ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1978/15 от 31.08.2015 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Копия

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Председательствующий

в первой инстанции Фисюк О.И.

Докладчик в апелляционной инстанции Лядова Т.Р.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Севастополь

31 августа 2015 года Дело №33-1978/15

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Ефимовой В.А.

судей Лядовой Т.Р.

Устинова О.И.

при секретаре судебного заседания Нудьга Р.Д.

при участии:

ФИО1,

от Управления по тарифам города Севастополя: ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 22 июня 2015 года по делу №2-2453/2015 (№33-1978/15)

по заявлению ФИО1,

заинтересованное лицо: Управления по тарифам города Севастополя

о признании незаконными приложений к постановлениям, обязании осуществить определенные действия,

УСТАНОВИЛА:

В июне 2015 года ФИО1 обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным Приложения к Постановлению Управления по тарифам Севастополя от 21 августа 2014 года №14/17-газ и Приложения к Постановлению Управления по тарифам Севастополя от 18 декабря 2014 года №14/70-газ, возложении на заинтересованное лицо обязанности привести указанные выше приложения в соответствии с требования действующего законодательства Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемые приложения не соответствуют Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации", Методическим указаниям по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011г. N 252-э/2.

Также, по мнению заявителя, при определении розничной цены на газ, Управление по тарифам Севастополя использовало дискриминационную дифференциацию, соответствующую законодательству государства Украина, необоснованно не приняло во внимание положения пункта 1.3 приказа Федеральной службы по тарифам от 03 июля 2014 года №175-э/3, которым предусмотрена оптовая цена на газ, предназначенный для последующей реализации населению Республики Крым и города федерального значения Севастополя с годовым потреблением до 6 000 кубических метров газа в год в размере 1340 рублей за 1000 кубических метров газа, а не пунктом 1.1, которым определяется оптовая цена на газ, реализуемый потребителям в размере 5747 рублей за 1000 кубических метров газа, так как категория потребителей - население, является особой категорией.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 22 июня 2015 года в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.

Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Ленинского районного суда города Севастополя от 22 июня 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить по доводам, изложенным в ней, принять новое решение по делу, заявленные требования удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые акты приняты Управлением по тарифам города Севастополя в пределах полномочий, нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, права и законные интересы ФИО1 не нарушают.

Судебная коллегия, проверив доводы апелляционной жалобы, решение суда относительно правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу, приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 424 устанавливает, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Пунктами 1.1., 3.5. Постановления Правительства Севастополя от 05 июня 2014 года №42 «Об утверждении Положения об Управлении по тарифам Севастополя» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что Управление по тарифам Севастополя является органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, реализующим государственную политику в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории города федерального значения Севастополя, а также контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города федерального значения Севастополя, и в пределах своих полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере газоснабжения утверждает розничные цены на газ, реализуемый населению.

Принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, а также порядок определения размера платы за технологическое присоединение и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину определяются Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее - Основные положения), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021.

Согласно пункту 10 раздела 3 Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. N 252-э/2, которая в соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предусмотрен порядок расчета розничных цен на газ.

В соответствии с абзацем первым пункта 16 указанных Методических указаний при расчете розничных цен на газ оптовая цена на газ принимается на уровне установленной для рассматриваемой территории регулируемой оптовой цены на газ (средней, если оптовые цены установлены без дифференциации по группам потребителей, или установленной для населения, если такая дифференциация проводится), в случае поставки на нужды населения газа, который подлежит государственному регулированию.

Абзацем первым пункта 13 Методических указаний установлено, что в случае, если структура и (или) уровень установленных на момент вступления данных Методических указаний в силу розничных цен на газ не соответствует их положениям, то они приводятся в соответствие с учетом необходимости соблюдения предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них.

В соответствии с частью 2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" о 01 января 2017 года законодательство Российской Федерации в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, услуг организаций коммунального комплекса, железнодорожных перевозок, услуг связи, услуг в транспортных терминалах, морских и речных портах и аэропортах, оборота лекарственных средств, технического осмотра автотранспортных средств, включая законодательство Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 03 июля 2014 г. N 175-э/3 "Об утверждении оптовых цен на природный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, и тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" утверждена на 2-е полугодие 2014 года оптовая цена на газ, добываемый КРП "Черноморнефтегаз" и реализуемый потребителям Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в размере 5747 руб./1000 куб. м газа (пункт 1.1), оптовая цена на газ, добываемый КРП "Черноморнефтегаз" и предназначенный для последующей реализации населению Республики Крым и города федерального значения Севастополя с годовым потреблением до 6000 м3 газа в год, в размере 1 340 руб./1000 куб. м газа (пункт 1.3), установлен размер платы на снабженческо-сбытовые услуги и тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Согласно пунктам 1.1., 1.3. Приказа Федеральной службы по тарифам от 05.12.2014 N 286-э/3 "Об утверждении оптовых цен на природный газ на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено с 01 января 2015 года оптовую цену на газ, добываемый ГУП РК "Черноморнефтегаз" и реализуемый потребителям Республики Крым и города федерального значения Севастополя (кроме потребителей, указанных в пунктах 1.2 и 1.3 настоящего приказа), в размере 5747руб./1000 куб.м. газа (без НДС); оптовую цену на газ, добываемый ГУП РК "Черноморнефтегаз" и предназначенный для последующей реализации населению Республики Крым и города федерального значения Севастополя с годовым потреблением до 6000 м3 газа в год, в размере 1340 руб./1000 куб.м. газа (без НДС).

Указанные показатели имеют определяющее значение для установления розничных цен на газ, т.к. являются одним из элементов формулы их расчета с последующей корректировкой с учетом тарифов на транспортировку газа и иные установленные законодательством составляющие розничной цены на природный газ, и были использованы Управлением по тарифам Севастополя при определении розничных цен на природный газ, реализуемый населению города федерального значения Севастополя на второе полугодие 2014 года и 2015 год соответственно.

Из письма Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 21 ноября 2014 года, имеющегося в материалах дела, усматривается, что приказ Федеральной службы по тарифам от 03 июля 2014 г. N 175-э/3 был принят с учетом существовавших существенных различий в подходах к механизмам ценообразования на территории Республики Крым и в Российской Федерации, исходя из поэтапной гармонизации размера оптовых цен на природный газ с российскими правилами их формирования и адаптационных возможностей потребителя (л.д.8-9).

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что при расчете розничной цены на газ для населения, потребляющего более 6000 куб.м. в год, на второе полугодие 2014 года, 2015 год, Управление по тарифам Севастополя приравняло привилегированную категорию потребителей – население, к другим категориям потребителей, основан на неверном толковании заявителем норм материального права.

Указание ФИО1 на то, что при принятии оспариваемых приказом в части установления дифференциации розничных цен в зависимости от годового объема потребления, заинтересованным лицом применены нормы законодательства государства Украина не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, опровергаются материалами дела.

При таких обстоятельствах, Управлением по тарифам Севастополя верно определены и утверждены оспариваемыми постановлениями розничные цены на природный газ, реализуемый населению города федерального значения Севастополя.

Помимо указанного, из объяснений заявителя усматривается, что он проживает на территории города федерального значения Севастополя, несет обязанность по оплате услуг по поставке газа, вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что ФИО1 не имеет зарегистрированного в установленном законом порядке места жительства на территории Российской Федерации, что подтверждается оригиналом паспорта гражданина Российской Федерации, исследованным судом апелляционной инстанции в судебном заседании.

Также, заявителем, в нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлены относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что заявитель в пределах города Севастополя имеет на праве собственности, пользования или иных правовых основаниях газифицированное помещение, в связи с чем на него возложена обязанность по оплате услуг по поставке газа.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем не доказано в чем заключается нарушение оспариваемыми нормативно-правовыми актами его прав, свобод и законных интересов.

Ошибочными, по мнению судебной коллегии, является утверждение ФИО1 о том, что законом ему предоставлена возможность обраться в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку действующее гражданское процессуальное законодательство содержит исчерпывающий перечень лиц, которым предоставлено право обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании нормативно-правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Учитывая изложенное, обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для её удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 22 июня 2015 года по делу №2-2453/2015 (№33-1978/15) оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Определение в полном объеме изготовлено 07 сентября 2015 года.

Председательствующий подпись В.А. Ефимова

Судьи подпись Т.Р. Лядова

подпись О.И. Устинов

Копия верна

Судья Т.Р. Лядова