ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2014/19 от 28.03.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Щенникова Е.В. Дело № 33-2014/2019 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Сироткиной Е.М., Щелканова М.В.

при секретаре Поповой О.К.

рассмотрела в судебном заседании 28 марта 2019 года дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Тутриновой Л.А., апелляционному представлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 21 января 2019 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Сыктывдинского района удовлетворить в части,

обязать ИП Тутринову Л.А. в срок до 01.05.2019 устранить нарушения пожарной безопасности в Семейном детском центре «Тотошка», расположенном по адресу: ул. <Адрес обезличен>, кадастровый номер помещения <Номер обезличен>, а именно: Разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ. Обеспечить ширину эвакуационного выхода из помещения туалета не менее 0,8 м. Обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации из помещений административно-бытового назначения (помещения 1, 2, 5, 6, 10) не менее 1,0 м. Обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету, уменьшенную на ширину дверного полотна, при двустороннем расположении дверей из спальной (помещений № 12) и туалета (помещение № 8а, 8б) не менее 1,2 м. Обеспечить отделку потолков в помещениях центра декоративно-отделочными материалами классом пожарной опасности не ниже чем КМ1 (для общих коридоров) и КМ2 (для групповых). Обеспечить размещение помещений со спальными местами (групповые ячейки) в блоках или частях здания объекта класса Ф1.1. отдельно от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и пр.) с противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа,

возложить на администрацию СП «Выльгорт» обязанность восстановить эвакуационный выход в Семейном детском центре «Тотошка», расположенном по адресу: ул. <Адрес обезличен>, кадастровый номер помещения <Номер обезличен>, обеспечив его ширину не менее 1,2 м.,

требования прокурора об обязании предусмотреть световой указатель «Выход» над эвакуационной дверью (выход из спортивного зала - помещение № 17), обеспечении отделки стен и потолков в помещениях спортивного зала декоративно-отделочными материалами классом пожарной опасности не ниже чем КМО и (или) КМ1, запрете ИП Тутриновой Л. А. осуществлять деятельность в Семейном детском центре «Тотошка», расположенном по адресу: ул. <Адрес обезличен> кадастровый номер помещения <Номер обезличен> до полного устранения нарушений пожарной безопасности оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Щелканова М.В., объяснения ответчика Тутриновой Л.А., ее представителей Ш.А.Л.., Б.О.А.., прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Сыктывдинского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП Тутриновой Л. А. об обязании устранить нарушения пожарной безопасности в Семейном детском центре «Тотошка», расположенном по адресу: <Адрес обезличен>. В обоснование требований указано, что на основании договора о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью №<Номер обезличен> от 05.12.2016, заключенного между ИП Тутриновой Л. А. и администрацией сельского поселения «Выльгорт», ИП Тутринова Л. А. временно владеет и пользуется указанным нежилым помещением. 11.04.2018 прокуратурой Сыктывдинского района осуществлена проверка Семейного детского центра «Тотошка». По результатам проверки в связи с выявленными нарушениями в адрес ИП Тутриновой Л. А. внесено представление, однако большинство из выявленных нарушений до настоящего времени не устранены, что и послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 04.07.2018 к производству суда приняты уточненные исковые требования прокурора Сыктывдинского района к ИП Тутриновой Л. А. устранить нарушения пожарной безопасности, и о запрете осуществления деятельности в Семейном детском центре «Тотошка» до полного устранения нарушений пожарной безопасности.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 04.07.2018 администрация сельского поселения «Выльгорт» исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

В ходе рассмотрения гражданского дела определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 21.11.2018 судом приняты уточнённые исковые требования прокурора Сыктывдинского района Республики Коми, которые в итоговом варианты сформулированы следующим образом: обязать ИП Тутринову Л. А. в срок до 01.05.2019 устранить нарушения пожарной безопасности в Семейном детском центре «Тотошка», расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый номер помещения <Номер обезличен>, а именно: Разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ. Обеспечить наличие эвакуационного выхода из групповой ячейки. Обеспечить наличие второго эвакуационного выхода из групповой ячейки. Обеспечить ширину эвакуационного выхода из групповой ячейки не менее 1,2 м. Обеспечить ширину эвакуационного выхода из помещения туалета не менее 0,8 м. Обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации из помещений административно-бытового назначения (помещения 1, 2, 5, 6, 10) не менее 1,0 м. Обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету, уменьшенную на ширину дверного полотна, при двустороннем расположении дверей из спальной (помещений № 12) и туалета (помещение № 8а, 8б) не менее 1,2 м. Предусмотреть световой указатель «Выход» над эвакуационной дверью (выход из спортивного зала - помещение № 17). Обеспечить отделку потолков в помещениях центра декоративно-отделочными материалами классом пожарной опасности не ниже чем КМ1 (для общих коридоров) и КМ2 (для групповых). Обеспечить отделку стен и потолков в помещениях спортивного зала декоративно-отделочными материалами классом пожарной опасности не ниже чем КМО и (или) КМ1. Обеспечить размещение помещений со спальными местами (групповые ячейки) в блоках или частях здания объекта класса Ф1.1. отдельно от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и пр.) с противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа. Запретить ИП Тутриновой Л. А. осуществлять деятельность в Семейном детском центре «Тотошка», расположенном по адресу: ул. <Адрес обезличен>, кадастровый номер помещения <Номер обезличен> до полного устранения нарушений пожарной безопасности.

Дело рассмотрено с участием прокурора Ш.Ю.В. ответчика Тутриновой Л. И., представителей ответчика Тутриновой Л. И. Ш.А.Л.Б.О.А.., представителя ответчика администрации сельского поселения «Выльгорт» Б.О.Б., представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОНДиПР Сыктывдинского района УНДиПР МЧС России по РК Ш.И.В.., Ч.Ю.А..

Суд принял указанное выше решение, на которое ответчиком индивидуальным предпринимателем Тутриновой Л.А. подана апелляционная жалоба, а прокурором апелляционное представление.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие представителей ответчика администрации сельского поселения «Выльгорт» и третьего лица ОНДиПР Сыктывдинского района УНДиПР МЧС России по Республике Коми.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью 460 кв.м., расположенное на ... по адресу: <Адрес обезличен> находится в муниципальной собственности администрации сельского поселения «Выльгорт».

Согласно техническому паспорту указанное нежилое помещение расположено на ... здания общежития, <Дата обезличена> года постройки, состоящее из 5 этажей, общей площадью 14 832 кв. м.

На основании Договора <Номер обезличен> о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью, от 05.12.2016 (с учетом Дополнительного соглашения <Номер обезличен> от 21.06.2017), заключенного между администрацией СП «Выльгорт» и ИП Тутриновой Л. А., нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> передано во временное владение и пользование ИП Тутриновой Л. А. для открытия детского центра (п...) (...).

Пунктом ... Договора установлен срок аренды с 06.12.2016 по 05.12.2021.

В соответствии с п. ... и ... Договора арендатор обязуется следить за нормальным функционированием и техническим состоянием инженерно-технических коммуникаций, охраной, противопожарной сигнализации, телефонной сети. Обеспечить их сохранность. Соблюдать правила пожарной безопасности и техники безопасности, требования Госсанэпидемнадзора, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности арендатора и арендуемого им объекта.

Согласно акту приема-передачи от 05.12.2016 ИП Тутринова Л. А. приняла нежилое помещение с кадастровым номером <Номер обезличен> площадью 460 кв.м., расположенное на ... по адресу <Адрес обезличен>, претензии в отношении которого у ИП Тутриновой Л. А. отсутствовали.

На основании договора простого товарищества (о совместной деятельности) от 15.08.2016 ИП Тутринова Л.А. и ИП К.П.М.. обязались путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения следующих целей: реализация проекта «Семейный детский центр «Тотошка»; оказание услуг по присмотру и уходу за детьми; оказание услуг по организации физкультурно-оздоровительной деятельности; оказание услуг по организации отдыха детей в каникулярное время. Наименование создаваемого простого товарищества - Семейный детский центр «Тотошка».

В 2016 году инженером Б.. был разработан рабочий проект Семейного детского центра «Тотошка» по адресу: <Адрес обезличен> Согласно данному проекту, класс функциональной пожарной опасности помещений центра определен как Ф1.1; Ф3.6 (... экспертного заключения). Кроме того, в проекте указано, что данная организации по уходу и присмотру за детьми состоит из 3-х групповых ячеек, каждая из которых включает помещения игровой, спальни, туалетной комнаты, раздевальной-приемной для детей. В составе ДО имеется кухня, постирочная, соляная комната, кабинет заведующего, подсобная. Группу помещений для занятий культурно-спортивной деятельностью составляют: актовый зал, изостудия (студия художественного творчества), пати-рум (детский клуб), зал фитнеса, тренажерный зал, санитарно-бытовые помещения для посетителей (... экспертного заключения).

Постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 11.08.2017 № <Номер обезличен> ответчику разрешена перепланировка нежилого помещения в соответствии проектом, разработанным ИП Б..

Таким образом, арендуемое помещение ИП Тутриновой Л. А. используется для функционирования Семейного детского центра «Тотошка», что не оспаривается сторонами.

09.04.2018 прокуратурой Сыктывдинского района Республики Коми с привлечением специалиста ОНДиПР ... УНДиПР МЧС России по Республике Коми осуществлена проверка исполнения ИП Тутриновой Л. А. требований законодательства о пожарной безопасности на объекте Семейный детский центр «Тотошка». По результатам проверки выявлены многочисленные нарушения с учетом разработанного ИП Тутриновой Л. А. проекта под открытие семейного детского центра, которым расположение и функциональное назначение помещений определены индивидуальным предпринимателем самостоятельно. При этом выявленные нарушения указаны с учетом отнесения объекта «Семейный детский центр «Тотошка» к детским учреждениям, предназначенным для временного пребывания людей (класс Ф1.1 в соответствии с СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы).

С учетом частичного устранения выявленных нарушений при рассмотрении дела судом рассматривался вопрос о наличии (отсутствии) нарушений требований пожарной безопасности, указанных в уточненных исковых требованиях прокурора.

Поскольку между сторонами имелся спор относительно вменяемых нарушений требований пожарной безопасности в Семейном детском центре «Тотошка», определением Сыктывдинского районного суда от 06.08.2018 по делу назначена судебная экспертиза пожарной безопасности, производство которой поручено эксперту ООО «...» И.В.Г.

Согласно заключению эксперта №<Номер обезличен> от 08.10.2018 эксперт пришел к выводу, что рассматриваемые в рамках настоящего гражданского дела нарушения пожарной безопасности частично соответствуют нормам законодательства Российской Федерации о соблюдении правил пожарной безопасности.

Так, при обследовании помещения Семейного детского центра «Тотошка», экспертом И.В.Г.. установлено следующее.

В состав помещений Семейного детского центра «Тотошка» согласно проекту входит 26 помещений, в том числе коридор, из которых на момент обследования 04.09.2018 эксплуатируются: кабинет заведующего (помещение № 2 по проекту), комната для приема пищи детьми (помещение № 14 «игровая» по проекту), игровая № 1 (помещение № 11 по проекту), игровая комната (помещение № 17 по проекту), спальня № 1 на 6 койкомест (помещение № 12 по проекту), кухня (помещение № 1 по проекту), общая раздевалка (помещение № 19б по проекту), соляная комната (помещение № 3 по проекту), кладовая уборочного инвентаря (помещение № 10 по проекту), постирочная (помещение № 6 по проекту), комната для рисования (помещение № 4 «инструкторская» по проекту), 2 санузла (детский и для персонала). В связи с проведением ремонта отдельные помещения не эксплуатируются и опечатаны – № 15 (комната для персонала), № 18 (изостудия), № 20 (игровая), № 21 (фитнес зал), 19а (раздевалка).

На момент обследования 04.09.2018 в помещениях центра находятся 5 работников и 6 детей возраста от ... до .... Согласно отметкам в журнале регистрации посещений центра количество детей, посещающих Семейный детский центр «Тотошка» варьируется от ... человек и за 2017-2018 годы не превышает общего количества детей ... человек. Дети в дневное время находятся в смешанном возрастном составе, под присмотром персонала центра.

Из части первого этажа, занимаемой Семейным детским центром «Тотошка», по факту имеется 2 «эвакуационных» выхода, но один из этих выходов - выход №2 (ведущий в лестничную клетку) должен быть заложен, то есть изолирован от жилой части здания согласно нормам СП 54.13330.2011. Таким образом, из части первого этажа, занимаемой Семейным детским центром «Тотошка», после ликвидации выхода № 2 останется только один «эвакуационный» выход, чего с учетом требований СП 54.13330.2011 будет недостаточно. Геометрические параметры ширины эвакуационных выходов, ведущих из Семейного детского центра «Тотошка» наружу, соответствуют нормативным требованиям.

По факту на путях эвакуации в общих коридорах и вестибюле Семейного детского центра «Тотошка» для отделки стен и полов применены материалы классов КМl и КМ2, что не противоречит нормативным требованиям пожарной безопасности. Потолки указанных путей эвакуации на момент осмотра представляют собой поверхность железобетонных панелей перекрытия с побелкой, без каких-либо отделочных материалов и подвесных потолков. Имеющиеся в деле сертификаты на материалы (линолеум, гипсокартон, стеклообои) подтверждают классы данных материалов как КМl и КМ2, что удовлетворяет требованиям ФЗ №123-ФЗ, СНИП 21-01-97, СП 1.13130.2009. Источники зажигания в помещениях Семейного детского центра «Тотошка» отсутствуют. Вместе с тем, по мнению эксперта И.В.Г. указанные в материалах дела нарушения пожарной безопасности частично обоснованы сводами правил СП 1.13130.2009, СП 4.13130.2013, СП 5.13130.2009, которые являются документами в области стандартизации добровольного применения (п.1.1 СП 1.13130.2009, П.1.1 СП 4.13130.2013, П.1.1 СП5.13130.2009), включены в соответствующий Перечень (пл. 45,209,2012), утвержденный Приказом Агентства по техническому регулированию и метрологии №474, и не могут оцениваться, как несоблюдение технических регламентов. При этом, требования СП 4.13130.2009 и СП 5.13130.2009 распространяют свое действие только на этапах проектирования и строительства зданий, а не на этапе эксплуатации зданий. Кроме того, эксперт делает вывод о том, что Семейный детский центр «Тотошка» не относится к дошкольным образовательным организациям или к детским дошкольным учреждениям, а значит, по функциональной пожарной опасности не относится к подклассу Ф1.1, но относится к классу Ф1. - «Здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей».

Суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ), отклонил выводы судебного эксперта в части и пришел к выводу о необходимости отнесения помещения, занимаемых ответчиком, к помещениям функциональной пожарной опасности Ф1.1, где часть помещений относится к классу функциональной пожарной опасности Ф3.6, в связи с чем удовлетворил частично исковые требования, возложив обязанность по устранению части нарушений на ответчика Тутринову Л.А., а части нарушений (восстановление эвакуационного выхода) – на администрацию сельского поселения «Выльгорт».

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не усматривает.

В апелляционной жалобе ответчик указывает на отсутствие оснований для отнесения занимаемого помещения семейного центра «Тотошка» к помещениям дошкольных образовательных организаций (класс функциональной опасности Ф 1.1.). Судебная коллегия отклоняет данный довод по следующим основаниям.

Согласно ст. 28 Закона № 123-ФЗ пожарно-техническая классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков применяется для установления требований пожарной безопасности к системам обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности.

Часть 1 статьи 32 указанного Закона содержит классификацию зданий (сооружений, пожарных отсеков и частей зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна. В частности, такие здания подразделяются на:

Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:

Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций.

В развитие положений данного Федерального закона действуют Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390.

Правила отнесения зданий, сооружений и пожарных отсеков к классам по конструктивной пожарной опасности определяются в нормативных документах по пожарной безопасности, а именно в правилах СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (вместе с «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»), утвержденных Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288.

Анализ положений вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет судить о том, что требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям и сооружениям, напрямую зависят от их функционального назначения, в том числе связанного с характером и степенью нахождения людей на данных объектах, их потенциальным количеством, видами осуществляемой деятельности на объекте.

Согласно выписке из ЕГРИП ИП Тутринова Л. А. осуществляет в том числе деятельность по предоставлению услуг по дневному уходу за детьми (код ОКВЭД ...), деятельность физкультурно-оздоровительная (код ОКВЭД ...) ...

ИП Тутриновой Л. А. в структурном подразделении «Присмотр и уход за детьми младшего дошкольного возраста» Семейного детского центра «Тотошка» разработано и утверждено «Положение о ведении хозяйственной деятельности. Правила внутреннего трудового распорядка. Особенности и условия рабочего времени и времени отдыха сотрудников. Общие санитарные требования и нормы, предъявляемые к сотрудникам. Правила уборки помещений» (...).

Из данного положения следует, что Семейный детский центр «Тотошка» оказывает социальные услуги населению в части присмотра и ухода за детьми. В целях реализации данной услуги открыты группы по присмотру за детьми от ... до ... для кратковременного пребывания и на полный день. Находясь в группе, дети проходят процесс адаптации и подготовки к детскому саду через соблюдение режимных моментов с применением игровых и развивающих занятий (п. ...

График работы Центра установлен следующий: рабочая неделя – шестидневка, время работы с ... пятидневка и суббота с ..., выходной – воскресение (...

Максимальное количество принимаемых детей – ... (п. ...

Пунктом ... данного положения установлен режим дня и последовательность выполнения работ в Семейном детском центре «Тотошка». Так, определен общий режим дня, режим дня для группы по присмотру для детей старше ... и режим дня группы по присмотру и уходу за детьми для детей на полный день. Указанными режимами предусмотрен сон детей младшего возраста с ...., а также дневной сон для всех детей с ....

Исходя из установленных обстоятельств, суд обоснованно пришел к выводу о том, что с учетом характера оказываемых ИП Тутриновой Л. А. в семейном детском центре «Тотошка» услуг, нахождением в помещении центра детей в состоянии сна, помещения семейного детского центра «Тотошка» в целом следует отнести к классу функциональной пожарной опасности Ф1.1, где часть помещений относится к классу функциональной пожарной опасности Ф 3.6.

В апелляционной жалобе ответчика имеется ссылка на положения пункта 1 части 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которой дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, к которой ответчик не относится.

Судебная коллегия отклоняет данный довод, поскольку классификацию зданий по классу функциональной пожарной опасности зависит от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна.

В свою очередь, предметом регулирования Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования), закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Таким образом, понятие «дошкольная образовательная организация» в соответствии с Законом № 123-ФЗ не тождественно понятию «дошкольная образовательная организация» в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Выводы суда о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности подробно описаны судом в обжалуемом решении со ссылкой на нормы законодательства о пожарной безопасности, в том числе СНиП 21-01-97, СП 1.13130.2009, СП 4.13130.2013, Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390), и надлежащей оценкой исследованных в суде доказательств.

Следующим доводом апелляционной жалобы является довод об отсутствии необходимости в создании групповых ячеек.

Судебная коллегия признает данный довод несостоятельным.

В 2016 году инженером Б.. был разработан рабочий проект Семейного детского центра «Тотошка» по адресу: <Адрес обезличен> Согласно данному проекту класс функциональной пожарной опасности помещений центра определен как Ф1.1; Ф3.6 (... экспертного заключения). Кроме того, в проекте указано, что данная организации по уходу и присмотру за детьми состоит из 3-х групповых ячеек, каждая из которых включает помещения игровой, спальни, туалетной комнаты, раздевальной-приемной для детей. В составе ДО имеется кухня, постирочная, соляная комната, кабинет заведующего, подсобная. Группу помещений для занятий культурно-спортивной деятельностью составляют: актовый зал, изостудия (студия художественного творчества), пати-рум (детский клуб), зал фитнеса, тренажерный зал, санитарно-бытовые помещения для посетителей (... экспертного заключения).

Положениям п. 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4 СП 4.13130.2013 установлено, что объекты защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, либо выделяться в самостоятельные пожарные отсеки при размещении в жилых и общественных зданиях иного класса функциональной пожарной опасности. При размещении помещений детских дошкольных образовательных учреждений на первых этажах зданий класса Ф1.3 выделять указанные помещения в самостоятельные пожарные отсеки не требуется. К помещениям семейных дошкольных групп и иных групп детей дошкольного возраста малой наполняемости, размещаемым в жилых домах, предъявляются противопожарные требования, как к жилым помещениям жилых домов. Помещения со спальными местами (групповые ячейки со спальнями, комнаты для проживания, больничные палаты и т.п.) на объектах класса Ф1.1 следует размещать в отдельных блоках или частях здания, отдельных от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и др.) противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа).

Учитывая изложенное, выводу суда о наличии оснований для возложения обязанности по обеспечению размещение помещений со спальными местами (групповые ячейки) в блоках или частях здания объекта класса Ф1.1. отдельно от частей здания другого назначения (административно-хозяйственных, бытовых, технических и пр.) с противопожарными стенами не ниже 2-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа является верным.

Довод о необоснованности требований, касающихся отделки потолков. отклоняется судебной коллегией.

Суд возложил на ответчика обязанность обеспечить отделку потолков в помещениях центра декоративно-отделочными материалами классом пожарной опасности не ниже чем КМ1 (для общих коридоров) и КМ2 (для групповых).

По нормам статьи 134 Закона № 123-ФЗ строительные материалы применяются в зданиях и сооружениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности. Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях устанавливаются применительно к показателям пожарной опасности этих материалов, приведенным в таблице 27 приложения к данному Федеральному закону. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.

Согласно таблице 28 декоративно-отделочные материалы потолка для общих коридоров организаций подкласса Ф 1.1 должны быть не ниже, чем класс КМ1.

При этом в спальных и палатных помещениях, а также в помещениях зданий дошкольных образовательных организаций подкласса Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2. Отделка стен и потолков залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий в дошкольных образовательных организациях должна быть выполнена из материала класса КМ0 и (или) КМ1.

Согласно заключению эксперта по факту на путях эвакуации в общих коридорах и вестибюле Семейного детского центра «Тотошка» для отделки стен и полов применены материалы классов КМl и КМ2, что не противоречит нормативным требованиям пожарной безопасности. Потолки указанных путей эвакуации на момент осмотра представляют собой поверхность железобетонных панелей перекрытия с побелкой, без каких-либо отделочных материалов и подвесных потолков.

Ссылка на заключение эксперта отклоняется судебной коллегией, поскольку из заключения эксперта следует, что в настоящее время потолок на путях эвакуации в общих коридорах и вестибюле не имеет отделки, при этом ремонт помещения не окончен.

Решением суда возложена обязанность по отделке потолков, а не стен и пола, где нарушений не выявлено.

Следующим доводом жалобы является довод о необоснованности вмененных нарушений СП 1.13130.2009, СП 3.13130.2009, СП 4.13130.2013, СП 5.13130.2009, поскольку данные акты применятся на добровольных началах.

В силу ст. 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, свод правил - это документ, который применяется на добровольной основе.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" утвержден приказом Росстандарта от 16.04.2014 N 474.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Добровольность применения сводов правил по пожарной безопасности заключается в том, что Технический регламент о требованиях пожарной безопасности предоставляет выбор:

- сделать расчет пожарного риска; если значение, полученное при расчете пожарного риска, не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, то выполнять требования нормативных документов по пожарной безопасности, в частности, требования, установленные СП по пожарной безопасности, не требуется;

- в полном объеме выполнять требования нормативных документов по пожарной безопасности, в частности, требования, установленные СП по пожарной безопасности.

Своды правил являются приложением к техническому регламенту и согласно ст. 6 п. 1 ч. 2 пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при полном выполнении требований пожарной безопасности, установленных нормативными документами по пожарной безопасности.

Таким образом, в рассматриваемом случае при отсутствии расчета пожарного риска выполнение требований документов в области стандартизации, включенных в приказ Росстандарта от 16.04.2014 N 474, является обязательным.

Судебная коллегия также отмечает.

Пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ определено, что положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Частью 3 статьи 80 Закона № 123-ФЗ установлено, что при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.

В рассматриваемом случае функциональное назначение помещения изменено в связи с его передачей под размещение семейного центра в 2016 году, а следовательно, все требования пожарной безопасности, установленные в соответствии с Законом № 123-ФЗ, являются обязательными для исполнения.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, направлены на иное толкование норм материального права.

В апелляционном представлении прокурор оспаривает решение только в части отказа в удовлетворении требований о запрете деятельности.

Отказывая в удовлетворении иска в части требований о запрете ИП Тутриновой Л. А. осуществлять деятельность в Семейном детском центре «Тотошка» до полного устранения нарушений пожарной безопасности, суд, руководствуясь положениями ст. 1065 ГК РФ, пришел к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком ИП Тутриновой Л. А. предприняты и предпринимаются активные действия по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности. Выявленные нарушения могут быть устранены без прекращения работы центра. При этом судом учитывается, что в настоящее время в Семейном детском центре «Тотошка» имеется второй эвакуационный выход, который может быть использован для эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации.

Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, стороной ответчика не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности не создают угрозу жизни и здоровья. Также отсутствуют доказательства того, что принятые компенсационные меры нивелируют угрозу жизни и здоровья в результате нарушений требований пожарной безопасности, а уровень пожарного риска составляет менее допустимых значений. Ссылка в данной части на заключение эксперта отклоняется судебной коллегией, поскольку, как указано ранее, заключение эксперта в полном объеме не может быть принято во внимание, поскольку содержит ошибочный вывод о неотнесении занимаемого помещения к подклассу пожарной опасности Ф 1.1.

Учитывая изложенное, апелляционное представление прокурора является обоснованным, а решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о запрете деятельности с вынесение нового решение об удовлетворении иска в данной части.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 21 января 2019 года отменить в части отказа в иске о запрете ИП Тутриновой Л.А. осуществлять деятельность в Семейном детском центре «Тотошка», расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый номер помещения <Номер обезличен> до полного устранения нарушений пожарной безопасности, вынести в данной части новое решение.

Запретить индивидуальному предпринимателю Тутриновой Л.А. осуществлять деятельность в Семейном детском центре «Тотошка», расположенном по адресу: <Адрес обезличен> здания, кадастровый номер помещения <Номер обезличен>, до полного устранения нарушений пожарной безопасности в занимаемом помещении, указанных в абзацах втором и третьем резолютивной части решения.

В оставшейся части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Тутриновой Л.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи