ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-20152/2014 от 16.09.2014 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья - Фойгель К.М. Дело № 33-20152/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 сентября 2014 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Агибаловой В.О.

судей: Малаевой В.Г., Диденко И.А.

по докладу судьи Малаевой В.Г.

при секретаре Лесных Е.А.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю гр.К. на решение Советского районного суда г. Краснодара от 17 июля 2014 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

гр.Ж., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына гр.Ж., обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

В обоснование заявленных требований указала, что 05 мая 2014 г. управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю заявителю было отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...> Отказ мотивирован тем, что в указанной квартире прописаны и проживают несовершеннолетние дети заявителя, которые не включены в договор о передаче в общую долевую собственность квартиры.

Решением Советского районного суда от 17 июля 2014 г. удовлетворено заявление Жоговой С.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Жогова Р.А.

В апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю гр.К. просит решение Советского районного суда от 17 июля 2014 г. отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав Жогову С.Н., представителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности гр.П., судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно договору № 25463 о передаче в общую долевую собственность квартиры № 10 в доме <...> от 14.03.2005 администрацией Карасунского внутригородского округа муниципального образования г. Краснодар Жоговой С.Н. и Жогову А.Р., передана бесплатно в общую собственность указанная квартира.

Обратившись в орган регистрации с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на указанную квартиру, Жогова С.Н. и Жогов А.Р. получили отказ со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20, пункт 1 статьи 19, пункт 2 статьи 16, статью 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации прав), пункт 2 ст. 37, ГК РФ, абз. 2 статьи 7 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ», мотивированный тем, что договор № 25463 вызывает сомнения, поскольку в договор приватизации не включены зарегистрированные и проживающие в квартире несовершеннолетние дети Жогов Д.Р. 11.12.2008 года рождения, и Жогова В.Р. 25.06.2012 года рождения, что отражено в выписке из лицевого счета от 07.03.2014.

Не согласившись с указанным отказом, Жогова С.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно статье 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Порядок приватизации жилищного фонда в Российской Федерации предусмотрен Законом Российской Ф от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее Закон о приватизации).

В соответствии со ст. 2 Закона о приватизации граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона о приватизации).

В соответствии со ст. 7 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из смысла статьи 7 Закона о приватизации следует, что она связывает с регистрацией договора в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не момент заключения самого договора, а момент приобретения гражданами права собственности на жилое помещение.

Как разъяснено в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст. 69 Жилищного кодекса РФ имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.

В соответствии со статьей 7 Закона о приватизации в договор № 25463 о передаче в общую долевую собственность квартиры № 10 в доме № 20 по ул. Благоева от 14.03.2005 был включён несовершеннолетний сын заявительницы Жогов А.Р.

Родившиеся 11.12.2008 Жогов Д.Р. (свидетельство о рождении III-АГ № 518333 от 18.12.2008) и 25.06.2012 Жогова В.Р. (свидетельство о рождении IV-АГ № 604389 от 11.07.2012), то есть после даты заключения договора № 25463 о передаче в общую долевую собственность квартиры <...> от 14.03.2005 от 14.03.2005 не могли быть включены в последний.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации прав) юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации прав в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производятся правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию, и проверка законности сделки, повлекшей возникновение, изменение или прекращение права собственности.

Согласно части 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.

Основаниями для государственной регистрации прав являются документы, необходимые для ее проведения и предусмотренные статьей 17 Закона о государственной регистрации прав.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав (абз. 10, ч. 1 ст. 17).

Согласно пункту 2 статьи 17 Закона о регистрации прав к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.

При этом государственная регистрация прав граждан на приватизируемые жилые помещения осуществляется на основании документов, определенных в пункте 8 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 06.08.2007 № 176, согласно которому в целях государственной регистрации прав граждан на приватизируемые жилые помещения представляются, в том числе разрешение органов опеки и попечительства в случаях, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 2 Закона (представляется гражданином).

Согласно абзацу 2 статьи 2 Закона о приватизации жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

Согласно абзацу 3 статьи 2 Закона о приватизации в случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Из смысла абзацев второго и третьего статьи 2 Закона о приватизации следует, что их положения не могут регулировать возникшие правоотношения в данном случае.

В пункте 29 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста РФ от 01.07.2002 № 184 (ред. от 19.01.2005), разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 17 Закона в установленных законодательством Российской Федерации случаях на государственную регистрацию могут представляться дополнительные документы, необходимые для государственной регистрации, среди которых не названы какие-либо дополнительные документы, необходимые для государственной регистрации, договора о передаче в общую долевую собственность квартиры, если с момента заключения такового договора до момента подачи заявления о регистрации договора в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в переданной органом муниципального самоуправления в собственность заявителю и его несовершеннолетнему сыну квартире были зарегистрированы два других несовершеннолетних ребенка, родившихся после соответствующей передачи квартиры в собственность.

При этом ни Законом о приватизации, ни законом о государственной регистрации прав, ни вышеупомянутыми Методическими рекомендациями не установлен срок регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество р сделок с ним. К тому же, регистрация права собственности является правом заявителя, а не его обязанностью.

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Как следует из материалов дела, на момент передачи указанной квартиры в собственность гражданам Жоговой С.Н. (матери) и проживающему с ней несовершеннолетнему сыну Жогову А.Р. других членов семьи не было, передача квартиры в их собственность осуществлена органом местного самоуправления. В этой связи, оснований полагать, что договор № 25463 о передаче в общую долевую собственность квартиры <...> от 14.03.2005 администрацией Карасунского внутригородского округа муниципального образования г. Краснодар Жоговой С.Н. и Жогову А.Р. противоречит вышеупомянутым нормам Закона о приватизации, статье 69 Жилищного кодекса РФ, то есть является недействительным ни у Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ни у суда не имеется. Указанный договор никем не оспаривался и не признан судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной. Заявителем были представлены на регистрацию договор № 25463, то есть документ, устанавливающий наличие, возникновение прав на квартиру, который соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражает информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

В статье 20 Закона о государственной регистрации прав предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав, в том числе, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абз. 10 п. 1 ст. 20).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.

Поскольку на регистрацию прав заявителем были представлены все необходимые в соответствии с Законом о государственной регистрации прав для государственной регистрации прав документы, сомнений в наличии оснований, в данном случае договора о передаче № 25463 квартиры в собственность, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений не имеется, судебная коллегия пришла к выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации прав заявителю у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не имелось.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что заявителю необоснованно отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <...>, а права несовершеннолетних Жогова Д.Р. и Жоговой В.Р., родившихся после даты заключения соответствующего договора не нарушены.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или предприятие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Принимая во внимание, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю нарушает права заявителя на реализацию права на регистрацию права собственности, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что требования Жоговой С.Н. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения суда у судебной коллегии не имеются.

Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Краснодара от 17 июля 2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю гр.К. без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: