Судья Кононов И.О. дело № 33-1973/2019
26RS0016-01-2018-001236-66
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 12 апреля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Кононовой Л.И.,
судей Муратовой Н.И., Дробиной М.Л.,
при секретаре Кузьмичевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика - главы Кировского городского округа Ставропольского края ФИО1
на решение Кировского районного суда Ставропольского края от 17 декабря 2018 года по гражданскому делу по иску ФИО2, ФИО3, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5 к администрации Кировского городского округа Ставропольского края о признании недействительным постановления об исключении молодой семьи из числа нуждающихся в жилом помещении и из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей»,
заслушав доклад судьи Кононовой Л.И.,
установила:
ФИО2 и М. Яна Л., действующие в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей: ФИО4 и ФИО5, обратились в суд с иском, впоследствии уточнив его, к администрации Кировского городского округа Ставропольского края, в котором просили:
установить факт раздельного проживания молодой семьи в составе супруг - ФИО2, № года рождения, супруга - М. Яна Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ФИО6, проживающим по адресу: <адрес> городского округа <адрес>,
признать молодую семью в составе: супруг - ФИО2, супруга - М. Яна Л., сын - ФИО4, сын - ФИО5 и семью ФИО6 членами разных семей;
признать незаконными постановление администрации Кировского городского округа Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи М. из числа нуждающихся в жилом помещении и из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», а также протокол заседания Жилищной комиссии администрации Кировского городского округа Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ в части принятых решений в отношении молодой семьи М.;
признать молодую семью М. в составе: супруг - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруга - М. Яна Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающейся в жилом помещении;
признать за ФИО2, М. Яной Л., ФИО4, ФИО5, право на обеспечение жильем и получение социальных выплат на приобретение жилья в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 гг. и их использование для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между кредитором ПАО «Сбербанк России», в лице Руководителя дополнительного офиса № Ставропольского отделения № ПАО «Сбербанк России» Л.О.В., действующей на основании Устава, Положения о дополнительном офисе №/-400 Ставропольского отделения № ПАО Сбербанк и доверенности № СКБ- 09/2387 от ДД.ММ.ГГГГ, с одной стороны, и гр. ФИО2 и ФИО7, гр. М. Яной Л., совместно именуемые Созаемщики, в рамках реализации подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры»;
обязать администрацию Кировского городского округа Ставропольского края восстановить молодую семью истцов в списках нуждающихся граждан, имеющих право на обеспечение жильем, в составе участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», претендующих на получение социальных выплат на приобретение жилья и их использование для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках реализации подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», осуществить зачисление социальной выплаты в размере 660592 рубля 80 коп., на расчетный счет в ПАО «Сбербанк» для обслуживания целевых программ-«Обеспечение жильем молодых семей» в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование иска указано, что в апреле 2012 года семья М. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей», что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии № от 04.2012. С этого времени они ежегодно подтверждали свое участие в программе, предоставляя соответствующие документы в администрацию <адрес>. На момент признания семьи М. нуждающимися в жилых помещениях и включения в состав участников программы «Обеспечения жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. они были зарегистрированы по адресу: <адрес>, а фактически проживали по адресу: <адрес>. На момент постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семья М. не была обеспечена жилым помещением, поскольку проживала на съемной квартире по адресу: <адрес>, что подтверждается договорами безвозмездного пользования. По адресу: <адрес> жилом доме, принадлежащем правообладателю – ФИО6, они были только зарегистрированы, поскольку собственного жилья не имели, и отношения к данной недвижимости семья М. не имеет, на момент признания нуждающимися в жилом помещении и по настоящее время членами семьи М.В.И. они не являются, общего хозяйства не ведут, общего бюджета не имеют, являются самостоятельной семьей. В 2016 году молодоя семья М. приобрела в собственность жилой дом, площадью 56,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, за счет средств ипотечного кредитования. ДД.ММ.ГГГГ оформлены обязательства об оформлении в общую долевую собственность, в том числе, детей с определением долей по соглашению, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения. До приобретения собственного жилого дома жилой площадью обеспечены не были, собственниками жилья и нанимателями жилого помещения по договору социального найма не являлись. На основании протокола заседания жилищной комиссии администрации Кировского городского округа СК № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации Кировского городского округа СК № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ семью М. в составе: супруг - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруга - М. Яна Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исключили из числа нуждающихся в жилом помещении и из состава участников программы «Обеспечения жильем молодых семей». Основанием к принятию указанного выше постановления послужил протокол заседания жилищной комиссии администрации Кировского городского округа СК № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на момент подачи заявления о признании нуждающимися в жилом помещении семья М. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, общей площадью 54,0 кв.м., общее количество зарегистрированных 4 человека, в доме отца ФИО6. В его собственности имеется еще жилой дом площадью 25,4 кв.м, (54+25,4:4 = 19,85 кв.м.), что превышает учетную норму площади жилого помещения по <адрес>, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площади жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (12 кв.м.). В учетном деле имеются договора найма жилого помещения по адресу: <адрес>, площадь которого составляет 42,3 кв.м., а также акт проверки жилищных условий по указанному адресу. Решение об исключении семьи М. из числа нуждающихся в жилом помещении считают не основанном на законе, нарушающим их права, предусмотренные Конституцией РФ, жилищным и гражданским законодательством.
Решением Кировского районного суда Ставропольского края от 17 декабря 2018 года исковые требования ФИО2, ФИО3, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5 к администрации Кировского городского округа <адрес> о признании недействительным постановления об исключении молодой семьи из числа нуждающихся в жилом помещении и из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» - удовлетворены.
Суд установил факт раздельного проживания молодой семьи в составе: супруг - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, супруга - М. Яна Л., ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ФИО6, проживающим по адресу: <адрес> городского округа <адрес>.
Суд признал молодую семью в составе: супруг - ФИО2, супруга - М. Яна Л., сын - ФИО4, сын - ФИО5 и семью ФИО6 членами разных семей.
Суд признал незаконными постановление администрации Кировского городского округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи М. из числа нуждающихся в жилом помещении и из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», а также протокол заседания Жилищной комиссии администрации Кировского городского округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, в части принятых решений в отношении молодой семьи М..
Суд признал молодую семью в составе: супруг - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, супруга - М. Яна Л.. ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, нуждающейся в жилом помещении.
Суд признал за ФИО2, М. Яной Л., ФИО4, ФИО5, право на обеспечение жильем и получение социальных выплат на приобретение жилья в соответствии с Постановлениям Правительства РФ от 17.12.2010г. № «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020г. и их использование для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между кредитором ПАО «Сбербанк России», в лице Руководителя дополнительного офиса № Ставропольского отделения № ПАО «Сбербанк России» Л.О.В., действующей на основании Устава, Положения о дополнительном офисе №/-400 Ставропольского отделения № ПАО СБЕРБАНК и доверенности № СКБ-09/2387 от ДД.ММ.ГГГГ с одной стороны, и гр. ФИО2 и ФИО7, гр. М. Яной Л., совместно именуемые Созаемщики, в рамках реализации подпрограммы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры».
Суд возложил на администрацию Кировского городского округа Ставропольского края обязанность восстановить молодую семью ФИО2 в списках нуждающихся граждан, имеющих право на обеспечение жильем, в составе участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», претендующих на получение социальных выплат на приобретение жилья и их использование для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках реализации программы «Жилище» государственной программы <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», осуществить зачисление социальной выплаты в размере 660 592 рубля 80 коп. на расчетный счет в ПАО «Сбербанк» для обслуживания целевых программ-«Обеспечение жильем молодых семей» в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе представитель ответчика – Администрации Кировского городского округа Ставропольского края Л.В.Ф. просит решение Кировского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО3, ФИО2 отказать полностью. Считает, что молодая семья М. на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и участников основного мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» проживала по адресу: <адрес>№, родственных связей с ФИО6 не утрачивала, в связи с чем, к ним подлежат применению положения ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Расчет нуждаемости в жилом помещении должен производиться, исходя из определения суммарной площади жилых помещений, занимаемых семьей истцов М., из расчета: 54,0 кв. м (дом расположенный по адресу: <адрес>№) + 25,5 кв. м (дом, расположенный по адресу: <адрес>№а ) = 79,5 кв. м, поскольку истцы и ФИО6 являются членами одной семьи в соответствии с положениями ст. 31 Жилищного кодекса РФ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>№ было зарегистрированы 6 человек: ФИО3, М.Г.П., М.Е.П., Г.Л.В., ФИО6 и ФИО2 Таким образом суммарная площадь данных жилых помещений свидетельствует об отсутствии нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность на одного члена семьи при таких обстоятельствах составляет 13,25 кв.м.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к ним истцы ФИО3, ФИО2, действующие также в интересах своих двоих несовершеннолетних детей, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Кировского городского округа - без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии явились: представитель ответчика администрации Кировского городского округа Ставропольского края по доверенности С.И.А., представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Р.Е.А. От истцов ФИО3 и ФИО2 поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с ч.3 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика администрации Кировского городского округа <адрес>С.И.А., представителя третьего лица Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Р.Е.А., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных на нее возражений, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что согласно протокола заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, семья М. из 2-х человек: супруги ФИО2 и ФИО3, включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище 2002-2010" как семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий. (т.1 л.д. 18,19, 126,127,128)
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ на основании выписки из протокола заседания жилищной комиссии администрации Кировского городского округа Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что внесены изменения в состав участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», претендующих на получение социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы «Жилище» государственной программы <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», включив в него семью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ином составе: М. Яна Л., супруга, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, супруг, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. (т.1 л.д. 45,46)
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ на основании выписки из протокола заседания жилищной комиссии администрации Кировского городского округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ молодую семью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, в составе семьи: М. Яна Л., супруга, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, супруг, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исключена из числа нуждающихся в жилом помещении и из состава участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», претендующих на получение социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы «Жилище» государственной программы СК «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры». (л.д. 114-115, 116)
Из протокола заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием для исключения молодой семьи М. послужило превышение учетной нормы (12 кв.м) площади жилого помещения по <адрес>, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся.
Из указанных материалов также следует, что на день включения в состав участников программы, ФИО3 и ее муж М.С.Л. были зарегистрированы в доме ФИО6, по адресу: <адрес>, в домовладении родителей супруга ФИО2, но фактически проживали по адресу: <адрес>. Также в протоколе указано, что несмотря на то, что не имелось достаточных оснований и условий для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, данная семья была признана нуждающейся в нарушение норм жилищного законодательства РФ и <адрес>.
Истцы посчитав, что решение об исключении семьи М. из числа нуждающихся в жилом помещении не основаны на законе, нарушают права, предусмотренные Конституцией РФ, жилищным, гражданским законодательством РФ, обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований, с признанием семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия федеральной в целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования Кировского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении семьи ФИО2 в составе 4 человек (он, супруга ФИО3, сын Г., сын ФИО5) из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», признании за семьей истца права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», с возложением на ответчика обязанности восстановить семью истца в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», и выплатить указанной семье социальные выплаты на приобретение жилья в порядке, установленном при реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры».
Между тем, судебная коллегия с вышеизложенными выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу того, что судом первой инстанции неверно определены юридически значимые обстоятельства дела и неправильно применены нормы материального права, регулирующие возникший спор.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, целями и задачами которой является предоставление социальной поддержки на приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в первую очередь молодым семьям.
Согласно п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Из пункта 7 Правил следует, что в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, анализ вышеуказанных норм позволяет прийти к выводу, что для участия в указанной Федеральной целевой программе претендентам, помимо возраста, необходимого для участия в программе, следует подтвердить свою нуждаемость в улучшении жилищных условий по основаниям, установленными ст. 51 ЖК Российской Федерации.
Положения п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно частям 4 и 5 ст. 50 ЖК Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 ЖК Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2329-О, указал, что в соответствии со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляются бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Положение ст. 51 ЖК Российской Федерации направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Разъясняя вопросы применения ч. 1 ст. 31 ЖК Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации в п. 11 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал на то, что фактически членами одной семьи могут быть признаны родственники без ограничения дальности степени родства, при этом, в отношении родственников близкого родства - супруг, а также дети и родители собственника достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
Из материалов дела следует, что на момент постановки на жилищный учет молодая семья ФИО2 и ФИО3 согласно Акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.152, 171, 172) проживала в квартире, принадлежащей на праве общей долевой собственности (1/4 доли в праве) А(Е)А.В. по адресу:<адрес>.
Вместе с тем, ФИО2 и ФИО3 были зарегистрированы в домовладении № по <адрес> в <адрес>, общей площадью 54,0 кв.м., принадлежащем на праве собственности отцу ФИО2 – ФИО6 (т.1 л.д.189, л.д.52-61).
Кроме того, согласно материалам дела (т.1 л.д.189об.) ФИО6 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилой дом, площадью 25,5 кв.м., по адресу: <адрес>.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> были зарегистрированы 6 человек: ФИО3, ФИО2, ФИО6, М.Г.П., М.Е.П., Г.Л.В. (т.1 л.д.52-59).
Таким образом, при установлении факта нуждаемости семьи истца в жилом помещении, судебная коллегия полагает, что следует исходить из определения суммарной площади жилых помещений, занимаемых истцом и членами его семьи: 54,0 кв. м (жилой дом по <адрес> ) + 25,5 кв. м (жилой дом по <адрес>) = 79,5 кв. м, поскольку истец ФИО2, его отец ФИО6 являются членами одной семьи в соответствии с положениями ст. 31 ЖК Российской Федерации. То обстоятельство, что молодая семья М. проживала с 2012 по 2016 годы по договорам безвозмездного пользования помещением в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности А(Е)А.В., не является подтверждением их нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку они не были лишены возможности пользоваться жилым помещением по адресу: <адрес>, собственником которого являлся ФИО6, и где они были постоянно зарегистрированы по месту жительства.
Решением Думы Кировского муниципального района Ставропольского края от 27.12.2005 № 189 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма на территории Кировского муниципального района» учетная норма и норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 12 кв.м.
Поскольку на одного члена семьи приходится 13,25 кв.м. 79,5 кв.м. : 6 = 13,25 кв.м.), жилищная обеспеченность семьи истца превышает учетную норму, в связи с чем, правовые основания для признания семьи истца нуждающейся в жилом помещении, отсутствуют.
Доводы истцов в возражениях на апелляционную жалобу о том, что при разрешении настоящего дела следует применять абз.2 п.7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», предусматривающий, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности, не состоятелен, поскольку п.7 вышеуказанных Правил был дополнен указанным выше абзацем 2 Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 № 466 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы», тогда как на момент постановки молодой семьи Медяник на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и участников основного мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» 09.04.2012 указанная норма не действовала. В этой связи при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи ФИО2 и ФИО3 подлежали применению положения ч.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО2 и ФИО3 исковых требований об оспаривании решения органа местного самоуправления, восстановлении их права на участие в федеральной программе обеспечения жильем молодых семей.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии с п.п.3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене в полном объеме с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 327- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда Ставропольского края от 17 декабря 2018 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3, действующих также в интересах двоих несовершеннолетних детей: ФИО4, и ФИО5, к администрации Кировского городского округа об установлении факта раздельного проживания молодой семьи в составе: супруг - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, супруга - М. Яна Л., ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с ФИО6, проживающим по адресу: <адрес> городского округа <адрес>, признании их членами разных семей,
признании незаконными постановления администрации Кировского городского округа Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ и протокола заседания Жилищной комиссии администрации Кировского городского округа <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, в части принятых решений в отношении молодой семьи М.,
признании молодой семьи в составе: супруг - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, супруга - М. Яна Л.. ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, нуждающейся в жилом помещении, имеющей право на обеспечение жильем и получение социальных выплат на приобретение жилья в соответствии с Постановлениям Правительства РФ от 17.12.2010г. № «О федеральной целевой программе «Жилье» на 2015-2020г. и их использования для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ПАО «Сбербанк России», и ФИО2, ФИО7, М. Яной Л., в рамках реализации подпрограммы жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры»,
возложении на администрацию Кировского городского округа Ставропольского краг обязанности восстановить молодую семью ФИО2 в списках нуждающихся граждан, имеющих право на обеспечение жильем, в составе участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», претендующих на получение социальных выплат на приобретение жилья и их использования для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках реализации программы «Жилище» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», зачислении социальной выплаты в размере 660 592 рубля 80 коп. на расчетный счет в ПАО «Сбербанк» для обслуживания целевых программ-«Обеспечение жильем молодых семей» в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Апелляционную жалобу представителя ответчика – администрации Кировского городского округа Ставропольского края Л.В.Ф. – удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: