ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 апреля 2015 года по делу № 33- 197/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Панаиотиди И.В.,
судей Темираева Э.В. и Калюженко Ж.Э.,
с участием прокурора Бязрова И.Ф.,
при секретаре Зангиевой Л.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ... к Министерству культуры РСО-Алания о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе в ранее занимаемой должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании денежной компенсации морального вреда и судебных расходов, по апелляционной жалобе ФИО1 ..... на решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 25 ноября 2014года, которым постановлено:
В иске ФИО1 ..... к Министерству культуры Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе в ранее занимаемой должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании денежной компенсации морального вреда и судебных расходов отказать
Заслушав доклад судьи Калюженко Ж.Э., объяснения представителей истца ФИО1 – ФИО2 действующей на основании доверенности № от .... и ФИО3, действующего на основании доверенности №15АА0425894 от 27.03.2015г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства культуры РСО-Алания ФИО4 действующей на основании доверенности № ..... от .... возражавшей по доводам апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству культуры РСО-Алания и Комитету по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе в ранее занимаемой должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании денежной компенсации морального вреда и судебных расходов.
В обоснование иска ФИО1 сослался на то, что с 17 ноября 2008 года занимал должность начальника отдела охраны объектов культурного наследия Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания. В тот же день с ним заключен служебный контракт №3, действие которого прекращено приказом Комитета по охране объектов культурного наследия РСО-Алания №9 от 21.07.2014 года на основании пунктов 8.2 (сокращение должностей гражданской службы) и 8.3 (упразднение государственного органа) части 1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации). Считает свое увольнение незаконным, поскольку имело место преобразование государственного органа в форме слияния с другим государственным органом, а не его ликвидация. Перевод в другой орган ему не предлагался, и он от него не отказывался. Считает, что его увольнение является необоснованным, поскольку при сокращении штата работников работодателем не проводился сравнительный анализ квалификации работников, не учитывалось его преимущественное право на оставление на работе. В частности он имел преимущественное право в связи с наличием инвалидности, звания ветерана боевых действий по защите Отечества ( ч.2 ст.179 ТК РФ). Кроме того, в период с 1978 по 2006 год проходил службу в органах ФСБ РФ и комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания является его первым местом работы после увольнения с военной службы. Указанное обстоятельство в соответствии с абз.5 части 5 ст.23 федерального закона «О статусе военнослужащих» также давало ему преимущественное право на оставление на работе при проведении сокращения штатов. Однако перечисленные основания работодателем учтены не были. С учетом дополнений к исковому заявлению просил признать незаконным приказ об увольнении, восстановить его на работе в должности начальника отдела охраны объектов культурного наследия Министерства культуры РСО-Алания, взыскать с ответчика среднюю заработную плату за время вынужденного прогула, денежную компенсацию морального вреда в размере ...... рублей, взыскать с ответчика понесенные им судебные расходы по оплате услуг представителя в размере ...... рублей.
В ходе судебного разбирательства производство по делу по иску ФИО1 к Комитету по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания было прекращено на основании определения Ленинского районного суда от 25 ноября 2014года.
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО2 действующая в порядке п.6 ст.53 ГПК РФ исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представители ответчика Министерства культуры РСО-Алания – ФИО4 действующая на основании доверенности № .... от ...... и ФИО5 действующая на основании доверенности № 486 от 24.09.2014г. исковые требования ФИО1 не признали, просили отказать в их удовлетворении.
Ленинским районным судом г.Владикавказ РСО-Алания 25 ноября 2014 года по делу постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ФИО1
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции, вынести новое решение, в соответствии с которым, исковые требования ФИО1 удовлетворить.
В возражениях на апелляционную жалобу Прокуратура Иристонского района г.Владикавказ и Министерство культуры РСО-Алания просят решение Ленинского районного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания приходит к следующему .
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.330 ГПК РФ).
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со ст.11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Регулирование отношений, связанных с государственной службой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 апреля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно ст.3 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
В силу ст.5 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы.
В силу п.1 ст.13 данного Закона гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.11.2011 N 25-П, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются специальным законодательством, а положения законодательства о труде применяются к ним субсидиарно - в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе.
Статьей 33 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулируются общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
Как следует из п.8.2 и 8.3 ст.37 (с изменениями и дополнениями, внесенными 05.04.2013г. Федеральным Законом №57-ФЗ) вышеназванного Закона, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: сокращения должностей гражданской службы в государственном органе; упразднения государственного органа.
Согласно п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с ч.1 ст.31 данного Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Данный перечень возможностей продолжения государственных служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей является исчерпывающим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 служил в органах федеральной службы безопасности РФ с 1.08.1978 года по 25.07.2006 года.
Приказом №.... от 17.11.2008 года принят на государственную гражданскую службу в Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО - Алания на должность начальника отдела по охране объектов культурного наследия.
29.08.2011 года с ФИО1 заключено дополнительное соглашение о продлении служебного контракта сроком на 5 лет (в связи с достижением 60 летнего возраста).
Приказом заместителя председателя Комитета №9-к от 21.07.2014 года ФИО1 освобожден от занимаемой должности в соответствии с п.п. 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе РФ» в связи с упразднением органа и сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Указом Главы РСО-Алания №44 от 20.03.2014 г. «О внесении изменений в структуру органов исполнительной власти Республики Северная Осетия –Алания», Министерство культуры и массовых коммуникаций РСО-Алания и комитет по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания преобразованы в Министерство культуры РСО-Алания.
В соответствии с п.5 Указа, Правительству РСО-Алания предписано в двухмесячный срок обеспечить проведение реорганизационных и ликвидационных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, а также принять необходимые меры по сокращению общей численности органов исполнительной власти РСО-Алания, преобразованных в соответствии с настоящим Указом, не менее чем на 5%.
В соответствии с утвержденной предельной численностью работников аппаратов республиканских органов исполнительной власти РСО-Алания 01.10.2014г. сформировано штатное расписание вновь созданного Министерства культуры РСО-Алания, согласно которому после реорганизации штат министерства составил 42 единицы.
Судом первой инстанции бесспорно установлено, что штатная численность гражданских служащих ответчика сокращена на 6 единиц, в связи с чем, сокращение штата имело место быть.
В силу п.5 ст.31 названного Закона, при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
19.05.2014г. письменно под роспись ФИО1 предупрежден о сокращении, в связи с проводимыми у ответчика организационно-штатными мероприятиями.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (ч.7 ст.31).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ФИО1 преимущественного права на оставление на службе, поскольку ответчиком были учтены уровень квалификации, наличие профессионального образования, стаж гражданской службы, показатели производительности труда, результаты профессиональной служебной деятельности. При этом суд первой инстанции учел недостаточно эффективную деятельность отдела, возглавляемого ФИО1, нарушение законодательства в работе отдела и т.д., и пришел к обоснованному выводу о правильном принятии решения о преимущественном праве на оставление на работе другого работника, имеющего более высокую квалификацию, производительность труда и необходимую специальность по профессиональному образованию.
Кроме того, следует отметить, что основания, дающие сотруднику преимущественное право на оставление на службе, рассматриваются и учитываются при равной квалификации и производительности труда. В этой связи, все доводы апелляционной жалобы, указывающие на преимущественное право ФИО1 на оставление на службе не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, более того, они тщательно проверены судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка в решении.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст.67 ГПК РФ, и с учетом положений Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. №2 « О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1, поскольку основания для увольнения истца по п.п.8.2 и 8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ у ответчика имелись, установленный законом порядок увольнения нанимателем соблюден.
В соответствии со ст.38 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07. при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со ст.33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.
Судебная коллегия по гражданским делам соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответчиком не нарушены права истца, как члена профсоюзной организации, поскольку представителем нанимателя выполнены требования статьи 38 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», обязывающие уведомить соответствующий профсоюзный орган о расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со ст.33 данного Федерального закона. Несвоевременное его информирование не является основанием для восстановления истца на службе, поскольку учет мнения выборного профсоюзного органа не является для работодателя обязательным при решении вопроса об увольнении при сокращении численности или штата.
Учитывая специфику государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, предопределяющую правовой статус государственных служащих, следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что истцу в порядке замещения не были предложены вакантные или иные должности, поскольку таких должностей у работодателя не было.
Иные доводы апелляционной жалобы, а также доводы представителей истца, приведенные в суде апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и выводов суда об установленных обстоятельствах, что не может являться основанием для отмены решения суда.
Таким образом, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Фендерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 25 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 ..... - без удовлетворения.
Председательствующий Панаиотиди И.В.
Судьи Темираев Э.В.
Калюженко Ж.Э.
Справка: гражданское дело по первой инстанции рассмотрено Ленинским районным судом г. Владикавказ РСО-Алания под председательством судьи Дзуцевой Ф.Б.