ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-19806/19 от 19.06.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Силиванова Г.М. Дело № 33 – 19806/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вуколовой Т.Б.,

судей Матета А.И. Лихачевой И.А.,

при секретаре Булавиной В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании от 19 июня 2019 года представление Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области на решение Озерского городского суда Московской области от 25 марта 2019 года по гражданскому делу по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской ООО «ЭКЗОТЕХ» о понуждении к действию

заслушав доклад судьи Вуколовой Т.Б.,

объяснения явившихся сторон,

прокуроров межрайонной природоохранной прокуратуры – Федоренко К.Н., Шамрай Т.С.

У С Т А Н О В И Л А:

Истец просит обязать ООО «ЭКОТЕХ» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию по эксплуатации полигона ТКО «Озеры» и направить ее для прохождения государственной экологической экспертизы, обязать ООО * ЭКОТЕХ» предусмотреть в проектной документации обязательное требование о наличии на полигоне ТКО «Озеры» установки системы по сбору и очистке фильтрационных стоков (фильтра), системы дегазации.

В обоснование иска указал на то, что в ходе проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления ООО «ЭКОТЕХ» установлено, что ООО « ЭКОТЕХ» осуществляет деятельность по эксплуатации полигона ТКО «Озеры», приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 29.03.2012г. <данные изъяты> ООО «ЭКОТЕХ» получено включение государственной экологической экспертизы на проект « Реконструкция и рекультивация полигона захоронения ТБО «Озеры», расположенного в Озерском районе Московской области» сроком на 2 года, то есть до 2014г..

Таким образом, ООО «ЭКОТЕХ» с марта 2014г. по настоящее время осуществляет деятельность по эксплуатации полигона ТКО «Озеры» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию, проектная документация на полигон ТКО не разработана, на государственную экологическую экспертизу не направлена; за 2017г. на полигон поступило 37,3 тыс. тонн отходов при предусмотренном проектной документации годовым объеме 26 тыс. тонн, при разработке новой проектной документации санируется увеличение годового объема поступающих для размещения отходов с 26 тыс. тонн до 32 тыс. тонн, учитывая планируемое увеличение объема размещаемых на полигоне ТКО «Озеры» отходов, возрастает риск загрязнения окружающей среды.

Представитель ООО «ЭКОТЕХ» по доверенности Лешин П.О. против удовлетворения иска возражал, указывая на то, что у них нарушений не имеется, деятельность полигона осуществляется на основании проектной документации, прошедшей государственную экологическую экспертизу, в документации предусмотрено, что эксплуатация осуществляется до 2022г., в том числе загрузка полигона -до ноября 2019г. включительно, этап рекультивации с декабря 2019г. по декабрь 2020г.; закрытие полигона?производится при достижении насыпью отходов проектных отметок 145,5м. в настоящее время отметка поверхности полигона -142 м; поступление на полигон за 2017г. 37,3 тыс. тонн отходов не является нарушением, т.к. указанный в проектной документации годовой объем в 26 тыс. тонн - это усредненный результат, полученный при делении разрешенного объема на срок эксплуатации, а в предыдущие годы поступивший объем отходов был ниже запланированного; в настоящее время разрабатывается новая проектная документация, планирующая увеличение срока эксплуатации полигона и объема, размещаемых на полигоне ТКО «Озеры», отходов, в соответствии с распоряжением Министерства ЖКХ МО от 12.12.18г. <данные изъяты> и дорожной картой срок предоставления проекта документации для проведения ГЭЭ - с 16.07.19г. по 19.07.19г., который еще не наступил.

Решением суда в иске отказано.

В апелляционном представлении Межрайонной природоохранной прокуроры ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что ответчик начал реализацию проекта реконструкции и рекультивации полигона ТКО «Озеры» в срок действия утвержденного положительного заключения государственной экологической экспертизы, а федеральные законы, иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в области обращения с отходами, не предусматривают обязательности проведения повторной государственной экологической экспертизы проектной документации реализуемого (не оконченного) проекта.

Однако указанный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

На основании ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 7-ФЗ экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона № 174-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами является в том числе осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы

Согласно п. 8 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ необходимость получения заключения государственной экологической экспертизы в отношении объекта, ранее получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, имеется при:

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 174-ФЗ положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию, а также в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Как усматривается из материалов дела, ООО « ЭКОТЕХ» осуществляет деятельность по эксплуатации полигона ТКО «Озеры», приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 29.03.2012г. <данные изъяты> ООО «ЭКОТЕХ» получено заключение государственной экологической экспертизы на проект « Реконструкция и рекультивация полигона захоронения ТБО «Озеры», расположенного в Озерском районе Московской области» сроком на 2 года, то есть до 2014г.

Таким образом, ООО «ЭКОТЕХ» с марта 2014 года по настоящее время осуществляет деятельность по эксплуатации полигона ТКО «Озеры» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Эксплуатируемый ООО «ЭКОТЕХ» объект обращения с отходами – полигон ТКО «Озеры» относится к объекту I категории негативного воздействия на окружающую среду, который оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду.

При этом эксплуатация объекта размещения отходов в настоящее время осуществляется на основании проекта «Реконструкции и рекультивации полигона захоронения ТБО «Озёры», по которому ранее выдавалось положительное заключение государственной экологической экспертизы сроком действия до 2014 года, согласно которому утверждена проектная мощность по размещению ТКО 26 тыс. тонн в год.

Вместе с тем согласно представленной статистической отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2017 г. по форме №2-ТП (отходы), представленной ООО «ЭКОТЕХ» за 2017 г., на полигон ТКО «Озеры» принято на размещение 37,3 тыс. тонн твердых коммунальных отходов при утвержденной годовой проектной мощности по размещению ТКО 26 тыс. тонн в год. ООО «ЭКОТЕХ» планируется увеличение проектной мощности до 32 тыс. тонн в год.

Таким образом, ООО «ЭКОТЕХ» осуществляется реализация такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Учитывая факт превышения годовой мощности в части увеличения объема размещаемых на полигоне ТКО «Озеры» отходов в отсутствие действующих для увеличенного объема размещаемых отходов проектных решений и заключения государственной экологической экспертизы, имеется риск значительного загрязнения окружающей среды, в том числе в связи с несвоевременной изоляцией размещаемых на полигоне отходов.

Кроме того, ранее по факту отсутствия пересыпки грунтами размещаемых на полигоне отходов должностное лицо ООО «ЭКОТЕХ» привлечено к административной ответственности в порядке ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Поскольку реализация объекта происходит с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также с истечением срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, судебная коллегия полагает, что ООО «ЭКОТЕХ» необходимо проведение повторной государственной экологической экспертизы проектной документации реализуемого объекта с учетом доработки проектной документации в части допущенных отступлений (увеличение объема принимаемых отходов), а также ее направления для прохождения государственной экологической экспертизы.

С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Озерского городского суда Московской области от 25 марта 2019 года отменить.

Исковые требования Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области к ООО «Экотех» о понуждении к действию удовлетворить.

Обязать ООО « ЭКОТЕХ» течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию по эксплуатации полигона ТКО «Озеры» и направить ее для прохождения государственной экологической экспертизы, обязать ООО « ЭКОТЕХ» предусмотреть в проектной документации обязательное требование о наличии на полигоне ТКО «Озеры» установки системы по сбору и очистке фильтрационных стоков (фильтра), системы дегазации.

Председательствующий:

Судьи