ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-20122/17 от 15.08.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Бокий Н.М. Дело № 33-20122/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 августа 2017 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Казакова Д.А.

судей Кузьминой А.В., Кривцова А.С.

секретарь Бондаренко Д.И.

по докладу судьи Казакова Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Суханова Владимира Евгеньевича к Новороссийской таможне о признании незаконным приказа об увольнении, приказа «О внесении изменений в приказ Новороссийской таможни от 22 июля 2016г. № 409-К», восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула,

по апелляционной жалобе представителя Новороссийской таможни по доверенности Евсеевой Т.А., апелляционному представлению старшего помощника Новороссийского транспортного прокурора Дорошенко В.В. на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 01 февраля 2017 года,

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

Суханов В.Е. обратился в суд с иском к Новороссийской таможне о признании незаконным приказа об увольнении, приказа «О внесении изменений в приказ Новороссийской таможни от 22 июля 2016г. № 409-К», восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула.

В обоснование требований указал, что с 02.11.2011 проходил службу в Новороссийской таможне Южного таможенного управления Федеральной службы РФ. Ежегодно, от указанной даты, истцом и начальником таможни в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 144-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», заключался контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации сроком на один год, в должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды (далее - ОБООВК). Порядок заключения контракта установлен приказом ФТС РФ от 01.12.2008г. № 1504 «Об утверждении положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации».

04.04.2016 года Суханов В.Е. был ознакомлен с уведомлением о том, что 05.08.2016г. прекращается действие контракта от 03.08.2015 года, в должности начальника ОБООВК, по истечении которого он может быть уволен со службы в таможенных органах РФ в соответствии с пп.4 п.2 ст.48 Федерального закона (по окончанию срока службы предусмотренного контрактом).

04.04.2016 года истцом, на имя начальника таможни написано заявление с просьбой, о заключении с ним контракта о службе в таможенных органах РФ на новый срок, в должности начальника ОБООВК таможни.

15.04.2016 года, заместителем начальника Новороссийской таможни < Ф.И.О. >7 в отношении истца, подготовлено представление для принятия решения о заключении с Сухановым В.Е. контракта. Этим же днем, начальником таможни < Ф.И.О. >8 согласовано представление на заключение с истцом контракта, на заявлении нанесена резолюция - «ОГСК направить на согласование в ЮТУ». 30.06.2016г. в таможню поступило письмо ЮТУ «О контракте В.Е.Суханова» от 30.06.2016 № 17.1-39/09910 (зарегистрировано таможней вх.№21673), где сообщено, что письмо ЮТУ от 06 мая 2016г. № 17.1-39/07124 «О В.Е.Суханове» оставить без реализации. Указано также о необходимости в установленном порядке ознакомить В.Е.Суханова с уведомлением об увольнении по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.

30.06.2016г. Суханов В.Е. был ознакомлен с уведомлением о том, что 05.08.2016г. прекращается действие контракта от № 10317000/0104к/15, в должности начальника ОБООВК, по истечении которого он будет уволен со службы в таможенных органах РФ в соответствии с пп.4 п.2 ст.48 Федерального закона (по окончанию срока службы предусмотренного контрактом).

22.07.2016г. и.о. начальником таможни < Ф.И.О. >10 издан приказ Новороссийской таможни № 409-К «Об увольнении В.Е.Суханова», согласно п.1 которого уволить с 04.08.2016 года со службы в таможенных органах Российской Федерации подполковника таможенной службы Суханова Владимира Евгеньевича (4-224615), начальника ОБООВК таможни, в соответствии с пп.4 п.2 ст.48 Федерального закона.

02.08.2016 Суханов В.Е. был ознакомлен с представлением к увольнению со службы в таможенных органах от 29.07.2016 года, разъяснен порядок увольнения по пп.4 п.2 ст.48 Федерального закона. Мотивы увольнения - по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.

Просил суд признать незаконными приказ и.о. начальника Новороссийской таможни < Ф.И.О. >9 от 22.07.2016г. № 409-К «Об увольнении В.Е. Суханова»; приказ и.о. начальника Новороссийской таможни < Ф.И.О. >10 от 28.07.2016 № 419-К «о внесении изменений в приказ Новороссийской таможни от 22.07.2016г. № 409-К». Восстановить Суханова В.Е. на службе в таможенных органах в должности начальника отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды Новороссийской таможни. Взыскать с Новороссийской таможни в пользу Суханова В.Е. заработную плату за время вынужденного прогула.

Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 01 февраля 2017 года исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным приказ и.о начальника Новороссийской таможни < Ф.И.О. >10 от 22.07.2016 г. №409-К «Об увольнении Суханова В.Е.».

Признал незаконным приказ и.о. начальника Новороссийской таможни < Ф.И.О. >10 от 28.07.2016 г. № 419-К «О внесении изменений в приказ Новороссийской таможни от 22.07.2016 г №409-К».

Восстановил Суханова Владимира Евгеньевича на службе в таможенных органах в должности начальника отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды Новороссийской таможни.

Решение в части восстановления Суханова Владимира Евгеньевича на службе в Новороссийскую таможню в должности начальника отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды Новороссийской таможни обращено к немедленному исполнению.

В апелляционной жалобе представитель Новороссийской таможни по доверенности Евсеева Т.А. просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.

В апелляционном представлении старший помощник Новороссийского транспортного прокурора Дорошенко В.В. также просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда Суханов В.Е., Новороссийский транспортный прокурор не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями ст.ст.113,116 ГПК РФ. О причинах неявки суду не сообщили. С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав представителей Новороссийской таможни по доверенности Дербасова Е.В., Петецкую И.В., Кирсанову Е.Г., поддержавших доводы жалобы, просивших решение суда отменить, обсудив доводы апелляционной жалобы, представления, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, с 02 ноября 2011г. между Сухановым В.Е. и начальником таможни в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», заключался контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации сроком на один год, в должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды (далее - ОБООВК).

Порядок заключения контракта установлен приказом ФТС РФ от 01.12.2008г. № 1504 «Об утверждении положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее - Положение).

05.08.2015г. между Сухановым В.Е. и начальником таможни заключен контракт сроком на один год, в должности начальника отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды Новороссийской таможни, о чем начальником таможни был издан приказ Новороссийской таможни «О заключении контракта с В.Е. Сухановым» № 448-К от 03.08.2015г.

04.04.2016 года Суханов В.Е. ознакомлен с уведомлением о том, что 05.08.2016г. прекращается действие контракта от 03.08.2015 года, в должности начальника ОБООВК, по истечении которого он может быть уволен со службы в таможенных органах РФ в соответствии с пп.4 п.2 ст.48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по окончанию срока службы предусмотренного контрактом).

04.04.2016 года истцом, на имя начальника таможни написано заявление с просьбой, о заключении с ним контракта о службе в таможенных органах РФ на новый срок, в должности начальника ОБООВК таможни.

30.06.2016 года в таможню поступило письмо ЮТУ «О контракте В.Е. Суханова» от 30.06.2016 № 17.1-39/09910, где сообщено о необходимости в установленном порядке ознакомить Суханова В.Е.с уведомлением об увольнении по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.

30.06.2016 года Суханов В.Е. был ознакомлен с уведомлением о том, что 05.08.2015г. прекращается действие контракта от №10317000/0104к/15, в должности начальника ОБООВК, по истечении которого он будет уволен со службы в таможенных органах РФ в соответствии с пп.4 п.2 ст.48 Федерального закона (по окончанию срока службы предусмотренного контрактом).

22.07.2016 года и.о. начальником таможни < Ф.И.О. >10 издан приказ Новороссийской таможни № 409-К «Об увольнении В.Е.Суханова», согласно п.1 которого уволить с 04.08.2016 года со службы в таможенных органах Российской Федерации подполковника таможенной службы Суханова Владимира Евгеньевича (4-224615), начальника ОБООВК таможни, в соответствии с пп.4 п.2 ст.48 Федерального закона (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом).

Согласно абзацу 4 п.2 настоящего приказа основанием является контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации №10317000/0104к/15 и письмо ЮТУ от 30.07.2016г. №17.1-39/09910.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что истец решением аттестационной комиссии признан соответствующим занимаемой должности и представлен к заключению контракта на новый срок, однако начальником таможни при принятии им решения о незаключении контракта с истцом, не учтено представление заместителя начальника таможни. Работодатель (начальник таможни) отказал Суханову В.Е. в приеме на работу в виде перезаключения контракта на новый срок, по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.

Однако судебная коллегия полагает данный вывод суда первой инстанции несостоятельным.

Так, в соответствии с положениями статей 6 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", поступление граждан на службу в таможенные органы является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника, сроком на один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах.

Деятельность, которую осуществляют таможенные органы, предопределяет специальный правовой статус сотрудников этих органов. Государство, регулируя служебные отношения указанной категории граждан, в том числе порядок поступления и прохождения службы, вправе устанавливать в этой сфере особые правила, в частности предусмотреть замещение должностей сотрудников таможенных органов только на основании контракта, заключаемого на определенный срок.

Конституционный Суд Российской Федерации применительно к различным видам деятельности, связанным с осуществлением публичных функций, высказывал в своих решениях суждение о том, что гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определения от 1 декабря 1999 года N 219-О, от 7 декабря 2001 года N 256-О и от 20 октября 2005 года N 378-О).

Согласно п.4 ч.2 ст.48 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.

Каких-либо исключений, устанавливающих невозможность прекратить служебные отношения в связи с истечением срока действия контракта, законом не установлено. Правовая природа контракта как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечение срока) прекращаются. Заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена.

Таким образом, прекращение контракта в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, является самостоятельным основанием к прекращению служебных отношений, обстоятельством, не зависящим от воли сторон, в свою очередь специальным законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, не установлена обязанность перезаключить с сотрудником контракт о службе в таможенных органах на новый срок, приводить мотивы отказа в заключении такого контракта.

На момент заключения контракта истец имел специальное звание, являлся сотрудником таможенных органов, в связи с чем в соответствии с приведенными правовыми нормами прохождение им службы было возможным только на основании контракта о службе, заключенного только на определенный срок. Иных условий прохождения службы в таможенных органах действующим законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Согласно п.2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Суханова Владимира Евгеньевича к Новороссийской таможне о признании незаконными приказа об увольнении, приказа «О внесении изменений в приказ Новороссийской таможни от 22 июля 2016г. № 409-К», восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула.

Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 01 февраля 2017 года отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении требований Суханова Владимира Евгеньевича к Новороссийской таможне о признании незаконными приказа об увольнении, приказа «О внесении изменений в приказ Новороссийской таможни от 22 июля 2016г. № 409-К», восстановлении на работе, оплате времени вынужденного прогула, отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.08.2017г.