Судья Одинцов М.А. Дело № 33-1995
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июня 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.,
судей Бабаняна С.С., Потеминой Е.В.,
при секретаре Рофель Ю.В.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Потеминой Е.В. дело по апелляционной жалобе ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» на решение Первомайского районного суда г.Пензы области от 26.03.2019 г., которым постановлено:
«принять признание иска ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы».
иск Пензенского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» об обеспечении доступности здания аэропорта г. Пензы для маломобильных групп населения, удовлетворить.
Признать действия ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» по эксплуатации аэродрома «Терновка» в г. Пензе в отсутствие утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти проекта решения об установлении приаэродромной территории - незаконными.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Пензенской области «Аэропорт города Пензы» (ОГРН 1095836000413, ИНН 5837039563, юридический адрес: 440068, г. Пенза, ул. Центральная, 2, дата государственной регистрации 10.02.2009) подготовить и согласовать с органами государственной власти, указанными в Постановлении Правительства российской Федерации от 02.12.2017 №1460, проект решения об установлении приаэродромной территории».
Проверив материалы дела, заслушав представителя Пензенского транспортного прокурора Дурманову О.М., действующую на основании доверенности, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Пензенский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» об обеспечении доступности здания аэропорта г. Пензы для маломобильных групп населения. В обоснование указал, что в ходе проведённой Пензенской транспортной прокуратурой по заданию Приволжской транспортной прокуратуры проверки исполнения федерального законодательства о безопасности полетов в Государственном бюджетном учреждении Пензенской области «Аэропорт г. Пензы» (г.Пенза, ул. Центральная, д. 2) было установлено, что аэродром «Терновка» в г. Пенза действует на основании свидетельства о государственной регистрации № от 04.12.2014 г. Режим работы аэродрома - круглосуточно, круглогодично. Лицо, эксплуатирующее аэродром, - ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы». Сертификат соответствия аэродрома № выдан ФАВТ сроком до 04.12.2019 г. На момент проверки срок действия сертификата не истек. Оператором аэродрома гражданской авиации «Терновка» является ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» на основании сертификата №, выданного 01.08.2016 г. Однако, в нарушение ч. 1 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, ч. 5 ст. 4, ч.7 ст.4 Федерального закона от 01.07.2017 №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории» в настоящее время ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» решение об установлении приаэродромиой территории аэродрома «Терновка» в г. Пензе, утвержденное уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не согласовано. Аэродром «Терновка» в г.Пензе эксплуатируется в отсутствие установленной надлежащим образом приаэродромной территории. Также установлено, что оператором аэродрома получено санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Пензенской области от 24.10.2018 г. о соответствии требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства проекта расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны и санитарных разрывов ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы». ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» 30.07.2018 г. заключен договор с ООО «<данные изъяты>» на разработку проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома в г. Пензе. Срок исполнения договора истек 04.12.2018 г., однако обязательства по договору до настоящего времени не исполнены. Решается вопрос о заключении дополнительного соглашения, предусматривающего изменения в календарном плане выполнения работ по договору. В порядке досудебного урегулирования спора в 2018 г.Пензенским транспортным прокурором директору ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» вносилось представление, которое содержало требования об устранении указанных нарушений, законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов. Вместе с тем, по результатам рассмотрения представления нарушения устранены не были. Каких-либо конкретных мер по устранению нарушений не принято. Просил признать действия ГБУ ПО «Аэропорт Г. Пензы» по эксплуатации аэродрома «Терновка» в Г. Пензе в отсутствие утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти проекта решения об установлении приаэродромной территории незаконными; обязать ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу согласовать утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти проект решения об установлении приаэродромной территории, включающий в том числе установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» Курто В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования признал, о чем к материалам дела приобщено заявление о признании исковых требований
Первомайский районный суд г.Пензы постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» директор Осколков Ю.И. просит решение отменить в части признания действий ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» по эксплуатации аэродрома «Терновка» в г. Пензе в отсутствие утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти проекта решения об установлении приаэродромной территории - незаконными; признать указанный действия - нарушением требований безопасности полетов воздушных судов. В остальной части решение оставить без изменения. В обоснование ссылался на ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 №135-ФЗ.
В письменных возражениях представитель Пензенской транспортной прокуратуры Дурманова О.М. просила решение оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Пензенского транспортного прокурора Дурманова О.М. просила решение оставить без изменения.
Представитель ответчика ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не известил. Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность решения применительно к ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На основании ч. 5 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны по истечении трехсот шестидесяти дней со дня опубликования настоящего Федерального закона нарушение приаэродромных требований ВК РФ об установлении территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатации такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории, включающий в том числе установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, подготавливается оператором аэродрома и утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии данного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, осуществляемому с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчет размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с установлением ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории» установлено, что Проект решения подготавливается оператором аэродрома и согласовывается с органами государственной власти, а уполномоченный федеральный орган, принявший решение, направляет его копию в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня вступления в силу решения, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспорено, что аэродром «Терновка» в г. Пензе эксплуатируется в отсутствие установленной надлежащим образом приаэродромной территории. 30.07.2018 г. ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» заключило договор с ООО «<данные изъяты>» на разработку проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома в г. Пензе. Срок исполнения договора истек 04.12.2018 г., однако обязательства по договору до настоящего времени не исполнены. В настоящее время ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» ведется работа по подготовке проекта об установлении приаэродромной территории аэродрома Пенза.
Проанализировав вышеизложенные нормы права, оценив представленные суду доказательства с учетом признания иска ответчиком суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для принятия признания иска ответчиком и удовлетворения исковых требований прокурора.
Признание иска в силу ст. 39 ГПК РФ является правом ответчиков, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, представителям ответчика были разъяснены и понятны, признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, совершено ответчиком добровольно в письменной форме в рамках предоставленных доверенностью полномочий.
Довод жалобы ответчика о том, что в силу положений ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 №135-ФЗ суду следовало признать действия ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» по эксплуатации аэродрома «Терновка» в г. Пензе в отсутствие утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти проекта решения об установлении приаэродромной территории - нарушением требований безопасности полетов воздушных судов, не свидетельствует о незаконности постановленного решения.
Признание вышеуказанных действий ответчика ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» незаконными по основанию, изложенному в ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 №135-ФЗ, по своему правовому смыслу аналогично признанию этих действий нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении решения в обжалуемой части, но имели существенное значение, и сведений, опровергающих выводы суда, содержащиеся в этом решении, и не могут явиться основанием к его отмене в обжалуемой части.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения решения суда по существу спора, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Первомайского районного суда г.Пензы области от 26.03.2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи