Судья: Сарахов А.А. дело № 33-197/196
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2019 года г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Кучукова О.М.
судей Мисхожева М.Б. и Хамирзова М.Х.
при секретаре Кишевой А.В.
по докладу судьи Хамирзова М.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующего также в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» о признании за истцами права не оплачивать коммунальную услугу за газоснабжение, о признании незаконными действий ответчика по отключению домовладения от газоснабжения и запрете на деятельность ответчика с нарушениями,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нальчикского городского суда КБР от 13 ноября 2018 года,
установила:
Из материалов дела следует, что ФИО1 действующий также в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратился в суд с иском к ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» в котором с учетом последующих изменений просил признать право не оплачивать коммунальную услугу за газоснабжение, пока ООО «Газпром Межрегионгаз Нальчик» не обоснует и не докажет законность произведенных начислений (согласно правовой позиции Верховного суда РФ, выраженной в Определении СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 03.03.2015 № 5-КГ14-163), о признании незаконными действий ответчика по отключению домовладения от газоснабжения (связанного с отоплением) 20.06.2018, со ссылкой исключительно на Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549) с игнорированием Правила предоставления коммунальных услуг гражданам ( утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354), регулирующими взаимоотношения между поставщиком газа (являющимися исполнителем коммунальных услуг) и потребителем газа, запрете на деятельность ответчика с вышеназванными нарушениями (в порядке ст.ст. 12,1065 ГК РФ),
В обоснование иска указано, что он вместе со своей семьёй проживает в домовладении, принадлежащем его матери ФИО5 по адресу: <адрес><адрес><адрес>,
В нарушение требований закона ответчик выставляет ей требования об оплате, якобы, имеющейся у нее задолженности за потребленный газ по принадлежащему ей домовладению, с заведомо завышенными объемами, не приведенного к стандартным условиям, с неутвержденными в законном порядке тарифами, без доказанности законности произведенных начислений в соответствии с расчетным методом, с учетом ГОСТ 2939-63, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, и фактического рабочего давления газа, прошедшего через счетчик.
С грубейшими нарушениями ответчик без предварительного уведомления прекратил поставку газа.
Согласно п. 26 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года № 549, объем потребленного газа по показаниям прибора учета газа, не имеющего температурной компенсации, определяется как разность показаний прибора учета газа на начало и конец отчетного периода, умноженная на температурный коэффициент (коэффициент приведения к стандартным условиям), утверждаемый для таких типов приборов учета газа Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Согласно ГОСТ 2939-63, объем потребленного газа с фактическим рабочим давлением, прошедший через счетчик, должен быть приведен к стандартным условиям: температура – 20 °С, давление – 760 мм.рт.ст., влажность – 0 %.
Если счетчик газа имеет температурную компенсацию (сам приводит к стандартным условиям по температуре), то объем потребленного газа должен в обязательном порядке приводиться к стандартным условиям по давлению (во исполнение ГОСТ 2939-63).
Следовательно, п. 26 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года № 549, не отменяет ГОСТ 2939-63 и его требования об обязательном приведении объема потребленного газа с фактическим рабочим давлением, прошедшим через счетчик к стандартным условиям: температура – 20 °С, давление – 760 мм.рт.ст., влажность – 0 %.
Однако, ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик», нарушив требования ГОСТ 2939-63, не приводит объем потребленного газа с фактическим рабочим давлением, прошедшим через счетчик, к стандартным условиям: температура – 20 °С, давление – 760 мм.рт.ст., влажность – 0 %.
Далее в иске указано, что в соответствии с п. 4.2 Договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (размещен на сайте ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик»), при наличии счетчика газа, определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям счетчика газа, как разность между текущими и предыдущими показаниями, то есть без приведения объема потребленного газа с фактическим рабочим давлением, прошедшим через счетчик, к стандартным условиям: температура – 20 °С, давление – 760 мм.рт.ст., влажность – 0 %.
В данном случае, ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» не учтена способность природного газа менять свой объем в зависимости от температуры газа и от фактического давления (и качества) газа.
Следовательно, п. 4.2 Договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, нарушает ГОСТ 2939-63, то есть ничтожен независимо от признания его таковым судом, и применению не подлежит.
Весь объем потребленного газа, проходит через поверенный прибор (счетчик) учета газа №№, установленный 24.11.2016 года.
Данный счетчик газа является прибором учета, а не узлом учета газа, так как выполняет только функцию учета количества рабочего объема газа и не способен приводить измерение, хранение и отображение информации о температуре, давлении, необходимой для приведения объема газа к стандартным условиям, согласно требованиям ГОСТ 2939-63. Счетчик истца осуществляет только измерение, накопление и хранение информации о количестве (объеме) газа в рабочих кубических метрах.
Для того, чтобы обойти ГОСТ 2939-63 и п. 26 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, ответчик включил в типовой Договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан пункт 4.2, согласно которому, при наличии счетчика газа, определение объема поставленного газа осуществляется по показаниям счетчика газа как разность между текущими и предыдущими показаниями.
При этом ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» известно, что максимальное рабочее давление газа (фактическое давление известно только ответчику), которое проходит через счетчик, не превышает 0,003 МПа, и разностью между текущими и предыдущими показаниями счетчика можно определить только количество потребленного газа с рабочим давлением, не превышающим 0,003 МПа, но не количество потребленного газа, приведенного к стандартным условиям, только которое и подлежит оплате потребителем.
В приложении № к публичному Договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан указано, что утверждена розничная цена на природный газ, реализуемый на бытовые нужды населению городов и населенных пунктов КБР, в размере 5447,07 руб. (с НДС) за 1000 куб.м.
При этом не указано, что это стоимость куб.м. газа, приведена к стандартным условиям, согласно ГОСТ 2939-63 и Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
В домовладении его матери установлен счетчик газа BK-G 6T, который оснащен температурным компенсатором, обеспечивающим приведение значения объеме газа, измеренного счетчиком в диапазоне температур рабочей среды, к объему газа при стандартных условиях, при температуре 20 °C.
Вместе с тем, данный счетчик не приводит объем потребленного газа, прошедшего через счетчик с рабочим давлением, к стандартным условиям – давление 760 мм.рт.ст.
В соответствии с ГОСТ 2939-63, устанавливающим условия для определения объема газа при взаимных расчетах с потребителями, объем газа должен приводиться к следующим стандартным условиям: температура – 20 °C (293,12 °К); давление – 760 мм.рт.ст. (101325 Н,м2); влажность – 0 %.
Для того, чтобы определить объем газа, который подлежит оплате, необходимо использовать комплект контрольно-измерительных приборов, обеспечивающий измерение средних за определенный период значений температуры и давления газа, объема газа в рабочих условиях и расчет объема газа в стандартных условиях.
Этот комплект средств измерений в Правилах учета газа назван узлом учета, а в Правилах поставки газа – контрольно-измерительные приборы.
Таким образом, кроме счетчика газа требуются газовые корректоры, включающие в себя датчики давления, температуры, электронные вычислительные и другие устройства, позволяющие передавать и анализировать информацию.
Следовательно, прямым измерением при помощи одного только счетчика газа BK-G 6T, невозможно правильно определить количество полученного газа. Не приведение объема (количества), прошедшего через него газа в рабочем состоянии к условиям, установленным ГОСТ 2939-63, противоречит положениям действующего законодательства.
Объем потребленного газа с рабочим давлением и рабочей температурой можно привести к стандартным условиям по формуле: pTc, Vc = V pcTK, где: V – объем газа в рабочих условиях, куб.м.; рс и р – давление газа при стандартных и рабочих условиях, МПа; К – коэффициент сжимаемости газа.
Но, в связи с тем, что данный счётчик сам приводит к стандартным условиям по температуре из вышеуказанной формулы нужно исключить Тс и Т (ст. и факт. Температура):
Vc = (V х Р) : (Рс :К), где Vc-объём газа в стандартных условиях V - объем газа в рабочих условиях, м3; рс и р - давление газа при стандартных и рабочих условиях, МПа; К - коэффициент сжимаемости газа.
Для приведения объема потребленного газа, прошедшего через счетчик газа BK-G 6T, если использовать формулу 2, то в данном случае, Тс и Т – термодинамическая температура газа при стандартных и рабочих условиях, исключается из данной формулы, так как данный счетчик сам приводит к стандартным условиям по температуре объем потребленного газа, прошедший через счетчик.
Рабочее давление газа, которое проходит через счетчик, находится в пределах 0,0012 МПа до 0,003МПа (фактическое давление газа известно только ответчику, который его скрывает).
Из Акта об ограничении поставки газа, составленного 20.06.2018 года сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» видно, что объем потребленного газа по показаниям счетчика равен 15827 куб.м., а стоимость этих куб.м., равна 79719,97 рублей.
Стоимость (тариф) куб.м. газа, приведенного к стандартным условиям (температура) – 20 °C (293,12 °К); давление – 760 мм.рт.ст. (101325 Н,м2); влажность – 0 %, равна в <адрес> 5,477 рублей.
Отсюда делается вывод о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» продает один куб.м. газа с давлением 0,003 МПа по цене 5,477 руб. за один куб.м. газа со стандартным давлением 0,101325 МПа, что недопустимо.
В данном случае, объем потребленного газа, приведенного к стандартным условиям в период с 09.12.2016 года по 20.06.2018 года равен 469 куб.м. (15827 куб.м. : 0,101325 МПа х 0,003 МПа), а его стоимость равна 2568 руб. (469 куб.м. х 5,477 руб.).
Стоимость фактически потребленного газа не может быть больше 2568 руб., которые ФИО5 уже оплатила с 09.12.2016 года по 07.06.2018 года. Любые требования об оплате каких-либо сумм за якобы потребленный газ в период с 09.12.2016 года по 07.06.2018 года, является вымогательством.
Представитель истцов в судебном заседании просил уточненные исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» в судебном заседании заявленные требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска за необоснованностью, по основаниям, изложенным в возражении.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 13 ноября 2018 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, ФИО1 подал на него апелляционную жалобу и дополнения, в которых просит отменить решение суда и удовлетворить иск.
В обоснование жалобы приведены доводы, изложенные в иске. Кроме этого указано, что судом вынесено решение об отказе в иске одному из соистцов ФИО1 не поданного иска, а поданный иск оставлен без рассмотрения по существу. В деле отсутствует определение о принятии иска к производству суда. Дело рассмотрено в незаконном составе.
Далее в жалобе указано, что суд не учел доводы, указанные в исковом заявлении и обращении от 30.10.2018г. и доказательства на которые ссылалась сторона истца, не дал им никакой оценки и не опроверг их.
Судом не рассмотрено ходатайство об истребовании доказательств, а именно расчета-обоснования суммы якобы имеющейся задолженности, информацию о ежемесячном объеме потребленного газа за период с 09.12.2016г. по 20.06.2018г., информацию: о ежемесячном объеме потребленного газа, приведенного к стандартным условиям, о ежемесячном рабочем (избыточном) давлении, о температуре влажности газа, прошедшего через счетчик в указанный период, об оптовой цене на 1000 куб.м. газа, приведенного к стандартным условиям. Указанное ходатайство было заявлено для того чтобы доказать что объем потребленного газа приведен или не приведен к стандартным условиям указанным в ГОСТ 2939-63, но судья не рассмотрел его. При этом суд возложил на истца бремя доказывания нарушенных прав потребителя и не потребовал никаких доказательств от недобросовестного ответчика полностью проигнорировав правовую позицию Верховного Суда РФ, выраженную в Определении № 70-В10-7.
Кроме этого в жалобе указано, что при действующем ГОСТ 2939-63, п.26 Правил поставки газа не имеет юридической силы, так как данным пунктом можно определить только объем потребленного газа приведенного к стандартным условиям только по температуре, но не по давлению, что не было учтено судом.
Суд незаконно ссылается, что отношения между потребителем и поставщиком газа регулируют только Правила поставки газа утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. № 549, однако это противоречит разъяснениям Министерства регионального развития РФ, данным в письме от 28.05.2012г. № 12793-АП/14, согласно которым «из комплексного анализа положений Кодекса, Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых услуг следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставки газа, а в неурегулированной части, а также в части бытового газа в баллонах – Правилами предоставления коммунальных услуг.
Изложенное, по мнению апеллянта, свидетельствует о том, что решение вынесено без учета представленных стороной истца расчетов и доказательств, без учета злоупотребления правом со стороны ответчика, не представившего доказательств, суд снял с ответчика бремя доказывания, возложив их на истца.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КБР Хамирзова М.Х., обсудив в отсутствие сторон доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, Судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 133 ГПК РФ предусмотрено, что о принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции.
Из материалов дела следует, что исковое заявление ФИО1 действующий также в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» в котором с учетом последующих изменений просил признать право не оплачивать коммунальную услугу за газоснабжение, пока ООО «Газпром Межрегионгаз Нальчик» не обоснует и не докажет законность произведенных начислений (согласно правовой позиции Верховного суда РФ, выраженной в Определении СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 03.03.2015 № 5-КГ14-163), о признании незаконными действий ответчика по отключению домовладения от газоснабжения (связанного с отоплением) 20.06.2018, со ссылкой исключительно на Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549) с игнорированием Правила предоставления коммунальных услуг гражданам ( утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354), регулирующими взаимоотношения между поставщиком газа (являющимися исполнителем коммунальных услуг) и потребителем газа, запрете на деятельность ответчика с вышеназванными нарушениями (в порядке ст.ст. 12,1065 ГК РФ) поступило в суд 28.09.2018г. и было адресовано судье Сарахову А.А.
28.09.2018г. судьей вынесено определение о принятии указанного искового заявления к производству Нальчикского городского суда КБР и возбуждении гражданского дела.
Решением от 13.11.2018г. в удовлетворении всех заявленных требований было отказано.
Соответственно доводы жалобы о том, что суд рассмотрел не поданный иск, а поданный иск оставлен без рассмотрения по существу, в деле отсутствует определение о принятии иска к производству суда, что дело рассмотрено в незаконном составе подлежат отклонению.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО5 является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №№ от 04.01.2015 года. В домовладении также проживает ФИО1, его супруга ФИО6 и их несовершеннолетние дети ФИО2, ФИО3, ФИО4
В домовладении имеется установленный 24.11.2016 года прибор учета газа № заводской №, и имеющий поверку, лицевой счет абонента 7300021874.
В настоящее время, поставщиком газа в Кабардино-Балкарской Республики начиная с 09.12.2016 года является ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик».
Публичный договор, опубликованный в газете «Кабардино-Балкарская правда» № от 05.10.2016 года, вступил в силу и начал действовать с 09.12.2016 года.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 1 ст.157 ГК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьями 8 и 18 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что поставка газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение этого Федерального закона, утверждение правила поставок газа и правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 были утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее Правила), регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливающие особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (п. 1 Правил).
Из пункта 24 названных Правил следует, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32-38 данных Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 41 Правил).
Как установлено судом первой инстанции, в спорный период с 09.12.2016 года по 20.06.2018 года при определении количества принятого ФИО5 газа и расчете платы за потребленный газ ответчик исходил из показаний прибора учета газа, установленного у истца.
Проверяя правомерность такого порядка расчета, суд установил, что учет объемов потребленного истцом газа производится с помощью установленного 24.11.2016 года прибор учета газа №, заводской № имеющего поверку и оснащен механическим температурным компенсатором, обеспечивающим приведение значения объема газа в диапазоне температур рабочей среды, к объему газа при стандартных условиях, при температуре 20 градусов С в диапазоне температур рабочей среды от минус 25 до плюс 40 градусов с погрешностью по ГОСТ 50818.
Как предусмотрено п. 26 приведенных Правил, объем потребленного газа по показаниям прибора учета газа, не имеющего температурной компенсации, определяется как разность показаний прибора учета газа на начало и конец отчетного периода, умноженная на температурный коэффициент (коэффициент приведения к стандартным условиям), утверждаемый для таких типов приборов учета газа Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Решением Верховного Суда Российской Федерации 05.11.2008 года N ГКПИ08-1828, оставленным без изменения определением кассационной коллегии от 22.01.2009 года N КАС08-685, названный пункт Правил был признан соответствующим действующему законодательству.
При этом Верховный Суд российской Федерации указал, что при использовании потребителями-гражданами приборов учета с температурной компенсацией фиксируется фактическое потребление энергии (газа) независимо от температурного режима и иных условий окружающей среды.
Таким образом, при использовании прибора учета газа с температурной компенсацией оплата потребления газа производится по показаниям такого прибора, без применения температурных коэффициентов и корректировка производится посредством применения показаний приборов учета, оборудованных температурным компенсатором.
Постановлением от 06 мая 2011 года N 354 Правительство РФ утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, Правила, утвержденные указанным Постановлением не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549.
В пункте 3 Постановления N 354 указано, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Из Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 мая 2012 года N 12793-АП/14 "О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354" следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а в не урегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, поскольку названными Правилами определен порядок расчета объема газа при наличии прибора учета газа с температурным компенсатором, доводы жалобы о том, что суд в решении незаконного в решении сослался лишь на Правила утвержденные Постановлением Правительства РФ № 549, являются необоснованными.
Правовые, экономические и организационные вопросы отношений в области газоснабжения в РФ определены Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно ст. 2 данного Закона потребителем газа (абонентом, субабонентом газоснабжающей организации) является юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
Из ст. 19 названного закона следует, что Поставки газа потребителям осуществляются только при его соответствии требованиям, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" газ относится к продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Постановлением Госстандарта РФ от 21.08.2000 N 60 утверждены Правила проведения сертификации газа. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 20 утверждена Система сертификации газа. Также отметим ГОСТ 5542-2014 "Газы горючие природные промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия" (введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.10.2014 N 1289-ст). Данный Стандарт распространяется на природные горючие газы, поставляемые в системы газораспределения и используемые в качестве сырья и топлива промышленного и коммунально-бытового назначения.
Представителем ответчика суду первой инстанции были представлены паспорта качества газа за период с января 2018 года по июль 2018 года, составленные после отбора и испытания образцов газа, выданные в соответствии с действующим законодательством, и газ по своим параметрам соответствует требованиям ГОСТ 5542-87.
Каких-либо доказательств несоответствия качества и количества поставляемого газа, его несоответствия условиям поставки газа в нарушение ч.1 ст. 56 ГПК РФ, истцом суду не представлено.
В соответствии с ГОСТ 2939-63 объем газов должен приводиться к следующим условиям: температура 20 °C (293,15 °K); давление 760 мм рт. ст. (101325 Н/м2); влажность равна 0.
Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 г. N 961 утверждены Правила учета газа, которыми устанавливаются порядок учета количества (объема) добытого, транспортируемого, перерабатываемого, хранимого и потребляемого природного газа, нефтяного (попутного) газа, отбензиненного сухого газа, газа из газоконденсатных месторождений, добываемого и собираемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями, и газа, вырабатываемого газо- и нефтеперерабатывающими организациями (п. 1.1).
В силу п.1.4 названных Правил их действие распространяется на юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей.
Из пунктов 1.6-1.8 следует, что средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.
В пункте 2.6 Правил учета газа определено, что при потреблении учету подлежит газ при входе на газопотребляющий объект.
Показатель точности измерений определены пунктом 7.1 ГОСТ Р 8.741-2011 "Государственная система обеспечения единства измерений. Объем природного газа. Общие требования к методам измерений".
ГОСТ Р 8.740-2011 устанавливает методику измерений объемного расхода и объема, приведенных к стандартным условиям, природного, нефтяных товарных и других однокомпонентных и многокомпонентных газов с помощью турбинных, роторных (ротационных) и вихревых расходомеров и счетчиков газа.
Пунктом 3.1.7 названного ГОСТ определены основные средства измерений: средства измерений объема и расхода газа, а также средства измерений теплофизических характеристик и физико-химических параметров газа, используемых для корректировки показаний средств измерений объема и расхода газа и приведения объемного расхода и объема газа к стандартным условиям. Примечание. К основным средствам измерений относятся, например, счетчик газа, средства измерений давления, температуры, плотности и компонентного состава газа.
В домовладении ФИО5 установлен прибор учета газа BK-G 6T, диафрагменный, с механическим температурным компенсатором, поверенный 12.10.2016г., межповерочный интервал 10 лет, что следует из паспорта счетчика газа.
При этом каких-либо доказательств несоответствия счетчика предъявляемым требованиям и объем потребленного газа учитывается счетчиком некорректно, в нарушение положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ истцом представлено не было.
Не обоснован также довод жалобы о том, что расчет осуществляется неверно в связи с отсутствием корректора потребленного газа по давлению, поскольку действующие нормативные акты не предусматривают наличие в приборе учета газа корректора потребленного газа по давлению.
По тем же основаниям подлежат отклонению доводы жалобы о том, что суд не дал оценки расчету представленному истцом, поскольку указанные расчеты ничем не подтверждены и противоречат показаниям прибора учета газа.
Из информационных листков представленных ответчиком следует, что за абонентом ФИО5 по лицевому счету № по адресу: <адрес><адрес><адрес> числится задолженность за потребленный газ в размере 73152 рубля 37 копеек, расчет задолженности произведен в соответствии с показаниями прибора учета газа, по действовавшими ценами на газ.
В период с 01.12.2016 года по 01.09.2018 года ФИО5 оплачивалась стоимость газа в пределах 400 рублей ежемесячно, при том, что начисления производились в этот период от 1078 рублей 53 копеек до 29538 рублей 41 копейки. За декабрь 2016 года, август и сентябрь 2017 года и январь 2018 года оплата за потребленный газ не производилась.
Подача газа в домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, была приостановлена 20.06.2018 года, что подтверждается Актом об ограничении поставки газа (отключение газифицированного объекта).
Доводы жалобы о том, что судом не рассмотрено ходатайство об истребовании доказательств, что ответчик не представил доказательств и иные доводы в указанной части, подлежат отклонению, поскольку по запросу суда от 30.10.2018г. ответчиком были представлены: паспорта качества газа, информация по лицевому счету, информационные листки по лицевому счету абонента с указанием объема потребленного газа в соответствии с предоставленными показаниями прибора учета, начислений, размера долга по месяцам.
В силу изложенного необоснован также довод о том, что суд необоснованно возложил на истца бремя доказывания нарушенных прав потребителя.
В силу подпункта "в" пункта 45 Правил от 21.07.2008 N 549 поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд.
Соответственно суд первой инстанции, сделав правильный вывод о том, что действия ответчика по определению и начислению истцу задолженности за потребленный газ, а также по отключению домовладения ФИО5 от газоснабжения являются обоснованными, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Иных доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановленного по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права в рамках рассмотрения дела, в связи с чем, оснований для изменения судебного решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 13 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий О.М. Кучуков
Судьи М.Б. Мисхожев
М.Х. Хамирзов