ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1975/19 от 28.03.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Григоренко И.П.

Судья-докладчик Сальникова Н.А. № 33-1975/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2019 года

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,

судей Коваленко В.В., Сальниковой Н.А.,

при секретаре Андреевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Усть-Кута в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Крассельхозпродукт» о понуждении предоставить информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в ОГКУ «Центр занятости населения г. Усть-Кута»

по апелляционной жалобе ООО «Крассельхозпродукт» на заочное решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 20 ноября 2018 года,

установила:

прокурор г. Усть-Кута обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Крассельхозпродукт», указав в обоснование требований, что прокуратурой г. Усть-Кута по информации ОГКУ «Центр занятости населения г. Усть-Кута» проведена проверка исполнения законодательства о занятости населения организациями, осуществляющими деятельность на территории Усть-Кутского района. В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (в ред. от 11.07.2011) «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).

Согласно информации, предоставленной ОГКУ «Центр занятости населения г.Усть-Кута», численность работников ООО «Крассельхозпродукт» составляет 54 человека. Ответчик не предоставляет информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, установлено, что ООО «Крассельхозпродукт» ежемесячно не размещает информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» в соответствии с Правилами формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2015 № 885.

Прокурор просил суд обязать ООО «Крассельхозпродукт» предоставлять ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Заочным решением Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 20.11.2018 исковые требования прокурора г. Усть-Кута удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Крассельхозпродукт» ФИО1 просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указал, что производство по настоящему делу должно было быть прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, в связи с тем, что данный иск не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Однако, судом вынесено незаконное заочное решение в нарушение указанной нормы, которое подлежит отмене.

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор г. Усть-Кута просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте разбирательства дела судом апелляционной инстанции извещены надлежаще, в заседание судебной коллегии не явился ответчик, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявил, об уважительности причин неявки не уведомил. Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Судом установлено и следует из дела, что ответчик ООО «Крассельхозпродукт» в июле 2018 года не представлял информацию о наличии вакантных рабочих мест, что в свою очередь свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, нуждающихся в трудоустройстве.

Из информации, представленной ОГКУ ЦЗН города Усть-Кута 16.11.2018 следует, что по состоянию на 16.11.2018 сведения о наличии или об отсутствии вакансий и о квотировании рабочих мест для инвалидов в ОГКУ ЦЗН от ООО «Крассельхозпродукт» не поступали.

Установив, что ООО «Крассельхозпродукт» не исполняет обязанность, предусмотренную законом, суд пришел к выводу об удовлетворении требования прокурора г. Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц об устранении нарушений законодательства о занятости населения. Суд обязал ООО «Крассельхозпродукт» предоставлять ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Судебная коллегия находит, что выводы суда являются верными, так как они соответствуют установленным обстоятельствам и положениям действующего законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность государственной службы занятости населения направлена на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы; разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы; содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организацию мероприятий активной политики занятости населения; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

Согласно п.3 ст. 25 названного Закона, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных должностей созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Закон Иркутской области от 29.05.2009 № 27-оз (ред. от 01.11.2016) «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» регулирует отдельные вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области.

Положением ст. 2 названного Закона определено, что квота устанавливается для приема на работу инвалидов, признанных таковыми в порядке, установленном законодательством.

Квота для приема на работу инвалидов устанавливается для работодателей, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 35 человек, в размере:1) для некоммерческих организаций - 2 процента к среднесписочной численности работников; 2) для коммерческих организаций, физических лиц - 3 процента к среднесписочной численности работников.

Постановлением Правительства Иркутской области от 10.09.2014 № 435-пп утвержден Порядок представления работодателями, осуществляющими деятельность на территории Иркутской области, информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в органы государственной службы занятости населения.

Согласно п. 3 Порядка представления информации, работодатели обязаны ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять по месту осуществления своей деятельности в Центры занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей по форме согласно приложению 9 к Административному регламенту предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденному приказом министерства труда и занятости Иркутской области от 17 сентября 2013 года № 40-мпр (в том числе, в случае фактического отсутствия свободных рабочих мест и вакантных должностей).

Частью 5 статьи 2 Закона Иркутской области № 27-ОЗ, работодатели обязаны ежемесячно представлять в государственные учреждения службы занятости населения информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Из совокупности приведенных выше норм следует, что предоставление работодателями в установленный срок в органы государственной службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) связано с осуществлением органами государственной службы занятости населения деятельности, направленной на создание устойчивой системы эффективного трудоустройства граждан, достижение оптимальной занятости населения. Данные функции осуществляются на основании сведений о потребности в работниках, предоставляемых работодателями.

Установив, что ООО «Крассельхозпродукт», являясь работодателем, при наличии численности работников 54 человека, не исполнял обязанность ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), как имеющихся, так и при их отсутствии, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора.

Обязанность ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) возложена на всех работодателей без исключения. В случае непредставления таких сведений у органа службы занятости населения отсутствует возможность проконтролировать, имелись ли у работодателя вакансии в отчетном периоде.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию представителя ответчика с отказом в удовлетворении ходатайства ООО «Крассельхозпродукт» о прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, в связи с не подведомственностью спора суду общей юрисдикции, так как касается экономической деятельности предприятия. Эти доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, и не влияют на выводы суда, не являются основанием, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, влекущим отмену решения суда.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов (ч.3 ст. 22 ГПК РФ).

Согласно ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, исходя из приведенной нормы, подведомственность дел арбитражным судам определяется на основании двух критериев: субъектный состав спора и характер правоотношений.
Поскольку имущественные отношения участников гражданского оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных прокурором требований не являлись, в связи с чем, настоящее дело правильно рассмотрено судом общей юрисдикции, независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц.

Кроме того возможность участия прокурора в арбитражном процессе строго регламентирована арбитражным законодательством в статье 52 АПК РФ, из содержания которой следует, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Принимая во внимание, что заявление прокурора подано в защиту свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а требования связаны с возложением на ООО «Крассельхозпродукт» предоставлять ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, то оснований для изменения подведомственности данного спора не имелось.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

заочное решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 20 ноября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.Л. Васильева

Судьи В.В. Коваленко

Н.А. Сальникова