БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 16 января 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Баркаловой Т.И., Скоковой Д. И.,
при секретаре Аноприенко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Белгородской области о признании незаконным распоряжения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда»
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Октябрьского районного суда города Белгорода от 06 сентября 2017г.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Белгородской области ФИО3, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1 с 02 сентября 1994 года осуществляет трудовую деятельность в должности воспитателя ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23». Ее трудовой стаж на 26 мая 2017 года составляет 22 года 08 месяцев 24 дня.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2016 года №1035/к-н «О награждении ведомственными наградами Министерства образования и науки Российской Федерации работников образовательных организаций Белгородской области» ФИО1 награждена Почетной грамотой.
Распоряжением Правительства Белгородской области от 10 июля 2017 года №331-рп в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» отказано, поскольку ведомственной наградой Министерства образования и науки Российской Федерации, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда» является только Золотой знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации.
Дело инициировано иском ФИО1, которая просит признать незаконным распоряжение Правительства Белгородской области от 10 июля 2017 года №331-рп в части отказа в присвоения ей звания «Ветеран труда», признать за ней право на присвоение ей звания «Ветеран труда».
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика Правительства Белгородской области и третьего лица Управления социальной защиты Белгородской области ФИО3 иск не признала.
Решением суда иск отклонен.
В апелляционной жалобе ФИО1 содержится просьба об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности и принятии нового об удовлетворении иска.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно предписаниям ч. ч. 1 и 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенной правовой нормы, социальная функция государства возлагается Конституцией РФ как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Следовательно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами РФ полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 01 июля 2016 года) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (п. 1).
С 1 июля 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации находится под руководством Правительства Российской Федерации.
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия».
Согласно п. 2 Положения об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия (п. 3 Положения).
Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учётом требований настоящего Положения.
Приказом Минобрнауки России от 26.09.2016 N 1223 (ред. от 19.06.2017) "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации" (вместе с "Положением о Золотом знаке отличия Министерства образования и науки Российской Федерации", "Положением о ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации") учреждены ведомственные награды Министерства образования и науки Российской Федерации, среди которых указана Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации; а также положение о знаке отличия Министерства образования и науки Российской Федерации; положение о ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно Положению о знаке отличия Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 1223 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 19.06.2017 N 567) "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации" (вместе с "Положением о Золотом знаке отличия Министерства образования и науки Российской Федерации", "Положением о ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации") (Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2016 N 44439) знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации является ведомственной наградой Министерства образования и науки Российской Федерации, дающей право на присвоение звания "Ветеран труда".
По смыслу п. 1.2 Положения о ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 1223 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 19.06.2017 N 567) "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации" ведомственные награды (в том числе Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации) являются формой поощрения и общественного признания достижений лиц, указанных в настоящем Положении.
Таким образом, в соответствии с Положением об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», Министерством образования и науки Российской Федерации была определена только одна ведомственная награда, дающая право на присвоение звания "Ветеран труда" - Знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации (Золотой знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации в редакции от 26.09.2016).
В связи с внесением в Федеральный закон «О ветеранах» изменений и принятием Правительством РФ Положения об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», с 01.07.2016 изменены условия присвоения звания «Ветеран труда».
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Исходя из анализа данных правовых норм награждение Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации может являться одним из оснований для присвоения звания «Ветеран труда» лишь для лиц, которые были награждены такой ведомственной наградой по состоянию на 30 июня 2016 года.
Как следует из материалов дела, награждение истицы Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации производилось на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2016 года №1035/к-н, то есть после 30 июня 2016 года, в связи с чем переходные положения, сохраняющие право на присвоение звания «Ветеран труда», на истца не распространяются.
Согласно п.4 ст.7 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995. «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. В Белгородской области такой порядок установлен постановлением Губернатора Белгородской области от 09.06.2006 №81 «О порядке присвоения звания «Ветеран труда» на территории Белгородской области.
В силу п. 3 данного Постановления лица, имеющие основания для присвоения звания "Ветеран труда", подают в орган социальной защиты населения по месту жительства заявление по установленной форме и соответствующий пакет документов.
Также, данным Порядком определены полномочия органов социальной защиты, а именно: согласно п.7 Порядка присвоения звания «Ветеран труда» на органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов возложена обязанность по формированию личных дел лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», а также направление документов лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», и список лиц в управление социальной защиты населения области.
Полномочиями по рассмотрению вопросов по присвоению звания «Ветеран труда» наделена комиссия при Губернаторе Белгородской области. Заседания комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем комиссии и утверждается начальником департамента здравоохранения и социальной защиты населения области. Предложения о присвоении (отказе в присвоении) звания "Ветеран труда" выносятся на заседание Правительства области комиссией в 10-дневный срок со дня поступления в комиссию документов от управления социальной защиты населения области. Правительство области рассматривает предложения комиссии и принимает решение о присвоении (отказе в присвоении) звания "Ветеран труда" гражданам области в форме распоряжения Правительства области (п.8 Порядка).
Исходя из установленных фактических обстоятельств и приведенных правовых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания распоряжения Правительства Белгородской области от 10 июля 2017 года №331-рп незаконным, поскольку Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации ФИО1 награждена после издания приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 сентября 2016 года №1223 "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации", которым данная Почетная грамота не определена, как ведомственная награда Министерства образования и науки Российской Федерации, дающая право на присвоение звания "Ветеран труда".
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию истицы при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при разрешении заявленного спора и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 06 сентября 2017г. по делу по иску ФИО1 к Правительству Белгородской области о признании незаконным распоряжения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда» оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи