ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1984 от 16.06.2014 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

  Дело №33-1984 а/ж

 Судья: Бучнева С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 июня 2014 года г. Тамбов

 Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

 председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.,

 судей: Ледовских И.В., Баранова В.В.,

 при секретаре Долговой М.Ю.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тамбову о возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога,

 по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тамбову на заочное решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 3 февраля 2014 года,

 заслушав доклад судьи Ледовских И.В.,

 УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратился в суд с иском к ИФНС России по г. Тамбову о возложении обязанности произвести перерасчет суммы земельного налога за 2012 год в отношении земельных участков по адресу: *** исходя из их рыночной стоимости в сумме *** руб. и в сумме *** руб. соответственно, установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2012 г.. Указав, что по вступлению решения суда в законную силу, в январе 2013 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области были внесены соответствующие изменения в сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков. ИФНС России по г. Тамбову было отказано в перерасчете земельного налога за 2012 год, поскольку сведения об изменении кадастровой стоимости участков поступили в Инспекцию только 12.02.2013 г. и с этого времени внесены в базу данных налогового органа. Считает данный отказ незаконным, поскольку определение рыночной стоимости земельных участков было осуществлено по состоянию на 01.01.2009 г.. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Возложение же на него после определения фактической рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков обязанности по уплате налога в явно завышенном размере, считает необоснованным.

 Заочным решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 3 февраля 2014 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. На ИФНС России по г. Тамбову возложена обязанность произвести расчет суммы земельного налога за 2012 год в отношении земельных участков с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., местоположение: ***, а также с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., местоположение: *** исходя из их рыночной стоимости составляющей *** руб. и *** руб., соответственно, установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2012 г..

 Не согласившись с данным решением суда, ИФНС России по г. Тамбову принесена апелляционная жалоба, в которой ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового судебного акта об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных требований. Считает, что решение суда было принято с неправильным истолкованием норм материального права, повлекшим нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права при рассмотрении аналогичных споров. Указывает, что решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 г. №74 «Об установлении земельного налога на территории г. Тамбова» ( в ред. Решения Тамбовской городской Думы от 31.10.2007 г. №453) установлен земельный налог на территории г. Тамбова, с определением налоговых ставок. Результаты кадастровой оценки в Тамбовской области утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 г. №1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области», и которые не были признаны недействительными. Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2012 г. по делу №А64-8724/2012, вступившим в законную силу 26.01.2013г., установлена кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих ФИО1, равной рыночной стоимости, что является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, но с момента вступления в силу судебного акта. До этого момента принимается существующая государственная кадастровая оценка, проведенная в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Таким образом, решение Арбитражного суда может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления его в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка. Соответственно данное решение суда не является основанием для аннулирования ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков, и его действие не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта. Учитывая, что при установлении рыночной стоимости земельного участка используются индивидуальные характеристики для конкретного объекта недвижимости, которые не могли быть учтены при методе массовой оценки, а также, правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №913/11 от 28.06.2011 г., согласно которой, по правилам ст. 66 ЗК РФ, решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр новой кадастровой стоимости, у налогоплательщика возникает право на изменение объекта налогообложения – новой кадастровой стоимости, с момента вступления в силу судебного акта. Президиум ВАС РФ Постановлением от 25.06.2013 г. №10761/11 разрешил правовую неопределенность в отношении того, на какую дату следует устанавливать кадастровую стоимость объектов недвижимости. То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть доказана и установлена решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. Учитывая изложенное, кадастровая стоимость земельного участка, установленная равной рыночной стоимости решением Арбитражного суда Тамбовской области по делу №А64-8724/2012, подлежит применению в целях налогообложения только с очередного налогового периода – 01.01.2013 г..

 Представитель Администрации Тамбовской области в своем отзыве, поддерживает доводы апелляционной жалобы ИФНС России по г. Тамбову.

 В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению. Указывает, что спорный вопрос в настоящем деле не имеет достаточной законодательной базы, что указывает на противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сбора при их толковании, в связи с чем, в силу ст.3, 5 Налогового кодекса РФ все сомнения толкуются в пользу налогоплательщика, положение которого не должно ухудшаться. Полагает, что кадастровая стоимость равной рыночной земельных участков была установлена в текущем периоде в 2012 году, а поэтому должен быть произведен перерасчет суммы земельного налога за весь налоговый период – 2012г..

 Выслушав представителя ИФНС России по г.Тамбову ФИО3 и представителя Администрации Тамбовской области ФИО4, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ФИО1 – ФИО2, возражавшего против отмены решения суда, считая его законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.

 Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельных участков по адресу: ***. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2012 года кадастровая стоимость указанных земельных участков составляла *** руб. и *** руб. соответственно, которая была учтена налоговым органом при исчислении налоговой базы земельного налога за 2012 год.

 Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26 декабря 2012 года, вступившим в законную силу, установлена кадастровая стоимость земельных участков равной рыночной стоимости, а именно, по адресу: *** - *** руб., а по адресу: *** – *** рублей.

 Считая, что налоговая база при исчислении земельного налога за 2012 год, должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельных участков, установленной равной их рыночной стоимости на основании решения Арбитражного суда Тамбовской области от 26 декабря 2012 года, ФИО1 обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

 Удовлетворяя заявленные ФИО1 требования и возлагая на налоговый орган обязанность по расчету суммы земельного налога за 2012 год исходя из кадастровой стоимости участков, установленной решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2012г., суд первой инстанции исходил из того, что решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2012 года кадастровая стоимость участков была установлена равной рыночной стоимости, которая определялась по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость, то есть, в том числе и на спорный налоговый период 2012г.. Порядок определения налоговой базы на тот или иной налоговый период в случае установления кадастровой стоимости земельного участка на основании решений судов действующим налоговым законодательством четко не определен. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в силу п.7 ст.3 НК РФ толкуются в пользу налогоплательщика. Реализация налогоплательщиком права на уплату земельного налога исходя из кадастровой стоимости с учетом установления ее равной рыночной стоимости на основании решения суда, не может быть поставлена, по мнению суда, в зависимость от момента исполнения решения суда об установлении судом рыночной стоимости земельного участка и внесения в кадастр управлением Росреестра соответствующих сведений.

 Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в силу следующего.

 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

 Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

 Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

 Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет ( ст. 391 НК РФ).

 Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год ( п.1 ст. 393 Кодекса).

 Согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

 Постановлением Администрации Тамбовской области от 30 ноября 2007 г. № 1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» утверждены результаты кадастровой оценки в Тамбовской области. Постановлением Администрации Тамбовской области № 260 вынесены изменения в вышеуказанное постановление, в связи с чем, срок его действия установлен с 01 января 2009 года.

 Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2012 год составляла: ***. - земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., местоположение: ***, и *** руб. – земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м., местоположение: ***

 Кадастровая стоимость указанных земельных участков равной рыночной стоимости была установлена в соответствии с п.3 ст.65 Земельного кодекса РФ, ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26 декабря 2012 года, вступившим в законную силу 26 января 2013 года.

 В течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости ( ст. 24.20 Федерального закона № 135 –ФЗ от 29.07.1998).

 Таким образом, с учетом предусмотренного п.3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

 Правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости в связи с её несоответствием рыночной стоимости земельного участка является возникновение обязанности у органа, ведущего кадастровый учёт, внести в государственный кадастр недвижимости установленную судебным актом кадастровую стоимость земельного участка с момента вступления в силу судебного акта.

 С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, её новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в силу судебного акта. Обратного, из текста решения Арбитражного суда Тамбовской области, не следует.

 Филиалом ФГУП «ФКП Росреестра» по Тамбовской области только 4 февраля 2013 года принято решение об учете изменений объектов недвижимости № ***, в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***.

 С учетом изложенного, при расчете земельного налога за 2012 год налоговым органом правомерно применена кадастровая стоимость земельных участков, сведения о которой были утверждены Постановлением Администрации Тамбовской области от 30 ноября 2007 г. № 1311 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области», имелись в государственном кадастре недвижимости и были предоставлены в ИФНС России по г. Тамбову органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в порядке ч.4 ст. 85 НК РФ, а не рыночная стоимость, указанная в решении арбитражного суда.

 Таким образом, правовые основания для возложения на налоговый орган обязанности произвести перерасчет земельного налога за 2012 год отсутствуют.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Заочное решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 3 февраля 2014 года отменить.

 Принять по делу новое решение.

 В удовлетворении требований ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тамбову о перерасчете земельного налога за 2012 год отказать.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

 Председательствующий:

 Судьи: