ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1996/2022 от 03.08.2022 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33-1996/2022 (2-638/2022) судья Сафрошкина А.А.

УИД: 62RS0004-01-2020-004545-92

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

03 августа 2022 года г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Фоминой С.С.,

судей Кирюшкина А.В., Соловова А.В.,

при секретаре Карповой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Череповского Дмитрия Андреевича к Министерству образования и молодёжной политики Рязанской области о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением, исключении из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по прежнему месту жительства и включении в соответствующие списки по новому месту жительства, с апелляционной жалобой Министерства образования и молодёжной политики Рязанской области на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 12 апреля 2022 года, которым постановлено:

Исковые требования Череповского Дмитрия Андреевича к Министерству образования и молодёжной политики Рязанской области о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением, исключении из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по прежнему месту жительства и включении в соответствующие списки по новому месту жительства – удовлетворить.

Признать за Череповским Дмитрием Андреевичем право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Обязать Министерство образования и молодежной политики Рязанской области включить Черповского Дмитрия Андреевича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечиваемых жилыми помещениями в Рязанской области в соответствии с Законом Рязанской области от 28 декабря 2012 года N108-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Исключить Череповского Дмитрия Андреевича из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечиваемых жилыми помещениями, по прежнему месту жительства на территории МО - Каменский район Алтайского края.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Соловова А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Череповский Д.А. обратился в суд с иском к Министерству образования и молодёжной политики Рязанской области о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением, исключении из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по прежнему месту жительства и включении в соответствующие списки по новому месту жительства.

Требования, с учетом уточнений, мотивированы тем, что Череповский Д.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Письмами КГКУ «Региональное жилищное управление» Минстроя Алтайского края от 09 апреля 2021 , от 22 октября 2021 истцу сообщено, в частности, что на основании приказа управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству от 08 мая 2013 его сведения внесены в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по дате поступления заявления – 07 марта 2013 года. По состоянию на 01 апреля 2021 года реестровая запись , а по состоянию на 01 октября 2021 года реестровая запись . Муниципальное образование - Каменский район Алтайского края. 18 августа 2021 г. истец обратился с письменным заявлением в Министерство образования и молодежной политики Рязанской области (через администрацию г. Рязани) об исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства. Письмом Министерства образования и молодежной политики Рязанской области от 20 августа 2021 истцу сообщено в числе прочего, что дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет. Лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не могут обращаться с таким заявлением (копия письма прилагается). При этом, из данного письма не усматривается, что министерством была выполнена процедура (действия), предусмотренная пунктом 30 приложения к Постановлению Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, с целью выполнения уполномоченными органами последующих действий. Сторона истца считает, что приведенный в письме аргумент незаконным и необоснованным, нарушающим конституционное право истца на обеспечение жилым помещением в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по месту моего жительства - в городе Рязани. Кроме того, заявление истца от 18 августа 2021 г. было рассмотрено без соблюдения требований, предусмотренных пунктами 30-39 приложения к Постановлению Правительства РФ от 04 апреля 2019 № 397. Следовательно, за ним должно быть признано право на обеспечение жилым помещением государственного специализированного жилищного фонда по месту жительства в судебном порядке и заявление истца об исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства от 18 августа 2021, должно подлежать повторному рассмотрению. С 30 января 2014 года по настоящее время истец проходит военную службу по контракту в войсковой части 41450, дислоцированной в г. Рязани. 16 сентября 2016 года истцу предоставлено жилое помещение маневренного фонда в соответствии с положениями абзаца первого пункта 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем, что подтверждается договором . 25 мая 2021 г. истец снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, и с указанной даты зарегистрирован по адресу прохождения военной службы в войсковой части : <адрес>. Таким образом, истец сменил место жительства с Алтайского Края на место жительство в <адрес>). То обстоятельство, что истец состоит на учете на территории Алтайского края в Списке нуждающихся в получении жилого помещения в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не изменил до 23 лет место учета в данном случае на Рязанскую область, само по себе не означает, что он не мог обратиться в уполномоченный орган о включении в Список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства. Тем более это не влияет на его право на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ. Факт того, что истец был выявлен и поставлен на учет детей-сирот в Алтайском крае, где учтен и как лицо, нуждающийся в обеспечении жильем не означает, что и жилое помещение должно быть предоставлено истцу только по месту моего выявления, без учета фактического места жительства. Единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральный законодатель назвал место жительства этих лиц, что также было закреплено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013. При таких обстоятельствах, приведенное суждение в письме министерства, полагает, основано на ошибочном толковании норм федерального законодательства и свидетельствует о нарушении его права, в том числе, конституционного права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Просит, с учетом уточнений, признать за ним право на обеспечение жилым помещением государственного специализированного жилищного фонда по месту его жительства - на территории города Рязани.

Обязать Министерство образования и молодежной политики Рязанской области включить истца Череповского Д.А. с список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Рязанской области в соответствии с Законом Рязанской области от 28 декабря 2012 года №108-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Исключить истца Череповского Д.А. из писка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по прежнему месту жительства на территории МО-Каменский район Алтайского края.

Решением суда исковые требования истца удовлетворены.

В апелляционной жалобе Министерство образования и молодёжной политики Рязанской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагают, что постановленное решение является незаконным и необоснованным, поскольку судом дана неверная оценка представленным доказательствам, неправильно применен закон, не выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела. Указывают, что новое место жительства у ФИО2 должно было появиться до приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия, равно как и право на обеспечение по новому месту жительства должно возникнуть до приобретения им полной дееспособности, то есть до достижения им совершеннолетия. Также считают, что вывод суда о том, что имеются правовые основания для исключения истца из списка по прежнему месту жительства на территории муниципального образования – Каменский район Алтайского края и включении его в список по новому месту жительства на территории Рязанской области является ошибочным, поскольку на момент обращения с заявлением в министерство ФИО2 исполнился 31 год, в связи с чем, по мнению апеллятора, он утратил право на обращение с заявлением об исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства. Также указывают, что решение об отказе в исключении из списка по прежнему месту жительства и включении по новому месту жительства ФИО2 министерством вынесено не было, поскольку его заявление хоть и было принято, но не рассматривалось на том основании, что истец утратил право на обращение с заявлением об исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства. Таким образом, полагают, что министерство своими действиями не нарушило права и законные интересы истца. считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, отсутствие надлежащего финансирования и наличия в списке детей-сирот, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, стоящих впереди ФИО5

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца ФИО2 – ФИО6 просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставив без изменения решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 14.04.2022 г.не поступало.

В суд апелляционной инстанции стороны и третьи лица не явились, о слушании дела извещены, о причинах неявки не сообщили. На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда проверена судебной коллегией по гражданским делам Рязанского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в обжалуемой части в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Исследовав и проанализировав материалы гражданского дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения постановленного решения.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для целей настоящего Федерального закона используются понятия:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статьей 8 указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

С 01 января 2013 года вступили в силу изменения в Федеральный закон N 159-ФЗ, в том числе в статью 8, в соответствии с которыми изменен порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность по формированию списка указанной категории лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ распространено на правоотношения, возникшие до 01 января 2013 года, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу п.1,2 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

П. 9 ст. 8 указанного ФЗ предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Рязанской области регулируются Законом Рязанской области от 28.12.2012 N 108-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 20.12.2012 N 536-V РОД).

В соответствии со ст.1 Закона Рязанской области от 28.12.2012 N 108-ОЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным уполномоченным Правительством Рязанской области центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области (далее - уполномоченный орган), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Рязанской области.

Постановлением Правительства Рязанской области от 29.12.2012 N 417 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п.2 Порядка, жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - жилые помещения) предоставляются детям-сиротам при условии включения их в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), сформированный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется уполномоченным Правительством Рязанской области центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области либо уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области в случае наделения их отдельными государственными полномочиями Рязанской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот (далее - уполномоченный орган) (п.4 Порядка).

Для предоставления жилых помещений, лица, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения (далее - заявление). Заявление представляется в уполномоченный орган по месту жительства заявителя (п.5 Порядка).

Постановлением Правительства Рязанской области от 17.04.2013 N 101 определено министерство образования и молодежной политики Рязанской области центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области, уполномоченным по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, за исключением отдельного государственного полномочия, переданного пунктом 1 статьи 2 Закона Рязанской области от 16.08.2007г. N105-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Рязанской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В силу п. 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденного Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 N 397, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Подпунктом 3 п.3.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 23 вышеназванных Правил формирования списков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397, дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.

Прием заявления об исключении из списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.

В силу ч.3.1 ст.1 Закона Рязанской области от 28.12.2012 N 108-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", заявление о включении в список, а в случае перемены места жительства заявление об исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включению в список по новому месту жительства подается в уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, родителями которого в свидетельстве о рождении указаны – отец ФИО3, мать- ФИО4.

Мать истца ФИО12 ( после регистрации брака- ФИО13) умерла 07 июля 2000 года.

Отец истца ФИО3 лишен родительских прав в отношении истца решением Каменского городского суда <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу 26 января 2002 года.

Согласно постановлению Администрации Каменского района Алтайского края от 09 октября 2000 года, несовершеннолетний ФИО1, оставшийся без попечения родителей (мать умерла, место жительства отца не известно), направлен в учреждение общественного воспитания. Постановлено в соответствии с ФЗ №159 от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" поставить ФИО2 на регистрационный учет как не имеющего закрепленного жилого помещения.

Истец ФИО2 поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 07 марта 2013 года.

Приказом управления Алтайского края по ЖКХ от 08 мая 2013 года сведения об истце внесены в Списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, по состоянию на 01 января 2022 года реестровая запись . МО- <адрес>.

С 08 октября 2012 г. по 30 июня 2013 года проходил обучение в Краевом государственным бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональный лицей », являясь сиротой, находился на полном государственном обеспечении.

До настоящего времени истец ФИО2 жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен.

На основании исследованных материалов дела, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец ФИО2 в возрасте до 18 лет относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, с 18 лет до 23 лет - к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем включен в соответствующие Списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по прежнему месту жительства- МО Каменский район Алтайского края, между тем жилым помещением как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечен.

Также установлено, что истец ФИО2 достиг возраста 18 лет - ДД.ММ.ГГГГ, возраста 23 лет- ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ФИО2 ранее с 25 июля 2008 года по 25 мая 2021 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>, также был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, с 25 января 2013 года по 01 июля 2013 года.

В связи с прохождением истцом военной службы по контракту в военной части , истец ФИО2 переехал служить в <адрес>, поменяв свое место жительства, заключил договор найма жилого помещения маневренного фонда от 16 сентября 2016 г. на срок действия контакта, жилое помещение, представленное для проживания, расположено по адресу: <адрес>, где истец был зарегистрирован по месту пребывания с 24 марта 2017 года по 28 ноября 2021 года.

В связи с прохождением службы в Рязанском гарнизоне истец зарегистрирован с 25 мая 2021 года по адресу: <адрес>.

Как помещение по адресу: <адрес>, так и по адресу: <адрес>, является собственностью РФ, находится в оперативном управлении ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (Комплекса)» МО РФ.

Одновременно с этим судом установлено, что собственником какого-либо жилого помещения, нанимателем или членом семьи нанимателя жилья по договору социального найма истец ФИО2 не является.

18 августа 2021 года истец ФИО2 обратился к ответчику с заявлением об исключении его из списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства, приложив копию паспорта, копию свидетельства о рождении, копию свидетельства о смерти, копию письма от 29 апреля 2021 года, копию решения о представлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения от 15 сентября 2016 года.

20 августа 2021 года истцу ФИО2 ответчиком было отказано в исключении из Списков по прежнему месту жительства и включении по новому, указав, что истцу следует обратиться в орган местного самоуправления по месту регистрации с заявлением о включении в список и необходимыми документами, что подтверждается сообщением Министерства образования и молодежной политики РО от 20 августа 2021 года, копия которого имеется в материалах дела.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными нормами права, в том числе положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к обоснованному выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объёме, поскольку судом установлено, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включен в соответствующие Списки детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилыми помещением по прежнему месту жительства- МО- Каменский район Алтайского края, до настоящего времени жилым помещением как ребенок, оставшийся без попечения родителей не обеспечен, между тем собственником или нанимателем (членом семьи нанимателя) жилья по договору социального найма не является, следовательно, имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Также суд первой инстанции, верно исходил из того, что в связи со сменой места жительства истец ФИО2 в установленном законом порядке в соответствии с ч.3.1 ст.1 Закона Рязанской области от 28.12.2012 N 108-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обратился с заявлением к ответчику об исключении из Списков по прежнему месту жительства и о включении в соответствующее Списки по новому месту жительства в Рязанской области, представив необходимый пакет документов, право на обеспечение благоустроенным жилым помещением как лицо, оставшееся без попечения родителей, истец ФИО2 имеет, до настоящего времени соответствующим жилым помещением не обеспечен, следовательно, имеются правовые основания для исключения истца из Списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечиваемых жилыми помещениями, по прежнему месту жительства на территории МО - Каменский район Алтайского края и включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, обеспечиваемых жилыми помещениями в Рязанской области в соответствии с Законом Рязанской области от 28 декабря 2012 года N108-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств. Оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется.

Являются несостоятельными доводы жалобы, что новое место жительства у ФИО2 должно было появиться до приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия, равно как и право на обеспечение по новому месту жительства должно возникнуть до приобретения им полной дееспособности, то есть до достижения им совершеннолетия, а также несостоятельны доводы, что поскольку на момент обращения с заявлением в министерство ФИО2 исполнился 31 год, то он утратил право на обращение с заявлением об исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении в список по новому месту жительства, по следующим основаниям.

Согласно пункту 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397, исключение детей-сирот из Списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включение их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, предусматривает возможность изменения места жительства лиц из числа указанных в законе №159-ФЗ категорий граждан и влечет начало процедуры изменения места учета такого лица. При этом никаких ограничений, связанных с возрастом ни Закон, ни Правила не содержат, поскольку в п.9 ст.8 Закона №159-ФЗ прямо указано, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Указанная позиция также отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утвержденной постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2006 г., согласно которой достижение лицом 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Также являются несостоятельными доводы жалобы, что поскольку решение об отказе в исключении из списка по прежнему месту жительства и включении по новому месту жительства ФИО2 министерством вынесено не было, то министерство своими действиями не нарушило права и законные интересы истца, по тем основаниям, что Министерство образования и молодежной политики Рязанской области на заявление истца, письмом от 20.08.2021 г. разъяснило, что лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не могут обращаться с таким заявлением, что и послужило основанием для обращения истца в суд с данным иском.

Кроме того, вышеуказанные доводы жалобы, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и получили надлежащую оценку. Судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые бы нуждались в дополнительной проверке. Оснований для переоценки выводов суда не имеется.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы ответчика, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 12 апреля 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования и молодёжной политики Рязанской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 09 августа 2022 года.

Председательствующий

Судьи: