Докладчик Александрова А.В. Апелляционное дело № 33-2007/2016
Судья Филатова Л.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 апреля 2016 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Агеева О.В.,
судей Александровой А.В., Алексеевой Г.И.,
при секретаре Тябукове В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Безрукова Р.А. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел по Чувашской Республике «Алатырский» и Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании права на пенсию за выслугу лет, включении периодов службы в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, поступившее по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Чувашской Республике на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 02 февраля 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Безрукова Р.А. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Алатырский» и Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании права на пенсию за выслугу лет, включении периодов службы в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - удовлетворить.
Признать за Безруковым Р.А. право на пенсию за выслугу лет со дня увольнения со службы из органов внутренних дел с 21 мая 2014 года, включив в выслугу лет для назначения пенсии периоды:
- с 31 марта 2000 года по 12 марта 2001 года (11 месяцев 12 дней) при выполнении специального задания командования в зоне вооруженного конфликта на территории Республики Абхазия из расчета один месяц службы за три месяца;
- с 27 апреля 2007 года по 01 июля 2011 года в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД г. Алатырь и Алатырского района (4 года 2 месяца 3 дня) и с 14 июля 2011 года по 05 октября 2012 года (1 год 2 месяца 19 дней) в должности полицейского (милиционера) отделения охраны конвоирования изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД РФ «Алатырский» из расчета один месяц службы за полтора;
- с 27 марта 2005 года по 21 сентября 2005 года (5 месяцев 25 дней) по выполнению мероприятий по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона РФ из расчета один месяц службы за полтора месяца, из них с 10 апреля 2005 года по 11 апреля 2005 года, с 10 мая 2005 года по 12 мая 2005 года, 10 июня 2005 года по 12 июня 2005 года, с 10 июля 2005 года по 11 июля 2005 года, с 01 августа 2005 года по 02 августа 2005 года, 10 сентября 2005 года по 11 сентября 2005 года (участие в контртеррористических операциях) - из расчета один день за три дня;
- с 21 июля 2011 года по 27 декабря 2011 года (5 месяцев 6 дней) при нахождения в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона из расчета один месяц службы за полтора месяца, из них с 02 сентября 2001 года по 05 сентября 2011 года, с 03 октября 2011 года по 06 октября 2011 года, с 07 ноября 2011 года по 10 ноября 2011 года, с 02 декабря 2011 года по 05 декабря 2011 года (участие в контртеррористических операциях (боевые дни) - из расчета один день за три дня;
- с 01 сентября 1996 года по 10 марта 1998 года (1 год 6 месяцев 10 дней) обучение в ЧГПИ им. И.Я Яковлева из расчета 2 месяца учебы за один месяц службы (итого 9 месяцев 5 дней).
Обязать межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Алатырский» и Министерство внутренних дел по Чувашской Республике назначить и выплачивать Безрукову Р.А. пенсию за выслугу лет с 21 мая 2014 года.
Взыскать с межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Алатырский» и Министерства внутренних дел по Чувашской Республике в пользу Безрукова Р.А. в возмещение судебных расходов по 6650 (шесть тысяч шестьсот пятьдесят) рублей с каждого.
Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия
установила:
Безруков Р.А., действуя через своего представителя Земскова Д.В., обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чувашской Республике «Алатырский» (МО МВД РФ по ЧР «Алатырский») и Министерству внутренних дел по Чувашской Республике (МВД РФ по ЧР) о признании права на пенсию за выслугу лет, включении периодов службы в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.
Требования мотивированы тем, что на основании приказа начальника МО МВД РФ по ЧР «Алатырский» от 21 мая 2014 года № Безруков Р.А. уволен со службы из органов внутренних дел Российской Федерации. Согласно вышеназванному приказу его выслуга лет по состоянию на 21 мая 2014 года составила в календарном исчислении 15 лет 1 месяц 21 день, в льготном - 17 лет 4 дня.
Ссылаясь на положения пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941, истец не согласен с расчетом выслуги лет.
По мнению Безрукова Р.А., на основании подпункта «б» пункта 3 указанного постановления период выполнения им специального задания командования в зоне вооруженного конфликта на территории Республики Абхазия с 31 марта 2000 года по 12 марта 2001 года (11 месяцев 12 дней) должен был быть засчитан на льготных условиях - один месяц службы за три месяца.
С 27 апреля 2007 года по 01 июля 2011 года Безруков Р.А. проходил службу в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД г. Алатырь и Алатырского района (4 года 2 месяца 3 дня) и с 14 июля 2011 года по 05 октября 2012 года (1 год 2 месяца 19 дней) проходил службу в должности полицейского (милиционера) отделения конвоирования изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД РФ «Алатырский». Указанный период в соответствии с подпунктом «г» пункта 3 постановления также необходимо засчитать в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца - в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 постановления период службы с 27 марта 2005 года по 21 сентября 2005 года (5 месяцев 25 дней) должен был быть засчитан в льготном исчислении - один месяц службы за полтора месяца, так как он принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона. В этот же период Безруков Р.А., находясь на территории указанного региона, принимал участие в контртеррористических операциях, время непосредственного участия в которых в соответствии с подпунктом «е» пункта 3 вышеуказанного Постановления засчитывается как один день службы за три дня.
С 21 июля 2011 года по 27 декабря 2011 года (5 месяцев 6 дней) Безруков Р.А. находился в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона РФ. В указанный период он также принимал участие в контртеррористической операции, за что награжден памятной медалью - участнику контртеррористической операции.
По подсчету истца, на момент его увольнения из органов внутренних дел его выслуга в льготном исчислении составляла более 20 лет, что дает ему право на пенсию за выслугу лет.
С учетом уточнения исковых требований Безруков Р.А. просил обязать МО МВД РФ «Алатырский» включить в выслугу лет для назначения пенсии период выполнения специального задания командования в зоне вооруженного конфликта на территории Республики Абхазия с 31 марта 2000 года по 12 марта 2001 года (11 месяцев 12 дней) из расчета один месяц службы за три месяца; период с 27 апреля 2007 года по 01 июля 2011 года в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД г. Алатырь и Алатырского района (4 года 2 месяца 3 дня) и с 14 июля 2011 года по 05 октября 2012 года (1 год 2 месяца 19 дней) в должности полицейского (милиционера) отделения охраны конвоирования изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД РФ «Алатырский» из расчета один месяц службы за полтора; период с 27 марта 2005 года по 21 сентября 2005 года (5 месяцев 25 дней) по выполнению мероприятий по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона РФ, из них с 10 апреля 2005 года по 11 апреля 2005 года, с 10 мая 2005 года по 12 мая 2005 года, 10 июня 2005 года по 12 июня 2005 года, с 10 июля 2005 года по 11 июля 2005 года, с 01 августа 2005 года по 02 августа 2005 года, 10 сентября 2005 года по 11 сентября 2005 года (участие в контртеррористических операциях) - из расчета один день за три дня и период нахождения в служебной командировке с 21 июля 2011 года по 27 декабря 2011 года (5 месяцев 6 дней) на территории Северо-Кавказского региона из расчета один месяц службы за полтора месяца, из них с 02 сентября 2001 года по 05 сентября 2011 года, с 03 октября 2011 года по 06 октября 2011 года, с 07 ноября 2011 года по 10 ноября 2011 года, с 02 декабря 2011 года по 05 декабря 2011 года (участие в контртеррористических операциях (боевые дни) - из расчета один день за три дня; период обучения в ЧГПИ им. И.Я Яковлева с 01 сентября 1996 года по 10 марта 1998 года (1 год 6 месяцев 10 дней) из расчета 2 месяца учебы за один месяц службы (итого 9 месяцев 5 дней), признать за ним право на пенсию за выслугу лет со дня увольнения со службы из органов внутренних дел с 21 мая 2014 года; обязать МВД Чувашской Республики назначить ему пенсию за выслугу лет с 21 мая 2014 года; взыскать с ответчиков МО МВД РФ «Алатырский» и МВД по ЧР в пользу Безрукова Р.А. расходы за составление искового заявления в размере 3 000 руб., 10 000 руб. - за услуги представителя.
В судебном заседании истец Безруков Р.А. и его представитель Земсков Д.В. исковые требования поддержали по изложенным основаниям.
Представитель ответчика МО МВД РФ «Алатырский» в судебном заседании участия не принимал, раннее его представитель Парфенова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Представитель ответчика МВД РФ по ЧР Ильин А.В. исковые требования не признал по следующим основаниям. Полагает, что в выслугу лет для назначения пенсии Безрукову Р.А. не подлежит включению период обучения в Чувашском государственном педагогическом институте с 01 сентября 1996 года по 10 марта 1998 года, а период нахождения Безрукова Р.А. на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта с 31 марта 2000 года по 12 марта 2001 года подлежит включению, как один месяц службы за полтора месяца.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное МВД РФ по ЧР на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности в части включения Безрукову Р.А. в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях периода службы с 31 марта 2000 года по 12 марта 2001 года (11 месяцев 12 дней) при выполнении специального задания командования в зоне вооруженного конфликта на территории Республики Абхазия из расчета один месяц службы за три месяца, учебы с 01 сентября 1996 года по 10 марта 1998 года (1 год 6 месяцев 10 дней) в ЧГПИ им. И.Я. Яковлева из расчета 2 месяца учебы за один месяц службы (итого 9 месяцев 5 дней); обязания МО МВД России «Алатырский» и МВД по Чувашской Республике назначить и выплачивать Безрукову Р.А. пенсию за выслугу лет с 21 мая 2014 года. По мнению ответчика, период нахождения Безрукова Р.А. на территории Республики Абхазия подлежит включению в его выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за полтора месяца, в связи с тем, что факт его непосредственного участия в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах не был оформлен в установленном порядке приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, а период учебы не подлежит включению в выслугу лет, так как учебное заведение Безруков Р.А. не окончил.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей ответчиков МВД РФ по ЧР Ильина А.В., МО МВД РФ «Алатырский» Мартыновой С.А., поддержавших апелляционную жалобу, истца Безрукова Р.А. и его представителя Земскова Д.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Решение суда оспаривается ответчиком только в указанной выше части. Учитывая, что в остальной части решение суда сторонами не оспаривается, в силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судом установлено, что с 01 сентября 1996 года по 10 марта 1998 год Безруков Р.А. обучался в ЧГПИ им. И.Я Яковлева, а с 31 марта 2000 года по 12 марта 2001 года на основании контракта проходил военную службу в войсковой части №, выполнял специальное задание командования в зоне вооруженного конфликта на территории Республики Абхазия.
21 мая 2014 года он был уволен со службы в органах внутренних дел. Выслуга лет на указанную дату составила в календарном исчислении 15 лет 01 месяц 21 день.
Удовлетворяя исковые требования Безрукова Р.А. об обязании ответчика включить в выслугу лет в льготном исчислении период его нахождения на территории Республики Абхазия как один месяц службы за три месяца, суд исходил из того, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца, в связи с чем пришел к выводу о включении оспариваемого периода в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении как один месяц военной службы за три месяца, указав, что истец в период прохождения военной службы по контракту на территории Республики Абхазия принимал участие в выполнении задач непосредственно в условиях вооруженного конфликта, что подтверждено его послужным списком.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается, полагает, что он основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Одной из мер социальной защиты военнослужащих, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта и чрезвычайного положения, является льготное исчисление выслуги лет на пенсию.
Пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В соответствии с абзацем 4 пункта «а» статьи 1 Закона № 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей).
Согласно части 3 статьи 18 указанного Закона Российской Федерации порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Основным законодательным актом, регулирующим льготное исчисление выслуги лет на пенсию указанным лицам, является Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21 января 1993 г. N 4328-1, статьей 2 которого установлено, что военнослужащим, выполняющим (выполнявшим) задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, время выполнения этих задач засчитывается в выслугу на льготных условиях.
Действие настоящего Закона распространяется на лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (статья 8 Закона).
Указанная норма конкретизирована в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941«О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», согласно подпункту «б» пункта 3 которого в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях один месяц службы за три месяца при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 года.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
В развитие данного постановления издан приказ Министра обороны Российской Федерации "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах" от 04 января 1996 г. N 9, приложением 2 к которому было предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
При этом в послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по призыву, производятся записи с указанием региона, в котором военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта), и периодов выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 засчитываются в выслугу лет на пенсию на льготных условиях.
Из содержания приведённых нормативных положений следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу на данных территориях, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооружённого конфликта.
Следовательно, фактическое привлечение военнослужащего к выполнению задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооружённого конфликта должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями гражданского процессуального закона.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 Кодекса).
Суд пришел к выводу о том, что факт выполнения Безруковым Р.А. специальных задач на территории Республики Абхазия в условиях чрезвычайного положения подтвержден его послужным списком и приказами об установлении льготного исчисления выслуги лет.
Между тем само по себе прохождение Безруковым Р.А. в спорный период службы на территории Республики Абхазия не может расцениваться как факт выполнения им специальных задач на территории Республики Абхазия в условиях чрезвычайного положения, если указанный факт не был оформлен в установленном порядке приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы жалобы о незаконности вывода суда об обязании ответчика включить в выслугу лет Безрукова Р.А. в льготном исчислении спорного периода прохождения им военной службы на территории Республики Абхазия как один месяц службы за три месяца, поскольку факт выполнения истцом специальных задач на территории Республики Абхазия в условиях чрезвычайного положения должен быть подтвержден определенными средствами доказывания, однако в материалах дела отсутствуют соответствующие приказы, подтверждающие указанный факт.
Решение суда первой инстанции в части включения в выслугу лет для назначения пенсии периода нахождения Безрукова Р.А. на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта с 31 марта 2000 года по 12 марта 2001 года из расчета один месяц службы за три месяца подлежит изменению и включению указанного периода в выслугу лет Безрукова Р.А. из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Что касается вывода суда о включении в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения истца в ЧГПИ им. И.Я Яковлева с 01 сентября 1996 года по 10 марта 1998 года (1 год 6 месяцев 10 дней) из расчета 2 месяца учебы за один месяц службы (итого 9 месяцев 5 дней), то решение в данной части является законным и обоснованным в силу следующего.
Закон РФ № 4468-1, определяя условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, в том числе сотрудников органов внутренних дел, закрепил возможность включения в выслугу лет для назначения им пенсии времени учебы до определения на службу (часть первая статьи 18) и отнес определение порядка исчисления выслуги лет к полномочиям Правительства Российской Федерации (часть третья статьи 18).
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации в постановлении от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» также предусмотрело исчисление выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел с учетом времени их обучения до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы (абзац 2 пункта 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 854 в пункт 2 указанного постановления были внесены изменения и добавлены абзацы 4 и 5.
Согласно абзацу 4 пункта 2 постановления в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 01 января 2012 года.
В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в образовательных учреждениях по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего профессионального образования при условии завершения освоения этих образовательных программ, прохождения итоговой государственной аттестации и получения диплома государственного образца о соответствующем уровне образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу с 01 января 2012 года.
Указанные изменения были внесены в связи с принятием Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации», также вступившего в силу с 01 января 2012 года.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 38 указанного Федерального закона в стаж службы (выслугу лет) (в редакции от 01.01.2012) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по очной форме в образовательных учреждениях по основным образовательным программам среднего профессионального или высшего профессионального образования при условии завершения освоения данных образовательных программ, прохождения итоговой государственной аттестации и получения документа государственного образца о соответствующем уровне образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Федеральным законом от 02.07.2013 № 185-ФЗ в указанную норму внесены изменения, в соответствии с которыми указанные периоды обучения подлежат включению в выслугу лет при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования.
Таким образом, в силу предписания абзацев 4 и 5 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 941 требование об обязательном завершении освоения образовательных программ и получения соответствующего уровня образования применимо лишь к лицам, поступившим на службу с 01 января 2012 года, к каковым истец не относится.
Следовательно, довод апеллянта о невозможности включения в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения истца в ЧГПИ им. И.Я Яковлева из расчета 2 месяца учебы за один месяц службы является неверным.
Вместе с тем на момент обращения истца с рапортом об увольнении со службы у него отсутствовала необходимая в силу пункта "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 выслуга, а также не имелось предусмотренных законом оснований для исчисления ему пенсии за выслугу лет на льготных условиях на территории Республики Абхазия, судебная коллегия признает незаконным вывод суда о признании за Безруковым Р.А. права на назначение пенсии за выслугу лет.
Изложенный автором жалобы довод о несогласии со взысканием в пользу Безрукова Р.А. в возмещение судебных расходов с каждого из ответчиков по 6650 руб. не мотивирован. Отклоняя его, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 данного Кодекса.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей (абзац 4 статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из постановленного решения суда, основная часть требований Безрукова Р. А. была удовлетворена.
Материалами дела подтверждено, что в суде первой инстанции Безруковым Р.А. были понесены расходы за составление искового заявления в размере 3000 руб. и за представительство интересов истца по гражданскому делу в размере 10000 руб.
Несение данных расходов было подтверждено квитанциями от 28 мая 2015 года и 27 июля 2015 года на соответствующие суммы.
Также истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб. за подачу иска в суд.
С учетом количества судебных заседаний, объема проделанной работы, включая неоднократное составление и подачу уточненных исковых заявлений, качества оказанной услуги, сложности дела, продолжительности разбирательства, участия представителя истца в суде, а также с учетом требований разумности и справедливости взысканная судом сумма судебных расходов является обоснованной. Оснований для отмены или изменения решения суда в этой части не имеется.
Вместе с тем в абзаце шестом резолютивной части решения суда имеется описка, где вместо правильного: из них с 02 сентября 2011 года, указано: из них с 02 сентября 2001 года, данная описка подлежит исправлению судом в соответствии со статьей 200 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 02 февраля 2016 года в части включения Безрукову Р.А. в выслугу лет для назначения пенсии периода выполнения специального задания командования в зоне вооруженного конфликта на территории Республики Абхазия с 31 марта 2000 года по 12 марта 2001 года (11 месяцев 12 дней) из расчета один месяц службы за три месяца изменить и включить Безрукову Р.А. в выслугу лет для назначения пенсии период выполнения специального задания командования в зоне вооруженного конфликта на территории Республики Абхазия с 31 марта 2000 года по 12 марта 2001 года (11 месяцев 12 дней) из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 02 февраля 2016 года в части признания за Безруковым Р.А. права на пенсию за выслугу лет со дня увольнения со службы из органов внутренних дел с 21 мая 2014 года и обязания межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Алатырский» и Министерство внутренних дел по Чувашской Республике назначить и выплачивать Безрукову Р.А. пенсию за выслугу лет с 21 мая 2014 года отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Безрукова Р.А. о признании за ним права на пенсию за выслугу лет со дня увольнения со службы из органов внутренних дел с 21 мая 2014 года и обязании межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Алатырский» и Министерство внутренних дел по Чувашской Республике назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет с 21 мая 2014 года отказать.
В остальной части апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Чувашской Республике на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 02 февраля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Агеев
Судьи: А.В. Александрова
Г.И. Алексеева