ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1957 от 25.06.2013 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-1957 судья Богданова М.В. 2013 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июня 2013 года г.Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Кубаревой Т.В.

судей Улыбиной С.А. и Цветкова В.В.

при секретаре судебного заседания Варламовой А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери

по докладу судьи Улыбиной С.А.

дело по апелляционной жалобе Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Тверской области на решение Заволжского районного суда города Твери от 13 марта 2013 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на получение удостоверения ветерана боевых действий.»

Судебная коллегия

Установила:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к УМВД России по Тверской области и МВД РФ с требованиями о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий, которые мотивировал тем, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву в войсковой части № 6533 г. Твери. С ДД.ММ.ГГГГ приказом командира части был переведен на службу по контракту и уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ. В период прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в служебной командировке в составе Объединенной группировки войск на территории Северокавказского региона Чеченской республики. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по заданию командования в составе <данные изъяты> МВД РФ участвовал в проведении специальной контртеррористической операции. Мероприятия по зачистке и обезвреживанию бандитских формирований проходили в районе Правобережное реки Терек Наурского района Чеченской республики. По результатам участия в данной операции он был награжден ведомственным знаком МВД «Участник боевых действий. Несмотря на это из-за отсутствия установленных лимитов по выплате боевых, его фамилия не была включена в приказ на выплату денежного вознаграждения, в связи с чем он лишен права на получения удостоверения ветерана боевых действий и на получения мер социальной поддержки. В 2012 году он обратился с заявлением о выдачи ему соответствующего удостоверения, в ему было отказано, поскольку его участие в боевых действиях не подтверждены документально. Его участие в боевых действиях подтверждается записью в военном билете.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, уважительных причин не явки в адрес суда не представил, его интересы в судебном заседании представляет ФИО2, который в полном объеме поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчик УМВД РФ по Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, уважительных причин не явки в адрес суда не представил, ранее представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.

Представитель ответчика МВД РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, уважительных причин не явки в адрес суда не представил.

Представитель третьего лица войсковая часть № 6533 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в адрес суда заявление, в котором просил суд о рассмотрении дела в отсутствии их представителя и отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования истца подлежат удовлетворению.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Тверской области просит решение Заволжского районного суда города Твери от 13 марта 2013 года отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать, поскольку судом допущено неправильное применении норм материального права. Удовлетворяя исковые требования истца, суд исходил из того, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выполнял служебные задачи на территории г. Грозный Чеченской республики, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ участвовал в контртеррористической операции в составе сил по зачистке местности от бандитских формирований, что подтверждается выписками из журнала индивидуального участия в боевых действиях. В качестве подтверждения данного факта суд также принял во внимание, что истец был награжден нагрудным знаком «Участник боевых действий». Вместе с тем, УМВД России по Тверской области полагает, что оснований для признания истца ветераном боевых действий не имеется. В соответствии с подп. 1 п. 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Приложением № 1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года. Таким образом, Федеральный закон к ветеранам боевых действий относит лиц рядового и начальствующего состава огрнов внутренних дел, которые принимали участие в боевых действиях, каковыми являются выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года. Согласно статьи 10 Федерального закона № 130-ФЗ от 25 июля 1998 года «О борьбе с терроризмом» для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Министерства внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. Согласно статьей 10, 11, 12 данного закона руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2001 года № 135-9 "О дополнительных компенсациях военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона" определено, что состав специальных сил, порядок и условия производства денежных выплат определяются приказом руководителя Оперативного штаба по управлению контртеррористическим операциями на территории Северо-Кавказского региона по представлению руководителя Регионального оперативного штаба. Состав специальных сил и Объединенной группировки, привлекаемых для проведения каждой конкретной контртеррористической операции, границы зоны ее проведения определяются приказом руководителя оперативного штаба. В силу статьи 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации. Во исполнение Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации издало Постановление от 19 декабря 2003 года № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", которым утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения боевых действий, предусматривающая, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ по заявлениям, подаваемым в эти органы (пункт 2).МВД России установило такой порядок, утвердив приказ от 07 мая 2004 года № 282 Инструкцию о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД Российской Федерации. Согласно Инструкции основанием выдачи военнослужащим удостоверений ветерана боевых действий являлся документально подтвержденный факт выполнения ими задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" либо получение подтверждающих документов об участии в боевых действиях в соответствующих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", распространяющегося также на сотрудников органов внутренних дел, предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Подпунктом "в" п. 4 Постановления Правительства РФ от 09 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" также установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а с 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции. Для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России к подтверждающим документам выполнения задач в ходе контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона с 01 августа 1999 года относятся выписки из приказов, которые устанавливают факт непосредленного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона. В соответствии со справкой войсковой части № 6533 от ДД.ММ.ГГГГ в направленных к командиру войсковой части № 6533 выписках из приказов о фактическом участии в контртеррористических операциях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не значится. В нарушении статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд в качестве доказательства принял выписки из журнала индивидуального участия в боевых действиях, которые не являются допустимым доказательствами, поскольку они заполняются и подписываются командирами подразделений на местах, заносимые в них сведения с руководителем регионального оперативного штаба ВОГОиП МВД России не согласовываются. Нагрудный знак «Участник боевых действий» также не является надлежащим доказательством по делу, поскольку может быть вручен не только за фактические участие в боевых действиях, но и за участие в различных мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории боевых действий.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав мнение представителя истца – ФИО3, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

Согласно Разделу III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Таким образом, Федеральный закон к ветеранам боевых действий относит лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые принимали участие в боевых действиях, каковыми являются выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", определяет понятие "контртеррористическая операция", как специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зоной проведения контртеррористической операции являются отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружения, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

В пункте 5 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определено понятие контртеррористической операции, которая представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

В соответствии со статьями 10, 11, 12, 16 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства РФ создается оперативный штаб, который имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом.

Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств.

Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.

Статьей 19 данного Федерального закона было предусмотрено, что социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 года № 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" к зоне вооруженного конфликта отнесена вся территория Чеченской Республики.

Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов, предусматривает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации (статья 28).

Во исполнение данной нормы Федерального закона Правительство Российской Федерации издало Постановление от 19 декабря 2003 года № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", которым утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий. Согласно данной Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации по заявлениям, подаваемым в эти органы (пункт 2).

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" предусмотрено, что выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", обязан осуществлять федеральный орган исполнительной власти, направлявший (привлекавший) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.

МВД России установило такой порядок, утвердив Инструкцию о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2, 2.5 Инструкции "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденной Приказом МВД России от 07 мая 2004 года № 282, разработанной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и определяющей порядок выдачи в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации удостоверений ветерана боевых действий, указанные удостоверения оформляются и выдаются, в том числе, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России без права на пенсию, из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по их месту жительства по соответствующим запросам этих кадровых подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и воинских формирований внутренних войск МВД России.

В соответствии с подпунктом 3.3 пункта 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 7 мая 2004 года N 282, основанием выдачи удостоверений лицам, указанным в п. 1 настоящей Инструкции, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, является факт выполнения ими задач в ходе контртеррористической операции на территории названного региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом, согласно пункта "в" пункта 4 указанного Постановления, периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции (подп. "в" п. 4 Постановления).

Из анализа указанных нормативных актов следует, что получение звания ветерана боевых действий за участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации зависит от фактического участия в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил и сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Поэтому присвоение такого звания должно производиться тем лицам, которые реально участвовали в этих операциях (в специальных операциях).

В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Как усматривается из материалов дела, в подтверждение факта участия ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в составе силе по зачистке местности от бандитских формирований в ходе проведения контртеррористической операции в г. Грозный истцом представлены выписка из журнала индивидуального участия в боевых действиях личного состава <данные изъяты>, а также военный билет и копия удостоверения о награждении нагрудным значком «Участник боевых действий».

Принимая во внимание представленные выше доказательства как допустимые, суд первой инстанции, пришел к выводу, что факт непосредственного участия ФИО4 в боевых действиях нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, что является основанием для оформления и выдачи истцу удостоверение «Ветеран боевых действий».

Однако, суд апелляционной инстанции, не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Так, принятая судом первой инстанции в качестве допустимого доказательства участия ФИО1 в боевых действиях выписка из журнала индивидуального участия в боевых действиях не может являться допустимым доказательством фактического участия ФИО1 в боевых действиях, поскольку данный журнал, как рабочий документ установлено вести приказом первого заместителя Командующего ОГВ (с) от МВД России N 629. Журналы заполняются и подписываются командирами подразделений на местах. При этом сведения об индивидуальном участии с ВОГО и П МВД России не согласовываются.

Выписка из журнала индивидуального участия в боевых действиях личного состава <данные изъяты> не подтверждает факт участия ФИО1 на протяжении всего периода прохождения военной службы в контртеррористических операциях, поскольку данный факт, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года № 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" определяется приказом командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба.

Ни один из нормативных актов, в том числе ныне действующих, не предусматривают выдачу удостоверения «Ветерана боевых действий» только на основании выписки из журнала индивидуального участия в боевых действиях личного состава <данные изъяты>.

Также нельзя признать правильным вывод суда о том, что доказательством фактического участия в боевых действиях ФИО1 является награждение его нагрудным знаком «Участник боевых действий».

В соответствии с Положением о нагрудном знаке «Участник боевых действий», утвержденным Приказом МВД РФ № 333 от 31 марта 2000 года нагрудный знак "Участник боевых действий" является отличительным знаком для сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России, примерно и добросовестно исполняющих (исполнявших) служебный и воинский долг в боевых действиях по обеспечению правопорядка, борьбе с преступностью и терроризмом, при проведении контртеррористической операции на территории Северо - Кавказского региона (с 01.08.99). Нагрудный знак вручается лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и внутренних войск, другим работникам системы МВД России, принимавшим участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории боевых действий (пункт 2).

Таким образом, нагрудный знак "Участник боевых действий" может быть вручен не только за фактические участие в боевых действиях, но и за участие в различных мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории боевых действий.

Таким образом, материалами дела не подтверждается фактическое участие ФИО1 в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в соответствии с приказами, издаваемыми командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений, утверждаемых руководителем Регионального оперативного штаба.

В судебном заседании также не установлено, а истец не представил доказательств того, что он в соответствии с указанными приказами участвовал в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Каких-либо иных доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных исковых требований, истцом не представлено.

Совокупность исследованных доказательств свидетельствует о недоказанности истцом заявленных им требований, а именно права на получения удостоверения ветерана боевых действий.

При указанных обстоятельствах решение суда об удовлетворении исковых требований подлежит отмене по основаниям, установленным пункта 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь требованиями статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Заволжского районного суда города Твери от 13 марта 2013 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел России по Тверской области и Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: