ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-19824/18 от 13.11.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

судья Селицкая М.Ю. дело №33-19824/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 ноября 2018г. г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Простовой С.В.,

судей Головнева И.В., Юрченко Т.В.,

при секретаре Жуковой М.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябых Н.А., Рябых И.В. к Администрации г.Новошахтинска об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, третье лицо Министерство энергетики Российской Федерации по апелляционной жалобе Администрации г.Новошахтинска на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 08 августа 2018г.

Заслушав доклад судьи Юрченко Т.В., судебная коллегия

установила:

Рябых Н.А. и Рябых И.В. обратились в суд с иском к Администрации г.Новошахтинска об обязании заключить с ними договор о предоставлении субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в срок до 31.12.2019г., взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб.

В обоснование заявленных требований истцами указано, что они зарегистрированы и проживают в квартире №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН жилого дома №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, квартира принадлежащей на праве собственности Рябых Н.А. на основании договора купли-продажи от 16.07.2012г. Семья истцов в составе 2 человек включена в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой им.«В.И. Ленина» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности под № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Зарегистрированный в квартире Рябых М.А. в списки на переселение не включен. Указанный список утвержден 15.05.2015г. протоколом № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН пр. Истцам должна быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилья площадью 42 кв.м., но до настоящего времени договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке с ними не заключен. При этом проживание в вышеуказанном доме невозможно. По мнению истцов, Администрация г.Новошахтинска немотивированно и необоснованно уклоняется от заключения договора о предоставлении социальной выплаты, производя при этом выборочное переселение с 2016 года.

Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 08 августа 2018 года обязана Администрация г.Новошахтинска заключить с Рябых Н.А. и Рябых И.В. договор о предоставлении субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в срок до 31.12.2019г. Взысканы с Администрации г.Новошахтинска в пользу Рябых И.В. расходы по оплате услуг адвоката в размере 10 000 руб.

Не согласившись с таким решением суда, Администрация г.Новошахтинска подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Апеллянт указывает, что у органа местного самоуправления отсутствует реальная финансовая возможности заключения договора о предоставлении социальной выплаты с семьей истцов, которые включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, утвержденный 15.05.2015г., предоставили необходимые документы и заполнили информационную карту 10.05.2017г. Семья истцов не относится к льготной категории граждан и не имеет первоочередного права на предоставление социальной выплаты в 2019г. Данный вопрос может быть рассмотрен только на заседании рабочей комиссии при изучении всех информационных карт, имеющихся в администрации, в порядке очередности.

Апеллянт считает, что истцами не доказано нарушение Администрацией г.Новошахтинска их права, факта отказа или уклонения от заключения с ними договора о предоставлении социальной выплаты, в связи с чем не подлежит и взыскание судебных расходов.

В заседании судебной коллегии представитель Администрации г.Новошахтинска по доверенности Никулина О.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, пояснила, что необходимы дополнительные денежные средства на переселение, которые не предоставляются.

В заседании судебной коллегии представитель Рябых Н.А. адвокат Веригина Н.Н. просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда без изменения.

В судебное заседание апелляционной инстанции Рябых Н.А. и Рябых И.В., представитель третьего лица Министерства энергетики РФ, извещенные надлежащим образом, не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с требованиями части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы Рябых Н.А. и Рябых И.В. в составе семьи из 2-ух человек включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемой шахтой «В.И. Ленина» ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности под № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, который утвержден Минэнерго РФ 15.05.2015г. протоколом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Дом №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в котором проживают и зарегистрированы истцы, является 8-ми квартирным, владельцы 2-х квартир переселены в III квартале 2016 года, 1 квартиры - во II квартале 2018 года.

На обращения истцов в Администрацию г.Новошахтинска по вопросу предоставления социальной выплаты для переселения из жилья непригодного для проживания, ответчиком 07.06.2017г. и 20.03.2018г. направлены им сообщения о том, что денежные средства на реализацию мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, распределены в полном объеме. Список граждан, подлежащих переселению и расчет размера предоставляемых в 2017г. и 2018г. социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Правилами на предусмотренный объем средств сформирован и согласован в Минэнерго РФ. Рассмотрение вопроса о включении их в список и заключении договора возможно при наличии средств, предусмотренных для реализации данного мероприятия. При наличии денежных средств с их семьей будет заключен договор о предоставлении социальной выплаты.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004г. №840, Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, Положения о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013 № 403, и исходил из того, что при наличии полного пакета документов, представленного истцами, Администрация г.Новошахтинска, переселив часть жильцов, и не предоставив каких-либо доказательств в обоснование причин проведения такого выборочного варианта переселения из дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, умышленно, уклонилась от заключения с истцами договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, в связи с чем пришел к выводу о том, что истцы вправе в настоящее время требовать от ответчика направление социальной выплаты как на приобретение жилья у застройщика, так и на приобретение его на вторичном рынке.

При этом суд признал несостоятельными доводы ответчика о том, что в случае удовлетворения настоящего иска будут нарушены жилищные права граждан, которые включены в основные списки граждан на переселение из ветхого жилья, имеющих преимущественное право по отношению к истцам, как противоречащие п. 2.6. Положения о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013 № 403, в соответствии с которым при наличии полного пакета документов и включении лица в названный список на ответчике лежит обязанность по проведению анализа информационных карт и формированию предложений по количеству граждан, подлежащих переселению, и необходимых для этого объемах финансовых средств.

Установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.

Вопрос об очередности предоставления гражданам социальных выплат подлежит коллегиальному рассмотрению рабочей комиссией при Администрации города, уполномоченной на рассмотрение вопросов, возникающих в рамках оказания гражданам содействия в переселении из ветхого жилья (далее - Рабочая комиссия).

Ежегодно управление жилищной политики с целью установления объема денежных средств, подлежащих направлению гражданами по способам приобретения жилья (первичный рынок жилья, вторичный рынок, участие в долевом строительстве, исполнение решений суда, вступивших в законную силу), проводит анализ информационных карт, поступивших от граждан в Администрацию города, и в срок до 1 марта текущего года предоставляет Рабочей комиссии сведения об объемах средств, необходимых для переселения обратившихся граждан.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку соответствуют установленным обстоятельствам дела, исследованным судом доказательствам, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и не опровергнуты в суде апелляционной инстанции.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по заключению указанного договора при отсутствии межбюджетных трансфертов на финансирование переселения лиц, проживающих в ветхом жилье, не могут служить основанием для отказа в реализации имеющегося у граждан права на получение социальной выплаты.

Согласно статье 5 Федерального закона N 81-ФЗ, статьям 6, 179 БК РФ, статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.

Учитывая, что пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.

Суд первой инстанции, исходя из требований ст. 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, данных в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", правомерно пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца судебных расходов по оплате услуг представителя за участие в суде первой инстанции в сумме 10 000 руб., признав их размер 30 000 руб. завышенным, в связи с чем оснований для отмены решения, либо изменения по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.

Новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, апелляционная жалоба не содержит. По существу доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и к выражению несогласия с толкованием и применением судом норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену или изменение правильного судебного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 08 августа 2018г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.Новошахтинска – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 19.11.2018г.

Председательствующий:

Судьи: