ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1963/2023 от 03.08.2023 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Осколкова А.Н. УИД 65R0001-01-2023-002476-29

Докладчик Качура И.О. Дело № 33-1963/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 августа 2023 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Качура И.О.,

судей Портнягиной А.А., Баяновой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Короткой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Областного казенного учреждения «Южно-Сахалинский центр занятости населения» к Ф.И.О.1 о взыскании единовременной финансовой помощи

по апелляционной жалобе Областного казенного учреждения «Южно-Сахалинский центр занятости населения» на решение Южно-Сахалинского городского суда от 11 мая 2023 года.

Изучив материалы гражданского дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ДД.ММ.ГГГГ Областное казенное учреждение «Южно-Сахалинский центр занятости населения» (далее - ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения», Центр занятости) обратилось в суд с иском к Ф.И.О.1 о взыскании единовременной финансовой помощи в размере 128000 рублей. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГФ.И.О.1 обратилась в Центр занятости за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. Приказом Центра занятости от ДД.ММ.ГГГГФ.И.О.1 признана безработной. Ответчику оказана государственная услуга по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области от 17 марта 2016 года № 5. Между истцом и ответчиком заключен договор о предоставлении финансовой помощи на организацию самозанятости безработных граждан от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого Центр занятости предоставляет безработному единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 128000 рублей. ДД.ММ.ГГГГФ.И.О.1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. В силу пункта 2.1.1 Договора гражданин обязуется зарегистрировать предпринимательскую деятельность и заниматься ею не менее 24 месяцев с даты ее регистрации, вместе с тем, согласно сведений официального сайта ФНС ответчик сменила основной вид деятельности 69.10 «Деятельность в области права» до истечения срока, установленного п. 2.1.1 Договора, что свидетельствует о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по указанному виду деятельности. На основании п. 2.1.8 Договора Ф.И.О.1 обязана в течение 10 календарных дней с момента получения требования возвратить денежные средства в полном объеме. В адрес ответчика направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ года о возврате денежных средств, которое до настоящего времени не исполнено.

В судебном заседании представитель ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» ФИО1 заявленные требования поддержала, Ф.И.О.1 в удовлетворении иска просила отказать.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 11 мая 2023 года в удовлетворении истца отказано.

Не согласившись с решением суда, ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на обстоятельства, явившиеся основанием для обращения в суд, просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении требований. Судом не учтено, что в соответствии с пунктом 2.1.8 Договора гражданин обязан осуществить в полном объеме возврат денежных средств в случае нарушений иных условий Договора. В нарушение требований Договора Ф.И.О.1 сменила основной вид деятельности 69.10 «Деятельность в области права» до истечения срока, установленного п. 2.1.1 Договора. Кроме того, судом оставлено без внимания, что в соответствии с пунктом 2.1 Постановления Правительства Сахалинской области от 06 февраля 2012 года № 55 «Об утверждении Порядка предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя» единовременная финансовая помощь предоставляется гражданину при представлении бизнес-плана по выбранному виду деятельности, утвержденного экспертной комиссией, созданной в Центре занятости, в соответствии с Порядком рассмотрения и утверждения бизнес-планов безработных граждан, претендующих на оказание единовременной финансовой помощи, утверждаемым Агентством. Бизнес-план ответчика составлен и утвержден именно по виду предпринимательской деятельности 69.10 «Деятельность в области права», что и явилось одним из условий получение единовременной финансовой помощи. Таким образом, единовременная финансовая помощь, предоставленная гражданину в целях осуществлениях конкретного вида предпринимательской деятельности, фактически используется для осуществления иного вида деятельности, не предусмотренного договором и бизнес-планом, что существенно повлияло на достижение цели ее предоставления. Действия ответчика не отвечают интересам и финансовому обеспечению задач центра занятости, связанных с рациональным и эффективным использованием бюджетных средств и их правомерным расходованием.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Ф.И.О.1 просит оставить решение суда без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» ФИО1 апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям, Ф.И.О.1 просила оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как определено пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятыми, среди прочих, считаются лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей (абзац третий статьи 2 этого же закона Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 5 указанного закона Российской Федерации предусмотрено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения, среди прочего, направлена на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.

Исходя из положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1, органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Согласно пунктам 1.2.и 1.3 Порядка предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 06 февраля 2012 года № 55, единовременная финансовая помощь предоставляется при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Получателями единовременной финансовой помощи являются граждане, признанные в установленном порядке безработными, и граждане, признанные в установленном порядке безработными и прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка, единовременная финансовая помощь предоставляется гражданину при соблюдении следующих условий: регистрация гражданина в установленном порядке безработным; отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания в установленном порядке безработным; представление бизнес-плана по выбранному виду деятельности, утвержденного экспертной комиссией, созданной в Центре занятости, в соответствии с Порядком рассмотрения и утверждения бизнес-планов безработных граждан, претендующих на оказание единовременной финансовой помощи, утверждаемым Агентством; заключение с Центром занятости Договора; регистрация в Федеральной налоговой службе в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства или постановка на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Размер единовременной финансовой помощи составляет 128 000 рублей, за исключением случаев, указанных в пункте 2.10 настоящего раздела (пункт 2.9 Порядка).

В силу пункта 3.2 Порядка, гражданин, получивший единовременную финансовую помощь, обязан вернуть единовременную финансовую помощь в полном объеме в случае: прекращения осуществления предпринимательской деятельности, снятия с учета физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход до истечения 24 месяцев с даты государственной регистрации, постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; нарушения иных условий предоставления единовременной финансовой помощи и (или) Договора.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны быть исполнены надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФ.И.О.1 обратилась к истцу с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.

Приказом Центра занятости от ДД.ММ.ГГГГФ.И.О.1 признана безработной.

ДД.ММ.ГГГГ между ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» и Ф.И.О.1 заключен договор о предоставлении финансовой помощи на организацию самозанятости безработных граждан, по условиям которого Центр занятости предоставляет безработному единовременную финансовую помощь при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в размере 128000 рублей (п.1.1. и 3.1. Договора).

Ф.И.О.1 обязуется зарегистрировать предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя по следующим видам деятельности: ОКВЭД 69.10 «Деятельность в области права»; 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления»; 82.9 «Деятельность по предоставлению вспомогательных услуг для бизнеса, не включенных в другие группировки» и заниматься ею не менее 24 месяцев с даты ее регистрации (пункт 2.1 Договора).

В силу пункта 2.1.8. Договора ответчик обязался осуществить возврат в полном объеме денежных средств в течение 10 календарных дней с момента получения требования о возврате денежных средств, выставленного Центром в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности до истечения 24 месяцев с даты государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; установления факта нецелевого расходования единовременной финансовой помощи при государственной регистрации; нарушений иных условий настоящего Договора, в том числе непредставления в установленные сроки документов, подтверждающих расходы, связанные с организацией предпринимательской деятельности, документов, подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности (пункты 2.1.5, 2.1.6 настоящего договора).

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено перечисление Ф.И.О.1 единовременной финансовой помощи в размере 128000 рублей.

Как следует из выписки Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ДД.ММ.ГГГГФ.И.О.1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Ф.И.О.1 внесены изменения в осуществляемые виды деятельности: исключен вид основной деятельности ОКВЭД 69.10 «Деятельность в области права», вместо него указан вид основной деятельности 41.20 «Строительство жилых и нежилых зданий», а также добавлены дополнительные виды деятельности ОКВЭД 41.10, 42.11, 43.12, 43.22, 43.31, 43.32.3, 43.91, 43.99.3.

ДД.ММ.ГГГГ ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» в адрес Ф.И.О.1 направлена претензия о возврате денежных средств в размере 128000 рублей ввиду нарушения получателем условий Договора, а именно: сменой основного вида деятельности предпринимателя до истечении 24 месяцев с регистрации.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения», исходя из того, что ответчик продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность. Обстоятельства того, что Ф.И.О.1 изменен основной вид деятельности, не свидетельствует о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

Судебная коллегия не находит оснований для вынесения иного судебного решения по делу.

В соответствии с пунктом 2.1 Договора Ф.И.О.1 обязуется зарегистрировать предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя помимо ОКВЭД 69.10 «Деятельность в области права», также ОКВЭД 70.22 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» и ОКВЭД 82.9 «Деятельность по предоставлению вспомогательных услуг для бизнеса, не включенных в другие группировки» и заниматься ими не менее 24 месяцев с даты ее регистрации.

Деятельность ответчика по ОКВЭД 70.22 и ОКВЭД 82.9 не прекращена, что опровергает доводы ОКУ «Южно-Сахалинский центр занятости населения» о нецелевом использовании Ф.И.О.1 финансовой помощи в размере и на условиях заключенного между сторонами договора.

Изменение Ф.И.О.1 ОКВЭД 69.10 на иной вид деятельности не свидетельствует о прекращении ею предпринимательской деятельности.

Разработка и утверждение бизнес-плана осуществлены по ОКВЭД 69.10, 70.22 и 82.9, что явилось основанием для предоставления единой финансовой помощи.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судом обстоятельства и его выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебного постановления.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Южно-Сахалинского городского суда от 11 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Областного казенного учреждения «Южно-Сахалинский центр занятости населения» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 августа 2023 года.

Председательствующий И.О. Качура

Судьи А.А. Портнягина

А.С. Баянова