ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-20057/17 от 16.10.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Судья Сафин Р.Р. № 33-20057/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Уфа. 16 октября 2017 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Сафина Ф.Ф.,

судей Гаиткуловой Ф.С.,

Субхангулова А.Н.,

при секретаре Искужине С.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа ЗАТО г.Межгорье на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 февраля 2017 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора ЗАТО г. Межгорье в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ГО ЗАТО г. Межгорье РБ, Муниципальному казенному учреждению Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье РБ о признании незаконным бездействия Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье, выразившегося в ненадлежащем исполнении возложенной на нее обязанности по обеспечению содержания сооружений МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ГО ЗАТО г. Межгорье РБ, обустройству прилегающих к ним территорий - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа ЗАТО г.Межгорье, выразившееся в ненадлежащем исполнении возложенной на нее обязанности по обеспечению содержания сооружений муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - Детский сад №4»городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, обустройству прилегающих к ним территорий.

Обязать Администрацию ГО ЗАТО Межгорье и Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский сад №4» городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан произвести демонтаж десяти деревянных теневых навесов постройки 1991 года на территории образовательного учреждения, по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию ГО ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан и Муниципальное казенное учреждение Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье РБ обеспечить финансирование мероприятий (работ) по демонтажу десяти деревянных теневых навесов.

Обязать Администрацию ГО ЗАТО Межгорье и Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский сад №4» городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан привести индивидуальные групповые площадки на территории учреждения, по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями действующего законодательства, оборудовав их теневыми навесами, соответствующими по характеристикам и количеству требованиям Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ и «Санитарно- эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 №26.

Обязать Администрацию ГО ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан и Муниципальное казенное учреждение Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье РБ обеспечить финансирование мероприятий (работ) по приведению индивидуальных групповых площадок в соответствие с требованиями действующего законодательства, оборудовав их теневыми навесами, соответствующими по характеристикам и количеству требованиям федерального законодательства.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор ЗАТО г. Межгорье в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Белорецкий межрайонный суд РБ с исковым заявлением к Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ГО ЗАТО г. Межгорье РБ о признании незаконным бездействия Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье, выразившегося в ненадлежащем исполнении возложенной на нее обязанности по обеспечению содержания сооружений МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ГО ЗАТО г. Межгорье РБ, обустройству прилегающих к ним территорий.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой ЗАТО г. Межгорье в рамках проведения плановой проверки исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних законодательства, направленного на защиту детей, находящихся в социально опасном положении, а также на предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них, проведена проверка соответствия малых архитектурных форм в детских дошкольных образовательных учреждениях установленным требованиям безопасности.

Проведенной проверкой установлено, что в МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ГО ЗАТО г. Межгорье РБ, расположенном по адресу: <адрес>, функционирует 9 детских групп. На игровой территории детского учреждения для прогулок детей имеется 12 индивидуальных групповых площадок, 10 из которых имеют теневые навесы для защиты детей от осадков и солнца. Фактически для прогулок 9 групп детей используется 9 групповых площадок, оборудованных теневыми навесами для защиты детей от осадков и солнца. Доступ детей на другие групповые площадки ограничен администрацией детского сада №4, в том числе по причине утраты вертикальной устойчивости одним из теневых навесов.

Проведенным обследованием имеющихся на территории детского сада № 4 объектов малых архитектурных форм установлено, что все 10 теневых навесов (беседок, веранд), возведенных одновременно со строительством детского сада № 4 в 1991 году, находятся в ветхом состоянии, нормативный срок эксплуатации элементов сооружений, предусмотренный Ведомственными строительными нормами (ВСН 58- I 88(р), утвержденными приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 года №312, истек. Вертикальность несущих стоек и ограждающих конструкций стен нарушена. Восстановительный ремонт теневых навесов не проводился. Данные теневые навесы (беседки) не демонтированы, не ограждены в целях ограничения доступа к ним, более того, продолжают использоваться дошкольным учреждением, в том числе, в условиях значительной снеговой нагрузки, что создает опасность их разрушения и причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников и других лиц.

Согласно акту осмотра технического осмотра теневых навесов, проведенного комиссией МКУ «Дирекция по обеспечению деятельности муниципальных учреждений» ЗАТО г. Межгорье РБ от 29.08.2016 г., в связи с усадкой основания фундамента, теневые навесы покосились, кровля из шифера потрескались, деревянные конструкции пола и стен сгнили. Все это создает опасность для жизни и здоровья воспитанников, требуется замена всех теневых навесов.

Изложенное свидетельствует о нарушении вышеуказанных требований законодательства об образовании и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения дошкольным образовательным учреждением, об опасности нахождения людей на территории детского сада № 4 вблизи теневых навесов, возведенных в 1991 году, находящихся в ветхом состоянии, требующих демонтажа и замены.

Как установлено в ходе проверки, пришедшие в ветхое состояние теневые навесы на территории детского сада № 4 не демонтированы и не заменены на новые вследствие отсутствия у дошкольного образовательного учреждения необходимых для этого денежных средств, продолжают использоваться по назначению - для защиты детей от солнца и осадков. Между тем, нахождение детей под вышеназванными теневыми навесами (в беседках) создает угрозу их жизни и здоровью. О сложившейся ситуации ранее неоднократно информировался представитель учредителя образовательного учреждения - Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО г. Межгорье РБ.

Бездействие органа местного самоуправления и образовательного учреждения влекут нарушение прав несовершеннолетних воспитанников муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ГО ЗАТО" Межгорье РБ и основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, предусмотренных ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: обеспечения права каждого человека на образование; гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

Эксплуатация детским садом №4 теневых навесов, возведенных в 1991 году, создает угрозу причинения вреда здоровью воспитанников, работников и иных лиц, посещающих детский сад.

В связи с чем просит запретить МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ГО ЗАТО Межгорье РБ эксплуатацию 10 теневых навесов, возведенных в 1991 году по адресу: <адрес>, создающую опасность причинения вреда здоровью, и обязать ответчика ограничить доступ к ним до проведения работ по демонтажу сооружений; признать незаконным бездействие Администрации ГО ЗАТО г.Межгорье, выразившееся в ненадлежащем исполнении возложенной на нее обязанности по обеспечению содержания сооружений МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ГО ЗАТО г. Межгорье РБ, обустройству прилегающих к ним территорий. Обязать Администрацию ГО ЗАТО Межгорье и МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ГО ЗАТО г. Межгорье РБ произвести демонтаж десяти деревянных теневых навесов постройки 1991 года на территории образовательного учреждения, по адресу: 453571, РБ, г.Межгорье, ул. Комсомольская, д. 33а, а Администрацию ГО ЗАТО г.Межгорье РБ, кроме того, обеспечить финансирование указанных мероприятий (работ). Обязать Администрацию ГО ЗАТО Межгорье и МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ГО ЗАТО г. Межгорье РБ привести индивидуальные групповые площадки на территории учреждения, по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями действующего законодательства, оборудовав их теневыми навесами, соответствующими по характеристикам и количеству требованиям Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ и «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26, а Администрацию ГО ЗАТО г.Межгорье РБ, кроме того, обеспечить финансирование указанных мероприятий.

14 февраля 2017 года в качестве соответчика было привлечено Муниципальное казенное учреждение Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации городского округа ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация городского округа ЗАТО г.Межгорье просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, в обоснование доводов жалобы указав на то, что Администрация ЗАТО г.Межгорье при утверждении проекта бюджета на очередной финансовый год учитывает смету расходов, представленную Отделом, который определяет первоочередные мероприятия по выделению финансовых средств на ремонт (демонтаж) установку новых теневых навесов для МАДОУ Детский сад № 3. Однако Отдел в нарушение своих полномочий, как главного распределителя бюджетных средств, обладающего функциями и правами учредителя, не провел мероприятия по устранению ситуации по содержанию навесов детского сада. При таких обстоятельствах у детского суда отсутствовали правовые основания для признания незаконным бездействия Администрации, так как в пределах предусмотренных полномочий и финансовых возможностей городского бюджета ведется работа по финансированию организации дошкольного образования, содержанию зданий и сооружений муниципальных учреждений. Суд необоснованно сослался на Акт обследования от 25 ноября 2016 года, составленный с участием работников прокуратуры, при этом не принял во внимание, что обследование проведено участниками, не обладающими полномочиями экспертов. Выводы основаны только исходя из нормативного срока эксплуатации отдельных элементов теневых навесов согласно СниПов. Действующее законодательство не предусматривает основания для демонтажа навеса, как истечение срока его эксплуатации. Техническое состояние всего теневого навеса и возможности его эксплуатации должны быть основаны на заключении экспертной комиссии, имеющей соответствующие полномочия на ее проведение. При отсутствии надлежащего экспертного заключения суд принял необоснованное решение о демонтаже пяти навесов.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации ЗАТО г.Межгорье по доверенности Кокушкину Н.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя МАДОУ «Детский сад №4» ГО ЗАТО г. Межгорье, Отдела образования, культуры, молодежной политики и спорта администрации ЗАТО г.Межгорье Филонича А.В., прокурора Довбня Э.И., судебная коллегия приходит к следующему.

Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.

Как следует из пункта 13 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Положениями пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с пунктом 3.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. метра на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. метров.

В силу п.п.4.3.2 Национального стандарта Российской Федерации «Оборудование и покрытие детских игровых площадок, безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 года № 1148-ст, конструкцией оборудования детской игровой площадки должны быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что из акта осмотра теневых навесов от 29.08.2016 г., проведенного с участием инженера МКУ «Дирекция по обеспечению деятельности муниципальных учреждений» ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан, следует, что при визуальном осмотре теневых навесов установлено, что в связи с усадкой основания фундамента, все 10 теневых навеса покосились, кровля из шифера потрескалась, деревянные конструкции пола и стен сгнили. Все это создает опасность для жизни и здоровья воспитанников, требуется замена всех теневых навесов.

Аварийное состояние 10 теневых навесов, 1991 года постройки, подтверждается информационным письмом МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ЗАТО Межгорье РБ №188 от 24.10.2016 г., направленным в адрес начальника Отдела образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье РБ.

Из акта обследования объектов малых архитектурных форм МАДОУ « Центр развития ребенка - Детский сад №4» ГО ЗАТО Межгорье РБ от 25.11.2016 г., проведенного прокуратурой ЗАТО г.Межгорье, следует, что в МАДОУ « Центр развития ребенка - Детский сад №4» ГО ЗАТО Межгорье РБ, расположенном по адресу: <адрес>, на игровой территории детского учреждения для прогулок детей имеется фактически 12 индивидуальных групповых площадок и 10 теневых навесов, из указанного количества используются в уставной деятельности и эксплуатируются 9 прогулочных площадок и 9 теневых навесов. Крыши теневых навесов местами имеют сколы шифера, отставания досок обрешетки, потеки, следы замокания, теневые навесы длительное время не окрашивались, имеют следы плесени.

Проведенным обследованием имеющихся на территории детского сада № 4 объектов малых архитектурных форм установлено, что все 10 теневых навесов (беседок, веранд), возведенных одновременно со строительством детского сада № 4 в 1991 году, находятся в ветхом состоянии, нормативный срок эксплуатации элементов сооружений, предусмотренный Ведомственными строительными нормами (ВСН 58- I 88(р), утвержденными приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 года №312, истек. Вертикальность несущих стоек и ограждающих конструкций стен нарушена. Восстановительный ремонт теневых навесов не проводился. Данные теневые навесы (беседки) не демонтированы.

Указанные обстоятельства не отрицались в судебном заседании представителями ответчиков, что также подтверждается объяснением главного архитектора Проектного бюро №1 ФГУП «Управление строительства №30 Р.А. Ибрагимова от 16.12.2016 г., объяснением заведующей МАДОУ « Центр развития ребенка - Детский сад №4» ГО ЗАТО Межгорье РБ от 29.11.2016 г., а также представленными фотографиями объектов, размещенных на территории МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ГО ЗАТО Межгорье РБ.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд обоснованно пришел к выводу, что имеет место нарушение требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13, Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 15.12.1999 г. № 153 и Национального стандарта Российской Федерации «Оборудование и покрытие детских игровых площадок, безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2012 г. № 1148-ст, а именно: аварийное состояние 10 теневых навесов постройки 1991 года на территории образовательного учреждения МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ЗАТО Межгорье РБ, по адресу: <адрес>, создающее опасность для жизни и здоровья обучающихся в детском саду и работников данного образовательного учреждения.

Акт осмотра теневых навесов от 09.01.2017 года, представленный ответчиком, согласно которому теневые навесы Г1, Г2, Г3, Г5, Г9, Г10, Г11, Г12 подлежат демонтажу, а теневые навесы Г4 и Г6 подлежат ремонту, суд не принял во внимание, поскольку осмотр проводился только сотрудниками МКУ «Дирекция по обеспечению деятельности муниципальных учреждений» ЗАТО Межгорье и заведующей хозяйством МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ГО ЗАТО Межгорье РБ в отсутствие представителя истца.

Согласно п. 1.4 Устава МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ЗАТО Межгорье РБ, утвержденного приказом Отдела образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО г.Межгорье РБ от 23.12.2015 № 275од, учредителем детского сада № 4 и собственником его имущества является городской округ ЗАТО г.Межгорье РБ. Функции и полномочия учредителя выполняет Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО г.Межгорье РБ.

В соответствии с п.3.1 Устава МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ЗАТО Межгорье РБ, к полномочиям Учредителя относятся, в том числе, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания.

Частью 1 статьи 23 Устава ГО ЗАТО Межгорье РБ Администрация ЗАТО Межгорье РБ наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан. Администрация обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления городского округа.

Из представленных свидетельств о государственной регистрации права серии 04 АД 194478 от 15.04.2013 г. и 04 АД №194477 от 15.04.2013 г. и сведений о государственной регистрации объектов недвижимости, используемых детскими садами ЗАТО г.Межгорье РБ, следует, что здание МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» городского округа ЗАТО г.Межгорье РБ находится в оперативном управлении данного образовательного учреждения, а земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№>, принадлежит ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с уставом МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ЗАТО Межгорье РБ учредителем детского сада и собственником его имущества является городской округ ЗАТО г.Межгорье РБ, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания данного учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета ЗАТО Межгорье РБ (п.1.4 и п. 1.6 Устава).

Таким образом установлено, что в соответствии с Уставом МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ЗАТО Межгорье РБ находится в муниципальной собственности и финансируется за счет бюджетных средств. Обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (и иные в указанной сфере) лежит на Администрации ЗАТО г.Межгорье.

Бюджет городского округа ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов утвержден соответствующим Решением Совета ГО ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан от 21.12.2015 № 16-2.

Согласно письма финансового управления Администрации ГО ЗАТО г.Межгорье РБ №469 от 30.11.2016 г., направленного в адрес заместителя прокурора ЗАТО Межгорье Е.С. Папышевой, предоставление финансирования муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, осуществляющим оказание муниципальных услуг на основании муниципального задания, осуществляется в течение финансового года на основании соглашения между главным распорядителем бюджетных средств и муниципальным учреждением. Объемы и сроки бюджетного финансирования в течение финансового года определяются указанным соглашением, которое является приложением к муниципальному заданию. Средства для демонтажа ветхих теневых навесов и возведения новых теневых навесов на территории детских садов городского округа ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан в решении о бюджете ГО ЗАТО г.Межгорье РБ на 2016 год и в проекте бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов не предусмотрены.

Указанные обстоятельства также подтверждаются письмом финансового управления Администрации ГО ЗАТО г.Межгорье РБ №442 от 17.11.2016 г., проектом ведомственной структуры расходов бюджета городского округа ЗАТО город Межгорье РБ на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, пояснительной к проекту бюджетной росписи по отделу образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО Межгорье РБ на 2017 год.

В соответствии с 4.1 ст.64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Бездействие органа местного самоуправления и образовательного учреждения влекут нарушение прав несовершеннолетних МАДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №4» ЗАТО Межгорье РБ и основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, предусмотренных ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: обеспечения права каждого человека на образование; гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

В соответствии со ст. 154 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст.16, 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3, ст.30 Положения о бюджетном процессе в городском округе ЗАТО Межгорье РБ, утвержденного решением Совета ЗАТО Межгорье от 30.05.2012 года №36-6, местная Администрация ЗАТО Межгорье обладает бюджетными полномочиями по обеспечению составления проекта бюджета ЗАТО Межгорье РБ, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение Советом; обеспечивает исполнение бюджета ЗАТО Межгорье РБ; представляет отчет об исполнении бюджета ЗАТО Межгорье РБ на утверждение Советом.

В соответствии с ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения муниципальных образований, каковым является городской округ ЗАТО Межгорье, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии со ст. 153 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст.16, 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3, ст.29 Положения о бюджетном процессе в городском округе закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета ЗАТО Межгорье от 30.05.2012 года №36-6, представительный орган местного самоуправления - Совет ЗАТО Межгорье как участник бюджетного процесса, помимо прочего, рассматривает и утверждает бюджет ЗАТО Межгорье РБ, отчет о его исполнении, осуществляет последующий контроль за исполнением бюджета ЗАТО Межгорье РБ.

Деятельность бюджетного учреждения, созданного учредителем, финансируется собственником имущества.

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о признании бездействия органа местного самоуправления, о возложении обязанности на администрацию и дошкольное образовательное учреждение произвести демонтаж десяти теневых навесов, об обеспечении администрацией финансирования указанных мероприятий, об обязанности администрации и дошкольного образовательного учреждения привести индивидуальные групповые площадки на территории учреждения, в соответствие с требованиями действующего, законодательства, оборудовав их теневыми навесами, соответствующими по характеристикам и количеству требованиям Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.4.1.3049-13, и обеспечении администрацией финансирования указанных мероприятий.

То обстоятельство, что средства для демонтажа ветхих теневых навесов и возведения новых в бюджете ГО ЗАТО г.Межгорье РБ на 2016 год и в проекте бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов не предусмотрены, не может явиться основанием для отказа заявленных требований.

В апелляционной жалобе Администрацией городского округа ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан приведены доводы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание, что обследование 25 ноября 2016 года проведено участниками комиссии, не обладающими полномочиями экспертов; указанные в акте выводы основаны только исходя из нормативного срока эксплуатации отдельных элементов теневых навесов согласно СниПов, при отсутствии надлежащее составленного экспертного заключения о непригодности к эксплуатации теневых навесов.

В ходе судебного заседания старшим помощником прокурора ЗАТО г.Межгорье Довбня Э.И. было дополнительно представлено и приобщено к материалам дела заключение комиссии ФГУП «УС-30» от 02 октября 2017 года о результатах обследования теневых навесов МАДОУ «Детский сад № 3» городского округа ЗАТО г.Межгорье, согласно выводам которого:

- эксплуатация теневых навесов № Г2, Г4, Г6, Г9, Г10, Г12 по их состоянию в настоящее время не представляется возможным по причинам: несоблюдение требований ВСН 58-88 в обслуживании, сроков осмотра их состояния, принятие мер по предупреждению разрушений, эксплуатация без выполнения ремонтных работ, что в итоге привело к потере прочностных характеристик каркаса, гниению элементов навесов, в том числе, заглубленной части стоек в грунт, ослабление прочностных характеристик конструктивных элементов. Видимый результат - растрескивание, расслоения древесины, в том числе, стоек каркаса, от воздействия различных нагрузок в процессе длительной эксплуатации, свидетельство тому - выход из плоскости обшивки навеса ее отдельных элементов, неустойчивость, податливость при воздействии на каркас небольшим усилием, ослабленные конструкций каркаса, пола, кровли. Демонтаж и восстановление теневых навесов, с частичным использованием материалов от разборки и применением новых материалов, нецелесообразно, затраты на ремонт могут быть сопоставимы с затратами на новое строительство из легких, современных материалов.

Данное заключение дано специалистами инженерами-строителями, имеющими стаж работы по специальности в области промышленного и гражданского строительства свыше 10 лет, их выводы сомнения не вызывают. Доводы ответчика о том, что навесы № Г4 и Г6 подлежат ремонту опровергаются указанным заключением. Выводы о необходимости демонтажа навесов № Г2, Г9, Г10, Г12 и других навесов, указанных в акте прокурорской проверки, не отрицаются ответчиком, что отражено в акте от 09.01.2017 года.

В судебном заседании представитель МАДОУ «Детский сад № 3», Отдела образования, культуры, молодежной политики и спорта администрации г.Межгорье Филонич А.В. пояснил, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований возложив обязанности на отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта администрации ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан, тогда как такие требования к нему истцом не предъявлялись.

В соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Возлагая на Муниципальное казенное учреждение отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье РБ, наряду с Администрацию ГО ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан, обязанность по обеспечению финансирование мероприятий (работ) по демонтажу десяти деревянных теневых навесов, мероприятий (работ) по приведению индивидуальных групповых площадок в соответствие с требованиями действующего законодательства, суд вышел за пределы заявленных требований. Законом не предусмотрено, что в данном случае суд мог выйти за пределы заявленных требований. После привлечения судом в качестве соответчика отдела образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье РБ, прокурором исковые требования не уточнялись, не дополнялись.

При указанных обстоятельствах, решение суда в указанной части подлежит отмене.

В остальном решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в ней, не имеется.

Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 февраля 2017 года отменить в части возложения на Муниципальное казенное учреждение Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье РБ обязанности по обеспечению финансирования мероприятий (работ) по демонтажу десяти деревянных теневых навесов, мероприятий (работ) по приведению индивидуальных групповых площадок в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В остальном решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий Сафин Ф.Ф.

Судьи Гаиткулова Ф.С.

Субхангулов А.Н.