Судья Обухова М.А. Дело № 33-194/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Гулящих А.В.,
при секретаре Сивенцевой Л.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 13 февраля 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе СЗИ на решение Первомайского районного суда г.Ижевска от 07 сентября 2016 года, которым
заявление СЗИ на постановление об отказе в совершении нотариального действия, и отмене постановления нотариуса об отказе в совершении нотариального действия peг.№ от ДД.ММ.ГГГГ., и при исчислении нотариального тарифа на землю и жилой дом (с постройками и пристройками) в соответствии с п.п.5 ч.1 ст.333.25 НК РФ с применением инвентаризационной стоимости объекта недвижимости оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя СЗИ по доверенности САМ, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
СЗИ обратилась в суд с заявлением об отказе в совершении нотариального действия. В обоснование указала, что её представителем по доверенности САМДД.ММ.ГГГГ. было подано заявление нотариусу г.Ижевска УАА о применении инвентаризационной стоимости объектов недвижимости (земельного участка и жилого дома с постройками и пристройками) при исчислении нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону после смерти СИИ Постановлением нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ. в совершении нотариального действия отказано по причине несоответствия справки Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» (далее – ГУП «Удмурттехинвентаризация») об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества требованиям действующего законодательства, поскольку с 01.01.2013г. государственный учет объектов капитального строительства осуществляется Росреестром. Считая данный отказ незаконным, просила обязать нотариуса УАА выдать свидетельство о праве на наследство по закону на землю и жилой дом (с постройками и пристройками), и при исчислении нотариального тарифа на эти объекты недвижимости в соответствии с пп.5 ч.1 ст.333.25 НК РФ применить их инвентаризационную стоимость.
В ходе рассмотрения дела СЗИ заявленные требования в части уточнила, просила также отменить как незаконное постановление нотариуса об отказе в совершении нотариального действия № от ДД.ММ.ГГГГ.,
В судебном заседании представитель заявителя САМ данные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.
Нотариус УАА, со ссылкой на законность отказа в совершении нотариального действия, заявление полагал необоснованным и удовлетворению не подлежащим. Указывал на пропуск заявителем срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании отказа в совершении нотариального действия.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе СЗИ просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. Приводит доводы о неправильном применении судом норм материального права. Полагает, что в соответствии с действующим законодательством плательщику государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство принадлежит право исчисления её размера исходя из инвентаризационной стоимости наследуемого объекта недвижимости.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность оспариваемого судебного постановления в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене.
В силу ч.1 ст.310 ГПК РФ заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.
Согласно п.27 ст.35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 года № 4462-1 выдача свидетельств о праве на наследство относится к нотариальным действиям, совершаемым нотариусом.
В силу ст.48 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус отказывает в совершении нотариального действия, в частности, когда документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.
Из материалов дела следует, что СЗИ является наследником по закону первой очереди после смерти СИИ, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В состав наследственного имущества после смерти СИИ входит принадлежащий наследодателю земельный участок и жилой дом с постройками в <адрес>.
Поскольку СЗИ проживала совместно с наследодателем на день смерть наследодателя в указанном наследуемом жилом доме, в соответствии с п.5 ст.333.38 НК РФ она подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариального действия по выдаче свидетельства о праве на наследство при наследовании жилого дома и земельного участка, на котором расположен жилой дом.
ДД.ММ.ГГГГ. СЗИ в лице своего представителя САМ обратилась к нотариусу г.Ижевска УАА с заявлением о применении льгот по уплате госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство в соответствии с пп.5 ст.333.38 НК РФ, и применении при исчислении нотариального тарифа инвентаризационной стоимости имущества на основании справки, выданной ГУП «Удмурттехинвентаризация».
Постановлением нотариуса № от ДД.ММ.ГГГГ. СЗИ отказано в совершении нотариального действия со ссылкой на несоответствие документов, представленных для исчисления нотариального тарифа для совершения нотариального действия требованиям законодательства. При этом нотариус указал, в соответствии со ст.333.38 НК РФ заявитель освобождается от уплаты государственной пошлины при выдаче свидетельства о праве на наследство только на жилой дом и земельный участок, данная льгота не распространяется на постройки и пристройки к жилому дому. Поэтому для исчисления нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство на постройки и пристройки к жилому дому заявителю необходимо представить справку о кадастровой стоимости построек и пристроек к жилому дому на дату смерти наследодателю, выданную Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Удмуртской Республике, учитывая, что с 01.01.2013г. на территории РФ органами Росреестра осуществляется государственный кадастровый учет объектов капитального строительства, при исчислении нотариального тарифа инвентаризационная стоимость недвижимого имущества не применяется.
СЗИ оспаривает отказ нотариуса в совершении нотариального действия по выдаче свидетельства о праве на наследство, полагая его незаконным.
Разрешая дело, и признавая законным отказ нотариуса в совершении нотариального действия, суд исходил из того, что заявителем при обращении к нотариусу для исчисления нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследства представлена не соответствующая требованиям действующего законодательства справка об инвентаризационной стоимости наследуемого недвижимого имущества, поскольку в связи с введением с 01.01.2013г. кадастрового учета объектов капитального строительства государственная пошлина за совершение нотариального действия должна исчисляться на основании сведений органов Росреестра о кадастровой стоимости данного имущества.
Вместе с тем, коллегия полагает, что решение постановлено судом при неполной оценке всех юридически значимых обстоятельств, при неправильном установлении фактических обстоятельств дела и и неправильном применении норм материального права
Согласно пп.5 п.1 ст.333.25 НК РФ при обращении за совершением нотариальных действий при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с пп.7-10 настоящего пункта.
По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7 - 10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
В силу пп.6 п.1 ст.333.25 НК РФ оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг виностранной валюте) на день открытия наследства, т.е. на день смерти гражданина (ст.1114 ГК РФ).
В силу п.1 ст.3 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Согласно п.п.1, 2 ст.43 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» до 01.01.2013г. устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В переходный период положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Исходя из изложенного, с 01.01.2013г. на всей территории РФ осуществляется государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества органами кадастрового учета в лице Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
В силу п.2.1 ст.43 названного Федерального закона в указанный переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфересоответственно осуществления государственного технического учета итехнической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда, если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи.
На основании ч.8 ст.47 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 01.01.2013г.
Таким нормативным правовым актом являлось Постановление Правительства РФ от 04.12.2000г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», которое было отменено Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013г. № 546 и утратило свою силу.
Таким образом, с 01.01.2013г. на всей территории Российской Федерацииосуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.
Порядок государственного учета жилищного фонда определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997г. № 1301 и применяется с учетом п.9 вышеуказанного Положения, согласно которому инвентаризационные сведения обязательны для применения в случаях: составления государственной статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности по жилищному фонду; исчисления и контроля базы налогообложения недвижимости в жилищной сфере; определения технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений.
Таким образом, с 01.01.2013г. государственный учет объектов капитальногостроительства осуществляется Управлением Росреестра. При этом в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, производится их государственная кадастровая оценка.
С учетом вышеуказанных положений действующего законодательства суд пришел к правильному выводу, что при открытии наследства после 01.01.2013г. для исчисления нотариусом государственной пошлины в соответствии с п.п.5 ст.333.25 НК РФ принимается кадастровая стоимость наследуемого имущества, подтверждаемая документом, выданным органом кадастрового учета. При открытии наследства до 01.01 2013г. исчисление нотариального тарифа возможно на основании документа об инвентаризационной стоимости имущества, выдаваемого органами БТИ, проводившие до 01.01.2013г. государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства и имеющие в своих архивах соответствующие сведения об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда.
Вместе с тем, разрешая заявление СЗИ, суд фактически не дал оценку всем обстоятельствам, которые согласно постановления нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в совершении нотариального действия послужили основанием для отказа в выдаче СЗИ свидетельства о праве на наследство, и не оценил законность указанных нотариусом в данном постановлении оснований отказа в совершении нотариального действия.
Так, из содержания постановлением нотариуса № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что основанием отказа в выдаче СЗИ свидетельства о праве на наследство явилось несоответствие документов, представленных для исчисления нотариального тарифа для совершения нотариального действия требованиям законодательства, а именно, непредоставление документа о кадастровой стоимости построек и пристроек наследуемого жилого дома, выданного органом кадастрового учета. При этом нотариус указал, в соответствии со ст.333.38 НК РФ заявитель освобождается от уплаты государственной пошлины при выдаче свидетельства о праве на наследство только на жилой дом и земельный участок, данная льгота не распространяется на постройки и пристройки к жилому дому, в отношении которых при получении свидетельства о праве на наследство льгота по оплате государственной пошлины не применяется. Поэтому нотариус указал, что для исчисления нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство на постройки и пристройки к жилому дому заявителю необходимо представить справку о кадастровой стоимости построек и пристроек к жилому дому на дату смерти наследодателю, выданную Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Удмуртской Республике, т.к. с 01.01.2013г. на территории РФ органами Росреестра осуществляется государственный кадастровый учет объектов капитального строительства, при исчислении нотариального тарифа инвентаризационная стоимость недвижимого имущества не применяется.
Таким образом, основанием отказа в совершении нотариального действия по выдаче СЗИ свидетельства о праве на наследство явилось непредоставление ею документа органа кадастрового учета о кадастровой стоимости построек и пристроек к наследуемому жилому дому в <адрес>.
Однако эти требования нотариуса основаны на неправильном толковании положений ст.333.38 НК РФ, противоречат закону и нарушают право заявителя на оформление своих наследственных прав.
Так, согласно п.п.5 ст.333.38 НК РФ от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются физические лица - за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти.
Нотариус полагая, что действие предусмотренной в п.п.5 ст.333.38 НК РФ льготы распространяется только на жилой дом и не распространяется на хозяйственные постройки и пристройки к жилому дому, обязал заявителя представить сведения о кадастровой стоимости построек и пристроек к наследуемому жилому дому, не подлежащих, по его мнению, освобождению от уплаты госпошлины при выдаче свидетельства о праве на наследство.
Подобное толкование положений п.п.5 ст.333.38 противоречит его смысловому содержанию.
Согласно п.2 ст.16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
С учетом указанных положений закона постройки и пристройки жилого дома как помещения вспомогательного использования являются частью жилого дома и к самостоятельным объектам не относятся
Согласно ст.7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» хозяйственные постройки жилого дома к объектам кадастрового учета не отнесены.
Соответственно кадастровый учет указанных объектов органами кадастрового учета не осуществляется. Данные хозяйственные постройки подлежат кадастровому учету в составе жилого дома как единого объекта, учитывая их вспомогательное назначение. Эти обстоятельства подтверждаются и представленным кадастровым паспортом (л.д.27), согласно которого жилой дом учтен в кадастре как единый объект, включающий все хозяйственные постройки и объекты вспомогательного назначения.
Поэтому предусмотренная в п.п.5 ст.333.38 НК РФ льгота по уплате государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство касается наследования жилого дома как единого объекта с учетом всех его вспомогательных помещений и хозяйственных построек.
С учетом изложенного возложение нотариусом на наследника обязанности предоставить документ о кадастровой стоимости хозяйственных построек наследуемого жилого дома для исчисления нотариального тарифа при совершении нотариального действия противоречит закону.
Из материалов дела следует, что справка органа кадастрового учета о кадастровой стоимости наследуемого СЗИ жилого дома в <адрес> у нотариуса имеется (л.д.25). Препятствий для исчисления госпошлины при применении льготы в соответствии с п.п.5 ст.333.38 НК РФ у нотариуса не имелось.
При данных обстоятельствах отказ нотариуса в совершении нотариального действия по выдаче СЗИ свидетельства о праве на наследство по тем основаниям, которые указаны нотариусом в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ., является незаконным.
Требования заявителя о признании незаконным отказа в совершении нотариального действия подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении заявления СЗИ, суд также указал на пропуск заявителем без уважительных причин установленного законом срока для обращения с заявлением об отказе в совершении нотариального действий и отсутствии оснований для его восстановления.
Оценивая данный вывод суда, коллегия приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 310 ГПК установлен 10-дневный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании отказа в совершении нотариального действия со дня, когда заявителю стало известно об отказе в совершении нотариального действия.
Из материалов дела следует, что постановление нотариуса № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в совершении нотариального действия получено представителем заявителя САМДД.ММ.ГГГГ., заявление об оспаривании отказа в совершении нотариального действия подано СЗИ в суд ДД.ММ.ГГГГ., т.е. с пропуском предусмотренного п.2 ст.310 ГПК РФ срока.
Ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока, заявитель, в том числе, указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. отсутствовала по месту постоянного жительства в связи с работой в ООО «<данные изъяты> в г.Москве, что подтверждается справкой работодателя (л.д.48) и что, по мнению заявителя, свидетельствует о пропуске ею установленного законом срока обращения в суд по уважительной причине.
Принимая во внимание, что факт отсутствия заявителя в месте постоянного жительств объективно препятствовал ее своевременному обращению в суд, коллегия находит возможным признать причину пропуска данного срока уважительной, а пропущенный срок подлежащим восстановлению.
В соответствии со ст.312 ГПК РФ удовлетворение заявления об отказе в совершении нотариального действия влечет принятие судом решения о возложении на нотариуса обязанности совершить такое действие.
С учетом изложенного решение суд как постановленное при неправильном применении норм материального права, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и ненадлежащей оценке юридически значимых обстоятельств подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявления СЗИ Апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Первомайского районного суда г.Ижевска от 07 сентября 2016 года отменить. Принять по делу новое решение, которым заявление СЗИ о признании незаконным отказа нотариуса в совершении нотариального действия удовлетворить. Обязать нотариуса УАА выдать СЗИ свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок и жилой дом с постройками и пристройками, расположенные по адресу: <адрес>, после смерти СИИ, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционную жалобу СЗИ удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна:
Судья: Глухова И.Л.