Судья Баранова Т.В.№
10RS0№-42
№
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 июля 2022 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,
судей Маловой Н.Б., Евтушенко Д.А.
при ведении протокола помощником судьи Волковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 31 марта 2022 г. по иску ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, ФИО2 о признании решения незаконным, признании недействительным договора аренды земельного участка, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд, мотивируя требования тем, что распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 6 декабря 2018 г. на основании его заявления была утверждена схема расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного в районе (.....), вид разрешенного использования – запас, категория земель – земли запаса; срок действия распоряжения – 2 года. Им были проведены кадастровые работы по формированию земельного участка, подготовлен межевой план, земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер №, площадь участка составила № кв.м. В целях обеспечения возможности перевода земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения по его заявлениям от 12 декабря 2019 г. и 27 марта 2020 г. распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 мая 2020 г. были внесены изменения в п. 1 распоряжения от 6 декабря 2018 г. в части вида разрешенного использования земельного участка - сады, огороды, палисадники, указана территориальная зона «С5. Зона для ведения дачного хозяйства, садоводства», категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. 9 декабря 2020 г. истец повторно обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в аренду без проведения торгов для целей ведения огородничества. Письмом от 30 декабря 2020 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия указало, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок отнесен к землям запаса и использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию и не могут быть использованы для целей ведения огородничества. 9 апреля 2021 г. распоряжением Правительства Республики Карелия № 274р-П был осуществлен перевод участка с кадастровым номером № из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения. Далее, в ответ на заявления истца письмами от 21 мая 2021 г. и от 24 июня 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало в предоставлении участка для личного подсобного хозяйства по мотиву указания вида разрешенного использования - земли запаса, рекомендовав истцу изменить вид разрешенного использования на - личное подсобное хозяйство. Постановлением администрации Прионежского муниципального района от 5 августа 2021 г. № 790 ему предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка. 9 августа 2021 г. истец посредством электронной почты обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельного участка и предоставлении участка в аренду без торгов для ведения личного подсобного хозяйства. Письмом от 17 сентября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия направило в адрес истца 3 экземпляра подписанного проекта договора аренды указанного участка с предложением истцу подписать их. Однако, после этого, письмом от 15 октября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало истцу в предоставлении в аренду участка, мотивируя тем, что 11 августа 2021 г. поступило заявление о предоставлении указанного земельного участка в аренду от иного лица. При этом, вместо ссылки на поступившее от истца заявление о предоставлении участка в аренду от 9 августа 2021 г., указано заявление от 19 августа 2021 г., которое он не писал и не подавал. 11 октября 2021 г. он повторно обратился с заявлением о предоставлении в аренду без торгов участка для ведения личного подсобного хозяйства. Ответом от 22 октября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия Министерство сообщило, что проект договора аренды указанного участка направлены в адрес иного лица. 9 ноября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заключило договор аренды земельного участка с ФИО2 сроком на 49 лет. Полагая действия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия недобросовестными, совершенными с противоправной целью злоупотребления правом, совершенными в нарушение закона, истец, с учетом уточнения требований, просил:
- признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 октября 2021 г. об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 10:20:0064702:1740 в аренду без проведения торгов;
- признать недействительным договор аренды спорного земельного участка от 9 ноября 2021 г. № 186-м/20, заключенный между ответчиками;
- применить последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка во владение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, аннулировать из Единого государственного реестра недвижимости сведений об обременении участка арендой по указанному выше договору;
- возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность заключить с ним договор аренды спорного участка.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
С постановленным судом решением не согласен ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, в апелляционной жалобе просит решение отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Указывает, что заявление от ФИО1, датированное 9 августа 2021 г., поступившее в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия 19 августа 2021 г., было направлено посредством электронной почты без использования электронной подписи либо квалифицированной электронной подписи, в связи с чем определить лицо, подписывающее информацию, не представлялось возможным. Правовые основания для рассмотрения заявления истца отсутствовали. В этой связи у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия имелись основания для заключения договора аренды спорного земельного участка с ФИО2
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца – ФИО3, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, надлежащим образом извещены о времени, дате и месте слушания дела.
Заслушав пояснения представителя истуа, проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Законом Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК, Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 2 ноября 2017 г. № 390-П, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, принимает, в том числе решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.
Положениями ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания, при которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с п. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.
Согласно п. 4 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что 12 ноября 2018 г. ФИО1 обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью № кв.м, расположенного по адресу: (.....).
6 декабря 2018 г. распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия № 2792-м/20р утверждена схема расположения земельного участка, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного в районе (.....), в кадастровом квартале №, вид разрешенного использования – запас (код вида разрешенного использования земельного участка – 12.3), категория земель – земли запаса. Предварительно согласовано предоставление земельного участка для целей ведения огородничества. Пунктом 3 распоряжения предоставление земельного участка, указанного в п. 1, возможно, в случае обеспечения выполнения ФИО1 следующих условий: проведение работ по формированию участка и постановке его на государственный кадастровый учет; перевод земельного участка из категории земель запаса в категорию – земли сельскохозяйственного назначения, изменение вида разрешенного использования земельного участка. Срок действия распоряжения – 2 года.
Кадастровые работы по формированию земельного участка истцом были проведены, подготовлен межевой план, земельный участок поставлен на кадастровый учет, участку присвоен кадастровый номер №, площадь участка определена в № кв.м.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 мая 2020 г., в целях обеспечения возможности перевода земельного участка в категорию земель сельскохозяйственного назначения, были внесены изменения в распоряжение от 6 декабря 2018 г., в п. 1 вид разрешенного использования земельного участка указан - сады, огороды, палисадники; территориальная зона - С5. Зона для ведения дачного хозяйства, садоводства; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия 30 декабря 2020 г. на заявление ФИО1 от 9 декабря 2020 г. дан ответ, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости испрашиваемый земельный участок отнесен к землям запаса, что использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию и не могут быть использованы для целей ведения огородничества.
9 апреля 2021 г. распоряжением Правительства Республики Карелия № 274р-П осуществлен перевод участка с кадастровым номером № из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.
23 апреля 2021 г. истец вновь обратился с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства, а также с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, на которое письмом от 21 мая 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия сообщило, что для изменения вида разрешенного использования земельного участка истцу необходимо обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления.
Постановлением администрации Прионежского муниципального района от 5 августа 2021 г. № 790 ФИО1 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка.
9 августа 2021 г. ФИО1 посредством электронной почты обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями об изменении вида разрешенного использования земельного участка и предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду без торгов для ведения личного подсобного хозяйства, письмом от 17 сентября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия направило в адрес истца 3 экземпляра подписанного проекта договора аренды испрашиваемого земельного участка с предложением истцу подписать их. Истец договор аренды, направленный почтовым отправлением, не получил.
Письмом от 15 октября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало истцу в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, мотивируя тем, что 11 августа 2021 г. в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия поступило заявление о предоставлении указанного земельного участка в аренду от иного лица. В ответе указано, что заявление истца датировано 19 августа 2021 г.
11 октября 2021 г. истец повторно обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении ему в аренду без торгов участка для ведения личного подсобного хозяйства, ответом от 22 октября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия сообщило, что проект договора аренды земельного участка направлен в адрес «иного лица».
Судом первой инстанции, в рамках разрешения заявленных требований, установления юридически значимых обстоятельств по делу также было установлено, что 10 августа 2021 г. ФИО2 обратился в государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» (далее - ГКУ РК «Управление земельными ресурсами») с заявлением о предоставлении ему в аренду спорного земельного участка с кадастровым номером №.
Письмом от 18 августа 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия ФИО4 сообщило, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - земли запаса, что исключает предоставление земельного участка для целей ведения подсобного хозяйства.
24 августа 2021 г. ФИО2 вновь обратился в ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» с аналогичным заявлением, согласно телефонограмме, составленной сотрудником Управления, и расписки ФИО2, последний был уведомлен о наличии ответа на его заявление и получил на руки письмо от 18 августа 2021 г. 27 сентября 2021 г.
Письмом от 22 октября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия направило в адрес ФИО2 девять экземпляров проектов договоров аренды земельных участка с кадастровыми номерами №, в письме отсутствует ссылка на обращение ФИО2 от 24 августа 2021 г.
Договор аренды земельного участка с кадастровыми номером № между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и ФИО2 был подписан сторонами и датирован 9 ноября 2021 г.
Согласно скриншоту страницы электронной почты ФИО1 он 9 августа 2021 г. направил по электронной почте в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия и ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» заявления о предоставлении земельного участка с кадастровыми номерами № в аренду без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства.
ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» разместило ответ от 12 августа 2021 г., согласно которому заявление ФИО1 не может быть принято в работу, поскольку оно не подписано электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью, заявителю предложены варианты подачи заявления, предусмотренные административным регламентом.
В то же время судом первой инстанции установлено, что заявление ФИО1 от 9 августа 2021 г. было зарегистрировано ГКУ РК «Управление земельными ресурсами».
17 сентября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в адрес ФИО1 направило на подписание договор аренды спорного земельного участка.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, исходя из представленных доказательств, оценка которым дана в порядке ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку посчитал, что у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия отсутствовали основания для заключения договора аренды спорного участка с ФИО2 и отказа в заключении такого договора с ФИО1
Судебная коллегия соглашается с позицией суда, поскольку ФИО1 заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № было подано и принято в работу Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия 9 августа 2021 г., а ФИО2 заявление подано 24 августа 2021 г., то есть после ФИО1
Доводы апелляционной жалобы о том, что правовые основания для рассмотрения заявления истца отсутствовали, опровергаются установленными обстоятельствами, а именно тем, что заявление было принято в работу Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, следовательно, не было установлено препятствий к его рассмотрению. Более того, письмом от 17 сентября 2021 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия направило в адрес истца 3 экземпляра подписанного проекта договора аренды испрашиваемого земельного участка с предложением истцу подписать их.
Установив незаконность решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 15 октября 2021 г., суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, на законных основаниях удовлетворил требования о признании недействительным договора аренды от 9 ноября 2021 г. № 186-м/20 земельного участка с кадастровым номером №, заключенного между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и ФИО2, применив последствия недействительности сделки в виде возврата земельного участка с кадастровым номером № Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, аннулируя и исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения об обременении земельного участка с кадастровым номером № указанным выше договором аренды.
Требование о возложении обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, при установлении отсутствия иных заявлений о предоставлении спорного участка в аренду в исследуемый период, а также при отсутствии иных оснований для отказа в удовлетворении заявления ФИО1, также обоснованно удовлетворено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 31 марта 2022 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи