ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1967 от 27.11.2013 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Варсанофьева С.Г.                                                                                         дело № 33-1967А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е                           «27» ноября 2013 года                                                                    

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Зиновьевой О.Н. и Демьяновой Н.Н.,

при секретаре Лбовой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению заместителя Северо-Западного транспортного прокурора Казакова Игоря Алексеевича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 сентября 2013 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления заместителя Северо-Западной транспортного прокурора к ООО «Посейдон» и ООО «Интерьер+» о признании действий по эксплуатации судна-брандвахты незаконными, создающими угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, о возложении обязанности на ответчика приостановить эксплуатацию судна-брандвахты (дебаркадера) в части оказания услуг гостиничного типа физическим и юридическим лицам.

Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., выслушав объяснения прокурора Моисеева С.Н., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия

                                                   у с т а н о в и л а:

Заместитель Северо-Западного транспортного прокурора обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Посейдон» о признании действий ООО «Посейдон» по эксплуатации судна-брандвахты (дебаркадера) «БР-1206» в отсутствие судовых документов незаконными, создающими угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, и возложении на ответчика обязанности до получения в установленном законом порядке судовых документов в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельства о классификации, выданного органом классификации судов, и акта о готовности судна к эксплуатации, выданного комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», приостановить эксплуатацию судна-брандвахты (дебаркадера) «БР-1206» в части оказания услуг гостиничного типа физическим и юридическим лицам в бутике-отеле «Островский причалъ».

В обоснование исковых требований прокурор указал, что в процессе осуществления надзорных полномочий установлен факт эксплуатации ООО «Посейдон» несамоходного судна - дебаркадера «БР-1206», идентификационный номер № проект Пр.Р-140, 1983 года постройки, расположенного на Островском причале г. Костромы (559 км реки Волга, левый берег). 27 мая 2007 года ООО «Посейдон» получено свидетельство № РТ II 007459 от 29 мая 2007 года о праве собственности на судно-брандвахту (дебаркадер) «БР-1206» на осуществление деятельности на внутреннем водном транспорте в акватории реки Волга. Установлено, что данное несамоходное судно эксплуатируется с нарушением требований Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ), Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденных приказом Минречфлота от 03 января 1973 года № 2 (далее - Правила ТЭ РТ), Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса от 24 декабря 2002 года № 158 (далее - Правила ПБ).

В нарушение ст. 14 КВВТ на дебаркадере отсутствует единая книга осмотров судна и вахтенный журнал, судно не укомплектовано экипажем, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 34 КВВТ. В нарушение требований подпункта «а» пункта 4.1.5 Правил ТЭ РТ на судне не имеется акта о приема его в эксплуатацию и документов, выдаваемых ФБУ «Российский Речной Регистр», отсутствует акт ежегодного освидетельствования, свидетельство о годности к плаванию, классификационное свидетельство, свидетельство о предотвращении загрязнения судна нефтепродуктами и мусором, судовое санитарное свидетельство.

На судне отсутствуют спасательные средства, судовой колокол, информация об остойчивости, пожарный рукав и пожарный насос, что свидетельствует о несоблюдении судовладельцем требований пунктов 1.5, 4.1.22, 4.3.7.1, 4.3.7.4, 4.4.1, 4,4,2,5 Правил ТЭ РТ.

В силу требований ст. 34 КВВТ все указанные документы и оборудование должны быть получены судовладельцем до начала эксплуатации судна.

По факту выявленных нарушений Ярославским линейным отделом Центрального управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта представителю ООО «Посейдон» 13 июня 2012 года выданы предписания об устранении указанных нарушений.

Актом осмотра от 13 июня 2012 года, выданного Ярославским линейным отделом Центрального управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, представителю ООО «Посейдон» предписано до устранения нарушений эксплуатацию судна временно приостановить, после устранения нарушений судно предъявить к осмотру в Ярославский линейный отдел Центрального управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

14 июня 2012 года указанным органом государственного речного надзора выявлены нарушения части1 ст. 9 КВВТ и пункта 2.2 Правил ТЭ РТ при эксплуатации ООО «Посейдон» причала, ведущего к дебаркадеру «БР-1206» в части отсутствия согласования с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте и органом государственного речного надзора документации на строительство и эксплуатацию сооружения. В этот же день представитель ООО «Посейдон» выданы предписания на устранение указанных нарушений.

31 августа 2010 года генеральным директором ООО «Посейдон» в адрес Ярославского линейного отдела Центрального управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта направлено ходатайство о продлении срока исполнения предписаний (сбора и предъявления разрешительных документов) в части эксплуатации причала к дебаркадеру. Срок исполнения предписания был продлен до 01 ноября 2012 года.

Информация об устранении нарушений при эксплуатации дебаркадера «БР-1206» от ООО «Посейдон» на день предъявления иска не поступала.

С 2011 года на спорном дебаркадере организован бутик-отель «Островский причалъ», который предоставляет физическим и юридическим лицам услуги гостиничного типа - прием и временное размещение граждан. Ввод в эксплуатацию данного отеля не согласован с контролирующими органами. Общая площадь помещений бутика-отеля «Островский причалъ», расположенного на дебаркадере, составляет 336 кв.м, отель имеет два этажа, 22 номера, на этажах расположены холлы с местами администратора, отель функционирует и готов к приему посетителей. На момент осмотра дебаркадера сотрудником полиции 26 июля 2012 года в бутике-отеле проживало 7 постояльцев, до конца августа забронированы номера для 24 лиц.

Несмотря на выданные органом государственного речного надзора предписания, эксплуатация дебаркадера ООО «Посейдон» не приостановлена, необходимые для эксплуатации дебаркадера документы с ФБУ «Российской Речной Регистр» не согласованы, судно к осмотру в Ярославский линейный отдел Росморречнадзора не предъявлено.

Отсутствие у ответчика судовых документов, наличие которых является единственным основанием для эксплуатации судна, создает угрозу жизни и здоровью проживающих в бутике-отеле и персонала гостиницы, несет риск нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан и угрозу экологическому состоянию водного объекта - реки Волга. Деятельность ответчика находится в противоречии с гарантированным статьей 42 Конституции Российской Федерации правом каждого на благоприятную среду обитания.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Интерьер+», в качестве третьих лиц - ООО «Снегурочка», ООО «Монолит», Российский речной Регистр (Верхневолжский филиал), Центральное управление государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации.

Судом постановлено указанное выше решение.

     В апелляционном представлении заместитель Северо-Западного транспортного прокурора Казаков И.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. Полагает, что решение суда основано на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что в судебном заседании установлено и не оспорено ответчиком, что ООО «Посейдон» 27 мая 2007 года получило свидетельство о праве собственности на судно-брандвахту (дебаркадер) на осуществление деятельности на внутреннем водном транспорте в акватории реки Волга. Данное свидетельство не дает оснований для осуществления законной деятельности по эксплуатации судна в качестве гостиницы. Исследованными в суде материалами подтверждено, что указанное несамоходное судно эксплуатируется с нарушением требований Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденных приказом Минречфлота от 03 января 1973 года № 2, Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса от 24 декабря 2002 года № 158. Устранение ответчиком за время рассмотрения дела судом нарушений требований законодательства не свидетельствует о безопасности судна, используемого под оказание услуг гостиничного типа. Не является доказательством безопасности судна деятельность ответчиков по заключению договоров о корректировке документации проекта на переоборудование брандвахты в плавучую гостиницу, об осуществлении технического наблюдения за выполнением правил переоборудования, о выполнении электромонтажных работ. На дату предъявления иска и в процессе рассмотрения дела судом ООО «Посейдон» в установленном законом порядке не получены свидетельство о годности судна к плаванию, свидетельство о классификации, свидетельство о предотвращении загрязнения судна нефтепродуктами и мусором, судовое санитарное свидетельство, мерительное свидетельство, обязательное наличие которых предусмотрено пунктом 1 ст. 14 КВВТ. Опрошенные в качестве специалистов работники ФБУ «Российской Речной Регистр» Д.Н.А и Ш.А.В. в своих пояснениях подтвердили, что проживание людей на судне нежелательно, а судно не должно эксплуатироваться без документов. Согласно п. 218 Постановления Правительства РФ от 12 августа 2010 года № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с КВВТ РФ, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217 настоящего технического регламента. Отсутствие у ответчика указанных документов исключает возможность эксплуатации несамоходного судна-брандвахты (дебаркадера) судовладельцем. Отсутствие документов о состоянии защищенности дебаркадера, используемого в коммерческих целях для размещения людей, создает угрозу жизни и здоровью проживающих в бутике-отеле и персонала гостиницы. Ссылаясь на положения ст. 1065ГК РФ, указывает, что в решении суда не приведены мотивы, по которым суд усмотрел нарушение общественных или иных публичных интересов, препятствующих приостановлению деятельности ООО «Посейдон» в части оказания гостиничных услуг на судне. Угроза причинения вреда в будущем эксплуатацией судна существует, так как безопасность судна не гарантирована ни судовладельцем, ни соответствующими органами и должностными лицами.

ООО «Посейдон», извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направило, о причинах неявки не сообщило, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявило.

Представители ООО «ЦКБ Монолит», Российского Речного Регистра, Центрального управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Судебные извещения, направленные в адрес ООО «Интерьер+», ООО «Снегурочка» возвращены в связи с отсутствием адресатов по адресам, указанным в учредительных документах.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ апелляционное представление рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении искового заявления заместителя Северо-Западного транспортного прокурора по следующим основаниям.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что все нарушения, послужившие основанием для предъявления иска прокурором, за исключением отсутствия подлежащих выдаче Российским Речным Регистром свидетельств, ответчиком устранены, им проделана значительная работа и принимаются все необходимые меры для получения документов, выдаваемых Российским Речным Регистром, кроме того, прокурором не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих, что деятельность ООО «Посейдон» по эксплуатации судна в отсутствие разрешительной документации создает опасность причинения вреда и может причинить вред жизни и здоровью работников бутик-отеля «Островский причалъ» и проживающих в нем гостей.

С данным выводом суда согласиться нельзя, так как он основан на неправильном применении норм материального права.

Из материалов дела следует, что ООО «Посейдон» на праве собственности принадлежит судно-брандвахта (дебаркадер) «БР-1206», идентификационный номер № проект Пр.Р-140, 1983 года постройки, расположенное на 559 км реки Волга, левый берег (Островский причал г. Кострома).

13 июня 2012 года указанное судно было осмотрено Ярославским линейным отделом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Центрального управления государственного речного надзора, в ходе которого выявлены нарушения требований ст. 14 КВВТ РФ, п. 4.1.5а Правил ТЭ РТ, п.п. 4.3.7.1, 4.3.7.4 Правил ТЭ РТ, п. 4.3.3 Правил ТЭ РТ, п. 4.3.8 Правил ТЭ РТ, ч. 3 ст. 13 КВВТ РФ, п. 4.4.1 Правил ТЭ РТ, п.п. 4.4.2, 6.5.2 Правил ТЭ РТ, п.п. 1.5, 4.1.22 Правил ТЭ РТ, ч. 2 ст. 34 КВВТ РФ, п.п. 18, 19 Правил ПБ, п. 4.4.2.5 Правил ТЭ РТ, п. 47 Правил ПБ, п. 59 Правил ПБ, п. 4.1.16 Правил ТЭ РТ, а именно: на судне отсутствовали единая книга осмотра судна и вахтенный журнал, акт приемки судна в эксплуатацию и документы Российского Речного Регистра: акт ежегодного освидетельствования, свидетельство о годности к плаванию, классификационное свидетельство, свидетельство о предотвращении загрязнения судна нефтепродуктами, мусором, судовое санитарное свидетельство, судовой колокол, акт проверки исправности средств сигнализации, акт проверки исправности швартового устройства, акт проверки исправности трапов и сходен, не нанесены название и идентификационный номер судна, отсутствовали спасательные средства, акт проверки исправности средств противопожарной защиты, информация об остойчивости, судно не укомплектовано экипажем, отсутствовали план пожаротушения, 1 пожарный рукав и пожарный насос, пожарные рукава не отмаркированы, отсутствовал акт проверки системы противопожарной сигнализации, осушительный насос нештатный.

В этот же день представителю ООО «Посейдон» выдано предписание № 7/12-Н об устранении выявленных нарушений, до устранения нарушений ст. 14, ч. 2 ст. 34 КВВТ РФ, пунктов 4.1.5а, 4.3.7.1, 4.3.7.4, 4.4.1,1.5, 4.1.22, 4.4.2.5, 4.1.16 Правил ТЭ РТ предписано эксплуатацию судна временно приостановить, после устранения нарушений судно предъявить к осмотру в государственный речной надзор.

14 июня 2012 года Ярославским линейным отделом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осмотрен причал «Островский» г. Кострома на предмет обеспечения безопасности эксплуатации причала эксплуатирующей организацией ООО «Посейдон», выявлено нарушение ч. 1 ст. 9 КВВТ РФ, выразившееся в отсутствии согласования с Бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте (Волжским ГБУ) и с государственной речной судоходной инспекцией бассейна (Центральным управлением государственного речного надзора) на строительство и эксплуатацию сооружения, а также нарушение п. 2.2 Правил технической эксплуатации портовых сооружений - отсутствие акта приема в эксплуатацию. Представителю ООО «Посейдон» выдано предписание № 9/12-Н об устранении выявленных нарушений.

Из материалов дела также следует, что в 2011 году судно-брандвахта было переоборудовано без технического наблюдения Российского Речного Регистра и используется под гостиницу.

В соответствии со ст. 2 КВВТ РФ законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» утвержден Технический регламенто безопасности объектов внутреннего водного транспорта.

Пунктом 3 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта предусмотрено, что он применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.

В соответствии с п. 216 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217настоящего технического регламента.

В силу п. 1 ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации на подлежащих регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, должны находиться следующие судовые документы:

1) свидетельство о праве собственности на судно;

2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

3) свидетельство о годности судна к плаванию;

4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;

5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

6) судовое санитарное свидетельство;

7) единая книга осмотра судна;

8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;

9) разрешение на судовую радиостанцию;

10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна;

11) свидетельство о классификации;

12) мерительное свидетельство.

Согласно п. 1.5 Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденных приказом Минречфлота РСФСР от 03 января 1973 года № 2 эксплуатация любого технического средства запрещается, если оно не обеспечено эксплуатационной документацией в соответствии с требованиями ГОСТов.

Данными Правилами определены характеристики и техническое состояние судна и всех его элементов, которые должны соответствовать утвержденным проектам и документам, выданным Речным Регистром, удовлетворять требованиям правил Речного Регистра, Правил плавания по внутренним судоходным путям, правил перевозки отдельных видов грузов и выполнения коммерческих операций, санитарных правил для речных и озерных судов, Правил техники безопасности и производственной санитарии на судах речного флота, Правил пожарной безопасности на речном транспорте, Правил технической эксплуатации и безопасности обслуживания средств радиосвязи и электрорадионавигации на речных судах.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность эксплуатации судна без судовых документов, выдаваемых в установленном законом порядке и подтверждающих годность судна к эксплуатации.

Из материалов дела следует, что у ООО «Посейдон» отсутствуют судовые документы.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что судно, эксплуатируемое ООО «Посейдон» в качестве гостиницы, отвечает требованиям безопасности, предъявляемым к объектам внутреннего водного транспорта, не имеется. Эксплуатация такого судна создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц. Принятие ответчиком мер для получения судовых документов правового значения для разрешения спора не имеет.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковое заявление заместителя Северо-Западного транспортного прокурора подлежит удовлетворению.

Приостановление эксплуатации судна в части оказания гостиничных услуг не противоречит общественным интересам, так как построенный на судне бутик-отель не является единственным местом оказания гостиничных услуг на территории г. Костромы.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ООО «Посейдон» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

     о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 сентября 2013 года отменить. Принять по делу новое решение, которым исковое заявление заместителя Северо-Западного транспортного прокурора удовлетворить.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Посейдон» по эксплуатации судна-брандвахты (дебаркадера) «БР-1206» в отсутствие судовых документов незаконными.

Обязать ООО «Посейдон» до получения в установленном законом порядке судовых документов в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельства о классификации, выданного органом классификации судов, и акта о готовности судна к эксплуатации, выданного комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», приостановить эксплуатацию судна-брандвахты (дебаркадера) «БР-1206» в части оказания услуг гостиничного типа физическим и юридическим лицам в бутике-отеле «Островский причалъ».

      Взыскать с ООО «Посейдон» в доход бюджета муниципального округа город Кострома государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Председательствующий:

Судьи: