ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1973/2015 от 20.02.2015 Самарского областного суда (Самарская область)

  Судья: Хаустова О.Н. гр.дело № 33-1973/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 20 февраля 2015 года г.Самара

 Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

 председательствующего Сказочкина В.Н.,

 судей Сивохина Д.А. (докладчик) и ФИО1,

 при секретаре Шарапове М.Н.

 с участием прокурора Гуляевой Е.С.

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Богатовского районного суда Самарской области от 19 декабря 2014 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления ФИО2 о признании противоречащими закону положений ст. 92 Устава сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей сельского поселения Борское от 11.04.2014 года № 303 и решения Собрания представителей сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области от 29.05.2014 г. № 313 «Об отмене Положения «Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, которые являлись выборными должностными лицами местного самоуправления сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области» - отказать».

 Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения ФИО2 в поддержание доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего жалобу не подлежащую удовлетворению, судебная коллегия

установила:

 ФИО2 обратился в суд в заявлением о признании противоречащими закону положений Устава и решения Собрания представителей сельского поселения Борское муниципального района Самарской области.

 В обоснование заявленных требований указал, что распоряжением Администрации сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области от 03.12.2010г. №82 ему установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии. Право на установление доплаты закреплено также в пункте 9 статьи 52 действовавшего тогда Устава сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области (далее Устав).

 Решением Собрания представителей сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области от 29.05.2014г. № 313 отменено действовавшее с 2010 года Положение «Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, которые являлись выборными должностными лицами местного самоуправления сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области» (далее - Положение о доплате).

 На основании этого решения Администрацией сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области с 01.06.2014г. прекращены начисление и выплата полагающейся ему доплаты к трудовой пенсии, что он считает незаконным.

 Считает, что на лиц вступивших либо находившихся на выборных должностях в момент принятия Устава в редакции от 2014 года она и должна распространяться, а не иметь обратное действие во времени и иметь отношение к лицам, не работавшим в момент его принятия. Этот нормативно-правовой акт не должен ухудшать положения лиц, существовавшее до его принятия. Устав от 2014 года ухудшает его положение и поэтому придание ему обратной силы в отношении него является недопустимым и противозаконным.

 Просил суд признать незаконным решение Собрания представителей сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области от 29.05.2014г. № 313 «Об отмене Положения «Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, которые являлись выборными должностными лицами местного самоуправления сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области».

 В судебном заседании ФИО2 заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

 Председатель Собрания представителей сельского поселения Борское муниципального района Борский - глава администрации сельского поселения ФИО3 и представитель Собрания ФИО4 возражали против заявленных требований, ссылаясь на то, что установление доплат к трудовым пенсиям является правом, а не обязанностью сельского поселения.

 Представитель Министерства Юстиции РФ по Самарской области просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Управлением Минюста России по Самарской области оспариваемый Устав признан соответствующим федеральному законодательству.

 Судом постановлено вышеуказанное решение (т.2л.д. 31-37)  .

 В апелляционной жалобе ФИО2 указывает на незаконность и необоснованность решения, просит отменить его, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований (т.2л.д. 40-43)  .

 Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

 В соответствии со ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

 Судом установлено и из материалов дела следует, что Собранием представителей сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области от 20.07.2010г. № 130 принято Решение о принятии Положения «Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, которые являлись выборными должностными лицами местного самоуправления сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области».

 На основании указанного положения, распоряжением Администрации сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области от 03.12.2010г. №82 ФИО2 установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии с 08.11.2010г., то есть с момента истечения срока полномочий главы сельского поселения.

 Решением Собрания представителей сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области от 11.04.2014г. №303 «О принятии Устава сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области» утратившими силу были признаны: решение Собрания представителей сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области от 18.03.2010 №118 «О принятии Устава сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области»; Устав сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области, принятый решением Собрания представителей сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области от 18.03.2010 №118.

 Решением Собрания сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области от 11.04.2014 г. № 303 принят новый Устав сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области. Устав зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от 15.05.2014 г. №216.

 Таким образом установлено, что право  органа местного самоуправления сельского поселения Борское на установление доплаты к трудовой пенсии Главе поселения в новом Уставе закреплено не было.

 Решением Собрания представителей сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области от 29.05.2014г. №313 отменено действовавшее с 2010 года Положение «Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, которые являлись выборными должностными лицами местного самоуправления сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области», в связи с упразднением положений пункта 9 статьи 52 Устава сельского поселения Борское (2010г.), предусматривавших установление доплаты к трудовой пенсии Главе поселения.

 Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно руководствовался п. 5.1 статьи 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 В силу п.п.1 и 2 ст.53 вышеназванного закона расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в порядке установленном местной администрацией.

 Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

 Одновременно в соответствии с п.1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

 Таким образом оспариваемые положения Устава приняты в установленном законом порядке, в пределах полномочий муниципального собрания и не противоречат положениям федерального законодательства.

 В соответствии с ч.1 ст.3 Закона Самарской области от 10.07.2008 № 67-ГД «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Самарской области» уставом муниципального образования депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления в Самарской области устанавливаются гарантии, предусмотренные законом Самарской области № 67-ГД.

 В соответствии с п.2 ст.19 указанного Закона депутату, члену выборного органа местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, выборному должностному лицу местного самоуправления замещавшим должности не менее одного года, может назначаться ежемесячная доплата к трудовой пенсии на условиях, установленных для лиц, замещающих государственные должности Самарской области.

 В соответствии со ст.3 Закона гарантии, установленные уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, предоставляются за счет средств местного бюджета.

 Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что Закон Самарской области № 67-ГД предоставляет муниципальному образованию возможность выбора - устанавливать в уставе указанную гарантию или нет.

 Таким образом, отсутствие в Уставе сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области от 11.04.2014 №303 гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии главе муниципального образования не является противоречием действующему законодательству. Устанавливать данную гарантию согласно вышеуказанному Закону Самарской области №67-ГД - это право муниципального образования, а не обязанность.

 Также судебная коллегия соглашается с правильным выводом суда о том, что отсутствие в ст.92 «Заключительные и переходные положения» Устава сельского поселения Борское, утвержденное решением Собрания от 11.04.2014г. №303 регламентации действия во времени и по кругу лиц п.9 ст.52 Устава, утвержденного решением Собрания от 18.03.2014г. №118 не свидетельствует о незаконности оспариваемой статьи.

 Оснований для признания незаконным решения Собрания представителей сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области от 29.05.2014г. №313 «Об отмене Положения «Об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, которые являлись выборными должностными лицами местного самоуправления сельского поселения Борское муниципального района Борский Самарской области» не установлено.

 Принимая во внимание исследованные по делу обстоятельства и приведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что заявленные требования ФИО2 о признании противоречащими закону положений Устава и решения Собрания представителей сельского поселения Борское муниципального района Самарской области удовлетворению не подлежат.

 Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, являются ошибочными и не влекут отмену решения суда по следующим основаниям.

 Оспариваемые заявителем положения устава и Решение Собрания представителей сельского поселения Борское об отмене Положения... приняты надлежащим органом, имеющим на то полномочия. При принятии оспариваемого решения Собранием представителей сельское поселение Борское имелся необходимый кворум для принятия решения. Оспариваемые решения были опубликованы в установленном законом порядке.

 Кроме того порядок принятия муниципального правового акта также соблюден, а именно: Решение об отмене Положения принято решением Собрания представителей сельское поселение Борское муниципального района Борский Самарской области от 29.05.2014 г. №313, то есть уполномоченным органом, с соблюдением необходимого кворума при принятии решения; с соблюдением регламента представительного органа.

 Конституционные права и свободы заявителя нарушены не были. Заявитель имеет право на получение пенсии, а ухудшение материального положения нельзя считать нарушением прав.

 При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что законных оснований для отмены решения суда не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

 Решение Богатовского районного суда Самарской области от 19 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: