ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1972/17 от 18.01.2017 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Курочкина М.А. дело № 33-1972/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,

при секретаре Родиной Т.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 января 2017 года апелляционную жалобу <данные изъяты> Ольги Алексеевны на решение Домодедовского городского суда Московской области от 02 ноября 2016 года по делу по иску <данные изъяты> Ольги Алексеевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по городу Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

УСТАНОВИЛА:

<данные изъяты> О.А. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии; обязании включить периоды работы бортпроводника, старшего бортпроводника исходя из налета часов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, обязании назначить досрочную пенсию.

В судебное заседание <данные изъяты> О.А. явилась, заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика иск не признала.

Решением Домодедовского городского суда Московской области от 02 ноября 2016 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе истица ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с пп. "з" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением».

В силу п. 3 указанного Постановления Правительства от 16.07.2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров от 04.09.1991 года № 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено членам экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на назначение пенсии на льготных условиях предоставлено бортпроводникам разделом XXI Списка «Транспорт», подраздел 3 - гражданская авиация; код 12003000-11217.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истца <данные изъяты> О.А., 30.08.1983 года рождения, работала:

- с 15.01.2002 года по 10.12.2008 года бортпроводником, ОАО «Авиакомпания «<данные изъяты>»;

- с 30.12.2008г по 11.03.2013г. – бортпроводником, старшим бортпроводником в ОАО «Авиакомпания «<данные изъяты>»;

- 18.03.2013г по 17.05.2013г. - бортпроводником, ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>»;

- с 20.05.2013г по 13.08.2013г. - бортпроводником, ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>»;

- с 14.08.2013г по 08.10.2013г. - бортпроводником, ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>».

- с 11.11.2013 года и по настоящее время – бортпроводником, старшим бортпроводником, ЗАО «Авиакомпания «<данные изъяты>».

Решением Комиссии по назначению пенсий ГУ-УПФ РФ <данные изъяты> по Москве и Московской области от 08 апреля 2016 года (протокол <данные изъяты>) <данные изъяты> О.А., отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ.

В силу п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость а которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, применяется Список N1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N10.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, согласно п.3 названного выше Постановления Правительства, в соответствии со ст. 30, 31 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 11.07.2002 года.

Согласно разделу ХХI «Транспорт», подраздел 3 «Гражданская авиация» Списка №1, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.01.1991 N10, правом на пенсию в связи с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда пользуются бортпроводники (позиция 12003000-11217).

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Таким образом, из изложенных положений следует, что условиями назначения бортпроводникам досрочной трудовой пенсии являются их постоянная занятость в течении полного рабочего дня выполнением работ бортпроводника воздушного судна гражданской авиации.

Исходя из анализа приведенного выше законодательства, работа в должности бортпроводника дает право на досрочную пенсию по старости согласно разделу XXI &apos;Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация" по Списку №1, в связи с чем, у истца право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пп. 1 п. I ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях» не возникло ввиду не достижения возраста 45 лет, что является обязательным условием для назначения досрочной страховой пепсин по старости, наряду с наличием стажа на соответствующих видах работ не менее 7 лет 6 месяцев.

Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия исходит из того, что Конституционный Суд РФ в Определении от 19.03.2009 года <данные изъяты> разъяснил, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459, применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года № 537). При этом, определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Разделение п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что право на досрочное назначение пенсии по п.п. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» имеют только члены экипажа воздушного судна, имеющие специальное свидетельство летного состава, соответствующую квалификацию, выполняющие обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.

Работа бортпроводника не связана с управлением воздушным судном, не требует специальных познаний по техническому обеспечению полетов и специальной квалификации, а направлена на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, что существенно отличается от основных функций членов летного состава экипажа воздушного судна.

Исходя из вышеизложенного, должность бортпроводника не входит в летный состав гражданской авиации, как того требуют положения п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, следовательно, у суда не имелось оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с данным пунктом.

Спорные периоды работы истицы могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ при назначении досрочной страховой пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях», а не по пп. 13 п. 1 ст. 30 названного Закона.

Работа в должности бортпроводника, старшего бортпроводника прямо предусмотрена Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 (раздел XXI. Транспорт, подраздел «Гражданская авиация», позиция 12003000-11217), в связи с чем работа в указанной должности дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии соблюдения требований, предусмотренных данной нормой, а именно мужчинам - по достижении возраста 50 лет и женщинам - по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Между тем, истица не достигла возраста для досрочного назначения страховой пенсии, а потому в удовлетворении иска было обосновано отказано.

Доводы апелляционной жалобы о том, что кабинный экипаж воздушного судна (бортоператоры и бортпроводники) входит в состав экипажа воздушного судна (летный состав), основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.

Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Домодедовского городского суда Московской области от 02 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу <данные изъяты> Ольги Алексеевны – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: