ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1969/2015 от 10.06.2015 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Шалекешов А.Х. дело № 33-1969/2015 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Астрахань 10 июня 2015 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Баранова Г.В.,

судей областного суда Хаировой Д.Р., Стёпина А.Б.,

при секретаре Курбановой М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.

дело по апелляционной жалобе Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по внесению изменений в бюджет муниципального образования «Город Ахтубинск»,

УСТАНОВИЛА:

Совет МО «Город Ахтубинск» обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации МО «Город Ахтубинск» незаконным, возложении обязанности внести изменения в бюджет муниципального образования для обеспечения необходимого финансирования Совета. В обоснование требований указав, что решением Совета МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о компенсационных выплатах за использование личного транспорта, решение подписано главой администрации МО «Город Ахтубинск». ДД.ММ.ГГГГ в администрацию представлена смета расходов Совета на 2015 год. ДД.ММ.ГГГГ Советом утвержден бюджет МО «Город Ахтубинск», при этом предполагалось, что решение от ДД.ММ.ГГГГ исполнено, данные расходы в бюджете предусмотрены. В ДД.ММ.ГГГГ года при выплате денежного содержания выяснилось, что компенсационные выплаты не производятся в связи с тем, что в бюджете данные расходы не были заложены.

В судебном заседании председатель Совета МО «Город Ахтубинск» С.И.И. и представитель заявителя О.С.Н. поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.

Представители администрации МО «Город Ахтубинск» Л.Н.П., В.Г.В. и Ю.Н.М. просили отказать в удовлетворении заявления.

Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по внесению изменений в бюджет муниципального образования «Город Ахтубинск» отказано.

В жалобе Совет муниципального образования «Город Ахтубинск» ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку считает, что судом первой инстанции неполно исследованы материалы по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и неправильно применены нормы процессуального права.

Представители Совета МО «Город Ахтубинск» в судебное заседание не явились, о дне слушания извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав докладчика, представителя главы администрации МО «Город Ахтубинск» Л.Н.П., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В статье 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Согласно положению статьи 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Из конституционного принципа разделения государственной власти на самостоятельные ветви вытекает необходимость гарантий нормального функционирования каждой и них, в том числе от несанкционированного вмешательства в их деятельность.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Согласно частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.

Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют вопросы формированию бюджета.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Советом муниципального образования «Город Ахтубинск» принято решение «О выплате денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях и возмещения расходов, связанных с его использованием для представительного органа муниципального образования «Город Ахтубинск».

ДД.ММ.ГГГГ за исх. Глава администрации МО «Город Ахтубинск» направил председателю Совета МО «Город Ахтубинск» проект бюджета МО «Город Ахтубинск» на ДД.ММ.ГГГГ год. Данный проект не содержал средств на реализацию ранее указанного решения Совета от ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ Советом МО «Город Ахтубинск» принято решение , которым утвержден бюджет МО «Город Ахтубинск» на ДД.ММ.ГГГГ год, в представленном администрацией МО «Город Ахтубинск» виде, без замечаний.

Таким образом, решение принято ДД.ММ.ГГГГ самим Советом МО «Город Ахтубинск».

Отказывая в удовлетворении заявления Совета МО «Город Ахтубинск» суд первой инстанции сослался на пропуск срока обращения с заявлением в суд.

Судебная коллегия с данным выводом не согласна по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 53 указанного закона закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Согласно статье 12 и статье 132 Конституции Российской Федерации, решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Вмешательство в указанную деятельность исключается.

Таким образом, решение вопросов, касающихся бюджета муниципального образования, отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления, и вмешательство в их деятельность недопустимо.

Возложение обязанности на администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» по внесению изменений в бюджет муниципального образования «Город Ахтубинск» будут нарушением положения статьи 10 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Из конституционного принципа разделения государственной власти на самостоятельные ветви вытекает необходимость гарантий нормального функционирования каждой из них, в том числе от несанкционированного вмешательства в их деятельность.

Заявителем сформулированы требования таким образом, что их рассмотрение судом влечет вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе и бюджетного финансирования, что недопустимо.

В соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение по делу подлежит отмене с прекращением производства по данному делу, поскольку обжалуемое бездействие не образует предмета судебной защиты и разногласия между исполнительно-распорядительными и представительными органами муниципального образования, входящими в единую структуру органов местного самоуправления, должны разрешаться в соответствии с нормами действующего законодательства и уставом муниципального образования, регулирующими порядок деятельности и устанавливающими полномочия данных органов.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по гражданскому делу по заявлению Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по внесению изменений в бюджет муниципального образования «Город Ахтубинск» прекратить.

Председательствующий Баранов Г.В.

Судьи областного суда Хаирова Д.Р.

Стёпин А.Б.