Судья Бочкарева Е.Ю. Дело № 33-19785/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
г.Екатеринбург 11.11.2016
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего | Игнатьев В.П., |
судей | Фефеловой З.С., |
Седых Е.Г., |
при секретаре судебного заседания Бабаевой Н.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Свердловск -Пассажирский дистанции пути- структурного подразделения Свердловской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности выделить или создать места для приема на работу инвалидов,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ОАО «РЖД» ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 19.08.2016.
Руководствуясь ст. 320, п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 19.08.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ОАО «РЖД» ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: Игнатьев В.П.
Судьи: Е.Г. Седых
Фефелова З.С.
Судья Бочкарева Е.Ю. Дело № 33-19785/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Екатеринбург 11.11.2016
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего | Игнатьев В.П., |
судей | Фефеловой З.С., |
Седых Е.Г., |
при секретаре судебного заседания Бабаевой Н.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице Свердловск -Пассажирский дистанции пути- структурного подразделения Свердловской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» о возложении обязанности выделить или создать места для приема на работу инвалидов,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ОАО «РЖД» ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 19.08.2016.
Заслушав доклад судьи Фефеловой З.С., объяснения представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия
установила:
Свердловский транспортный прокурор обратился к ОАО «РЖД» с требованием о возложении обязанности выделить или создать места для приема на работу инвалидов.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой в связи с поступлением информации ГКУ «Екатеринбургский центр занятости» проведена проверка юридического лица в подразделении филиала пассажирской дистанции пути на соответствие требованиям Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ № 1032-1 от 09.04.1991. В ходе проверки установлено, что согласно представленной информации, среднесписочная численность работников организации составляет ... человека, квота для приема инвалидов на рабочие места- ... человека, однако организацией не установлено количество рабочих мест. Нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов на трудоустройство. На основании изложенного, Свердловский транспортный прокурор просил возложить на ответчика обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать или выделить рабочие места для инвалидов в размере 3 % от среднесписочной численности предприятия.
Железнодорожным районным судом г.Екатеринбурга 19.08.2016 постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены. На ОАО «Федеральная пассажирская компания» в лице Свердловск -Пассажирский дистанции пути- структурного подразделения Свердловской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда создать или выделить рабочие места для прима инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работников. Взыскана с ОАО «РЖД» в доход местного бюджета госпошлина в размере ... рублей.
От представителя ответчика ОАО «РЖД» ФИО1 поступила апелляционная жалоба, в которой она просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что квота для приема на работу инвалидов организациям, расположенным на территории ..., с численностью работников более 100 человек, в которых по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда более 50 процентов рабочих мест признаны имеющими тяжелые, вредные и (или) опасные условия труда и (или) имеющими иные особые условия труда, противопоказанные для трудоустройства инвалидов, устанавливается в размере 2-х процентов от среднесписочной численности работников. Согласно п. 2 Постановления Правительства Свердловской области от 23.08.2013 г. №1033-ПП «О реализации статей 3 и 7 закона Свердловской области от 25 марта 2013 года №23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области» установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 10% от квоты для приема на работу инвалидов, установленной законом №23-ОЗ. Согласно расчету ответчика, по состоянию на ( / / ) года в Свердловск - Пассажирской дистанции пути квота составляет 0 человек. Требование прокурора о возложении на ответчика обязанности создать вакантные места для трудоустройства инвалидов именно в Свердловск -Пассажирской дистанции пути являющейся структурным подразделением Свердловской дирекции инфраструктуры, противоречит ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ограничивает право ответчика как хозяйствующего субъекта исполнять возложенные на него указанным законом как на работодателя обязанности с учетом особенностей своей деятельности, самостоятельно определяя структурные подразделения, в которых, без ущерба интересам организации, могут быть созданы вакансии для трудоустройства инвалидов.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании апелляционной инстанции поддержала доводы жалобы.
Свердловский транспортный прокурор в суд апелляционной инстанции не явился, своевременно извещен о времени и месте судебного заседания в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщил суду о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, не представил доказательств уважительности причин неявки. Информация о рассмотрении дела размещена также на сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые).
Во исполнение осуществления государственной политики в области содействия занятости населения ч. 1 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" обязывает работодателей содействовать проведению государственной политики занятости населения, в том числе на основе оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке, трудоустройства, определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
Согласно ст. 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 указанного Федерального закона работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников (ч.1 ст.21 Закона).
Частью 2 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ установлено, что при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (ст.24 Закона).
Поскольку материалами дела подтверждается, что в нарушение требований законодательства Российской Федерации в Свердловск -Пассажирский дистанции пути- структурного подразделения Свердловской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, вместе с тем, каких-либо доказательств свидетельствующих о невозможности создать или выделить данные рабочие места в пределах установленной квоты, ответчиком не представлено, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
Не могут служить основанием для отмены решения ссылки стороны ответчика на п.2 Постановление Правительства Свердловской области от 23.08.2013 № 1033-ПП, утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Свердловской области от 31.05.2016 N 387-ПП "О специальных мероприятиях, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Свердловской области", согласно которого закреплено установить организациям с численностью работников более 100 человек, расположенным на территории Свердловской области, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 10 процентов от квоты для приема на работу инвалидов, установленной Законом Свердловской области от 25 марта 2013 года N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области". При установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов значение округляется до целого в сторону уменьшения.
Так, настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подпунктом 8-1 пункта 3 статьи 3 Закона Свердловской области от 25 марта 2013 года N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области" и определяет правила создания работодателями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области, инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, реабилитации инвалидов.
Таким образом, данный порядок является специальной нормой, не уменьшающей квоту, а конкретизирующей создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, реабилитации инвалидов и исчисляется исходя из квоты, определенной ст. ст. 7, Закон Свердловской области от 25.03.2013 N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области", согласно которой работодателям, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов среднесписочной численности работников, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта.
Работодателям, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, с численностью работников, превышающей 100 человек, у которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда имеется более 50 процентов работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов среднесписочной численности работников.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик является обособленным структурным подразделением и не является юридическим лицом, вследствие чего на него не может быть возложена обязанность по выделению рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.
Согласно Положению о Свердловск -Пассажирский дистанции пути- структурном подразделении Свердловской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» Дистанцией руководит начальник дистанции, назначаемый на должность в установленном порядке и действует на основании доверенности, выдаваемой ОАО "РЖД", осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками дистанции, в том числе прием и увольнение, а также перевод и перемещение, представляет в установленном порядке начальнику дирекции штатное расписание Дистанции для дальнейшего согласования и утверждения (л.д. 57-58).
Обладая функциями работодателя и имея численность работников свыше 100 человек, Свердловск-Пассажирская дистанция пути обязана создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой, и квота в размере 2% к среднесписочной численности работников для инвалидов установлена именно для ответчика (филиала ОАО "РЖД"), а не в целом для ОАО "РЖД".
Допущенная в резолютивной части решения суда описка в части указания наименования ответчика может быть исправлена в соответствии со ст. 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерауии по инициативе суда или по заявлению лиц, участвующих в деле.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, ошибочное толкование норм действующего законодательства, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 19.08.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ОАО «РЖД» ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: Игнатьев В.П.
Судьи: Е.Г. Седых
Фефелова З.С.