципальной службе и не могут быть включены в стаж муниципальной службы.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что суд оставил без внимания заявленное требование о компенсации морального вреда, не мотивировав его, как того требует закон. Судебная коллегия не согласна с данным утверждением, поскольку согласно протоколу судебного заседания истец С в судебном заседании не поддержал требование о компенсации морального вреда, как и не настаивал на истребовании документов. Судом первой инстанции указанные доказательства были истребованы и приобщены к материалам дела. В суде апелляционной инстанции С пояснил, что документы он хотел истребовать у ответчика для представления в суд в качестве доказательств, а глубокие нравственные страдания причинены ему в целом отказом в назначении пенсии по выслуге.
При таких обстоятельствах требования о компенсации морального вреда были обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны истца, выраженную в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств без достаточных к тому оснований, судебная коллегия находит доводы жалобы несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и заблуждении истца относительно выполняемой функции инженера службы ЖКХ и благоустройства к замещаемой функции муниципального служащего.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям закона. Нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу судебного решения, не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нефтеюганского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу С – без удовлетворения.
Председательствующий Ахметзянова Л.Р.
Судьи Воронин С.Н.
Кулькова С.И.