ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2011/2016 от 15.02.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело №33-2011/2016

Судья Марданова С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Судневой В.Н., судей Никитиной Т.А., Кустовой И.Ю.

При секретаре Безматерных К.А.

Рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 15 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации города Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 26 ноября 2015 года, которым постановлено: «Признать незаконным бездействие Администрации города Березники по невыполнению мероприятий, связанных со строительством автомобильной дороги к земельному участку, расположенному в г.Березники, ****, принадлежащему Волкову Д.Ю. и Волковой И.В. на праве собственности.

Возложить на администрацию города Березники обязанность по устранению допущенного нарушения путем совершения необходимых действий, направленных на строительство автомобильной дороги, обеспечивающей доступ к указанному земельному участку, в срок до 1 января 2017 года.

Взыскать с администрации города Березники в пользу Волкова Д.Ю. судебные расходы в размере 300 руб.».

Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., изучив материалы дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Волков Д.Ю. обратился в суд с иском, указывая, что он является собственником земельного участка, расположенного в г.Березники, **** с кадастровым номером **. 05 октября 2015 года он обратился к Главе города Березники с заявлением, в котором просил в кратчайшие сроки осуществить дорожную деятельность и обеспечить истца подъездными путями, тротуаром, освещением улицы, уборкой снега проезжей части и тротуара в зимний период времени к вышеназванному земельному участку. Основанием для такого обращения явился тот факт, что в настоящее время земельный участок не обеспечен инфраструктурой, необходимой для развития на данной территории индивидуального жилищного строительства. К указанному земельному участку не проложено ни одной дороги от основной дороги в п.****, с трех сторон расположены соседние земельные участки, а вдоль красной линии согласно ГПЗУ, располагается лесной массив. Соответственно, возможности для проезда к земельному участку строительной техники, пожарным машинам, машинам скорой медицинской помощи не имеется. Истец полагает, что изложенное нарушает его конституционное право собственника, поскольку делает невозможным пользование находящимся в его собственности земельным участком. В ответ на его обращение им получено письмо № 08-03-09/663 от 02.11.2015 года, из которого следует, что ему необходимо самостоятельно организовать подъезд к объекту от существующей дороги в д.****. Истец полагает, что данный ответ является незаконным, так как административный ответчик обязывает его выполнить незаконный самострой дорожной сети вопреки действующему федеральному законодательству, поскольку строительство дороги связано с вырубкой леса. Истец полагает, что бездействие администрации города Березники в части невыполнения строительства дороги и подъездных путей к земельному участку истца нарушает его права, а потому просить признать данное бездействие незаконным, возложить на административного ответчика обязанность по обеспечению строительства автомобильной дороги к предоставленному ему земельному участку, с принятием ее на баланс муниципального образования в целях дальнейшего содержания в срок до 30 апреля 2016 года, взыскать расходы по оплате госпошлины.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель администрации города Березники считает его незаконным и необоснованным. Указывая в апелляционной жалобе, что земельный участок с кадастровым номером ** приобретен Волковым Д.Ю., Волковой И.В. по договору купли – продажи заключенного с многодетной семьей.

Данный участок был образован в целях реализации Закона Пермского края от 01.12.2011 года № 871 – ПК, согласно ст. 3 которого земельные участки должны соответствовать документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке территории, землеустроительной документации. Земельные участки должны иметь инфраструктуру, при отсутствии которой, участки для ИЖС включаются в Перечень земельных участков, предусмотренных в собственность многодетных семей. Земельные участки, предоставленные в собственность многодетным семьям соответствуют требованиям установленным Законом.

Проектом планировки определено разрешенное использование для размещения малоэтажной застройки, которым учтено размещение как инженерной, так и дорожной инфраструктуры.

Администрацией города запланированы поэтапные работы по обеспечению района **** дорожной инфраструктурой, стоимость работ более *** руб.

Для реализации проекта в 2016 году планируется направить заявку на софинансирование краевого бюджета.

Срок выполнения проектно - сметной документации от 12 до 18 месяцев.

В судебном заседании представитель администрации города Березники - Ворошкова С.А. на доводах апелляционной жалобы настаивает.

Волков Д.Ю. в судебное заседание не явился, извещался.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административный истец Волков Д.Ю. и Волкова И.В. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером **, расположенным в г.Березники **** (л.д.11).

Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 28 октября 2014 года, относится к категории земель населенных пунктов, предназначен для индивидуального жилищного строительства (л.д. 13-14).

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из обстоятельств того, что административным ответчиком допущено бездействие, которое не соответствует правовым нормам, нарушает права истца, а потому его следует признать незаконным, а на административного ответчика возложить обязанность по устранению допущенных нарушений, при этом установив срок выполнения работ до 01 января 2017 года.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

В соответствии с Федеральным Законом от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство в населенных пунктах, в том числе строительство, содержание, очистка и ремонт дорог, находящихся на балансе муниципалитета - полномочия администраций муниципальных образований.

Постановлением администрации города Березники от 07.08.2014 года №1319 утвержден проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания территории, района **** для размещения малоэтажной застройки. Проектом планировки определено разрешенное использование земельных участков для размещения малоэтажной застройки. При этом учтено размещение как инженерной, так и дорожной инфраструктуры.

Администрацией города (в лице управления благоустройства) запланированы поэтапные мероприятия по обеспечению района **** дорожной инфраструктурой, а именно на 2016 года предусмотрена разработка проектно - сметной документации на строительство улично – дорожной сети в районе д. **** протяженностью 6 км. На 2017 год предусмотрено строительство автомобильных дорог протяженностью 6 км. И разработка проектно – сметной документации на строительство дорог протяженностью 8,1 км. На 2018 год предусмотрено строительство автомобильных дорог протяженностью 8,1 км. И разработка проектно - сметной документации на строительство дорог протяженностью 8,19 км.

Муниципальной программой «Комплексное благоустройство г. Березники на 2017 год» предусмотрены денежные средства в размере 4 576 тыс. рублей на разработку проектно – сметной документации по строительству автодорог в районе ****.

Сроки выполнения проектно – сметной документации с получением государственной экспертизы составляет от 12 до 18 месяцев.

При таких обстоятельствах, поскольку на период с 2016 года по 2018 год запланированы поэтапные работы, направленные на строительство дорог в районе **** города Березники, выводы суда первой инстанции о бездействии административного ответчика являются необоснованными, поскольку до указанного времени права и законные интересы административного истца не нарушаются.

Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов участников хозяйственных отношений. Возложение на администрацию города Березники обязанности по обеспечению проезда к земельному участку истца нарушит права и законные интересы муниципального образования «Город Березники», поскольку повлечет за собой изменение Муниципальной программы, бюджетного процесса города.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов (ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации), непосредственно дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа осуществляется органом местного самоуправления путем выполнения мероприятий, предусмотренных программами территориального планирования, утвержденными местной администрацией, реализуемыми за счет средств местного бюджета (часть 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона N 257 от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", следовательно, в рамках установленного бюджета и муниципальной программы. Удовлетворение заявленных Волковым Д.Ю. исковых требований означало бы вмешательство суда в хозяйственную деятельность субъектов-участников хозяйственных правоотношений, изменение утвержденной муниципальной программы, потребовало бы необходимость изыскания дополнительных бюджетных средств, что недопустимо.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия Администрации города Березники по невыполнению мероприятий, связанных со строительством автомобильной дороги к земельному участку, расположенному в г.Березники, ****, принадлежащему Волкову Д.Ю. и Волковой И.В. на праве собственности, возложении на администрацию города Березники обязанности по устранению допущенного нарушения путем совершения необходимых действий, направленных на строительство автомобильной дороги, обеспечивающей доступ к указанному земельному участку, в срок до 1 января 2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309,311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Березниковского городского суда Пермского края от 26 ноября 2015 года отменить, вынести по делу новое решение.

Отказать Волкову Д.Ю. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия Администрации города Березники по невыполнению мероприятий, связанных со строительством автомобильной дороги к земельному участку, расположенному в г.Березники, ****, принадлежащему Волкову Д.Ю. и Волковой И.В. на праве собственности.

Отказать Волкову Д.Ю. в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию города Березники обязанности по устранению допущенного нарушения путем совершения необходимых действий, направленных на строительство автомобильной дороги, обеспечивающей доступ к указанному земельному участку, в срок до 1 января 2017 года.

Председательствующий

Судьи