Судья Горелова Е.В. Дело № 33-1958
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Пенза
председательствующего Макаровой С.А.
и судей Лукьяновой О.В., Усановой Л.В.,
при секретаре Тюриной А.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Макаровой С.А. дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской ФИО1 решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 22 февраля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ - отказать.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ ФИО2, представителя администрации г. Пензы ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, представителя ФИО16 ФИО17, представителя ФИО18 ФИО19, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с административным иском к администрации г. Пензы, указав, что постановлением Главы администрации г. Пензы ДД.ММ.ГГГГ№ отменено решение Пензенского исполкома городского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении в/ч 75053 земельного участка площадью 241 га, этим же постановлением определено считать муниципальными землями земельный участок площадью 135,39 73 га.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации г. Пензы № вышеуказанное решение Пензенского исполкома о предоставлении в/ч 75053 земельного участка площадью 241 га отменено повторно, площадь представленного Министерству обороны РФ земельного участка, определена в количестве 37,6554 га.
Действия администрации г. Пензы по передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность являются неправомочными, поскольку решениями исполнительного комитета Пензенского городского совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ за в/ч 75053 закреплен земельный участок площадью 241 га. ДД.ММ.ГГГГ в/ч 75053 выдан государственный акт № на право пользования данным земельным участком, площадью 241 га.
На основании» п. 10 ст. 1 ФЗ от 31.05.1996 № 61 - ФЗ «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Статьей 39.31 ЗК РФ установлено, что передача земельного участка, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, осуществляется по заявлению муниципального образования, направляемому в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника земельного участка, с приложением проекта межевания или схемы расположения земельного участка. Осуществляющий полномочия собственника земельного участка Федеральный орган исполнительной власти, в течение одного месяца обязан направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или решение об отказе.
Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ изданы в нарушение вышеуказанных норм законодательства и в отсутствие решения Федерального органа исполнительной власти на передачу в муниципальную собственность федеральных земель площадью 203,35 га.
В настоящее время на территории вышеуказанного земельного участка расположены 141 - 142 кварталы лесничества истца - ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны. В ДД.ММ.ГГГГ году в соответствии с Порядком закрепления лесов, расположенных на землях обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 135 и по согласованию с Государственным земельным комитетом РФ, Пензенскому военному лесничеству были переданы леса, расположенные на землях обороны (Ахунский лесхоз, Пенза, решение Пензенского горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ).
Закрепление лесов в подведомственную ответственность истца подтверждается: совместным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России и Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ; сводным актом ДД.ММ.ГГГГ о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны в Пензенской области; Лесохозяйственным регламентом Пензенского лесничества; лесоустроительным планшетом, являющимся первичным документом планово-картографических лесоустроительных материалов, содержащий план группы лесных кварталов (документ служебного пользования); таксационное описание Пензенского лесничества ДД.ММ.ГГГГ г.г. Таким образом, территория, в отношении которой в ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления приняты оспариваемые решения, закреплена в подведомственную ответственность истца.
С ДД.ММ.ГГГГ года в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зоне с особыми условиями использования территории, а именно «Запретной зоне военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны РФ», с четным номером №. Землеустроительные работы по определению границ зоны с особыми условиями использования указанной территории выполнены на основе картографических материалов и документов лесоустройства лесничества МО РФ. Сведения о зоне внесены в ГКН на основании карты (плана), подготовленной ООО «Оборонкадастр», заказчиком работ являлось Минобороны РФ. Основанием для внесения явились Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», Выписка из протокола заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями природопользования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны от ДД.ММ.ГГГГ№/МК.
Согласно сопроводительному письму к заверенным копиям из землеустроительного дела (исх. Управления Росреестра по Пензенской области № дсп от ДД.ММ.ГГГГ) вышеуказанные материалы отнесены к категории документов ограниченного доступа, в связи с чем не подлежат разглашению (распространению). Схематическое местоположение границ зоны с особыми условиями использования указанных территорий отображено в общем доступе на сайте Росреестра (публичная кадастровая карта) без указания поворотных точек координат.
Деятельность истца находится в ведении Минобороны России, в структуре Департамента имущественных отношений Минобороны России. В ДД.ММ.ГГГГ истец получил из публичной кадастровой карты сведения, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в границах <данные изъяты> кварталов участкового лесничества истца, внесены изменения в ГКН, с присвоением данному земельному участку статуса «учтенный». ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Росреестра по Пензенкой области по вопросу наличия оснований для присвоения земельному участку с кадастровым номером № статуса «учтенный». ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ Росреестра с разъяснением порядка образования земельного участка с кадастровым номером № и приложением копий Постановлений Главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, постановлениями администрации г. Пензы произведено незаконное увеличение площади муниципальных земель, за счет земельного участка, находящегося в федеральной собственности. Вместе с тем, администрация г. Пензы имеет возможность организовать передачу в муниципальную собственность земельных участков, используемых МО РФ без нарушения действующего законодательства.
Истец просил суд: признать недействительными и отменить Постановление Главы администрации г Пензы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении материалов инвентаризации земель Министерства обороны Российской Федерации в пос. <адрес>»; признать недействительным и отменить Постановление Главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об уточнении границ и площади земельного участка Министерства обороны Российской Федерации в пос. <адрес>
В ходе рассмотрения дела требования иска дополнены и изменены, представитель истца указал, что ДД.ММ.ГГГГ он ознакомился с постановлениями Главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, поступившими в дело по запросу суда из ГБУ «Государственный архив Пензенской области». По результатам анализа управления и распоряжения земельными участками, осуществленного администрацией г. Пензы в период ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ у в/ч 75053 изъят земельный участок, общей площадью 0,519 га. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ у в/ч 75053 изъят земельный участок площадью 0,1001 га. С учетом изъятия вышеуказанными двумя Постановлениями 0,6020га на момент издания Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь земель, предоставленных Минобороны РФ составляет 240,398 га. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ у в/ч 75053 изъят земельный площадью 135,3973 га. Пунктом 2 этого Постановления постановлено считать представленными Минобороны РФ в постоянное (бессрочно) пользование 16 земельных участков общей площадью 105,0033га. С учетом изъятия тремя вышеуказанными постановлениями 135,9993 га на момент издания постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь земель, предоставленных Минобороны РФ, составляет 104,3987 га. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ в постоянное бессрочное пользование Минобороны РФ возвращен земельный участок общей площадью 37,6554 га.
В результате управления и распоряжения ответчиком земельными участками из представленных Минобороны РФ земель общей площадью 241 га осталось 142,6587 га. В нарушение установленного законом порядка в муниципальную собственность незаконно переданы 98,3439 га являющихся федеральной собственностью. Впоследствии решениями органа местного самоуправления из изъятых в муниципальную собственность земель, общей площадью 98,3439 га, третьим лицам предоставлено 313 земельных участков, общей площадью 59,0761 га, которые поставлены на кадастровый учет, а оставшаяся площадь 39,2678 га до настоящего времени на кадастрвом учете не числится.
Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991, действовавший на момент издания постановления Главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ№, не содержал положений о разграничении государственной собственности на землю федеральную собственность и собственность муниципальных образований.
Учитывая, что в настоящее время за Минобороны в ГКН числятся 17 земельных участков площадью 142,6587 га, постановления Главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ следует признать частично недействительными. Изъятая администрацией г. Пензы территория покрыта лесной растительностью, ориентировочно 45% общей площадь. Принимая во внимание указанные обстоятельства, застроенную и не занятую лесными насаждениями территорию возможно передать в муниципальную собственность в порядке, установленном ст. 39.31 ЗК РФ.
Истец, с учетом уточнения исковых требований просил: признать недействительным и отменить Постановление Главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении гр. М.О.Е.. в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома (стр. №) в районе п. <адрес>»; признать частично недействительными и отменить п. 3, п. 4, п. 6 Постановление Главы администрации г Пензы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении материалов инвентаризации земель Министерства обороны Российской Федерации в пос. <адрес>»; признать частично недействительным и отменить п. 4 Постановление Главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об уточнении границ и площади земельного участка Министерства обороны Российской Федерации в пос. <адрес>»; обязать администрацию г. Пензы в установленном законом порядке обратиться в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о передаче земельного участка, общей площадью 98,3429 га, расположенного в п. Монтажный, в муниципальную собственность (т. 1 л.д. 226-227).
Железнодорожный районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, действуя через представителя ФИО222, просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным. Так, считает, что судом нарушены нормы процессуального права. Спор вытекает из публичных правоотношений, поэтому дело должно было быть рассмотрено в порядке административного судопроизводства. Выводы суда о том, что истец не предоставил доказательств совершения противоправных действий в отношении лесов Минобороны РФ, не соответствует действительным обстоятельствам дела. Так, ДД.ММ.ГГГГ комиссионным осмотром в лесотаксационном выделе 9 квартала 141 участкового лесничества Минобороны России выявлено незаконное использование лесов (самозахват земель). Не соответствует действительности вывод суда о том, что инвентаризация земель Минобороны России была проведена от имени и с участием Минобороны РФ. Начальник КЭЧ А.А.И.. и начальник Пензенского военного лесничества П.Л.М.. соответствующими полномочиями не обладали. Является ошибочным вывод суда о пропуске срока обращения в суд, а также на невозможность его восстановления, если таковой пропущен по уважительной причине. Обжалуемым судебным актом поставлена под сомнение законная сила приказа Министра обороны РФ, установившего запретную зону военного объекта. Оспариваемые решения органа местного самоуправления повлекло нарушение правового режима зоны с особыми условиями использования без привлечения к участию в деле Министерства обороны РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ ФИО2 доводы жалобы поддержал.
Представитель администрации г. Пензы ФИО3,ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, представитель ФИО16 ФИО17, представитель ФИО18 ФИО19 просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, о месте и времени его извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ. На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно положений ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно положениям ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно положениям ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Статья 39 (введена ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
Статья 39.31 ЗК РФ предусматривает, что передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) (далее в настоящей главе - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
В соответствии со ст.ст. 60 и 61 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению путем признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Материалами дела установлено, что решением исполнительного комитета Пензенского городского совета депутатов трудящихся №/ж от ДД.ММ.ГГГГ об отводе земельного участка в/складу № в постоянное бессрочное пользование за в/складом № закреплен земельный участок площадью 258 га (т. 1 л.д. 9 - 10).
Решением исполнительного комитета Пензенского городского совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в/ч 75053 для разработки проекта застройки жилого городка и использования территории в районе п. <адрес>» на основании заявки в/ч 75053 последней представлен земельный участок площадью 241 га в районе <адрес> для разработки проекта застройки жилого городка и использования территории. Границы отведенного участка указаны на прилагаемом плановом материале. Участок площадью 241 га предоставляется в/ч 75053 без права ограждения (пункт 1). Войсковой части предложено: оформить заказ на изготовление строительного паспорта и согласовать в последующем проект застройки жилого городка: разработать генплан всей территории жилого городка; перед сдачей объектов в эксплуатацию производить исполнительную съемку на участке; с управлением коммунального хозяйства заключить договор на бессрочное пользование земельным участком; проект застройки жилого городка разработать в течение двух лет (пункт 2).
Настоящим решением признано утратившим силу решение от ДД.ММ.ГГГГ№/ж «Об отводе земельного участка площадью 258 га в/складу №» (т. 1 л.д. 11-12).
ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Пензенского районного (городского) Совета депутатов трудящихся в/ч 75053 <адрес> выдан государственный акт о закреплении в бессрочное и бесплатное пользование 241,0 га земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для жилых и казарменных городков (т. 1 л.д. 57-59).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы администрации г. Пензы № согласно разработанному генплану, заявке в/ч 75053 и заявлениям граждан изъят частично у войсковой части земельный участок площадью 5 019 кв. м в пос. <адрес>; представлены в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов в районе <адрес> гражданам (по списку). Участки представляются в пределах городской черты за счет частичного изъятия земли из территории в/ч 75053; Граждане обязаны разработать проектно-сметную документацию на жилой дом, согласовать проект, получить акт отвода границ земельного участка и Государственный акт на право пользования землей, заключить договор на строительство дома и т.д. (п. 3.1.-3.7) (т. 1 л.д. 192 -193).
Приказом Министерства обороны РФ от 13.04.1999 № 86/136 «Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны» утверждены прилагаемые акты о передаче лесов, расположенных на землях Минобороны РФ, в том числе, в Пензенской области - 13 453 га (т.1 л.д. 61).
Согласно сводному акту о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны в Пензенской области РФ, (без даты) совместная комиссия по подготовке документов о закреплении лесов, расположенных на землях обороны, составила акт в том, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 135 лесхозы Пензенского управления лесами Рослесхоза передали по актам Пензенскому военному лесничеству леса, расположенные, в том числе на землях обороны, с целью постоянного пользования их для обеспечения нужд обороны, в том числе, Ахунский лесхоз - Пензенскому военному лесничеству КЭУ ПриВО, административный район - Пенза, площадь лесов - 237,96 га, документ, удостоверяющий принадлежность земельного участка - Постановление СМ РСФСР от 20.04.1954 № 1240, Решение Пензенского горисполкома № 80/Ж от 18.03.1958 (т. 1 л.д. 60).
ДД.ММ.ГГГГ (обжалуется истцом) постановлением Главы администрации г. Пензы: изъят у М.О.Е.. земельный участок площадью 1 001 кв. м в районе <адрес>, представленный ей в аренду сроком на 2 года; у в/ч 75053 изъят земельный участок площадью 975 кв. м в районе <адрес>, оставшийся земельный участок закреплен за в/ч 75053 по материалам его инвентаризации; на в/ч 75053 возложена обязанность обратиться в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству в г. Пензе для проведения инвентаризации вышеуказанного земельного участка и внесения изменений в правоустанавливающие документы на землю; М.О.Е.. предоставлен земельный участок площадью 1 500 кв. м для строительства индивидуального жилого дома (стр. №) в районе <адрес> в аренду, сроком на 2 года. Участок предоставляется за счет земельного участка площадью 975 кв. м, изъятого у в/ч согласно п. 3 настоящего постановления и части земельного участка площадью 525 кв. м, предоставленного М.О.Е.. согласно постановлению главы г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ№. Считать утратившим силу постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1 л.д. 193).
Постановлением Главы администрации г. Пензы № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов инвентаризации земель Министерства обороны Российской Федерации в <адрес>», вынесенном, в том числе на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ№, государственного акта от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также ходатайства начальника КЭЧ района (обжалуется истцом в части п.п. 3, 4, 6) постановлено:
Постановлением Главы администрации г. Пензы «Об уточнении границ и площади земельного участка Министерства обороны РФ в <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ (обжалуется истцом в части п.4) на основании п. 1 ст. 20, ст. 36 ЗК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, решения от ДД.ММ.ГГГГ№, постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, государственного акта от ДД.ММ.ГГГГ, материалов межевания земельного участка в <адрес> и заявления Пензенской КЭЧ района Минобороны РФ, постановлено:
На Министерство обороны возложены обязанности: осуществить государственный кадастровый учет земельного участка; обеспечить регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок (пункт 2); пунктом 3 установлены ограничения в использовании земельного участка в охранных зонах газопровода. Пунктом 4 постановлено считать утратившим силу п. 1 решения Пензенского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.1, л.д. 16-17).
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны»проведены землеустроительные работы по определению границ зоны с особыми условиями использования указанной территории на основе картографических материалов и документов лесоустройства лесничества МО РФ. Сведения о зоне внесены в ГКН в № году на основании карты (плана), подготовленной ООО «Оборонкадастр», заказчиком работ являлось Минобороны РФ.
Таким образом, с № года в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зоне с особыми условиями использования территории, а именно «Запретной зоне военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны РФ», с четным номером №.
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации был произведен выборочный осмотр пяти земельных участков, расположенных в границах обхода № квартала №, выдела 9 участкового лесничества истца. В ходе осмотра указанной территории установлены и фиксированы факты незаконного использования лесов, которые отражены в Акте обследования квартала №, выдела 9 Пензенского Лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России.
Согласно Акту обследования № от ДД.ММ.ГГГГ квартала № выдела 9, произведен осмотр территории <адрес> обхода № квартала № выдел 9. На земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах указанного квартала обнаружены жилые и надворные постройки. На земельных участках №, № произрастают разновозрастные лесные насаждения (90-110 лет) с древесными породами: сосна, дуб, береза, липа, осина и др. В леснотаксационном выделе 9 квартала 141 выявлено незаконное использование лесов (самозахват земель). На земельном участке № обнаружены жилые надворные постройки, возведение которых не согласовано с Минобороны России, тем самым нарушены права собственника земельного участка в лице Минобороны РФ. Данный факт подтверждается действующими лесоустроительными материалами от ДД.ММ.ГГГГ года (план лесонасаждений, таксационные описания), в которых обнаруженные постройки отсутствуют. На земельных участках с кадастровыми номерами № жилых и надворных построек не обнаружено. Местоположение незаконных построек отражено на выкопировке из лесоустроительного планшета №. На фотографиях - Приложениях к Акту отражены лесонасаждения на указанных земельных участках (т. 1 л.д. 132-139).
Из служебной записки К.О.Н. следует, что согласно сведениям публичной кадастровой карты в границах 141-142 квартала Пензенского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП»Минобороны России внесен ЕГРН 313 земельных участков. В Лесничестве отсутствуют документы, подтверждающие согласование с Минобороны размещение земельных участков на территории Лесничества. Среди них земельные участки №, с разрешенным использованием - для строительства индивидуальных жилых домов, а также объектов капитального строительства с кадастровым номером №. Ввиду того, что 141-142 кварталы Лесничества находятся на территории зоны с особыми условиями использования территории «Запретная зона военного объекта - Пензенское лесничество Минобороны РФ» (реестровый (учтенный) №), постановка на кадастровый учет объектов без согласования с федеральным органом исполнительной власти влечет за собой утрату федеральной собственности. Приложение к служебной записке - схема расположения земельных участков в границах 141 квартала (т. 1 л.д. 130-131).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд признал установленным и исходил из того, что ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ пропущен срок исковой давности, о чем было заявлено представителем администрации г. Пензы, а также из отсутствия оснований к их удовлетворению.
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.
В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с положениями ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как утверждает представитель истца, о нарушении своих прав оспариваемыми постановлениями ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» в лице филиала стало известно лишь из письма Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.1, л.д.18-21), полученного ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, судом установлено следующее.
Земельный участок площадью 241 га, на который ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Пензенского районного (городского) Совета депутатов трудящихся войсковой части 75053 <адрес> выдан государственный акт о закреплении в бессрочное и бесплатное пользование, был предоставлен войсковой части названным выше решением Пензенского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№ для строительства жилого городка, для чего предложено войсковой части, в том числе, в течение двух лет со дня выхода решения разработать проект его застройки.
А затем, в ДД.ММ.ГГГГ году, производилась инвентаризация земель по землепользованиям Министерства обороны.
Согласно материалам дела в государственном фонде данных имеется землеустроительное дело на земельные участки Минобороны РФ в <адрес>, выполненное в ДД.ММ.ГГГГ году ОАО «Пензенский трест инженерно-строительных изысканий», заказчик которого выступала Пензенская КЭЧ района Минобороны РФ (инв. №).
В деле имеется копия акта согласования границ землевладений в квартале <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором имеются подписи должностных лиц - начальника КЭЧ и Начальника Пензенского военного лесничества. Результаты межевания утверждены постановлением Главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ№, общая площадь земельных участков, представленных в постоянное (бессрочное) пользование Минобороны РФ, составила 105,0033 га (земельные участки учтены в ЕГРН с кадастровым номером № вид разрешенного использования - размещение в/ч 75053, площадью 901159 кв. м, с кадастровым номером №, вид разрешенного использования - размещение военного городка №, площадь 110203 кв.м, остальные с видом разрешенного использования - под жилыми домами).
При этом, пунктом 3 постановления Главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ№ определено, что земельный участок площадью 135,3973 га, образовавшийся после уточнения границ войсковой части 75053 и жилого городка Министерства обороны РФ в <адрес>, считать муниципальными землями и землями Министерства обороны РФ, занимаемые лесами для нужд обороны. Площадь земельного участка определить межеванием земель по окончании лесоустроительных работ.
После чего, также по заказу КЭЧ района Минобороны РФ, ОАО «Пензенский трест инженерно-строительных изысканий» в ДД.ММ.ГГГГ году было выполнено землеустроительное дело (инв. №). В деле содержится Акт согласования границ земельного участка в/ч 75053 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором имеются подписи должностных лиц - начальника КЭЧ и Пензенского военного лесничества. Площадь земельного участка, принадлежащего в/ч 75053, составила 37,6554 га. Вся площадь занята лесом (участок учтен в ЕГРН - №, вид разрешенного использования - для нужд обороны площадью 376554 кв. м).
По результатам данного землеустройства издано Постановление Главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ№, площадь земельного участка для нужд обороны - 376 554 кв.м, участок образуется за счет земель, предоставленных в/ч на основании Решения № (т. 1 л.д.18-21).
Целью проведения землеустроительных работ и инвентаризации являлось установление на местности границы земельных участков, установление категории земель по целевому назначению, установление фактического использования земельных участков, площади земель по видам использования, выявление ограничений и обременений.
Согласно ст. 13 Федерального Закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», в редакции, действующей на момент инвентаризации, инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.
Инвентаризация земель может проводиться на территории Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации, на территориях муниципальных образований и других административно-территориальных образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.
Из изложенного следует, что инициаторами данной инвентаризации являлись учреждения Министерства Обороны РФ. Помимо этого, спорный участок выделялся иным лицам, осваивался физическими лицами, ответчиками по делу, под жилищное строительство, для ведения садоводства и т.д. на протяжении всего времени, в том числе после вынесения постановлений, в связи с чем доводы истца о том, что о нарушении прав на государственные земли Министерства обороны РФ стало известно лишь из письма Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №№, не состоятельны.
Как следует из положений ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается не только со дня, когда лицо узнало, но и когда должно было узнать о нарушении своего права. В этой связи, поскольку инвентаризация проводилась учреждением Министерством обороны РФ, спорные земли в натуре открыто осваивались лицами, которым были выделены, при любом случае о нарушении прав на спорный земельный участок должно было известно.
В этой связи, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что истцом по заявленным требованиям пропущен срок исковой давности, что является само по себе основанием к отказу в иске (ст. 199 ГК РФ).
При этом ссылка стороны истца о том, что спор должен быть рассмотрен в порядке КАС РФ, не свидетельствует о незаконности решения, так как часть 1 статьи 219 КАС РФ устанавливает более короткий срок обращения в суд, чем нормы Гражданского кодекса РФ (три месяца против 3 лет), в связи с чем права истца рассмотрением дела в порядке гражданского судопроизводства при любом случае не могли быть нарушены.
Поскольку судом обоснованно отказано в иске по мотиву пропуска истцом срока исковой давности для обращения с заявленными требованиями, что само по себе является основанием к отказу в иске, доводы жалобы, касающиеся выводов суда по существу спора, не являются юридически значимыми для оценки законности решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Не являются основанием к отмене решения доводы жалобы о том, что судом не привлечено к участию в деле Министерство обороны РФ, поскольку ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны РФ находится в ведении Минобороны России. Согласно Уставу ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны п.19, пп.1 п. 20 и пп.4 п. 21, а так же п.2.2,пп.4 п.3.1 Положения о Пензенском лесничестве Минобороны России - филиале ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России истец осуществляет свою деятельность в лесах, расположенных на землях обороны, организует систему государственного контроля и надзора за содействием действующему законодательству порядка использования лесов. То есть, Министерством обороны РФ, как учредителем, выполнение соответствующих функций возложено на ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны РФ, истца по делу.
С учетом приведенных обстоятельств оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 22 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи