Дело № 33 -1962 судья Якушева С.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 июля 2015 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Фатеевой Л.В., Назарова В.В.,
при секретаре Жучковой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в г. Туле на решение Советского районного суда г. Тулы от 22 апреля 2015 года по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Туле о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Туле (далее УПФ РФ (ГУ) в г. Туле) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что с 1983 года работает педагогическим работником в образовательных учреждениях. 04.04.2013 обратилась пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением ответчика №326 от 05.02.2014 ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального 25-летнего стажа, при этом в специальный стаж не были включены следующие периоды ее работы: с 15.09.1993 по 06.02.1997 (с учетом отвлечений 3 месяца 3 дня) в должности руководителя кружка, педагога дополнительного образования в Детско-юношеском клубе физической подготовки, так как наименование должности «руководитель кружка» и наименование учреждения «детско-юношеский клуб физической подготовки» не предусмотрены Списком №781 от 29.10.2002; с 01.09.1999 по 31.08.2008 - в должности руководителя - организатора ОБЖ в МБОУСОШ №68 им. Долгих Н.И., так как наименование должности «руководитель - организатор ОБЖ» не предусмотрено Списком №781 от 29.10.2002; с 01.09.2008 г. по 04.04.2013 г. - в должности преподавателя -организатора ОБЖ в МБОУ СОШ №68 им. Долгих Н.И., поскольку не выполняется условие, предусмотренное Приказом от 16.03.1993 г. №66/85, а именно ведение преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю.
Полагала данный отказ незаконным, поскольку несмотря на неправильное наименование ее должности и учреждения, в которых она работала в спорный период, она фактически осуществляла педагогическую деятельность с детьми.
Просила суд признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику, вышеуказанные спорные периоды ее работы и обязать назначить ей досрочную трудовую пенсию с даты обращения, то есть с 04.04.2013.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о дате и времени слушания дела извещена в надлежащем порядке, представила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Туле по доверенности ФИО3 исковые требования не признала в связи с отсутствием правовых оснований для удовлетворения иска.
Суд решил: исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Туле включить в специальный трудовой стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной пенсии, периоды работы: с 15.09.1993 по 06.02.1997 в должности руководителя кружка, педагога дополнительного образования в Детско-юношеском клубе физической подготовки, с 01.09.1999 по 31.08.2008 в должности руководителя - организатора ОБЖ в МБОУСОШ №68 им.Долгих Н.И., с 01.09.2008 по 04.04.2013 - в должности преподавателя- организатора ОБЖ в МБОУ СОШ №68 им.Долгих Н.И.
Обязать УПФ РФ (ГУ) в г.Туле назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с 04.04.2013.
В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в г.Туле ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснение представителя УПФ РФ (ГУ) в г. Туле по доверенности ФИО4, возражения ФИО1 и ее представителя по доверенности ФИО2, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 04.04.2013 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Туле №326 от 05.02.2014 ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа 25 лет педагогической деятельности. При этом в специальный стаж истца не были зачтены следующие периоды работы: : с 15.09.1993 по 06.02.1997 (с учетом отвлечений 3 месяца 3 дня) в должности руководителя кружка, педагога дополнительного образования в Детско-юношеском клубе физической подготовки, так как наименование должности «руководитель кружка» и наименование учреждения «детско-юношеский клуб физической подготовки» не предусмотрены Списком №781 от 29.10.2002; с 01.09.1999 по 31.08.2008 - в должности руководителя - организатора ОБЖ в МБОУСОШ №68 им. Долгих Н.И., так как наименование должности «руководитель - организатор ОБЖ» не предусмотрено Списком №781 от 29.10.2002; с 01.09.2008 г. по 04.04.2013 г. - в должности преподавателя -организатора ОБЖ в МБОУ СОШ №68 им. Долгих Н.И., поскольку не выполняется условие, предусмотренное Приказом от 16.03.1993 г. №66/85, а именно ведение преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно признал эти доводы ответчика необоснованными, сославшись на следующее.
Согласно п.10 ч.1 ст.28 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. С 01.01.2015 основания назначения указанной пенсии предусмотрены п.19 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку согласно ч.1и 3 ст.36 данного ФЗ со дня его вступления в силу (т.е. с 1.01.2015) ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным ФЗ в части, не противоречащей данному ФЗ.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно указанному Списку право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам предоставляется при наличии одновременно двух условий – работы в соответствующих должностях и соответствующих учреждениях.
В указанном Списке отсутствует учреждение «детско-юношеский клуб физической подготовки», в котором работала истица в период с 15.09.1993 по 06.02.1997 в должности руководителя кружка, педагога дополнительного образования. Разделом «Наименование должностей» названного Списка предусмотрена должность «педагог дополнительного образования».
Утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.1991 Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» также не предусмотрено учреждение детско-юношеский клуб физической подготовки, вместе с тем предусмотрена общая позиция учреждений – «внешкольные учреждения». Разделом «Наименование должностей» названного Списка не предусмотрена должность педагог дополнительного образования.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 07.05.1992 была принята на работу тренером-преподавателем на отделение волейбола Волчихинской ДЮСШ.
Приказом №25-к от 04.06.1992 г. истец направлена в лагерь для осуществления учебно-тренировочного процесса.
В связи с преобразованием ДЮСШ в ДЮКФП внесены записи в трудовые книжки работников о переводе на работу по той же профессии и квалификации с ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа) в ДЮКФП (детско-юношеский клуб физической подготовки) (приказ №1 от 16.09.1993), также в приказе указано, что необходимо считать принятыми на работу в ДЮКФП в качестве руководителя кружков ФИО1
06.02.1997 истец уволена с занимаемой должности педагога дополнительного образования ДЮКФП.
Согласно справки №2 от 16.07.2013 комитета администрации Волчихинкского района Алтайского края по образованию и делам молодежи Детский юношеский клуб физической подготовки с 1992 г. по 1997 г. являлся подведомственным учреждением отдела народного образования администрации Волчихинского района Алтайского края.
По сведениям МКОУДОД «Волчихинская детско-юношеская спортивная школа», ДЮСШ до 1993 г. именовалась «Волчихинская детско-юношеская спортивная школа».
На основании распоряжений комитета администрации Алтайского края по образованию и молодежи №1028 от 14.09.1993 и администрации Волчихинского района №524 от 15.09.1993 на базе Детско-юношеской спортивной школы организован Детско-юношеский клуб физической подготовки.
Постановлением главы Волчихинского района Алтайского края №697 от 01.12.2008 «Детско-юношеский клуб физической подготовки реорганизован в муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Волчихинская детско-юношеская спортивная школа» с 16.01.2009.
Приказом Министерства образования и науки РФ №1008 от 29.08.2013 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, который регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена в том числе на: подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
В соответствии со ст.12 Закона РФ №3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным учреждениям относятся в частности учреждения дополнительного образования для детей.
Согласно Постановлению Совмина СССР от 30.04.1952 №2140 «Об упорядочении сети и утверждении типовых штатов и должностных окладов работников внешкольных учреждений министерств просвещения союзных республик» детская спортивная школа внесена в номенклатуру внешкольных учреждений.
Согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденному Постановлением Правительства РФ №233 от 07.03.1995, к учреждениям дополнительного образования детей относятся детско-юношеские спортивные школы всех наименований.
Из Положения о детско-юношеской спортивной школе профсоюзов следует, что ДЮСШ является внешкольным учреждением, к числу ее основных задач относятся осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей, подростков, направленную на укрепление их здоровья, и всестороннее физическое развитие.
Установив, что ФИО1 в спорный период осуществляла педагогическую деятельность в учреждении дополнительного образования, в котором реализовывалась программы дополнительного образования для детей в области спорта, должностные обязанности истца как педагога дополнительного образования (тренера-преподавателя), связанные с осуществлением физической подготовки обучающихся и воспитанием спортсменов, не менялись, как не менялось и назначение учреждения, в котором она работала в спорный период, а функции учреждения соответствовали функциям, изложенным в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ №233 от 07.03.1995 и соответствующим наименованию «детско-юношеская спортивная школа», предусмотренном в Списке, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в данной части и включил период работы с 15.09.1993 по 06.02.1997 в должности руководителя кружка, педагога дополнительного образования в Детско-юношеском клубе физической подготовки в специальный стаж истца, обоснованно указав, что организационное устройство образовательного учреждения не может являться фактором, лишающим педагогического работника права на досрочное пенсионное обеспечение.
В Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1067 от 22.09.1999, указана должность преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки).
Приказом Министерства образования РСФСР №25 от 27.05.1991 принятого во исполнение Постановления Совмина РСФСР №253 от 14.05.1991 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях в РСФСР» в государственных учебных заведениях вместо должности военного руководителя была введена должность преподавателя курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Постановлением Минтруда и социального развития РФ №68 от 03.10.2002 установлено тождество наименования должности «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «военный руководитель».
В Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 поименована должность преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как установлено судом первой инстанции, ФИО1 01.09.1999 по 31.08.2008 работала в должности руководителя - организатора ОБЖ, с 01.09.2008 по 04.04.2013 - в должности преподавателя-организатора ОБЖ в МБОУ СОШ №68 им. Долгих Н.И.
Согласно сведениям льготно-уточняющей справки №383 от 27.11.2013, выданной МБОУ СОШ №68 им. Долгих Н.И., истец с 25.08.1997 по 31.08.1999; с 01.09.2005 по 31.08.2007; с 01.09.2008 по настоящее время работает в должности учителя физической культуры и преподавателя-организатора ОБЖ в количестве 1 ставки. Данная справка выдана на основании приказов, штатных расписаний, тарификационных списков, лицевых счетов, расчетно-платежных ведомостей.
Приказом №313-к от 07.11.2013 по МБОУСОШ №68 имени Долгих Н.И. была устранена техническая ошибка допущенная в наименовании должности «руководитель-организатор ОБЖ». Работодатель указал, что должность необходимо правильно именовать «преподаватель-организатор ОБЖ».
В должностных обязанностях МБОУ СОШ №68 им. Долгих Н.И., утвержденных в спорный период, занимаемая истцом должность поименована как руководитель-организатор ОБЖ.
В штатных расписаниях МБОУ СОШ №68 им. Долгих Н.И., действующих в спорный период, занимаемая истцом должность поименована как преподаватель -организатор ОБЖ.
Приказом Министерства просвещения СССР №24 от 20.02.1978 утверждены квалификационные характеристики должностей руководящих и педагогических работников общеобразовательных школ, где была предусмотрена должность военного руководителя, который организует, планирует и проводит учебные, факультативные и внеклассные занятия по начальной военной подготовке и гражданской обороне.
В соответствии с Типовыми штатами начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем, утвержденных Постановлением Министерства просвещения РСФСР №264 от 31.12.1986 предусмотрена должность военного руководителя, которая устанавливается в средних общеобразовательных школах.
Постановлением Минтруда РФ №46 от 17.08.1995 согласованы разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ, представленные Министерством образования Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, где в качестве одной из должностей указана должность преподавателя-организатора (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки), должность преподавателя ОБЖ отсутствует. При этом в данном Постановлении указано, что наименования должностей работников в штатном расписании учреждения должны соответствовать наименованиям должностей, предусмотренным настоящими тарифно-квалификационными характеристиками. В должностные обязанности преподавателя-организатора входит обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки.
Постановлением Минтруда России №46 от 17.08.1995 утверждены должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ.
Должностные обязанности преподавателя ОБЖ, утвержденные директором общеобразовательной школы №68, совпадают с вышеуказанными должностными обязанностями для преподавателя-организатора ОБЖ, утвержденными Постановлением Правительства.
Установив, что по существу истцом в период с 01.09.1999 по 31.08.2008 в должности руководителя-организатора ОБЖ выполнялись обязанности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, и данная должность предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002, в числе должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, суд первой инстанции правомерно включил указанный период работы истца в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации №2075 от 24.12.2010 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) учителям 1-11 (12) классов общеобразовательных учреждений составляет 18 часов в неделю.
ФИО1 в период с 01.09.2008 по 04.04.2013 работала в должности преподавателя-организатора ОБЖ в МБОУ СОШ №68 им. Н.И.Долгих.
Вместе с тем, в спорный период ФИО1 как преподавателю-организатору ОБЖ производилась оплата за 1 ставку по должностному окладу преподавателя-организатора ОБЖ и разрешено совмещение профессий по должности учителя физической культуры.
Разрешая заявленные требования, и установив, что в спорный период педагогическая нагрузка истца составляла более 18 часов в неделю, поскольку ФИО1 совмещала должность преподавателя-организатора ОБЖ и должность учителя физической культуры, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 и включил спорный период в специальный стаж истца.
Доводы ответчика о том, что в период с 01.09.2008 по 04.04.2013 ФИО1 не вырабатывала установленную норму часов педагогической работы, правомерно не был принят судом первой инстанции, поскольку основан на неправильном применении и толковании действующего пенсионного законодательства.
В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми документами.
Установив, что на дату обращения в пенсионный орган с учетом подлежащих включению по решению суда спорных периодов работы, истец имела требуемый специальный стаж, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику с даты обращения, то есть с 04.04.2013.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Несостоятельными являются доводы жалобы о неверной оценке судом представленных доказательств. Суд первой инстанции при рассмотрении дела оценил указанные доказательства в соответствии с их относимостью и допустимостью. Оснований для переоценки доказательств и отмены судебного решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Тулы от 22 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в г. Туле - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи