ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-20036/20 от 31.08.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Кулагина И.Ю. Дело № 33-20036/2020

50RS0052-01-2019-006359-53

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Мизюлина Е.В., Коваленко Т.П.,

при секретаре Сегрэ Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 августа 2020 года апелляционную жалобу Государственного учреждения- Главного управления Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области на решение Щёлковского городского суда Московской области от 27 ноября 2019 года по делу

по иску Н.В.А, к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области о признании отказа в назначении пенсии незаконным, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, включив в специальный стаж спорные периоды работы,

заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,

объяснения истца,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском, уточненным при рассмотрении дела (л.д. 134,135), к ГУ - Главному Управлению Пенсионного фонда РФ №7 по г. Москве и Московской области о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в специальный стаж периодов работы: с 09.11.2000 года по 02.05.2001 года, с 01.05.2002 года по 27.08.2002 года в должности электросварщика ручной сварки в ОАО «Агропромжилиндустрпроект», с 02.03.2009 года по 28.02.2011 года в должности электросварщика в ООО «Жилсервис-А», с 01.03. 2011 года по 30.09.2012 года в должности электросварщика ручной дуговой сварки в ООО «УК Жилище», обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 12.11.2018 г.

Исковые требования мотивировал тем, что 12.11.2018 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по Списку №2 в связи с достижением возраста 55 лет и наличием специального стажа 12 лет и 6 месяцев. Решением комиссии от 12.12.2018 года №2237168/18 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, специальный стаж истца составил 7 лет 11 месяцев и 24 дня. Истец не согласен с решением ответчика.

Решением суда признан незаконным отказ ГУ УПФ №18 по г. Москве и Московской области в назначении Н.В.А, досрочной страховой пенсии по старости. На ГУ УПФ №7 по г.Москве и Московской области возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы истца с 09.11.2000 года по 02.05.2001 года, с 01.05.2002 года по 27.08.2002 года в должности электросварщика ручной сварки в ОАО «Агропромжилиндустрпроект», с 02.02.2009 года по 28.02.2011 года в должности электросварщика в ООО «Жилсервис-А», с 01.03.2011 года по 30.09.2012 года в должности электросварщика ручной дуговой сварки в ООО «УК Жилище» и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 07.12.2018 года.

Не согласившись с постановленным решением, ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в иске отказать.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, который извещался надлежащим образом о дате рассмотрения дела, учитывая его заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 235,236,237,239).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Настоящее решение суда первой инстанции требованиям закона не соответствует.

Судом установлено, что 12.11.2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по Списку №2 после достижения возраста 56 лет и наличием специального стажа 10 лет (с уменьшением возраста).

Решением комиссии от 12.12.2018 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку специальный стаж истца составил 7 лет 11 месяцев и 24 дня. В специальный стаж ответчиком не включены спорные периоды работы, поскольку за период работы с 09.11.2000 года по 02.05.2001 года, с 01.05.2002 года по 27.08.2002 года в должности электросварщика ручной сварки в ОАО «Агропромжилиндустрпроект» отсутствует документальное подтверждение полной занятости в течение рабочего дня, факт льготной работы не подтвержден выпиской из лицевого счета застрахованного лица, организация не заявляла факт льготной работы, за период работы с 02.02.2009 года по 28.02.2011 года в должности электросварщика в ООО «Жилсервис-А» на предприятии отсутствуют документы, подтверждающие льготный характер работы, организация не заявляла факт льготной работы, отсутствует документальное подтверждение полной занятости в течение рабочего дня, за период работы с 01.03.2011 года по 30.09.2012 года в должности электросварщика ручной дуговой сварки в ООО «УК Жилище» на предприятии отсутствуют документы, подтверждающие льготный характер работы, организация не заявляла факт льготной работы, отсутствует документальное подтверждение полной занятости в течение рабочего дня.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требований о включении в специальный стаж спорных периодов работы, суд первой инстанции указал, что представленными доказательствами подтверждается работа истца в спорные периоды времени в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда.

Судебная коллегия не может согласится с решением суда, исходя из следующего.

Согласно п.п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в под. 2 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01.01.2015 года.

Пункт 2 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.«б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта

Таким образом, периоды работы, выполнявшейся до 01.01.1992 года, возможно засчитывать в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному 22.08.1956 года, а после 01.01.1992 года - по Списку № 2 от 26.01.1991 года.

Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, в разделе "Общие профессии" позицией 23200000-19756 предусмотрены электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, позицией 23200000-19906 предусмотрены электросварщики ручной сварки.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, согласно п. 3 Указания Минсоцобеспечения РСФСР от 15.05.1991 N 1-57-У "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10", право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом согласно разъяснениям п.2 Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 года N 1, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций. Аналогичные правила содержатся в Разъяснениях п. 5, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 (ред. от 01.10.1999) "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Тем самым, согласно Спискам, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 года N 1173 и действовавших до утверждения Списков, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N10, не предусматривалось необходимости подтверждения занятости в течение полного рабочего дня указанными работами, а с 01.01.1992 года необходимо подтверждение работы в Списке от 26.01.1991 года в течение полного рабочего дня.

Такие сведения предоставляются работодателями.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъясняется, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно представленной в материалы дела выписки из индивидуального лицевого счета, дата регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования 03.11.1997 г.

Тем самым, поскольку спорные периоды работы приходятся после вступления в силу указанного закона, то льготный характер может подтверждаться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из трудовой книжки истца усматривается, что истец принят на работу в ОАО «Агропромжилиндустрпроект» с 09.11.2000 года сроком на три месяца на должность электросварщика ручной сварки по 27.08.2002 года. С 02.02.2009 года по 28.02.2011 года истец работал в должности электросварщика в ООО «Жилсервис-А», с 01.03.2011 года по 30.09.2012 года истец работал в должности электросварщика ручной дуговой сварки в ООО «УК Жилище».

В архивной справке от 14.01.2019 года №13 указано, что в документах архивного фонда «Агропромжилиндустрпроект» в приказах по личному составу имеются сведения о работе ФИО1, вместе с тем, сведений о занятости полный рабочий день в период работы в должности электросварщика ручной сварки указанная справка не содержит.

В справках № 5 от 17.01.2019 г.,, № 94 от 29.01.2019 г., выданных ООО «УК «жилище» указано, что ФИО1, работал в ООО «УК Жилище» в должности электросварщика с 02.02.2009 г. по 28.02.2011 г., с 01.03.2011 г. по 30.09.2012 г., работал полный рабочий день постоянно в режиме полной рабочей недели. Совмещений профессий не имел.

Согласно справке ГБУ МО МОАЦ от 11.01.2019 года №112-53, в приказах по личному составу за 2000-2002 г.г. приказов о предоставлении ФИО1 отпусков без сохранения заработной платы, учебных, дополнительных отпусков и донорских дней, о работе в режиме неполной рабочей недели пор инициативе работника или работодателя, о направлении его на курсы повышения квалификации или военные сборы, о простоях предприятия, о его участии в забастовках, о совмещении им других профессий и замещении временно отсутствующего работника не имеется.

Льготная справка по периодам работы истца: с 09.11.2000 года по 02.05.2001 года, с 01.05.2002 года по 27.08.2002 года в должности электросварщика ручной сварки в ОАО «Агропромжилиндустрпроект», работодателем не выдавалась.

Вместе с тем, в материалы дела представлена льготная справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости, № 1 от 10.2017 г., выданной ООО «Жилсервис-А», в которой указано, что истец работал полный рабочий день в производстве в качестве электросварщика с 02.02.2009 г. по 28.02.2011 г. (л.д. 57). Однако в данной справке не указано, что истец имеет право на льготную пенсию, поскольку не указан Список, раздел, подраздел, код позиции, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10.

В акте документальной проверки о характере работы застрахованного лица ФИО2, в ООО «Жилсервис-А» от 29.10.2018 г., проведенной ПФ РФ, указано, что документы, подтверждающие льготный характер работы истца (журналы огневых работ, наряды- допуски, акты выполненных работ и прочее) отсутствуют. Подтвердить полную занятость в течение рабочего дня истца также не представляет возможным. Организация ООО «Жилсервис-А» не заявляла себя как организацию, имеющую льготные профессии. В отделе формирования пенсионных прав отдельных категорий застрахованных лиц наблюдательное дело не формировалось, документальные проверки индивидуальных сведений застрахованных лиц не проводились (л.д. 109-110).

Также, в материалы дела представлена льготная справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости, № 1 от 05.10.2018 г., выданная ООО «УК Жилище», в которой указано, что истец работал полный рабочий день в производстве в качестве электросварщика с 01.03.2011 г. по 30.09.2012 г. (л.д. 60). Однако в данной справке не указано, что истец имеет право на льготную пенсию, поскольку не указан Список, раздел, подраздел, код позиции, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10.

В акте документальной проверки о характере работы застрахованного лица ФИО2, в ООО «УК Жилище» от 29.10.2018 г., проведенной ПФ РФ, указано, что документы, подтверждающие льготный характер работы истца (журналы огневых работ, наряды- допуски, акты выполненных работ и прочее) отсутствуют. Подтвердить полную занятость в течение рабочего дня истца также не представляет возможным. Организация ООО «УК Жилище» не заявляла себя как организацию, имеющую льготные профессии. В отделе формирования пенсионных прав отдельных категорий застрахованных лиц наблюдательное дело не формировалось, документальные проверки индивидуальных сведений застрахованных лиц не проводились (л.д. 112-113).

Согласно ответов из ООО «Жилсервис-А» от 01.11.2018 г. и из «УК Жилище» от 01.11.2018 г., корректирующие формы по требованию ПФ РФ не могут быть предоставлены.

Таким образом, судебная коллегия считает, что представленными материалами дела, в том числе указанными справками, не подтверждена постоянная занятость на резке и ручной сварке на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.

Кроме того, условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В материалы дела представлены сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (истца), в котором в разделе основание для досрочного назначения страховой пенсии по старости за периоды работы истца с 09.11.2000 года по 02.05.2001 года, с 01.05.2002 года по 27.08.2002 года в должности электросварщика ручной сварки в ОАО «Агропромжилиндустрпроект», отсутствует код льготы (л.д.126).

Также представлена часть выписки из индивидуального лицевого счета в отношении истца по периодам работы в ООО «Жилсервис-А» и ООО «УК Жилище», в которой указано, что с 01.01.2010 года по 30.04.2011 года, а также с 01.03.2011 года по 30.09.2012 года данные организации работодатели истца указывают код льготы в особых условиях труда (л.д. 116).

Однако, как следует из Актов документальных проверок Пенсионным фондом от 29.10.2018 года по спорным периодам работы истца в ООО «Жилсервис-А» и ООО «УК Жилище», ответчик предлагает откорректировать сведения индивидуального персонифицированного учета указанным организация.

Откорректированная выписка из лицевого счета в отношении истца в материалы дела не представлена.

В силу ч.2 ст.56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с ч.1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Пунктами 29, 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъясняется, что если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.

Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).

Принятие дополнительных (новых) доказательств в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327.1 ГПК РФ оформляется вынесением определения с указанием в нем мотивов, по которым суд апелляционной инстанции пришел к выводу о невозможности представления этих доказательств в суд первой инстанции по причинам, признанным уважительными, а также об относимости и допустимости данных доказательств.

Поскольку судом первой инстанции определены не все обстоятельства, имеющие значение для дела и не установлены все юридически значимые обстоятельства, то судом апелляционной инстанции в судебном заседании 17.08.2020 года в силу указанного разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ было предложено представителю ответчика представить откорректированную выписку из индивидуального лицевого счета в отношении истца.

Как следует из представленной выписки из лицевого счета застрахованного лица (истца), принятой судом апелляционной инстанции в судебном заседании 31.08.2020 года в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", указанных в пунктах 29, 30, дата регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования 03.11.1997 г. (л.д. 244-256).

Работодатели истца ОАО «Агропромжилиндустпроект», «УК Жилище» не указывают код льготы, т.е. не подтверждают работу истца по Списку № 2 за периоды работы с 09.11.2000 года по 02.05.2001 года, с 01.05.2002 года по 27.08.2002 года, с 01.03. 2011 года по 30.09.2012 года. При этом, организация ООО «Жилсервис-А» в указанной выписке отсутствует.

Таким образом, указанные работодатели истца представляли в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о работающем у него застрахованном лице (истце) сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 8.1 названного закона осуществлял внесение указанных сведений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (истца) за спорные периоды без кода льготы.

Истцом в силу ст.56 ГПК РФ не представлены в материалы дела доказательства, что вышеуказанные сведения относительно спорных периодов работы истца являются недостоверными.

В связи с чем, судебная коллегия считает, что оснований для включения спорных периодов работы не имеется, в связи с чем, отменяет решение суда и выносит новое решение об отказе в иске в указанной части.

Судебная коллегии не может согласится с решением суда в части назначении досрочной страховой пенсии с 07.12.2018 г., поскольку у истца отсутствует специальный стаж 10 лет, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом включенного в бесспорном порядке ответчиком, в связи с чем, отменят решения суда в указанной части и отказывает в назначении досрочной страховой пенсии с 07.12.2018 г.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Щёлковского городского суда Московской области от 27 ноября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Н.В.А, о признании отказа от 12.12.2018 года №2237168/18 в назначении пенсии незаконным, обязании Государственное учреждение- Главное управление Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Н.В.А, периоды работы с 09.11.2000 года по 02.05.2001 года, с 01.05.2002 года по 27.08.2002 года в должности электросварщика ручной сварки в ОАО «Агропромжилиндустрпроект»; с 02.02.2009 года по 28.02.2011 года в должности электросварщика в ООО «Жилсервис-А»; с 01.03.2011 года по 30.09.2012 года в должности электросварщика ручной дуговой сварки в ООО «УК Жилище», и назначении досрочной страховой песни по старости с 07.12.2018 года отказать.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения- Главного управления Пенсионного фонда РФ № 7 по г. Москве и Московской области – удовлетворить.

Председательствующий

Судьи