ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1993/2022 от 31.03.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Яремчук Е.В. Дело № 33-1993/2022

(2-5760/2021)

64RS0045-01-2021-013413-90

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 марта 2022 года г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Негласона А.А., Бартенева Ю.И.,

при ведении протокола помощником судьи Лисовой О.И.,

с участием прокурора Радионенко Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области о признании незаконным заключения служебной проверки, приказов, восстановлении на службе, по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Кировского районного суда г. Саратова от 14 декабря 2021 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Негласона А.А., объяснения истца ФИО3, представителей истца ФИО11 и ФИО12, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя ответчика ФСИН России – ФИО13 и представителя ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Саратовской области – ФИО14, возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора ФИО10, полагавшего решение не подлежащим отмене, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратился в суд с уточненными исковыми требованиями к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее – ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее – УФСИН России по Саратовской области) о признании незаконным заключения служебной проверки, приказов, восстановлении на службе.

Требования мотивировал тем, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе, с 19 апреля 2021 года в должности первого заместителя начальника УФСИН России по Саратовской области. 27 октября 2021 года ФИО3 уволен со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с грубым нарушением служебной дисциплины. Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности в виде увольнения послужило заключение служебной проверки от 26 октября 2021 года.

Считая заключение служебной проверки от 26 октября 2021 года, а также процедуру увольнения и порядок наложения дисциплинарного взыскания незаконными, ФИО3 обратился в суд, который с учетом уточнений исковых требований просил признать незаконными, в части касающейся ФИО3, заключение о результатах служебной проверки от 26 октября 2021 года, приказ ФСИН России от 26 октября 2021 года № 933-лс «О наложении дисциплинарных взысканий на сотрудников УФСИН России по Саратовской области», приказ ФСИН России от 26 октября 2021 года «Об освобождении от замещаемой должности и зачислении в распоряжение ФИО3, расторжении контрактов о службе в уголовно - исполнительной системе Российской Федерации и увольнении сотрудников со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», приказ УФСИН России по Саратовской области -лс от 27 октября 2021 года, восстановить его на службе в должности первого заместителя начальника УФСИН России по Саратовской области.

Решением Кировского районного суда г. Саратова от 14 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказано.

В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В доводах жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Считает, что в его действиях отсутствует состав дисциплинарного проступка. Указывает, что с должностной инструкцией ознакомлен не был. Также считает, что порядок проведения службой проверки нарушен. Полагает, что работодателем не учтена тяжесть совершенного проступка и обстоятельства его совершения.

В возражениях на апелляционную жалобу ФСИН России и УФСИН России по Саратовской области просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО3 проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации с 2004 года, с 19 апреля 2021 года в должности первого заместителя начальника УФСИН России по Саратовской области.

Согласно должностной инструкции первого заместителя начальника УФСИН России по Саратовской области ФИО3, утвержденной 19 апреля 2021 года, ФИО3 организует и контролирует, в том числе, работу оперативного отдела, отдела безопасности, отдела специального учета и отдела специального назначения УФСИН. В отсутствие начальника УФСИН контролирует работу управления ФКУ Управления «Л» по Саратовской области Главного управления «Л» ФСИН России (п. 4). Обязан: знать оперативную обстановку в учреждениях, непосредственно подчиненных УФСИН (п. 31); осуществлять контроль за работой сотрудников оперативного отдела и отделения следственных изоляторов и тюрем УФСИН с негласным аппаратом и реализацией полученной оперативной информации (п. 48); анализировать состояние оперативной обстановки в подразделениях области с учетом совершенных правонарушений, наличия группировок отрицательной направленности, характеристики объектов прикрытия и наблюдения, результативности перекрытия каналов поступления запрещенных предметов, результатов работы по делам оперативного учета, вносить предложения начальнику УФСИН по ее улучшению (п. 49); своевременно докладывать о полученной оперативной информации начальнику УФСИН (п. 50); следить за соблюдением прав человека в учреждениях, организовывать работу по устранению выявленных нарушений законности (л.д. 88-90).

Согласно служебному контракту от 19 апреля 2021 года (л.д. 86-87), ФИО3 принял на себя обязательства, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации: выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), добросовестно выполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом, контрактом и должностной инструкцией (пункты 4.2, 4.3).

Приказом директора ФСИН России -лс от 26 октября 2021 года служебный контракт, заключенный с ФИО3, расторгнут на основании пункта 6 части 2 статьи 84 Федерального закона № 197-ФЗ в связи с грубым нарушением служебной дисциплины (л.д. 129), с установлением даты увольнения, согласно приказу УФСИН России по Саратовской области -лс от 27 октября 2021 года (с внесенными приказом УФСИН России по Саратовской области -лс от 30 ноября 2021 года изменениями) 27 октября 2021 года (л.д. 132-134).

Основанием для издания приказа о расторжении служебного контракта послужил приказ ФСИН России -лс от 26 октября 2021 года «О наложении дисциплинарных взысканий на сотрудников УФСИН России по Саратовской области» (л.д. 123), вынесенный по итогам служебной проверки, проведенной по факту размещения на сайте «Gulagu.net» публикации о пытках и унижениях осужденных в ФКЛПУ ОТБ-1 ФСИН России по Саратовской области, видеоматериалы которых были сняты на служебные видеорегистраторы.

Проверка инициирована в отношении должностных лиц УФСИН России по Саратовской области и ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН в целях установления причин и условий, способствовавших размещению на сайте «Gulagu.net» публикаций о пытках и унижениях осужденных, отбывающих наказание в ОТБ-1, видеоматериалы которых были сняты на служебные видеорегистраторы.

Проверочные мероприятия осуществлены с выездом членов комиссии по проведению служебной проверки с 06 октября 2021 года по 17 октября 2021 года.

В ходе проверки установлено, что оперативно-служебная деятельность осуществляется с многочисленными нарушениями требований нормативных правовых актов Российской Федерации и указаний ФСИН России.

Согласно заключению служебной проверки комиссии ФСИН России от 26 октября 2021 года, допущенные нарушения стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения сотрудниками УФСИН России по Саратовской области своих должностных обязанностей.

В отношении ФИО3 комиссия пришла к выводу о наличии в его действиях нарушений требований подпункта 4.3 Контракта , выразившегося в несоблюдении требований пунктов 31, 48, 49, 50, 58 раздела III должностной инструкции, в части: знания оперативной обстановки в учреждениях, непосредственно подчиненных УФСИН, осуществления контроля за работой сотрудников оперативного отдела, и реализацией полученной оперативной информации; анализа состояния оперативной обстановки в подразделениях области с учетом совершенных правонарушений, наличия группировок отрицательной направленности, характеристики объектов прикрытия и наблюдения, результативности перекрытия каналов поступления запрещенных предметов, результатов работы по делам оперативного учета; соблюдения прав человека в учреждениях, организации работы по устранению выявленных нарушений законности (л.д. 109-121).

По мнению комиссии, выявленные в ходе служебной проверки нарушения, свидетельствуют о совершении ФИО3 грубого нарушения служебной дисциплины.

Из письменных объяснений ФИО3 следует, что в его должностные обязанности входит общее руководство, контроль и организация деятельности оперативно-режимных служб, отделов специального учета. До публикации в СМИ (сети интернет) он видеоролики насилия, сексуального характера, совершаемые осужденными в ОТБ-1 не видел, об их существовании не знал. Осужденные с вопросом применения к ним насильственных действий, в том числе сексуального характера, не обращались. Нарушения, выявленные в ходе целевого выезда сотрудниками ФСИН России, стали возможными по причине ослабления контроля за деятельностью оперативно-режимных служб, непродолжительного нахождения в должности, особое внимание было обращено на укомплектование оперативного отдела УФСИН, отдела безопасности, выезды в учреждения, стоящие на особом контроле, слабого контроля со стороны руководства учреждения (л.д. 108).

Факт собственноручного написания объяснений истец не оспаривал. Доказательств, подтверждающих предоставление письменных объяснений под физическим либо психологическим давлением, истцом суду не представлено, также как и не представлено доказательств ограничения истца во времени для их предоставления.

Служебная проверка была назначена 07 октября 2021 года, заключение служебной проверки утверждено Директором ФСИН России 26 октября 2021 года.

27 октября 2021 года ФИО3 был ознакомлен с представлением к увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе, с приказом об увольнении, с ним проведена беседа об основаниях увольнения, выдана трудовая книжка (л.д. 126-128, 131, 135-137).

С ходатайством об ознакомлении с заключением служебной проверки истец обратился 10 ноября 2021 года (л.д. 28, 71).

Ответом от 03 декабря 2021 года УК ФСИН России сообщило ФИО3 о возможности ознакомиться с заключением в части его касающейся в часы работы организации (л.д. 72), 06 декабря 2021 года ФИО3 выдана выписка о результатах служебной проверки (л.д. 122).

Разрешая спор и отказывая ФИО3 в удовлетворении исковых требований о признании незаконным заключения служебной проверки, приказов, восстановлении на службе, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях ФИО3 имелся дисциплинарный проступок, в связи с чем, у ответчика имелись основания для увольнения ФИО3 со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по п. 6 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ. Порядок проведения служебной проверки, установленный Приказом Минюста России от 31 декабря 2020 и порядок привлечения ФИО3 к дисциплинарной ответственности нарушен не был.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на положениях действующего законодательства и обстоятельствах, установленных в ходе рассмотрения дела.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительную систему, ее прохождением и прекращением, также с определением положения (статуса) сотрудника регулируются Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 197-ФЗ).

Согласно положений п. 2, 12 ч. 1 ст. 12, п. 2, 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сотрудник должен знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников); не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник должен соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ за нарушение служебной дисциплины на сотрудника в соответствии со ст. ст. 47, 49 - 53 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

Под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

В силу п. 6 ч. 2 ст. 84 Федерального закона № 197-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.

Грубым нарушением служебной дисциплины в соответствии с ч. 2 ст. 49 Федерального закона № 197-ФЗ является, в том числе: совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности учреждения или органа уголовно-исполнительной системы либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность (п. 4).

Порядок наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий установлен ст. 52 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со ст. 54 данного Федерального закона может быть проведена служебная проверка.

В соответствии со ст. 54 Федерального закона № 197-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст. 14 настоящего Федерального закона.

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе.

Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 9 ст. 54).

Частью 3 названной статьи установлено, что при проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе.

Организация и проведение служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации предусмотрены Порядком проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 31 декабря 2020 года № 341 «Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 13 января 2021 года № 62057).

В п. 4 Порядка содержится исчерпывающий перечень оснований для проведения служебных проверок, которые осуществляются органом уголовно-исполнительной системы в отношении сотрудников, в том числе: по факту совершения дисциплинарного проступка, применения (использования) сотрудником физической силы, специальных средств и оружия, а также иных происшествий с участием сотрудника, если имеются основания полагать, что оно явилось следствием дисциплинарного проступка либо произошло при исполнении сотрудником служебных обязанностей; возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении; гибели (смерти) сотрудника, получения им увечья или иного повреждения здоровья; нарушения условий контракта; наличия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно – исполнительной системе.

Решение о проведении служебной проверки принимается должностными лицами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (лицами, их замещающими): директором ФСИН России - в отношении всех сотрудников и граждан; первым заместителем директора ФСИН России, заместителями директора ФСИН России - в отношении сотрудников и граждан в соответствии с распределением обязанностей; начальниками территориальных органов ФСИН России - в отношении сотрудников соответствующего территориального органа ФСИН России и подведомственных ему учреждений уголовно-исполнительной системы и граждан; начальниками учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, - в отношении сотрудников данных учреждений и граждан; начальниками учреждений, подведомственных территориальному органу ФСИН России, - в отношении сотрудников данных учреждений и граждан (п. 7).

В соответствии с п. 8 Порядка решение о проведении служебной проверки принимается должностными лицами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (лицами, их замещающими), указанными в пункте 7 Порядка, не позднее 14 дней со дня, когда им стала известна информация, являющаяся основанием для проведения служебной проверки.

В состав комиссии по проведению служебной проверки включаются работники уголовно-исполнительной системы, обладающие необходимыми знаниями и опытом. В случае невозможности кого-либо из членов комиссии участвовать в проведении служебной проверки в состав комиссии приказом учреждения, органа уголовно-исполнительной системы могут вноситься изменения (п. 9).

Работник уголовно-исполнительной системы не может являться членом комиссии и участвовать в проведении служебной проверки при наличии следующих оснований: если он по службе (в том числе временно) является подчиненным сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка; если он является родственником сотрудника, в отношении или по рапорту которого проводится служебная проверка; если он является субъектом этой служебной проверки; если имеются обстоятельства, дающие основания полагать, что он может быть прямо или косвенно заинтересован в результатах служебной проверки (п. 12).

Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении должностным лицом, указанным в пункте 7 Порядка (п. 17).

Заключение подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшим решение о проведении служебной проверки. Датой завершения служебной проверки является дата подписания членами комиссии заключения. Не позднее чем через 3 рабочих дня со дня завершения служебной проверки заключение представляется должностному лицу, издавшему приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки (п. 21).

Приказ о наложении дисциплинарного взыскания должен быть издан не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения. С приказом учреждения, органа уголовно-исполнительной системы о наложении дисциплинарного взыскания сотрудник должен быть ознакомлен под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания (п. 22).

Согласно п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» если в апелляционных жалобе, представлении имеется ссылка на дополнительные (новые) доказательства, судья-докладчик, исходя из требований абзаца второго части 2 статьи 327 ГПК РФ, излагает их содержание и ставит на обсуждение вопрос о принятии дополнительных (новых) доказательств с учетом мнения лиц, участвующих в деле. В случае когда непосредственно в судебном заседании суда апелляционной инстанции лицо заявило ходатайство о принятии и об исследовании дополнительных (новых) доказательств, суд апелляционной инстанции разрешает вопрос об их принятии с учетом мнения лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании, и дает оценку уважительности причин, по которым эти доказательства не были представлены в суд первой инстанции

Согласно приведенным разъяснениям, суд апелляционной инстанции наделен процессуальными возможностями, которые позволяют ему с достаточной степенью достоверности установить обстоятельства, имеющие значение для дела.

Стороной ответчика в судебное заседание суду апелляционной инстанции были представлены копия приказа директора ФСИН России ФИО4 А.П. -лс от 15 октября 2021 года об освобождении от врио должности начальника УФСИН России по Саратовской области ФИО15, командирования и возложении врио должности начальника УФСИН России по Саратовской области на Ефаркина А.А.; копия приказа начальника УФСИН России по Саратовской области ФИО17 от 07 сентября 2021 года «О распределении обязанностей между заместителями начальника УФСИН России по Саратовской области» с приложением к нему; копия приказа начальника УФСИН России по Саратовской области ФИО18 от 23 августа 2018 года «О распределении обязанностей между заместителями начальника УФСИН России по Саратовской области» с приложением к нему.

Истцом к апелляционной жалобе была приложена копия ответа УФСИН по Саратовской области от 30 декабря 2021 года, содержащего информацию о количестве выездов ФИО3 в исправительные учреждения и следственные изоляторы УФСИН России по Саратовской области за время нахождения его в должности первого заместителя начальника УФСИН по Саратовской области с 19 апреля 2021 года по 27 октября 2021 года.

Представленные документы судом апелляционной инстанции приняты в качестве новых доказательств на основании ст. 327.1 ГПК РФ, исследованы и проверены в совокупности с имеющимися доказательствами в порядке ст. 67 ГПК РФ.

Судом апелляционной инстанции установлено и из представленных стороной ответчика документов следует, что с приказом начальника УФСИН России по Саратовской области ФИО18 от 23 августа 2018 года «О распределении обязанностей между заместителями начальника УФСИН России по Саратовской области» и приложением к нему ФИО3 был ознакомлен 24 августа 2018 года, с приказом начальника УФСИН России по Саратовской области ФИО17 от 07 сентября 2021 года «О распределении обязанностей между заместителями начальника УФСИН России по Саратовской области» и приложением к нему ФИО3 был ознакомлен 06 сентября 2021 года.

Из содержания приказов от 23 августа 2018 года и от 07 сентября 2021 года следует, что первый заместитель начальника УФСИН по Саратовской области осуществляет руководство деятельностью УФСИН по Саратовской области:

в сфере организации и координации оперативно-розыскной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, расположенных на территории Саратовской области (далее – учреждения и органы УИС, расположенные на территории Саратовской области);

в сфере обеспечения безопасности осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, и иных лиц, находящихся на территории учреждений уголовно-исполнительной системы;

в сфере обеспечения работы и контроля за исполнением наказаний не связанных с изоляцией осуждённых от общества;

по обеспечению режима содержания под стражей в следственных изоляторах и тюрьмах;

по организации надзора за подозреваемыми, обвиняемыми в совершении преступлений, и осужденными;

по оказанию помощи оперативным и следственным подразделениям правоохранительных органов в раскрытии преступлений;

по организации надзора в исправительных учреждениях и профилактического учета осужденных, склонных к совершению правонарушений и побегов;

по осуществлению специального учета осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей.

Осуществляет координацию и контроль деятельности следующих структурных подразделений УФСИН России по Саратовской области:

оперативный отдел;

отдел режима и надзора;

отделение специального учета;

отдел по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осуждённых от общества;

отдел специального назначения.

Имеет право:

представления интересов УФСИН в органах исполнительной и законодательной власти Саратовской области, в пределах своих полномочий;

рассмотрения и визирования проектов документов, представляемых на подпись начальнику УФСИН;

согласования проектов актов и других документов, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, подписания заключений на них;

заслушивания руководителей структурных подразделений и учреждений УФСИН координацию и контроль деятельности которых осуществляет по курируемым направлениям деятельности;

утверждения специальных планов (графиков), актов, протоколов по организации работы структурных подразделений УФСИН, координацию и контроль деятельности которых осуществляет по курируемым направлениям;

в соответствии с резолюцией начальника УФСИН рассматривает поступившие в УФСИН обращения, документы и материалы;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Регламентом и приказами УФСИН и ФСИН России, должностными инструкциями.

Несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных структурные подразделения УФСИН, координацию и контроль деятельности которых осуществляет, а также учреждений УФСИН по курируемым направлениям деятельности.

Обеспечивает контроль за выполнением структурными подразделениями УФСИН, координацию и контроль деятельности которых осуществляет, и учреждениями УФСИН указаний, протоколов, распоряжений, приказов УФСИН и ФСИН России по курируемым направлениям деятельности.

Таким образом, вышеназванные должностные обязанности, с которыми был ознакомлен истец, аналогичны обязанностям, закрепленным в должностной инструкции первого заместителя начальника УФСИН России по Саратовской области, утвержденной 19 апреля 2021 года.

Судом апелляционной инстанции также установлено, что после размещения на сайте «Gulagu.net» публикации о пытках и унижениях осужденных в ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области приказом врио директора ФСИН России ФСИН России ФИО19 от 07 октября 2021 года «О создании комиссии и проведении служебной проверки» назначена служебная проверка по сведениям, изложенным в докладной записке врио начальника Главного оперативного управления ФСИН России Васильева Н.Л. от 07 октября 2021 года.

Проверка инициирована в отношении должностных лиц
УФСИН России по Саратовской области и ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области в целях установления причин и условий, способствовавших размещению на сайте «Gulagu.net» публикации о пытках и унижениях осужденных в ОТБ-1, видеоматериалы которых были сняты на служебные видеорегистраторы.

Проверочные мероприятия осуществлены с выездом членов комиссии по проведению служебной проверки с 06 октября 2021 года по 17 октября 2021 года.

В ходе проверки установлено, что оперативно-служебная деятельность в ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области осуществляется с многочисленными нарушениями требований нормативных правовых актов Российской Федерации и указаний ФСИН России (л.д. 109-121).

Несмотря на многочисленные сигналы о совершаемых в ОТБ-1 преступлениях, поступавшие в территориальный орган в виде обращений граждан, оперативной информации, направляемой, главным оперативным управлением ФСИН России, необходимых мер по ее проверке руководством УФСИН не принималось. Во всех проведенных проверках информация своего подтверждения не находила. Оперативная работа не велась.

При опросе потерпевших, фигурантов, установлено, что на территории учреждения продолжительное время действовала сформировавшаяся организованная преступная группа осужденных, которая занималась физическим и сексуальным насилием, вымогательством денежных средств.

Только по линии организации режима и обеспечения надзора установлено, что:

1) в нарушение пунктов 10 и 17 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утверждённой приказом Минюста России от 13 июля 2006 года № 252-дсп, осужденные, трудоустроенные санитарами в туберкулезно-легочном отделении № 1 Учреждения (далее – ТЛО-1) фактически проживали на рабочем месте, при этом для них были созданы привилегированные условия (имелся изолированный участок, выход в который осуществлялся через запасной выход из ТЛО-1);

2) в нарушение пунктов 14.4 и 10.1 СП308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исправительной системы» утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года №1454/пр., на производственной зоне Учреждения оборудована сауна;

3) в нарушение пункта 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295 (далее – Правила № 295), а также пунктов 14, 21, 32, 33 и 34 практических рекомендаций учёта колюще-режущего и другого инструмента на объектах размещения и трудоиспользования осужденных в исправительных учреждениях ФСИН России (указание ФСИН России № исх-03-36799 от 23 июня 2020 года), в Учреждении отсутствуют инструментальные кладовые; в результате проведенных обыскных мероприятий на территории Учреждения обнаружено и изъято большое количество не учтенного инструмента (молотки, отвертки, резаки), заточенные металлические пластины, лакокрасочных материалов, керамической посуды, инвентаря и имущества, не оформленного надлежащим образом и не учтенного в бухгалтерии.

В тумбочке старшего дневального психиатрического отделения Учреждения обнаружен ящик с колюще-режущим клейменным инструментом, который не закрывается, сотрудникам учреждения не сдается, постоянно хранится у осужденного;

4) нарушение указаний ФСИН России от 24 мая 2018 года № исх-5/42-123дсп, от 25 июля 2018 года № исх-01-1861дсп и от 17 марта 2021 года № исх-01-937дсп, в части не определения местом расположения автоматизированного рабочего места, предназначенного для хранения архива видеоинформации, полученной с использованием портативных видеорегистраторов – помещения поста оператора видеоконтроля, использования осужденными, содержащихся в ОТБ-1 портативных видеорегистраторов, допуск их к специальному программному обеспечению, предназначенному для копирования файлов видеонаблюдения, хранения вплоть до сентября 2021 года архива видеоинформации, полученной с использованием средств видеофиксации, в отделе безопасности ФКЛПУ ОТБ-1, что в свою очередь привело к возможности фиксации, накоплению и копированию архива видеозаписей, последующим выносом данного архива за пределы учреждения и передачу его третьим лицам;

5) в нарушение пунктов 17 и 24 приложения № 8 к Правилам № 295 осужденные Учреждения привлекались к работам, связанным с распорядительными функциями. Допуск осужденного к работе со служебными документами с пометкой «для служебного пользования», в том числе плана надзора, к работе в федеральной государственной информационной системе «Электронный документооборот уголовно-исполнительной системы» и ведомственной почте;

6) в нарушение пунктов 17 и 45 Правил № 295 допускается одиночное передвижение осужденных Учреждения в жилой и производственной зонах учреждения;

7) в нарушение пункта 17 Правил № 295 у осужденных Учреждения в значительном количестве имелась гражданская форма одежды;

8) в нарушения пункта 2 Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, утвержденного приказом Минюста России от 20 марта 2015 года № 64дсп, и распоряжения ФСИН России от 17 августа 2021 года № 216-р «О проведении оперативно-профилактической операции «Циклон» при подготовке к проведению мероприятий в адрес учреждений области 23 августа 2021 года за № исх-66/ТО/12-14888, направлено указание о проведении оперативно-профилактической операции «Циклон» с приложением графика проведения общих обысков, где указаны все учреждения и конкретные даты проведения обысков, тем самым предоставлено время для подготовки учреждений к проведению обыскных мероприятий. Аналогичная ситуация при организации плановых общих обысков, в ТО составляется и направляется во все учреждения области график их проведения на 6 месяцев.

10) в нарушение пункта 17 Правил № 295 в ходе проведенных обыскных мероприятий в Учреждении обнаружено и изъято большое количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (мобильные телефоны, сим-карты различных операторов сотовой связи, зарядные устройства флеш-карты).

11) в нарушение пунктов 111 и 112 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утверждённой приказом Минюста России от 13 июля 2006 года № 252-дсп, пунктов 1 и 4.2 «Единых требований к работе операторов поста видеонаблюдения (далее – ПВК), сотрудников дежурных смен исправительных учреждений, следственных изоляторов и тюрем, несущих службу на автоматизированных рабочих местах, на которые выведены сигналы средств видеонаблюдения» (указание ФСИН России от 29 апреля 2021 года № исх-03-28617), оператор ПВК фактически осуществляет пропускной режим по всему учреждению, а также принимает телефонные звонки.

По линии организации оперативно-розыскной деятельности выявлены многочисленные нарушение пункта 10 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2005 года № 72, а также указаний ФСИН России от 22 января 2018 года № исх-2-26с «Методические рекомендации сотрудникам оперативных подразделений учреждений и органов УИС по основным вопросам оперативно-розыскной деятельности», от 25 июля 2018 года № исх-01-1861дсп, от 09 января 2020 года № исх-2-1с-02 «Методические рекомендации сотрудникам оперативных подразделений учреждений и органов УИС по основным вопросам оперативно-розыскной деятельности», от 22 июля 2021 года № исх-2-746с-011.

04 июня 2021 года на сайте «Gulagu.net» было размещено обращение осужденного ФИО20 с информацией о физическом насилии, насильственных действия сексуального характера и пытках, применённых к нему в ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области. По указанному обращению была проведена проверка, утвержденная приказом врио начальника УФСИН России по Саратовской области ФИО15 от 17 июня 2021 года. По результатам проведенной проверки сведения о физическом насилии, насильственных действия сексуального характера и пытках в отношении заключенного Шеремета П.В., применённых к нему в ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области не подтвердились, однако было установлено недолжное обеспечение мер безопасности осужденных. В связи с тем, что в заключении не усматривалось признаков составов преступлений, предусмотренных положениями УК РФ, было принято решение данное заключение по подследственности в СО по Заводскому району г. Саратова СУ СК России по Саратовский области не направлять. Указанное заключение по результатам проведенной проверки было согласовано с первым заместителем начальника УФСИН России по Саратовской области ФИО3 как с председателем комиссии (л.д. 185-201).

Кроме того, 08 июня 2021 года и 09 июня 2021 года из ГОУ ФСИН России в УФСИН России по Саратовской области были направлены два обращения ФИО22 с информацией о физическом насилии, насильственных действиях сексуального характера и пытках в отношении заключенного ФИО21, применённых к нему в ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области. По указанным обращениям была проведена проверка, в ходе которой сведения о физическом насилии, насильственных действия сексуального характера и пытках в отношении заключенного ФИО21, применённых к нему в ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области не подтвердились. Данное заключение было согласовано с первым заместителем начальника УФСИН России по Саратовской области ФИО3(л.д. 171-182).

Вместе с тем, согласно т. 1 книги года «Замечаний и предложений по недостаткам в деятельности администрации ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области», заведенной 15 января 2021 года, записи первым заместителем начальника УФСИН России по Саратовской области ФИО3 с 19 апреля 2021 года по 27 октября 2021 года в ней по данным фактам не производились (л.д. 139).

При этом из письменных объяснений ФИО3 следует, что до публикации в СМИ (сети интернет) он видеоролики насилия, сексуального характера, совершаемые осужденными в ОТБ-1 не видел, об их существовании не знал. Осужденные с вопросом применения к ним насильственных действий, в том числе сексуального характера, не обращались (л.д. 108).

Данные обстоятельства объективно подтверждают факт грубого нарушения служебной дисциплины ФИО3 при исполнении должностных обязанностей.

Согласно выписке из приказа директора ФСИН России ФИО4 А.П. -лс от 26 октября 2021 года первый заместитель начальника УФСИН России по Саратовской области ФИО3 уволен со службы по п. 6 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ в связи с несоблюдением пп 4.3. Контракта , выразившемся в ненадлежащем исполнении п. 3 ч. 3 ст. 4 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

Согласно служебному контракту от 19 апреля 2021 года (л.д. 86-87), ФИО3 принял на себя обязательства, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации: добросовестно выполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом, контрактом и должностной инструкцией (п. 4.3).

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ обязательным для сотрудника является исполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сотрудник обязан знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников).

Согласно пп. 2 и 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сотрудник имеет право на ознакомление с должностной инструкцией и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности исполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в уголовно-исполнительной системе; на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности учреждения и (или) органа уголовно-исполнительной системы.

Принимая во внимание содержание контракта, должностной инструкции, локальных нормативных актов работодателя, а также вышеприведенные положения действующего законодательства - федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, с учетом представленных доказательств, судебная коллегия приходит к выводу, что у работодателя имелись основания для увольнения истца со службы по п. 6 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ в связи с несоблюдением п. 4.3. Контракта , выразившемся в ненадлежащем исполнении п. 3 ч. 3 ст. 4 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

Доводы истца о том, что при заключении служебного контракта с должностной инструкцией он ознакомлен не был, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку ФИО3 не лишен был права на ознакомление с ней в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ (в случае не предоставления должностной инструкции работодателем), однако с таким рапортом он к руководству не обращался, что свидетельствует о том, что с должностными обязанностями истец был знаком, при этом в силу п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ ФИО3 как сотрудник УИС при осуществлении служебных обязанностей обязан знать требования должностной инструкции и их выполнять.

Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального и процессуального права к спорным правоотношениям применены верно, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

Доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а жалоба, не содержащая предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Саратова от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 апреля 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: