ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1970/2022 от 28.06.2022 Томского областного суда (Томская область)

Судья Лобанова Н.Ю. Дело № 33-1970/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Фоминой Е.А.,

судей Вотиной В.И., Нечепуренко Д.В.,

при секретаре Вавилиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Советского районного суда г. Томска от 21 января 2022 года

по гражданскому делу № 2-136/2022 по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,

заслушав доклад судьи Вотиной В.И., пояснения представителя ответчика ФИО2, возражавшей против доводов жалобы,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

В обоснование исковых требований указал, что им было подано заявление в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Томск Томской области 16.04.2018 с приложением к нему необходимых документов для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона Российской Федерации «О страховых пенсиях». 20.07.2018 ответчиком вынесено решение № 3181 об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности и стажа работы в районах Крайнего Севера. С данным решением ответчика истец не согласен, с учетом увеличения исковых требований, просит суд обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области включить ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда по Списку №2, периоды работы в Территориально-производственном предприятии «Покачевнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь»: с 11.02.1999 по 31.03.2000 инженером 1 категории отдела по контролю за качеством строительства и ремонта скважин аппарата управления, с 01.04.2000 по 31.08.2002 инженером 1 категории службы контроля строительства и ремонта скважин отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, с 01.09.2002 по 31.01.2005 инженером 1 категории производственно-технологического строительства скважин аппарата управления, с 01.02.2005 по 13.02.2007 инженером 1 категории службы контроля строительства и ремонта скважин отдела охраны труда, промышленной безопасности и экологии. При этом применить в полуторном размере исчисление указанных периодов, засчитать 12 лет 3 дня, т.к. работа выполнялась в районах, приравненных к районам Крайнего Севера вахтовым методом. Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области включить ФИО1 в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, включить периоды работы в Территориально-производственном предприятии «Покачевнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь» (применить в полуторном размере исчисление периодов, т.к. работа выполнялась в районах, приравненных к районам Крайнего Севера вахтовым методом): с 08.08.1999 по 31.12.1999 инженером 1 категории отдела за качеством строительства и ремонта скважин аппарата управления, с 28.05.2000 по 31.12.2000 инженером 1 категории службы контроля строительства и ремонта скважин отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, с 27.06.2001 по 31.12.2001 инженером 1 категории службы контроля строительства и ремонта скважин отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, с 08.04.2002 по 31.12.2002 инженером 1 категории службы контроля строительства и ремонта скважин отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды по трудовому контракту, с 05.07.2003 по 31.12.2003 инженером 1 категории производственно-технологического отдела строительства скважин аппарата управления, с 04.07.2004 по 31.12.2004 инженером 1 категории производственно- технологического отдела строительства скважин аппарата управления, с 27.06.2005 по 31.12.2005 инженером 1 категории службы контроля строительства и ремонта скважин отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Представитель истца ФИО3 на удовлетворении иска настаивала.

Представитель ответчика ФИО4 считал, что оснований для удовлетворения иска не имеется по основаниям, приведенным в письменном отзыве на иск.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Обжалуемым решением исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение Советского районного суда г.Томска от 21.01.2022 отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить в полном объеме исковые требования.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд необоснованно не принял во внимание, приведенное им обоснование заявленных требований и предоставленные доказательства.

Отмечает, что на основании приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №942н от 27.11.2014 утвержден профессиональный стандарт «Буровой супервайзер в нефтегазовой отрасли».

Данный стандарт, в дополнительных характеристиках части III раздела 3.1 Обобщенная трудовая функция по Единому квалификационному справочнику (ЕКС) соотнес эту профессию по условиям труда с профессией буровой мастер, входящей в Список №2 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 Раздел XII «Бурение, добыча, переработка нефти и газа...», дающей право на назначение страховой пенсии по старости на льготных условиях в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Указывает, что из архивной справки, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения льготных пенсий от 07.12.2020 №36/09-387П, выданной Территориально-производственным предприятием «Покачевнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь, следует, что предприятие находится в г. Покачи Ханты-Мансийского автономного округа, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Данной справкой подтверждаются факты его работы по контролю за качеством строительства и ремонта скважин полный рабочий день с выполнением нормы рабочего времени и выполнением годового баланса рабочего времени, установленного статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации, вахтовым методом, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Вахтовый метод представляет собой особую форму осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (статья 297 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отмечает, что работа в полевых условиях для него не предусматривалась, т.к. был организован вахтовый метод работы на предприятии. Технологический процесс, в котором он участвовал, осуществляя трудовую деятельность, описан в указанном Стандарте. Все месторождения Территориально-производственного предприятия «Покачевнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь», на которых осуществляется деятельность, находятся на территории, которая относится к районам, приравненным к районам Крайнего Севера.

Из наименования его должностей, указанных в архивной справке от 07.12.2020 №36/09-387П, следует, что предназначением должностей является осуществление контроля по соблюдению сервисными буровыми компаниями Государственных стандартов и стандартов.. . по технологии работ, технике безопасности, охране труда и природоохранительного законодательства Российской Федерации в течение всего времени выполнения сервисных работ на месторождении предприятия; осуществление поиска и внедрения новых технологий в области строительства скважин на объектах предприятия.

Указывает, что им выполнялись функции контроля качества нефтепромысловых услуг, контроля по соблюдению сервисными буровыми компаниями Государственных стандартов и стандартов по технологии работ, технике безопасности, охране труда и окружающей среды. В случае невыполнения подрядчиками регламентов проведения работ, нарушения правил техники безопасности, пожарной безопасности, норм охраны труда и охраны окружающей среды, он мог приостанавливать работу на подконтрольных объектах, до устранения недостатков; контролировал качественное проведение работ на объектах, выполняемых подрядчиком в строгом соответствии с утвержденными технологическими регламентами, условиями контракта между Территориально-производственным предприятием «Покачевнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь» и подрядчиком; контролировал фактическое использование подрядчиком оборудования и материалов при строительстве скважин; планировал работы; анализировал работы подрядных организаций ; контролировал соблюдение норм и правил по охране труда и технике безопасности.

В архивной справке, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения льготных пенсий от 07.12.2020 № 36/09-387П, в качестве особенности организации работы указано: ненормированный рабочий день, разъездной характер работ.

В указанном Стандарте описан технологический процесс строительства и восстановления скважин. В качестве функции указано в том числе: организация и контроль процесса строительства и восстановления скважин, непосредственно на объекте производства работ; организация и контроль реализации мероприятий по внедрению новых технологий и технических средств; организация и контроль соответствия проведения работ по строительству и восстановлению скважин, выполняемых сервисными организациями, регламентирующим документам, выданным заказчиком, а также требованиям по промышленной безопасности, защите окружающей среды, принятым в Российской Федерации, а также международным стандартам ISO 14001, OHSAS 18001.

В период указанной работы им составлялись документы, свидетельствующие об организации и контроле процесса строительства скважин: геолого-технические отчеты, акты о приемке-передачи скважин, акты о подготовке обсадных труб для крепления скважины, акты об окончании бурения скважин, акты об установке цементного моста, акты контрольного замера параметров бурового раствора перед вскрытием пласта и т. д. Он составлял отчеты по строительству скважин, по освоению скважин.

Отмечает, что спорные периоды решением ГУ-УПФ РФ в г. Томск Томской области от 20.07.2018 не были включены, как периоды междувахтового отдыха и время пребывания в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно.

Полагает, что факт работы в Территориально-производственном предприятии «Покачевнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь» вахтовым методом подтвержден представленными в дело доказательствами.

Считает, что суд необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что предоставленные документы подтверждают факт оплаты труда с учетом вахтового метода. Предприятием велся суммированный учет рабочего времени в часах. Предоставленные документы подтверждают факт выполнения годовой нормы рабочего времени.

В возражения на апелляционную жалобу представитель ОПФР по Томской области ФИО4 просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца ФИО1, представителя третьего лица ООО «Лукойл-Западная Сибирь» ТПП «Покачевнефтегаз», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет ((с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления № 665 предусмотрено при определении стажа на видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применение Списка № 2 от 22.08.1956 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

В отношении периодов работы в тех же условиях, имевших место после 01.01.1992 подлежит применению Список должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Разделом XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года, подразделом 1 «Бурение» предусмотрена должность бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ (код позиции 2130100а-11297), мастера буровые (код позиции 2130100б-23196).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3).

ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 25.12.1998, значит, в силу приведённых положений закона с указанной даты его трудовая деятельность может подтверждаться только сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, а также ранее действовавшими нормативными правовыми актами - статьёй 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации; пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 №555; пунктом 1.1. Положения о порядке подтверждения специального стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).

Разделом II Правил №1015 определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

Согласно пункту 11 Правил № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 (утратили силу с 01.01.2015 в связи с принятием Правил №1015), пунктом 1.1 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденном приказом Министерства соцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190 (действовал до 01.01.2002).

Изложенное указывает, что документами, подтверждающими страховой стаж работника до его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, являются как трудовая книжка, так и иные документы, поименованные в Правилах №1015.

В силу п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Разъяснения от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (утв. постановлением Минтруда России от 22.05.1996 № 29), право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.

Как следует из материалов дела, 16.04.2018 ФИО1 обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области №3181 от 20.07.2018 ФИО1 не были включены в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы: с 08.08.1999 по 31.12.1999, с 28.05.2000 по 31.12.2000, с 27.06.2001 по 31.12.2001, с 08.04.2002 по 31.12.2002, с 05.07.2003 по 31.12.2003, с 04.07.2004 по 31.12.2004, с 27.06.2005 по 31.12.2005 в ТПП «Покачевнефтегаз», т.к. работодатель не квалифицировал данные периоды как работу в местности приравненной к районам Крайнего Севера. ФИО1 засчитано в специальный стаж за работу с тяжелыми условиями труда по Списку №2 1 год 6 месяцев 12 дней. Засчитано в специальный стаж за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 9 лет 2 месяца 25 дней. Исключено из специального стажа за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 3 года 11 месяцев 10 дней. В связи с изложенным ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч.2 ст. 33 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием специального стажа работы с тяжелыми условиями по Списку №2 и стажа работы в районах Крайнего Севера необходимой продолжительности.

Трудовой книжкой АТ-II №3746308 от 07.09.1984, вкладышем в трудовую книжку ВТ-I №2689637 от 19.01.2015, архивной справкой, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимые для назначения льготных пенсий, ООО «Лукойл-Западная Сибирь» ТПП «Покачевнефтегаз» от 07.12.2020 №36/09-987П, приказами №67/ки от 11.02.1999, №125/ки от 30.08.2002, №31/ки от 01.02.2005, №52/к от 13.02.2007, личной карточкой истца, карточками по учету календарного времени пребывания работников в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для определения процентных надбавок к заработной плате и предоставлении дополнительных отпусков, лицевыми счетами на 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 годы, табелями –расчетами за февраль 1999-февраль 2007 г.г. подтверждается, что ФИО1 работал в Территориально-производственном предприятии «Покачевнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь» с 11.02.1999 по 31.03.2000 инженером 1 категории отдела по контролю за качеством строительства и ремонта скважин аппарата управления, с 01.04.2000 по 31.08.2002 инженером 1 категории службы контроля строительства и ремонта скважин отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, с 01.09.2002 по 31.01.2005 инженером 1 категории производственно-технологического строительства скважин аппарата управления, с 01.02.2005 по 13.02.2007 инженером 1 категории службы контроля строительства и ремонта скважин отдела охраны труда, промышленной безопасности и экологии.

Вместе с тем, занимаемые истцом должности в спорные периоды, не предусмотрены Списком № 2 от 26 января 1991 г., работодателем льготный характер стажа истца за спорные периоды сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтвержден.

Письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих занятость истца в спорный период на работах с тяжелыми условиями труда, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета, истцом в материалы дела не представлено.

Представленные истцом трудовая книжка, архивная справка от 07.12.2020 №36/09-987П, приказы, личные карточки истца, карточки по учету календарного времени пребывания работников в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, лицевые счета, табеля–расчеты сведения индивидуального (персонифицированного) учета не опровергают.

При этом справок, уточняющих характер работы и наименование должности в соответствии со Списками, истцом не представлено.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем или государственными (муниципальными) органами, подтверждающие, что истец в спорные периоды, имел право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Доводы апеллянта о тождественности выполняемых истцом работ должности «Буровой супервайзер в нефтегазовой отрасли», которая по Единому квалификационному справочнику соотнесена с профессией «Буровой мастер», поименованной в Списке № 2, являются не состоятельными, основаны на неверном толковании норм права.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда по Списку №2, периоды работы в Территориально-производственном предприятии «Покачевнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь».

Вместе с тем судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апеллянта о необоснованном отказе в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности включить ФИО1 в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в Территориально-производственном предприятии «Покачевнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь»: с 08.08.1999 по 31.12.1999, с 28.05.2000 по 31.12.2000, с 27.06.2001 по 31.12.2001, с 08.04.2002 по 31.12.2002, с 05.07.2003 по 31.12.2003, с 04.07.2004 по 31.12.2004, с 27.06.2005 по 31.12.2005.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с ч.2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Материалами дела подтверждено, что ФИО1 работал в Территориально-производственном предприятии «Покачевнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь» с 08.08.1999 по 31.12.1999 инженером 1 категории отдела за качеством строительства и ремонта скважин аппарата управления, с 28.05.2000 по 31.12.2000 инженером 1 категории службы контроля строительства и ремонта скважин отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, с 27.06.2001 по 31.12.2001 инженером 1 категории службы контроля строительства и ремонта скважин отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, с 08.04.2002 по 31.12.2002 инженером 1 категории службы контроля строительства и ремонта скважин отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды по трудовому контракту, с 05.07.2003 по 31.12.2003 инженером 1 категории производственно-технологического отдела строительства скважин аппарата управления, с 04.07.2004 по 31.12.2004 инженером 1 категории производственно- технологического отдела строительства скважин аппарата управления, с 27.06.2005 по 31.12.2005 инженером 1 категории службы контроля строительства и ремонта скважин отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.

Архивной справкой от 07.12.2020 № 36/09-387П подтверждено, что Территориально-производственное предприятие «Покачевнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь» находится в г. Покачи Ханты-Мансийского автономного округа, местности приравненной к районам Крайнего Севера, где к заработной плате установлен районный коэффициент: производственных отраслей – 1,7, непроизводственных отраслей – 1,5.

Из представленных в материалы дела личной карточки, лицевых счетов следует, что в указанный период работы истцу выплачивалась северная надбавка.

В индивидуальном лицевом счете работодатель указал спорные периоды как работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Вместе с тем, довод апеллянта, что указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж в полуторном размере, основан на неверном толковании норм права.

Статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего с 1 января 1992 г. до 31 декабря 2001 г., предусматривалось льготное исчисление трудового стажа, и в частности, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Указанием Министерства социального обеспечения РСФСР от 16 июля 1991 г. №1-76-У "О порядке применения некоторых статей Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (пункт 5) разъяснялось, что при назначении пенсии в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" специальный стаж (15 и 20 лет) исчисляется календарно, а общий стаж может быть исчислен в льготном размере; трудовая деятельность, указанная в статье 12 названного Закона, к работе на Крайнем Севере приравнивается календарно.

В последующем, Министерством труда и социального развития Российской Федерации 17 октября 2003 г. утверждены Разъяснения (№ 70) "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 указанного Разъяснения при исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости за выслугу лет.

В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Учитывая, что на день отмены Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (1 января 2002 г.) истец не выработал полностью необходимый специальный стаж по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то исчисление выработанного им льготного стажа должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления страховой пенсии по старости.

В настоящее время назначение и выплата пенсий осуществляется на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в котором подобных положений о льготном исчислении периодов работы в районах Крайнего Севера по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не содержится, в связи с чем спорные периоды работы подлежат исчислению в календарном порядке.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда в части отказа в удовлетворении требования о возложении на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области обязанности включить ФИО1 в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в Территориально-производственном предприятии «Покачевнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь»): с 08.08.1999 по 31.12.1999, с 28.05.2000 по 31.12.2000, с 27.06.2001 по 31.12.2001, с 08.04.2002 по 31.12.2002, с 05.07.2003 по 31.12.2003, с 04.07.2004 по 31.12.2004, с 27.06.2005 по 31.12.2005, подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований. При этом спорные периоды работы подлежат исчислению в календарном порядке.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 21 января 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении требования о возложении на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области обязанности включить в стаж ФИО1 в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы в Территориально-производственном предприятии «Покачевнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь»: с 08.08.1999 по 31.12.1999, с 28.05.2000 по 31.12.2000, с 27.06.2001 по 31.12.2001, с 08.04.2002 по 31.12.2002, с 05.07.2003 по 31.12.2003, с 04.07.2004 по 31.12.2004, с 27.06.2005 по 31.12.2005. Принять в указанной части новое решение.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области включить в специальный стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы ФИО1 в Территориально-производственном предприятии «Покачевнефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь»: с 08.08.1999 по 31.12.1999 инженером 1 категории отдела за качеством строительства и ремонта скважин аппарата управления, с 28.05.2000 по 31.12.2000 инженером 1 категории службы контроля строительства и ремонта скважин отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, с 27.06.2001 по 31.12.2001 инженером 1 категории службы контроля строительства и ремонта скважин отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, с 08.04.2002 по 31.12.2002 инженером 1 категории службы контроля строительства и ремонта скважин отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды по трудовому контракту, с 05.07.2003 по 31.12.2003 инженером 1 категории производственно- технологического отдела строительства скважин аппарата управления, с 04.07.2004 по 31.12.2004 инженером 1 категории производственно-технологического отдела строительства скважин аппарата управления, с 27.06.2005 по 31.12.2005 инженером 1 категории службы контроля строительства и ремонта скважин отдела промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.

В остальной части решение Советского районного суда г. Томска от 21 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.