судья: Афанасьева И.И.
гражданское дело №33-20152
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 18 июня 2015 года
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Харитонова Д.М.,
судей Бурениной О.Н., ФИО1,
при секретаре **** А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.Н. Бурениной дело по апелляционным жалобам представителей Призывной комиссии района «Обручевский» г. Москвы *** Н.Н., Военного комиссариата г. Москвы *** Р.Е. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 03 марта 2015 года по делу по заявлению *** П.А. об оспаривании решения призывной комиссии района «Обручевский» г. Москвы о призыве на военную службу, которым заявленные требования удовлетворены,
установила:
*** П.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии района «Обручевский» от 17.12.2014 года отдела военного комиссариата по Гагаринскому району ЮЗАО города Москвы оего призыве на военную службу; обязании призывной комиссии района «Обручевский» города Москвы предоставить *** П.А. отсрочку от призыва на военную службу на основании пп. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 г.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что в 2014 г. поступил на 1 курс очного обучения в Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе по направлению подготовки (бакалавриат) «Информационные системы и технологии», что соответствует программе подготовки специалитета из ОКСО. Указанное направление подготовки (бакалавриат) имеет государственную аккредитацию, что в соответствии с пп а. п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53 — ФЗ от 28.03.1998 г. дает ему право на получение отсрочки от призыва на военную службу.
Несмотря на представление документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки, призывной комиссией района Обручевский отдела военного комиссариата по Гагаринскому району ЮЗАО г. Москвы принято решение о призыве *** П.А. На венную службу.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 03 марта 2015 года постановлено: Заявление *** П.А. об оспаривании решения призывной комиссии района «Обручевский» г. Москвы о призыве на военную службу удовлетворить.
Признать решение призывной комиссии отдела военного комиссариата по Гагаринскому району ЮЗАО г.Москвы о призыве на военную службу *** П.А. от 17.12.2014г. незаконным и отменить. Обязать призывную комиссию района «Обручевский» г.Москвы предоставить отсрочку от призыва на военную службу на основании п.п. «а» п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998г.
В апелляционных жалобах представителями призывной комиссии района «Обручевский» г. Москвы *** Н.Н., Военного комиссариата г. Мосвы *** Р.Е. ставится вопрос об отмене решения.
Представитель заявителя *** М.П. в судебном заседании против удовлетворения доводов апелляционной жалобы возражала, находя решение законным и обоснованным.
Представители заинтересованного лица Призывной комиссии района «Обручевский» г. Москвы *** Н.Н., Военного комиссариата г. Москвы ФИО2 в судебном заседании апелляционные жалобы поддержали, по изложенным в них доводам.
Представитель Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе **** Ю.Е. возражал по доводам жалобы, полагая решение законным и обоснованным.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие *** П.А., извещённого о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя *** М.П., представителей заинтересованного лица Призывной комиссии района «Обручевский» г. Москвы *** Н.Н., Военного комиссариата г. Мосвы **** И.А. обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст.330 ГПК РФ для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционных жалоб, изученным по материалам дела, имеются.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" - при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия);соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с п.1 ст.26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г. № 53-ФЗ призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пп.а п.2 ст.24 указанного Закона право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата.
Как было установлено судом и подтверждается материалами дела, *** П.А. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата г. Москвы по Гагаринскому району.
В 2014 г. *** П.А. зачислен в Российский государственный геологоразведочный университет им.Серго Орджоникидзе на 1 курс по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) «Информационные системы и технологии» код 09.03.02. со сроком обучения до 2018 года.
Соответствующая справка с места учебы, оформленная в соответствии с требованиями приложения №2 от 27.10.14 г. №65 была предоставлена *** П.А. в Гагаринский ОВК для предоставления ему отсрочки на основании пп а п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 г.
Решением призывной комиссии района «Обручевский» от 17.12.2014 года *** П.А. признан годным к военной службе и призван на срочную военную службу.
Разрешая заявленные требования и признавая решение призывной комиссии ОВК по Гагаринскому району ЮЗАО г. Москвы от 17.12.2014 г. о призыве на военную службу *** П.А. незаконным, а также возлагая на указанную призывную комиссию обязанность предоставить *** П.А. отсрочку от призыва на военную службу на основании пп. А п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 г., суд первой инстанции исходил из того, что Российский государственный геологоразведочный университет им.Серго Орджоникидзе имеет бессрочную лицензию Рособрнадзора на осуществление образовательной деятельности от 24.09.2012 г. № 0361, в котором указана образовательная программа высшего образования 230400.62 «Информационные системы и технологии» (квалификация «бакалавр) и свидетельство о государственной аккредитации от 02.04.2014 г. № 0953, в котором указана укрупненная группа направлений подготовки и специальностей 230000 «Информатика и вычислительная техника» (квалификация «специалист»).
Применяя к возникшим спорным правоотношениям положения ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 г., ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказами Министерства образования и науки РФ от 12.09.2013 г. № 1061, от 17.02.2011 г. № 201, от 05.07.2011 № 2105, от 18.11.2013 № 1245, суд пришел к выводу о соответствии образовательной программы укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 230000 «Информатика и вычислительная техника» (квалификация «специалист») образовательной программе укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 230000 «Информатика и вычислительная техника» (квалификация «бакалавр»).
А также соответствии образовательной программы укрупненной группы направлений и подготовки специальностей 230000 «Информатика и вычислительная техника» (квалификация «бакалавр») образовательной программе укрупненной группы направлений и подготовки специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» (квалификация «бакалавр»), в которую включена специальность 09.03.02 «Информационные системы и технологии» (квалификация «бакалавр»).
Что, в свою очередь, в совокупности с наличием у названного выше университета свидетельства о государственной аккредитации и лицензии на образовательную деятельность, было принято судом в качестве обстоятельств, позволяющих прийти к выводу о наличии государственной аккредитации образовательной программы «бакалавриат» по специальности «Информационные системы и технологии» (квалификация «бакалавр»), по которой обучается заявитель.
Судебная коллегия находит такие выводы суда первой инстанции основанными на неправильном толковании норм материального права в связи со следующим.
Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской федерации пунктами 17 и 18 установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
В соответствии с п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу ( приложение N 1 к приказу Министра Обороны РФ N 400), решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу, или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в Приложении N 32 к Приказу Министра Обороны N 400. Согласно п. 3 пп. "а" Приложения N 32 к Приказу Министра Обороны N 400 для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов: обучающегося по очной форме обучения в имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования - справка согласно приложению N 2 к настоящему Перечню;
Решение о предоставлении отсрочки выносится только на основании данных документов, список которых является исчерпывающим. Предоставление дополнительных документов вышеназванным приказом не предусмотрено.
Конституционный суд РФ в своем определении от 17 ноября 2011 года N 1711-О-О указал, что предоставление отсрочки от призыва на военную службу в системе действующего правового регулирования связывается с наличием у образовательного учреждения государственной аккредитации по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования.
Частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Согласно ст. 92 того же Закона государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами (ч.1).
Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (ч.2).
При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию (ч.7).
При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии обучающихся, завершающих обучение по этим образовательным программам в текущем учебном году (ч. 8 в редакции действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения)
Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале (ч.9).
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 июня 2014 г. № *** установлены соответствия между перечнями направлений подготовки специальностей высшего профессионального образования, установленных утратившим силу Законом РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»: бакалавр, магистр, специалист (далее - старые перечни) и перечнями направлений подготовки высшего образования, установленных ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 — ФЗ от 29.12.2012 г., вступивших в силу с 12.11.2013 г.- магистратура, бакалавриат, специальностей высшего образования — специалитета (далее — новые перечни).
При этом указанным письмом разъяснено, что свидетельства о государственной аккредитации, выданные организациям, осуществляющим образовательную деятельность по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей в соответствии со старыми перечнями подтверждают государственную аккредитацию всех образовательных программ высшего образования , указанных в лицензии образовательной организации высшего образования и относящиеся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам направлений подготовки и специальностей в соответствии с действующим на момент принятия решения о государственной аккредитации перечням укрупненных групп специальностей, направлений подготовки.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами Российским государственным геологоразведочным университетом им.Серго Орджоникидзе осуществлялась образовательная деятельности по образовательной программе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Информатика и вычислительная техника» код 230000 с направлением подготовки «Информационные системы и технологии» .
Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2003 Утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30 сентября 2003 г. N 276-ст, введенным в действие с 1 января 2004 года, установлена укрупненная группа специальностей и направлений подготовки “Информатика и вычислительная техника» с кодом ***, в которую входят такие направления подготовки, как:
-«Информатика и вычислительная техника» с кодом по ОКСО *** по программе высшего профессионального образования бакалавр и магистр;
-«Информационные системы и технологии» с кодом по ОКСО *** по программе высшего профессионального образования дипломированный специалист (инженер);
-«Прикладная информатика» с кодом по ОКСО *** по программе высшего профессионального образования дипломированный специалист (инженер)
В соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.
В связи с этим разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалитета, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров, анализ которых позволяет прийти к выводу о том, что данные стандарты предъявляют различные требования к уровню образования, и ставятся в зависимость от направления подготовки высшего образования — магистратура или бакалавриат, либо перечня специальностей — специалитет.
При этом, как указано в упомянутом выше письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 июня 2014 г. № АК — 1666\05, установленные соответствия по направлениям подготовки и специальностям, указанным в старых и новых перечнях, подтверждают идентичность содержания, условий и требований к результатам реализуемых по ним образовательным программам, право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществлять образовательную деятельность по направлениям подготовки и специальностям, соответствующим в старых и новых перечнях направлениям подготовки и специальностям, имеющимся в лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельстве о государственной аккредитации образовательной деятельности.
В рассматриваемом деле, судом первой инстанции обоснованно установлено соответствие укрупненной группы специальностей и направлений подготовки “Информатика и вычислительная техника» с кодом по ОКСО *** укрупненной группой «Информатика и вычислительная техника» с кодом ***, имеющейся в Российский государственный геологоразведочный университет им.Серго Орджоникидзе.
Вместе с тем, судом не принято во внимание, что входящее в укрупненную группу ***. направление подготовки «Информационные системы и технологии» с кодом ***. (соответствующее уровню образования — бакалавриат по новому перечню), куда был принят *** П.А., соответствует направлению подготовки с кодом *** (бакалавр по старому перечню), а не направлению подготовки по коду ***( по старому перечню — специалист), входящих по старому перечню в укрупненную группу ***.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для правильного разрешения возникшего спора, поскольку согласно представленному в материалы дела приложению № 1 к свидетельству о государственной аккредитации Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный геологоразведчный университет имени Серго Орджоникидзе» № 0953 от 02 апреля 2014 г., выданного на срок до 02 апреля 2020 года, аккредитация указанному образовательному учреждению выдана по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования в том числе и в отношении «Информатики и вычислительной техники» с кодом по ОКСО ***, но в отношении только уровней образований специалитет и магистратура, в отношении балакавриата такая аккредитация отсутствует.
При этом допустимых доказательств, подтверждающих наличие государственной аккредитации у Российского государственного геологоразведочного университета им.Серго Орджоникидзе до 02 апреля 2014 г., в том числе и по уровню образования бакалавр укрупненной группы направлений подготовки 230000 «Информатика и вычислительная техника» заявителем не представлено.
Напротив, из представленных в судебном заседании судебной коллегии представителями Призывной комиссии района «Обручевский» г. Москвы, Военного комиссариата г. Москвы документов из Рособрнадзора установлено, что образовательная программа высшего профессионального образования 230400 «Информационные системы и технологии» направление подготовки «бакалавриат» в Университете не является аккредитованной на 12 мая 2015 года.
Указанное выше свидетельствует о том, что **** П.А. обучающийся на момент призыва на военную службу на очном отделении высшего учебного заведения по направлению подготовки бакалавриат, в отсутствии по такому направлению государственной аккредитации не может быть отнесен к лицу, имеющему право на предоставление отсрочки от военной службы на основании пп.а п.2 ст.24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных *** П.А. требований и признании незаконным решения призывной комиссии района «Обручевский» ОВК по Гагаринскому району ЮЗАО г. Москвы от 17.12.2014 г. о призыве *** П.А. на военную службу у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем вывод судебных инстанций нельзя признать правильными.
Поскольку оспариваемое судебное постановления принято с существенным нарушением норм права, регулирующих спорные правоотношения, учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным отменить состоявшееся по делу решение с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований **** П.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Мещанского суда г. Москвы от 03 марта 2015 года отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований *** П.А. о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии района «Обручевский» отдела военного комиссариата по Гагаринскому району ЮЗАО г. Москвы от 17 декабря 2014 года о призыве на военную службу, обязании предоставить отсрочку на основании пп. А п.2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 г. – отказать.