ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-20060/17 от 16.10.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33-20060/2017

г.Уфа. 16 октября 2017 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Вахитовой Г.Д.

судей Гибадуллиной Л.Г.

Якуповой Н.Н.

при секретаре Гарафутдиновой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора ЗАТО адрес в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа ЗАТО адрес, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан, Муниципальному казенному учреждению Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации городского отдела ЗАТО адрес Республики Башкортостан - о признании незаконным бездействия Администрации городского округа ЗАТО адрес, выразившегося в ненадлежащем исполнении возложенной на нее обязанности по обеспечению содержания сооружений МАДОУ «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан, обустройству прилегающих к ним территорий,

по апелляционной жалобе Администрации городского округа ЗАТО адрес на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

исковые требования прокурора ЗАТО адрес в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа ЗАТО адрес, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан, Муниципальному казенному учреждению Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Администрации городского округа ЗАТО адрес, выразившегося в ненадлежащем исполнении возложенной на нее обязанности но обеспечению содержания сооружений МАДОУ «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан, обустройству прилегающих к ним территорий - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа ЗАТО адрес, выразившееся в ненадлежащем исполнении возложенной на нее обязанности по обеспечению содержания сооружений муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №...» городского округа закрытое административно-территориальное образование адрес Республики Башкортостан, обустройству прилегающих к ним территорий.

Обязать Администрацию городского округа ЗАТО адрес, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №...» городского округа закрытое административно-территориальное образование адрес Республики Башкортостан, Муниципальное казенное учреждение Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан произвести демонтаж пяти деревянных теневых навесов, постройки 1990 года, на территории образовательного учреждения по адресу: адрес, обозначенных на плане земельного участка под литерами - Г, Г5, Г8, Г9, Г10.

Обязать Администрацию городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан и Муниципальное казенное учреждение Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан обеспечить финансирование мероприятий (работ) по демонтажу пяти деревянных теневых навесов.

Обязать Администрацию городского округа ЗАТО адрес, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №...» городского округа закрытое административно-территориальное образование адрес Республики Башкортостан, Муниципальное казенное учреждение Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан привести индивидуальные групповые площадки на территории учреждения, по адресу: адрес, в соответствие с требованиями действующего законодательства, оборудовав их теневыми навесами, соответствующими по характеристикам и количеству требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от дата № 52-ФЗ и «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.дата-13, утвержденным постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от дата№....

Обязать Администрацию городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан и Муниципальное казенное учреждение Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации городского округа ЗАТО адрес обеспечить финансирование мероприятий (работ) по приведению индивидуальных групповых площадок в соответствие с требованиями действующего законодательства, оборудовав их теневыми навесами, соответствующими по характеристикам и количеству требованиям федерального законодательства.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гибадуллиной Л.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор ЗАТО адрес обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации городского округа ЗАТО адрес, МАДОУ «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес о признании незаконным бездействия Администрации городского округа ЗАТО адрес, выразившегося в ненадлежащем исполнении возложенной на нее обязанности по обеспечению содержания сооружений МАДОУ «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес, обустройству прилегающих к ним территорий, в обоснование заявленных требований указав следующие обстоятельства..

Прокуратурой ЗАТО адрес в рамках проведения плановой проверки исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних законодательства, направленного на защиту детей, находящихся в социально опасном положении, а также на предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них, проведена проверка соответствия малых архитектурных форм в детских дошкольных образовательных учреждениях установленным требованиям безопасности, которой установлено:

В МАДОУ «Детский сад №...» адрес функционирует 9 детских групп, из них - 2 группы для детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет) и 7 групп для детей дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет). На игровой территории детского учреждения для прогулок детей имеется 11 индивидуальных групповых площадок, 10 из которых имеют теневые навесы для защиты детей от осадков и солнца. Фактически для прогулок 9 групп детей используется только 5 групповых площадок, оборудованных теневыми навесами для защиты детей от осадков и солнца. Доступ детей на другие групповые площадки ограничен ввиду неудовлетворительного технического состояния теневых навесов, вход под которые перекрыт сигнальными лентами.

Согласно представленному графику организации прогулок по группам, прогулки детей 4-х групп (1 группа для детей младенческого и раннего возраста и 3 группы для детей дошкольного возраста) с использованием индивидуальных групповых площадок, оснащенных теневыми навесами для защиты от осадков и солнца, предусмотрены только 2-3 раза в неделю (исключение составляет 1-я младшая группа) и только в первой половине дня, по причине отсутствия необходимого количества теневых навесов. В остальное время дети этих групп гуляют за пределами игровой зоны на территории детского учреждения (пешеходные дорожки и тротуары вокруг здания и др.). Согласно представленному режиму дня по группам, прогулки детей всех групп во второй половине дня осуществляются одновременно.

Таким образом, 4 группы из 9 не имеют индивидуальных групповых площадок для прогулок и в случае возникновения неблагоприятных погодных условий исключена возможность использования индивидуальных групповых площадок других групп, имеющих теневые навесы для защиты от солнца и осадков с соблюдением принципа групповой изоляции, предусмотренного СанПиН. Сборно-разборные навесы, допускаемые для установки на прогулочной площадке в жаркое время года, в детском учреждении отсутствуют.

Проведенным обследованием имеющихся на территории детского сада объектов малых архитектурных форм установлено, что все 5 теневых навесов (беседок, веранд), возведенных одновременно со строительством детского сада в 1990 году, находятся в ветхом состоянии, нормативный срок эксплуатации элементов сооружений, предусмотренный Ведомственными строительными нормами (ВСН 58-I 88(р), утвержденными приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от дата№..., истек. Данные теневые навесы не демонтированы, ограждены сигнальной лентой в целях ограничения доступа людей.

Согласно Акту осмотра технического осмотра теневых навесов, проведенного комиссией МКУ «Дирекция по обеспечению деятельности муниципальных учреждений» ЗАТО адрес от дата, навесы построены из деревянных конструкций, каркас из бруса, обитый досками, фундамент из бетона, пол дощатый. В течение срока эксплуатации с 1990 года все деревянные конструкции пришли в негодность: фундамент из бетона дал осадку, что повлекло за собой деформацию теневого навеса, брус каркаса в трещинах, местами не связан с балками перекрытия, доски пола и лаги частично сгнили, шифер имеет трещины, стены и доски деформированы. Выводы комиссии: ограничить пребывание детей под теневыми навесами; при наличии денежных средств необходимо демонтировать и установить новые.

В соответствии с Актом обследования теневых навесов МАДОУ «Детский сад №...» ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от дата, проведенного учредителем учреждения, теневые навесы на территории детского сада деформированы, каркас из бруса в глубоких трещинах, стены деформированы, покрыты грибком и плесенью, доски пола и лаги сгнили на 50 %, места крепления шифера к обрешетке лопнули, вследствие чего часть шифера не закреплена. Вывод комиссии: в связи с усадкой основания фундамента, теневые навесы покосились, кровля из шифера потрескалась, деревянные конструкции пола и стен сгнили. Все это создает опасность для жизни и здоровья воспитанников.

Изложенное свидетельствует о нарушении вышеуказанных требований законодательства об образовании и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения дошкольным образовательным учреждением, об опасности нахождения людей на территории детского сада вблизи навесов, возведенных в 1990 году, находящихся в ветхом состоянии и требующих демонтажа и замены.

Как установлено в ходе проверки, пришедшие в ветхое состояние теневые навесы на территории детского сада №... не демонтированы и не заменены на новые вследствие отсутствия у дошкольного учреждения необходимых для этого денежных средств. О сложившейся ситуации ранее неоднократно информировался представитель учредителя образовательного учреждения - Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО адрес Республики Башкортостан.

Несмотря на изложенные обстоятельства, письмом начальника Отдела образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО адрес Республики Башкортостан Суркова В.В. от дата№..., заведующему детским саадрес Алексюк Т.Г. предписан демонтаж четырех веранд (теневых навесов) не проводить.

В соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона № 174-ФЗ земельный участок, необходимый для выполнения МАДОУ «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан как автономным учреждением своих уставных задач, предоставлен ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно пункту 1.4 Устава МАДОУ «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес, утвержденного приказом Отдела образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО адрес от дата№...од, учредителем детского сада №... и собственником его имущества является городской округ ЗАТО адрес РБ. Функции и полномочия учредителя выполняет Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО адрес.

В соответствии с п.п.3.1 Устава МАДОУ «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан, к полномочиям Учредителя относятся, в том числе, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания.

Частью 1 статьи 23 Устава городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан, Администрация ЗАТО адрес наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан. Администрация обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления городского округа.

Нормами федерального законодательства и Устава полномочия в сфере образования не отнесены к компетенции других органов местного самоуправления. Следовательно, обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (и иные в указанной сфере) лежит на Администрации ЗАТО адрес Республики Башкортостан.

Бюджет городского округа ЗАТО адрес на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов утвержден соответствующим решением Совета городского округа ЗАТО адрес от дата№....

Согласно информации финансового управления Администрации городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан, предоставление финансирования муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, осуществляющим оказание муниципальных услуг на основании муниципального задания, осуществляется в течение финансового года на основании соглашения между главным распорядителем бюджетных средств и муниципальным учреждением. Объемы и сроки бюджетного финансирования в течение финансового года определяются указанным соглашением, которое является приложением к муниципальному заданию.

Средства для демонтажа ветхих теневых навесов и возведения новых теневых навесов на территории детских садов городского округа ЗАТО адрес в решении о бюджете адрес на 2016 год и в проекте бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов не предусмотрены.

Несмотря на то, что заведующая МАДОУ «Детский сад №...» Алексюк Т.Г.дата направила информацию для формирования заявки в бюджет ЗАТО адрес Республики Башкортостан на выделение денежных средств, денежные средства так и не выделены.

В соответствии со статьей 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 16, 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от дата№...-Ф3, статьи 30 Положения о бюджетном процессе в городском округе ЗАТО адрес РБ, утвержденного решением Совета ЗАТО Межгорье от дата№..., Администрация ЗАТО адрес обладает бюджетными полномочиями по обеспечению составления проекта бюджета ЗАТО Межгорье, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение Советом; обеспечивает исполнение бюджета ЗАТО адрес; представляет отчет об исполнении бюджета ЗАТО адрес Республики Башкортостан на утверждение Советом.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от дата№...-Ф3, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения муниципальных образований, каковым является городской округ ЗАТО адрес Республики Башкортостан, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии со статьей 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 16, 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от дата№...-Ф3, статьей 29 Положения о бюджетном процессе в городском округе ЗАТО адрес, утвержденного решением Совета ЗАТО адрес от дата№..., представительный орган местного самоуправления - Совет ЗАТО адрес как участник бюджетного процесса, помимо прочего, рассматривает и утверждает бюджет ЗАТО адрес, отчет о его исполнении, осуществляет последующий контроль за исполнением бюджета ЗАТО адрес Республики Башкортостан.

Бездействие органа местного самоуправления и образовательного учреждения влекут нарушение прав несовершеннолетних воспитанников муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес и основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, предусмотренных статьей 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: обеспечения права каждого человека на образование; гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа ЗАТО адрес, выразившееся в ненадлежащем исполнении возложенной на нее обязанности по обеспечению содержания сооружений МАДОУ «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес, обустройству прилегающих к ним территорий. Обязать Администрацию городского округа ЗАТО адрес и МАДОУ «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес произвести демонтаж пяти деревянных теневых навесов постройки 1990 года на территории образовательного учреждения по адресу: адрес, а Администрацию городского округа ЗАТО адрес, кроме того, обеспечить финансирование указанных мероприятий (работ). Обязать Администрацию городского округа ЗАТО Межгорье и МАДОУ «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес привести индивидуальные групповые площадки на территории учреждения по адресу: адрес, в соответствие с требованиями действующего законодательства, оборудовав их теневыми навесами, соответствующими по характеристикам и количеству требованиям Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от дата № 52-ФЗ и «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.дата-13, утвержденным постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от дата№..., а Администрацию городского округа ЗАТО адрес, кроме того, обеспечить финансирование указанных мероприятий.

дата в качестве соответчика было привлечено Муниципальное казенное учреждение Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан (л.д.159).

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация городского округа ЗАТО адрес просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, в обоснование доводов жалобы указав на то, что Администрация ЗАТО адрес при утверждении проекта бюджета на очередной финансовый год учитывает смету расходов, представленную Отделом, который определяет первоочередные мероприятия по выделению финансовых средств на ремонт (демонтаж) установку новых теневых навесов для МАДОУ Детский сад №.... Однако Отдел в нарушение своих полномочий, как главного распределителя бюджетных средств, обладающего функциями и правами учредителя, не провел мероприятия по устранению ситуации по содержанию навесов детского сада. При таких обстоятельствах у детского суда отсутствовали правовые основания для признания незаконным бездействия Администрации, так как в пределах предусмотренных полномочий и финансовых возможностей городского бюджета ведется работа по финансированию организации дошкольного образования, содержанию зданий и сооружений муниципальных учреждений. Суд необоснованно сослался на Акт обследования от дата, составленный с участием работников прокуратуры, при этом не принял во внимание, что обследование дата проведено участниками, не обладающими полномочиями экспертов. Выводы основаны только исходя из нормативного срока эксплуатации отдельных элементов теневых навесов согласно СниПов. Действующее законодательство не предусматривает основания для демонтажа навеса, как истечение срока его эксплуатации. Техническое состояние всего теневого навеса и возможности его эксплуатации должны быть основаны на заключении экспертной комиссии, имеющей соответствующие полномочия на ее проведение. При отсутствии надлежащего экспертного заключения суд принял необоснованное решение о демонтаже пяти навесов.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, заслушав представителя Администрации ЗАТО адрес по доверенности Кокушкину Н.В. представителя МАДОУ «Детский сад №...» ГО ЗАТО адрес, Отдела образования, культуры, молодежной политики и спорта администрации ЗАТО адрес Филонича А.В. прокурора Довбня Э.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.

Как следует из пункта 13 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Положениями пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу статьи 9.2 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от дата № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от дата № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с пунктом 3.9 СанПиН 2.дата-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. метра на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. метров.

В силу п.п.4.3.2 Национального стандарта Российской Федерации «Оборудование и покрытие детских игровых площадок, безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от дата№...-ст, конструкцией оборудования детской игровой площадки должны быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что из Акта осмотра технического осмотра теневых навесов, проведенного комиссией МКУ «Дирекция по обеспечению деятельности муниципальных учреждений» ЗАТО адрес Республики Башкортостан от дата следует, что теневые навесы построены из деревянных конструкций, каркас из бруса, обитый досками, фундамент из бетона, пол дощатый. В течение срока эксплуатации с 1990 года все деревянные конструкции пришли в негодность: фундамент из бетона дал осадку, что повлекло за собой деформацию теневого навеса, брус каркаса в трещинах, местами не связан с балками перекрытия, доски пола и лаги частично сгнили, шифер имеет трещины, стены и доски деформированы, в связи с чем, комиссия рекомендовала руководству МАДОУ «Детский сад №...» ЗАТО адрес ограничить пребывание детей под теневыми навесами; при наличии денежных средств необходимо демонтировать и установить новые.

Из акта обследования теневых навесов МАДОУ «Детский сад №...» ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от дата, проведенного учредителем учреждения, следует, что в связи с усадкой основания фундамента, теневые навесы покосились, кровля из шифера потрескалась, деревянные конструкции пола и стен сгнили, что создает опасность для жизни и здоровья воспитанников.

Аварийное состояние 5 теневых навесов, 1990 года постройки, подтверждается информационным письмом МАДОУ «Детский сад №...» ЗАТО адрес№... от дата, направленным в адрес начальника Отдела образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации городского округа ЗАТО адрес.

Из Акта обследования объектов малых архитектурных форм МАДОУ «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес от дата, проведенного прокуратурой, следует, что в МАДОУ «Детский сад №...» адрес функционирует 9 детских групп, из них 2 группы для детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет) и 7 групп для детей дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет).

На игровой территории детского учреждения для прогулок детей имеется 11 индивидуальных групповых площадок, 10 из которых имеют теневые навесы для защиты детей от осадков и солнца. Фактически для прогулок 9 групп детей используется только пять групповых площадок, оборудованных теневыми навесами для защиты детей от осадков и солнца. Доступ детей на другие групповые площадки ограничен ввиду неудовлетворительного технического состояния навесов, вход под которые перекрыт сигнальными лентами. Сборно-разборные навесы, допускаемые для установки на прогулочной площадке в жаркое время года, в детском учреждении отсутствуют.

Проведенным обследованием имеющихся на территории детского сада объектов малых архитектурных форм установлено, что все пять теневых навесов (беседок, веранд), возведенных одновременно со строительством детского сада в 1990 году, находятся в ветхом состоянии, нормативный срок эксплуатации элементов сооружений, предусмотренный Ведомственными строительными нормами (ВСН 58-I 88(р), утвержденными приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от дата№..., истек. Данные теневые навесы (беседки) не демонтированы, однако ограждены сигнальной лентой, в целях ограничения доступа людей.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд обоснованно пришел к выводу, что имеет место нарушение требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от дата № 273-ФЗ, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от дата № 52-ФЗ, Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.дата-13, Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от дата№... и Национального стандарта Российской Федерации «Оборудование и покрытие детских игровых площадок, безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от дата№...-ст, а именно: ветхое состояние пяти деревянных теневых навесов постройки 1990 года на территории образовательного учреждения МАДОУ «Детский сад №...» адрес, создающее опасность для жизни и здоровья обучающихся в детском саду и работников данного образовательного учреждения.

В соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона № 174-ФЗ, земельный участок, необходимый для выполнения МАДОУ «Детский сад №...» ЗАТО адрес Республики Башкортостан, как автономным учреждением своих уставных задач, предоставлен ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно пункту 1.4 Устава МАДОУ «Детский сад №...» ЗАТО адрес, утвержденного приказом Отдела образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО адрес от дата№...од, учредителем детского сада №... и собственником его имущества является городской округ ЗАТО адрес. Функции и полномочия учредителя выполняет Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО адрес Республики Башкортостан.

В соответствии с п.п.3.1 Устава МАДОУ «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес, к полномочиям Учредителя относятся, в том числе, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания, в том числе, органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Органы местного самоуправления городских округов, в силу ч.3 ст.89 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», осуществляют управление в сфере образования.

Как следует из пункта 13 статьи 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Частью 1 статьи 23 Устава городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан, Администрация ЗАТО адрес наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан. Администрация обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления городского округа.

Из представленных свидетельства о государственной аккредитации серии ДД №..., лицензии на право ведения образовательной деятельности серии 02 №... и сведений о государственной регистрации объектов недвижимости, используемых детскими садами ЗАТО адрес РБ, следует, что здание детского сада находится в оперативном управлении данного образовательного учреждения, а земельный участок, расположенный по адресу: адрес. с кадастровым номером 02:75:011807:1, принадлежит ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с уставом МАДОУ «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес, учредителем детского сада и собственником его имущества является городской округ ЗАТО адрес; функции и полномочия учредителя выполняет Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации городского округа ЗАТО адрес; финансовое обеспечение выполнения муниципального задания данного учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета ЗАТО адрес.

Таким образом установлено, что в соответствии с Уставом, детский сад находится в муниципальной собственности и финансируется за счет бюджетных средств. Обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (и иные в указанной сфере) лежит на Администрации ЗАТО адрес.

Бюджет городского округа ЗАТО адрес на 2016 год и плановый период 2017 - 2018 годов утвержден соответствующим решением Совета городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан от дата№....

Согласно письму финансового управления Администрации адрес№... от дата, направленного в адрес заместителя прокурора адрес, предоставление финансирования муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, осуществляющим оказание муниципальных услуг на основании муниципального задания, осуществляется в течение финансового года на основании соглашения между главным распорядителем бюджетных средств и муниципальным учреждением. Объемы и сроки бюджетного финансирования в течение финансового года определяются указанным соглашением, которое является приложением к муниципальному заданию. Средства для демонтажа ветхих теневых навесов и возведения новых навесов на территории детских садов городского округа ЗАТО адрес в решении о бюджете адрес на 2016 год и в проекте бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов не предусмотрены.

Указанные обстоятельства также подтверждаются письмом финансового управления Администрации №... от дата, проектом ведомственной структуры расходов бюджета городского округа ЗАТО адрес на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов, пояснительной к проекту бюджетной росписи по отделу образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО адрес на 2017 год.

дата заведующая МАДОУ «Детский сад №...» Алексюк Т.Г. направила информацию начальнику Отдела образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО адрес для формирования заявки в бюджет адрес на выделение денежных средств, однако денежные средства на ремонт ветхих навесов выделены не были.

В соответствии с частью 4.1 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Бездействие органа местного самоуправления влекут нарушение прав несовершеннолетних воспитанников муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №...» городского округа ЗАТО Межгорье и основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, предусмотренных статьей 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: обеспечения права каждого человека на образование; гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

В соответствии со статьей 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 16, 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от дата№...-Ф3, статьи 30 Положения о бюджетном процессе в городском округе ЗАТО адрес, утвержденного решением Совета ЗАТО адрес от дата№..., Администрация ЗАТО адрес обладает бюджетными полномочиями по обеспечению составления проекта городского бюджета, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение Советом; обеспечивает исполнение бюджета; представляет отчет об исполнении бюджета ЗАТО адрес на утверждение Советом.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от дата№...-Ф3, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения муниципальных образований, каковым является городской округ ЗАТО адрес, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии со статьей 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 16, 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от дата№...-Ф3, статьи 29 Положения о бюджетном процессе в городском округе закрытое административно-территориальное образование адрес, утвержденного решением Совета ЗАТО адрес от дата№..., представительный орган местного самоуправления - Совет ЗАТО адрес как участник бюджетного процесса, помимо прочего, рассматривает и утверждает бюджет ЗАТО адрес, отчет о его исполнении, осуществляет последующий контроль за исполнением бюджета ЗАТО адрес РБ.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения об отделе образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование адрес Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа ЗАТО адрес от дата№..., основными задачами Отдела являются, в том числе: реализация государственной политики в сфере образования, культуры, молодежной политики и спорта; обеспечение и защита конституционных прав граждан на образование; создание условий для реализации дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей.

Согласно пунктам 3.18 - 3.20 Положения об отделе образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование адрес, утвержденного решением Совета городского ЗАТО адрес от дата№..., основными функциями отдела являются, в том числе: внесение предложений по формированию местного бюджета в части расходов на образование, культуру, молодежную политику, физкультуру и спорт. осуществление функций главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств городского бюджета с наделением полномочий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; осуществление мероприятий, направленных на повышение эффективности расходования бюджетных средств.

В силу статьи 9.2 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а таклсе в иных сферах.

При этом, свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Применительно к бюджетным учреждениям законодатель оперирует термином «финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания» (статья 9.2 Закона). В данном случае имеется в виду то, что, ставя перед бюджетным учреждением задания, публичные образования принимают на себя необходимые расходы по его выполнению.

Так, согласно пункту 6 статьи 9.2 Закона финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, кроме прочего, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

Таким образом, характеристикой учреждения как юридического лица является то, что его деятельность финансируется собственником имущества. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе, и в части содержания имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания.

В отношении бюджетных учреждений подлежит применению правило статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым определяются особенности правового положения бюджетных учреждений. В частности, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом права бюджетного учреждения на использование финансовых инструментов существенно ограничены. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в частности, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного, учитывая, что МКУ Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации городского округа ЗАТО адрес как самостоятельное юридическое лицо, в компетенции которого находится обеспечение финансирования работ по устройству теневых навесов, а также возложение на данное учреждение обязанности по обеспечению и организации финансирования работ по оборудованию теневых навесов для защиты детей от солнца на территории игровых площадок в соответствии с требованиями п.3.9 СанПиНа 2.4.13049-13, которые сводятся к значительным финансовым вложениям в переданное собственником детскому саду недвижимое имущество, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и также возложении на Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации адрес обеспечить финансирование мероприятий (работ) по демонтажу пяти деревянных теневых навесов

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждаются материалами дела.

В апелляционной жалобе Администрацией городского округа ЗАТО адрес Республики Башкортостан приведены доводы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание, что обследование дата проведено участниками комиссии, не обладающими полномочиями экспертов; указанные в акте выводы основаны только исходя из нормативного срока эксплуатации отдельных элементов теневых навесов согласно СниПов, при отсутствии надлежащее составленного экспертного заключения о непригодности к эксплуатации теневых навесов.

В ходе судебного заседания апелляционной инстанции дата представитель Администрации адрес по доверенности Кокушкина Н.В. суду пояснила, что свое экспертное заключение представить не могут, поскольку не имеется возможности оплатить ее.

Вместе с тем, по запросу судебной коллегии старшим помощником прокурора ЗАТО адрес Довбня Э.И. было дополнительно представлено и приобщено к материалам дела заключение комиссии ФГУП «УС-30» от дата о результатах обследования теневых навесов МАДОУ «Детский сад №...» городского округа ЗАТО адрес, согласно выводам которого:

- эксплуатация теневых навесов по их состоянию в настоящее время не
представляется возможным по причинам: несоблюдение требований ВСН 58-88 в обслуживании, сроков осмотра их состояния, принятие мер по предупреждению разрушений, эксплуатация без выполнения ремонтных работ, что в итоге привело к потере прочностных характеристик каркаса, гниению элементов навесов, в том числе, заглубленной части стоек в грунт, ослабление прочностных характеристик конструктивных элементов. Видимый результат - растрескивание, расслоения древесины, в том числе, стоек каркаса, от воздействия различных нагрузок в процессе длительной эксплуатации, свидетельство тому - выход из плоскости обшивки навеса ее отдельных элементов, неустойчивость, податливость при воздействии на каркас небольшим усилием, ослабленные конструкций каркаса, пола, кровли. Демонтаж и восстановление теневых навесов, с частичным использованием материалов от разборки и применением новых материалов, нецелесообразно, затраты на ремонт могут быть сопоставимы с затратами на новое строительство из легких, современных материалов.

В судебном заседании дата представитель МАДОУ «Детский сад №...», Отдела образования, культуры, молодежной политики и спорта администрации адрес Филонич А.В. пояснил, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований в привлечении в качестве соответчика Отдела образования, культуры, молодежной политики и спорта администрации ЗАТО адрес Республики Башкортостан.

Указанный довод не может быть принято во внимание судебной коллегией, поскольку в силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе. Поданная апелляционная жалоба не содержит указание на данное обстоятельство.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от дата№... «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Названные требования закона при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.

Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено. Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ГО ЗАТО адрес Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий Вахитова Г.Д.

Судьи Гибадуллина Л.Г.

Якупова Н.Н.

Справка: судья Сафин Р.Р.