ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2009/2020250002-01-2019-006024-65 от 02.01.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Юсупова Н.С. Дело № 33-2009/2020 25RS0002-01-2019-006024-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 марта 2020 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе председательствующего судьи Крайниковой Т.В.,

судей: Шароглазовой О.Н, Корчагиной П.А.,

при секретаре Пауловой Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориального Управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Приморском крае (далее Росимущество) в интересах Российской Федерации о признании движимых вещей бесхозяйными, с участием заинтересованного лица Уссурийской таможни

по апелляционной жалобе Уссурийской таможни

на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 19 ноября 2019 года, которым заявление было удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Крайниковой Т.В., объяснения представителей Уссурийской таможни ФИО1, возражения представителя Росимущества ФИО2, судебная коллегия

установила:

Территориальное агентство по управлению государственным имуществом в Приморском крае обратилось в суд с заявлением, указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ из Уссурийской таможни поступило уведомление № о задержанных товарах в рамках главы 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Согласно протоколу № задержан следующие товары: фены электрические бытовые для сушки волос - 11 (одиннадцать) штук, весом брутто/нетто 8,0 кг.; акустические колонки - 5 (пять) штук, весом брутто/нетто 10,5 кг. Данные о товарах внесены в протокол о задержании согласно акту приёма- передачи товаров от 04.08.2017 и постановления Уссурийской таможни по делу об АП от . Срок хранения задержанных товаров определён до 01.04.2018, за имуществом никто не обратился. Просил признать бесхозяйными движимые вещи: фены электрические бытовые для сушки волос - 11 (одиннадцать) штук, акустические колонки - 5 (пять) штук, задержанные должностным лицом Уссурийской таможни на основании п.5 ст.98 Таможенного кодекса Евразийского таможенного союза по протоколу о задержании товаров от 04.03.2018 №, находящихся на ответственном хранении на складе ООО «...» (г. <адрес>); признать право собственности Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае на указанные движимые вещи.

Представитель заявителя - ТУ ФАУГИ в Приморском крае в судебном заседании поддержал заявленное требование.

Представитель заинтересованного лица - Уссурийская таможня возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку задержанный товар нельзя признавать бесхозяйным, нарушается порядок распоряжения суммами, вырученными от реализации задержанных товаров.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилось заинтересованное лицо, в апелляционной жалобе Уссурийская таможня просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.

В соответствии со статьей330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

Факт задержания указанных выше товаров подтверждается протоколом задержания товаров и документов на них от 4 марта 2018 года, составленным таможенным органом № , актом приема-передачи задержанных товаров на хранение от 04.08.1917 года, постановлением о назначении административного наказания от 14.12.2017 года.

В соответствии с протоколом о задержании срок хранения задержанных товаров определен до 01.04.2018 г. В указанный срок за имуществом никто не обратился.

В целях обнаружения собственника задержанных товаров грузополучателю ООО «...» были направлены уведомления о предстоящем истечении срока хранения задержанных товаров и акт об истечении срока с указанием, что в случае невостребования данных товаров они будут или реализованы или уничтожены. До настоящего время товары не истребованы, собственник не установлен.

При вынесении решения, суд руководствуясь положениями статьями 226, 293 ГК РФ, статьи 186 Федерального закона «О таможенном регулировании», установив, что истекли сроки временного хранения вещей на СВХ и имущество передано для реализации уполномоченному органу, пришел к обоснованному выводу о том, что указанное имущество может быть признано бесхозяйным и обращено в федеральную собственность.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

В соответствии со статьями 381, 382 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) задержанный товар подлежит возврату декларантам, а если таможенное декларирование товаров не осуществлялось, - собственникам товаров, а в случае, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания.

Товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 Кодекса, подлежат реализации.

Статьей 317 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что невостребованные задержанные товары подлежат реализации или уничтожению в соответствии со статьей 320 настоящего Федерального закона (п.12).

В соответствии с частью 2 и 3 статьи 320 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 настоящего Федерального закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.

Порядок распоряжения задержанными товарами, осуществляемого уполномоченным органом, определяется Правительством Российской Федерации.

В настоящее время такой порядок не определен.

В соответствии со статьей 6 ГК РФ следует применить гражданское законодательство по аналогии и исходить из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости.

В соответствии с пунктом 5.5 (2).3 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.

То есть Росимущество, как уполномоченный орган на реализацию товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, вправе распорядиться ими на основе норм гражданского законодательства.

В соответствии со ст. ст. 212, 214 ГК РФ Российская Федерация является субъектом права собственности наравне с гражданами, юридическими лицами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

В силу статьи 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи. Брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Товар поступил во владение Росимущества, после того как выяснилось, что собственник имущества не установлен.

При таких обстоятельствах заявление о признании брошенных движимых вещей бесхозяйными, обоснованно.

Довод жалобы о том, что при отсутствии возможности реализации задержанного товара он подлежал уничтожению или переработке (утилизации), не является основанием для отмены решения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2019 года № 1238 «О распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» установлен порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).

По утвержденному Правительством РФ положению обращенное в собственность государства имущество передается Росимуществу, которое осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами переработки (утилизации), уничтожения, реализации (п.п. 1, 4,11). Решение в отношении имущества, обращенного в собственность, принимает комиссия.

При этом реализация имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется для использования его по прямому назначению или в качестве годных остатков отдельных узлов, деталей, агрегатов, материалов (в том числе в сборном виде), а также в качестве вторичного сырья, лома, утиля (далее - годные остатки).

Имущество, обращенное в собственность государства, подлежит исключительно уничтожению в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также при наличии прямого указания на уничтожение в судебном акте об обращении имущества в собственность государства.

При направлении имущества, обращенного в собственность государства, на переработку (утилизацию) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует проведение оценки имущества как вторичного сырья в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации с последующим соответствующим отражением корректировки учетной стоимости.

Денежные средства, полученные в качестве компенсации стоимости имущества как вторичного сырья, подлежат перечислению на счета органов Федерального казначейства для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, с отражением на лицевых счетах, открытых Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в органах Федерального казначейства.

Денежные средства, зачисленные на счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение в соответствии с настоящим пунктом, подлежат перечислению в доход федерального бюджета Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

То есть в соответствии с указанным нормативным правовым актом при наличии законных оснований для признания имущества бесхозяйным и обращении его в собственность государства предусматривается его использование по прямому назначению, переоценка и зачисление полученных средств в федеральный бюджет.

Руководствуясь статьями 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 19 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Уссурийской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи