ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1957/2018 от 26.06.2018 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Харченко И.В. Дело № 33–1957/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Тимофеевой С.В.,

судей Душечкиной Н.С., Алексеевой О.В.,

при секретаре Поповой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 26 июня 2018 года гражданское дело по иску Курганской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Юрист и Ко» в интересах Пикулевой Ирины Петровны к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии» о защите прав потребителя

по апелляционной жалобе Курганской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Юрист и Ко» в интересах Пикулевой Ирины Петровны на решение Курганского городского суда Курганской области от 11 апреля 2018 года, которым постановлено:

Курганской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Юрист и Ко» в интересах Пикулевой Ирины Петровны к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии» о защите прав потребителя отказать.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснение истца Пикулевой И.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Курганская региональная общественная организация по защите прав потребителей «Юрист и Ко» (далее КРОО ЗПП «Юрист и Ко») в интересах Пикулевой И.П. обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии» (далее ПАО «Аэрофлот») о защите прав потребителя.

В обоснование иска указала, что между истцом и ответчиком был заключен договор воздушной перевозки пассажиров путем приобретения авиабилетов на рейс <...> из <...> до <...> с вылетом 29 июля 2017 года в 7:00, на рейс <...> из г. <...> до г. <...> с вылетом 29 июля 2017 года в 09:20, на рейс <...> из <...> до <...> с вылетом 14 августа 2017 года в 19:10 и рейс <...> из <...> до <...> с вылетом 15 августа 2017 года в 15:50. 29 июля 2017 года около 4:30 истец прибыла из г. Курган в аэропорт «Кольцово» г. Екатеринбурга, в 4:47 прошла регистрацию на рейс, в 5:05 прошла предполетный досмотр. Информации о рейсе на общем информационном табло в зале ожидания об указанном рейсе не было. В посадочном талоне, полученном истцом, был указан выход на посадку № 17. Визуального или акустического информирования об изменении выхода на посадку не было. Когда подошло время посадки, истец обнаружила, что выход на посадку был изменен на № 9. К указанному выходу на посадку Пикулева И.П. прибыла в 6:57, когда посадка на рейс <...> уже была окончена. В остальной части договора воздушной перевозки услуги были оказаны, претензий к их качеству не имеется. Полагала, что об изменении параметров рейса она должна была уведомляться сотрудниками ответчика посредством телефонной связи, поскольку при заключении договора и оформлении электронного билета она указывала свои контактные данные в виде номера телефона. В связи с непринятием ПАО «Аэрофлот» всех возможных мер к извещению истца об изменении параметров рейса, она вынуждена была понести расходы на приобретение билетов на рейсы <...>, <...> в размере 21209 руб., а также билетов на автобус из аэропорта «Кольцово» г. Екатеринбурга до г. Кургана и обратно в размере 939 руб. и 909 руб. Требования истца о возмещении убытков ответчиком в добровольном порядке не удовлетворены. Просила взыскать с ответчика убытки в размере 23057 руб., неустойку за нарушение срока удовлетворения требования потребителя в размере 30000 руб., компенсацию морального вреда в размере 15000 руб., штраф в размере 50 % от присужденной судом суммы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

В судебном заседании представитель КРООП ЗПП «Юрист и Ко» по доверенности Филогин А.Г., истец Пикулева И.П. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ПАО «Аэрофлот» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, полагая, что услуги по перевозке пассажира исполнены в соответствии с условиями договора воздушной перевозки, информация о номере выхода на посадку и его изменении предоставлена пассажиру в соответствии с Правилами воздушных перевозок.

Представитель третьего лица публичного акционерного общества (далее ПАО) «Аэропорт Кольцово» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе КРООП ЗПП «Юрист и Ко» в интересах Пикулевой И.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает необоснованным вывод суда о том, что Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот», утвержденными приказом генерального директора ПАО «Аэрофлот» от 12 октября 2016 года № 352 (далее Правила), не предусмотрена обязанность перевозчика информировать пассажира об изменении номера выхода на посадку на борт воздушного судна посредством мобильной связи по номеру телефона пассажира. Отмечает, что положениями пункта 4.1. Правил предусмотрено, что перевозчик не несет ответственности за неуведомление пассажира об изменении в расписании рейсов, изменении аэропорта вылета/прилета, отмене рейса или изменениях любых иных параметров рейса, в случае если при бронировании воздушной перевозки пассажир не предоставил свои контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты и т.п.), либо работники перевозчика или его уполномоченные агенты не смогли связаться с пассажиром по указанным контактным данным. Правильное толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что перевозчик несет ответственность за неуведомление пассажира, который предоставил контактные данные. Поскольку истец при заключении договора воздушной перевозки предоставила перевозчику контактные данные, ПАО «Аэрофлот» обязано было уведомить ее об изменении выхода на посадку посредством связи (телефон, электронная почта).

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ПАО «Аэрофлот» полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу КРООП ЗПП «Юрист и Ко» в интересах Пикулевой И.П. – без удовлетворения. Указывает, что информирование пассажиров о посадке на рейсы ПАО «Аэрофлот» (начало, продолжение, окончание) производится ПАО «Аэропорт Кольцово» на основании заключенного между данными лицами договора на наземное обслуживание воздушных судов посредством акустической системы и через мониторы аэропорта для визуального информирования. Полагает, что при рассмотрении дела нашел подтверждение факт надлежащего информирования истца об изменении выхода на посадку воздушного судна, в связи с чем права истца как потребителя ответчиком не нарушены.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Пикулева И.П. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представители ответчика ПАО «Аэрофлот», третьего лица ПАО «Аэропорт Кольцово» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (пункт 1). Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (пункт 2).

Согласно статье 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (пункт 1). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (пункт 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливаются Воздушным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 100 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации (пункт 1). Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) (пункт 2).

Пунктом 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Согласно пункт 1 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 116 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

При осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) применяются Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82 (далее Правила воздушных перевозок).

Согласно пункту 6 Правил воздушных перевозок перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

В соответствии с пунктом 77 Правил воздушных перевозок, для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа.

Согласно пункту 81 Правил воздушных перевозок регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка.

При регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация (пункт 84 Правил воздушных перевозок).

Пунктом 90 Правил воздушных перевозок предусмотрено, что пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.

Согласно пункту 91 Правил воздушных перевозок пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру.

В соответствии с пунктом 92 Правил воздушных перевозок, перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и акустической информацией: о времени отправления и прибытия воздушных судов; о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете; о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно; о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса; о способе проезда до ближайшего населенного пункта, между терминалами аэропорта, между аэропортами; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа; об общих правилах выполнения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации; о месте нахождения комнат матери и ребенка.

Права, обязанности и ответственность ПАО «Аэрофлот», а также граждан, пользующихся услугами данного перевозчика, устанавливаются Правилами воздушных перевозок и багажа ПАО «Аэрофлот», утвержденными приказом Генерального директора ПАО «Аэрофлот» от 12 октября 2016 года № 352 (далее Правила, Правила ПАО «Аэрофлот»).

Пункт 6.1. Правил регламентирует порядок регистрации пассажиров и посадки на борт воздушного судна, пункт 6.3. – порядок обслуживания пассажиров в аэропорту.

В соответствии с подпунктом 6.1.1 Правил при регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. Посадочный талон пассажиру необходимо предъявить при посадке на борт воздушного судна. При изменении выхода на посадку по производственным или иным причинам информация о фактическом номере выхода на посадку доводится до пассажиров посредством аудио- и видеосредств аэропорта вылета.

Подпункт 6.1.2. Правил предусматривает, что пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт ВС не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру.

Согласно пункту 6.3.1. Правил ПАО «Аэрофлот» (обслуживающий агент) обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и акустической информацией: о времени отправления и прибытия воздушных судов; о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанных в билете; о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно; о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса; о способе проезда до ближайшего населенного пункта, между терминалами аэропорта, между аэропортами; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа; об общих правилах выполнения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным законодательством Российской Федерации; о месте нахождения комнат матери и ребенка.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 11 мая 2017 года между Пикулевой И.П. и ПАО «Аэрофлот» был заключен договор воздушной перевозки по маршруту: рейс <...> из <...> до <...> с вылетом 29 июля 2017 года в 7:00, рейс <...> из г. <...> до <...> с вылетом 29 июля 2017 года в 09:20, рейс <...> из <...> до <...> с вылетом 14 августа 2017 года в 19:10 и рейс <...> из <...> до <...> с вылетом 15 августа 2017 года в 15:50.

Регистрация на рейс <...> перевозчика ПАО «Аэрофлот» по маршруту <...> происходила в аэропорту «Кольцово» г. Екатеринбурга 29 июля 2017 года с 4:00 до 6:00.

Пассажир Пикулева И.П. в 4:47 прошла регистрацию на данный рейс, получив посадочный талон, в котором были указаны инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку 17 и номер посадочного места на борту воздушного судна, в 5:05 истец прошла предполетный досмотр.

В связи с изменением места стоянки воздушного судна, выполняющего рейс <...>, в 4:48 ПАО «Аэропорт Кольцово» был изменен выход на посадку на № 9.

Сведения об изменении выхода на посадку на борт воздушного судна объявлялось в форме акустического информирования по громкой связи и визуального информирования на информационных мониторах аэропорта.

Пикулева И.П. прибыла на посадку в 6:57, когда посадка на рейс была окончена, что послужило основанием для отказа пассажиру в перевозке в связи с опозданием на посадку.

Приведенные обстоятельства подтверждаются результатами прокурорской проверки, проведенной Свердловской транспортной прокуратурой от <...>, согласно которым информация о стойках регистрации, на которых проходила регистрация на рейс <...>, была отражена на системах визуального и звукового информирования ПАО «Аэропорт Кольцово», информация об изменении выхода на посадку на № 9 доводилась до пассажиров путем неоднократного визуального и звукового информирования, в период с 6:46 до 6:52 ПАО «Аэропорт Кольцово» посредством звукового информирования пять раз озвучено объявление: «Пикулеву просят пройти на посадку в самолет выход 9», однако согласно камерам видеонаблюдения Пикулева И.П. подошла к выходу № 9 лишь в 6:57, когда посадка на рейс была окончена.

Проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, применительно с установленным обстоятельствам дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к правомерному выводу о том, что со стороны ответчика до сведения истца была своевременно и надлежащим образом доведена полная и достоверная информация о времени начала и окончания посадки, номере выхода на посадку, изменении номера выхода на посадку, в связи с чем обоснованно отказал истцу в удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы истца Пикулевой И.П. о том, что ПАО «Аэрофлот» обязано информировать пассажира об изменении номера выхода на посадку на борт воздушного судна посредством связи (телефон, электронная почта), не могут быть признаны обоснованными, поскольку Правилами воздушных перевозок и Правилами ПАО «Аэрофлот» предусмотрена обязанность перевозчика по обеспечению пассажиров в аэропорту визуальной и акустической информацией.

Ссылка истца в апелляционной жалобе на пункт 4.1. Правил ПАО «Аэрофлот» не может быть признана состоятельной, поскольку данный пункт, размещенный в разделе «воздушная перевозка пассажира», регламентирует основные условия договора воздушной перевозки данным перевозчиком и действительно предусматривает обязанность перевозчика в случае изменения расписания движения воздушных судов принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом, в том числе посредством указанных пассажиром при заключении договора контактных данных и не несет ответственности за убытки в случае непредставления таких данных или отсутствия возможности связаться по ним с пассажиром, при этом порядок информирования пассажира непосредственно в аэропорту, в том числе в зоне вылета, предусмотрен пунктом 6.3. Правил, размещенным в разделе «обслуживание пассажиров в аэропорту», который устанавливает обязанность перевозчика обеспечить пассажира в аэропорту визуальной и акустической информацией и не предполагает предоставление информации иным способом.

Таким образом, решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которые основаны на неверном применении закона, направлены на переоценку выводов суда и исследованных в судебном заседании доказательств, оснований для удовлетворения которых судебная коллегия не находит, поэтому не принимает во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Курганского городского суда Курганской области от 11 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Курганской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Юрист и Ко» в интересах Пикулевой Ирины Петровны – без удовлетворения.

Судья - председательствующий С.В. Тимофеева

Судьи: Н.С. Душечкина

ФИО1